СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 5-7 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре в 5-7 классах, составлена в соответствии с ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 5-7 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глуховская средняя школа







Утверждена

приказом директора МОУ Глуховской СШ

от «31» августа 2018 г. №98-о









Рабочая программа

по физической культуре 5-7 класс (102 часа - 3 часа в неделю)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глуховская средняя школа





Составитель: учитель

Физической культуры

Худин Евгений Юрьевич

первая категори







2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Физической культуре для 5-7-ых классов составлена в соответствии с нормативнымидокументами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании»;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД – 1552/03 «Об оснащении ОУ учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

6. Школьный учебный план МОУ Глуховская СШ на 2017-2018 учебный год

7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МОУ Глуховская СШ


Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня(гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Формирования личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общественной культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержание предмета.

На уроках физической культуры в 5-9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка).

1.1Цель обучения– формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

1.2Задачи обучения:

  • Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • Дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

  • формирование основ знаний о личной гигиене, влиянии физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • Углубления представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, и оказание первой помощи при травмах;

  • Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • Выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  • Содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.

Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:

  • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, са­мостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Принимая во внимание главную цель развития системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся 5—9 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склон­ностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.);развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др


2.Общая характеристика учебного предмета


Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психически свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

требований к результатам освоения образовательной, программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

  1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  2. Закона «Об образовании»;

  3. Федерального закона «О физической культуре и спорте»

  4. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

  5. примерной программы основного общего образования;

  6. приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.



2.1 Формы организации учебного процесса


Основные формы организации образовательного процесса по предмету — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучаю­щей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, про­ведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирова­ния правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть органи­зована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способ­ности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

Такие уроки проводятся преимущественно как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках сообщаются соответствующие знания, формируются у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью обучающихся учат способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. Отличительные особенности целевых уроков:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности активно включает школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.


    1. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей


При разработке рабочей программы по предмету "Физическая культура" учитывались национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Нормативными основаниями учета таких особенностей в содержании основных образовательных программ являются Федеральный закон «Об образовании в РФ» и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3). В (ст. 12) особо отмечается, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Сформулированы общие подходы, которые положены в основу включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание рабочей программы. При формировании таких подходов исходили из того, что термин «особенность» означает характерное свойство, отличающее какие-то конкретные объекты от остальных. Об особенности можно говорить и как об отличительном признаке объекта, который придает ему своеобразность. Иногда под особенностями понимают неповторимые свойства объекта. Иными словами, содержание данного понятия наиболее полно определяют такие словосочетания, как «характерное свойство», «отличительный признак» и «неповторимые свойства». Именно эти значения использовались при интерпретации сущности национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Национальные особенности - это свойства, характерные для российского народа, проявляющиеся на уровне языка, территории, экономической жизни, психического склада и культуры.

В программе учитываются основные аспекты развития – исторический, культурный и аспект развития. Обучающиеся получают знания об основных спортивных событиях на территории России, ведущих спортсменах, спортивных сооружениях, инфраструктуре. Раскрывается концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и ведётся подготовка к сдаче норм предусмотренных комплексом с учётом возрастных и половых особенностей.

Региональные особенности - это отличительные признаки региона, рассматриваемые в контексте природных, социально-экономических и национально-культурных особенностей.

Обучающиеся получают основные сведения о различных сторонах жизни нашего региона в прошлом и настоящем. Формируются представления о физической культуре, её роли в укреплении здоровья в условиях жизни. Углубляются знания в основных направлениях развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации в Нижегородской области. Совершенствуются двигательные навыки, умения и технические действия по разделу «Лыжная подготовка». Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования.

3333377737






3. Описание места учебного предмета в учебном плане


Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 70 ч, в 6 классе — 70 ч, в 7-9 классе — 70 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (по 3 ч в неделю).

Распределение учебного времени на прохождение разделов программы учебного курса «Физическая культура» в 5 - 9 классах

№ п/п

Вид программного материала

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

часов

I

Основы знаний

3

3

3

3

3

15


История физической культуры

1

1

1

1

1

5

Физическая культура (основные понятия)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура человека

1

1

1

1

1

5

II

Способы физкультурной деятельности

3

3

3

3

3

15


Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

2

2

2

2

2

10

Оценка эффективности занятий физической культурой

1

1

1

1

1

5

III

Физическое совершенствование

3

3

3

3

3

495

3.1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

3

3

3

3

3

15


Скандинавская ходьба

3

3

3

3

3

15

Упражнения с оздоровительной направленностью

В процессе уроков

3.2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:

96

96

96

96

96

480


Гимнастика с основами акробатики

15

15

15

16

16

77

Лёгкая атлетика

21

21

21

20

20

103

Лыжная подготовка

20

20

20

20

20

100

Баскетбол

17

17

17

12

12

75

Волейбол

15

15

15

13

13

71

Футбол

6

6

6

7

7

32

Элементы единоборств

0

0

0

6

6

12

Тестирование по региональному стандарту

2

2

2

2

2

10

3.3

Прикладно-ориентированная подготовка

В процессе уроков

3.4

Упражнения общеразвивающей направленности

В процессе уроков


ИТОГО ЧАСОВ

105

105

105

105

105

525

4.Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

4.1. Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной

- практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражне­ниями;

- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физи­ческого развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- владение умением формулировать цель и задачи инди­видуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

владение умениями:

- в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

- в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;

- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

- в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);

- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

4.2 Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;

- понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

- приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

- понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.

В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении само­стоятельных форм занятий.




4.3 Предметные результаты


В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функцио­нальной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:

- знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

- знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;

- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;

- умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

- умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

- умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;

- умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;

- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

Данная программа предусматривает реализацию междисциплинарных программ. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования являются следующие результаты:


5. Содержание учебного курса


К концу учебного года учащиеся научатся:

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • по разделу «Знания о физической культуре»

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристических походов.

Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

  • по разделу «Гимнастика с основами акробатики»

Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

«Легкая атлетика».

Беговые упражнения

Прыжковые упражнения.

Метание малого меча.

«Лыжные гонки».

Передвижения на лыжах.

Спортивные игры.

Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка.

Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности.

Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики.

Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика.

Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжная подготовка (лыжные гонки).

Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол.

Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол.

Развитие быстроты, силы, выносливости.




6. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Выпускник научится:

- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.


Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.



Способы двигательной (физкультурной) деятельности


Выпускник научится:

- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.


Выпускник получит возможность научиться:

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.


Физическое совершенствование

Выпускник научится:

- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций;

- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

- выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.


Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основы физической культуры в России;

  • особенности развития избранного вида спорта

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленности;

  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности по средством регулярных занятий физической культуры;

  • психофунциональные особенности собственного организма;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптированных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования , принципы создания простейших спортивных сооружений , площадок;

  • правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

уметь

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекция осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно воздействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культуры






Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых для оценивания уровня подготовки обучающихся


Инструментарием отслеживания физической подготовленности учащихся является таблица, оценки результатов тестирования физической подготовленности школьников. Методическое пособие: В.П. Горшков, А.Н. Мальцева «Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности школьников Челябинской области», Челябинск 1994. По результатам вводного тестирования, проводимого в сентябре, происходит корректировка характера физических упражнений и нагрузки, получаемой учащимися на уроках, даются домашние задания. Итоговое тестирование проводится в мае.

К испытаниям по полной программе тестов допускаются учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, однако школьники подготовительной группы не выполняют виды, противопоказанные им по состоянию здоровья, а анализ уровня их физической подготовленности проводится по фактически выполняемой ими программе.

Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.

При оценивании уровня физической подготовленности учащегося особое внимание уделяется не столько высоким исходным уровням развития, что чаще всего свидетельствует о хороших природных задатках, а индивидуальным темпам приростов в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, оцениваются по уровню овладения ими раздела «Основы знаний», умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнения доступных для них двигательных действий.

Оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, осуществляется на основе требований «Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» авторы-составители: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г., и в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.


Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:

«5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;

«4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

«3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

«2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Используемая литература:


Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл. (под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича).

Горшков В.П., Мальцева А.Н. Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности школьников Челябинской области. – Челябинск, 1994г.

Лях В.И. Физическая культура:5-9 кл.:тестовый контроль: пособие для учителя./В.И.Лях.- М.: Просвещение, 2009.-144с.








Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет


п/п

физические способности

контрольные упражнения

возраст

пол

уровень

низкий

средний

высокий

1

скоростные

Бег 30 м, с

11



12



13



14




15

М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


6,3 и выше

6.4


6.0

6.2


5.9

6.3


5.8

6.1


5.5

6.0

6.1-5.5

6.3-5.7


5.8-5.4

6.4-6.0


5.6-5.2

6.2-5.5


5.5-5.1

5.9-5.4


5.3-4.9

5.8-5.3

5.0 и ниже

5.1


4.9

5.0


4.8

5.0


4.7

4.9


4.5

4.9

2

координационые

Челночный бег 3х10м,с

11



12



13



14



15

М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


9.7 и выше

10.1


9.3

10.0


9.3

10.0


9.0

9.9


8.6

9.7

9.3-8.8

9.7-9.3


9.0-8.6

9.6-9.1


9.0-8.6

9.5-9.0


8.7-8.3

9.4-9.0


8.4-8.0

9.3-8.8

8.5 и ниже

8.9


8.3

8.8


8.3

8.7


8.0

8.7


7.7

8.5

3

скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

11



12



13



14



15

М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


140 и ниже

130


145

135


150

140


160

145


175

155

160-180

150-175


165-180

155-175


170-190

160-180


180-195

160-180


190-205

165-185

195 и выше

185


200

190


205

200


210

200


220

205

4

выносливость

6-ти минутный бег

11



12



13



14



15

М

Д


М

Д


М

Д


М

Д


М

Д

900 и ниже

700


950

750


1000

800


1050

850


1100

900




1000-1100

850-1000


1100-1200

900-1050


1150-1250

950-1100


1200-1300

1000-1150


1250

1050-1200


1300 и выше

1100


1250

1150


1400

1200


1450

1250


1500

1300

5

гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

11




12




13




14



15

М

Д



М

Д


М

Д



М

Д



М

Д


2 и ниже

4



2

5


2

6



3

7


4

7





6-8

8-10


6-8

9-11


5-7

10-12




7-10

12-14


8-10

12-14

10 и выше

15


10

16


9

18




11

20


12

20

6

силовые

Подтягивания на высокой перекладинеиз виса кол-во раз мальчики

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз девочки.

11




12




13



14




15

М

Д



М

Д


М

Д



М

Д



М

Д


1 и ниже

4



1

4


1

5



2

5



3

5

4-5

10-14


4-6

11-15



5-6

12-15



6-7

13-15



7-8

12-13

6 и выше

19


7

20



8


19


9

17



10

16



5 класс



мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Легкая атлетика

1. Бег 60 метров

10.0

1 0.6

11.2

10.4

10,8

11.4

2. прыжок в длину с места

160

150

140

155

145

135

3. Бег на выносливость 1 км

5.30

6.00

6.30

6.00

6.30

7.00

4. Челночный бег 4х9 м

11.0

11.7

12.3

11.7

12.3

13.0

5. бег на средние дистанции 300м,

100

1.10

1.17

1.10

1.17

1.25

6. Метание мяча на дальность 150г. (м)

34

27

20

21

17

14

7Сгибание и разгибания рук в упоре лёжа

20

15

10

10

7

4

8.Подъемы туловища из положения лежа за 1 мин

35

30

25

32

27

22

спортивные игры (баскетбол)

1.Передачи мяча в движении

По технике исполнения

2. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления.

По технике исполнения

3. Броски мяча по кольцу

По технике исполнения

4.Игра по упрощенным правилам.

По технике исполнения

Гимнастика с элементами акробатики

1. Наклон из положения сидя вперед

+7

+4

+2

+13

+8

+3

2. Подтягивания из виса, на низкой перекладине (кол-во раз)

5

4

3

15

11

8

3. Строевые упражнения

По технике исполнения

4. Акробатическое соединение

По технике исполнения

  1. Акробатика мост девочки,

стойка на голове мальчики

По технике исполнения

6. Прыжки через скакалку 30 сек.

50

30

20

50

30

20

7. Упражнения в висе

40

25

15

30

20

10

8. Комплекс ОРУ

По технике исполнения

9. Полоса препятствий

По технике исполнения

Лыжная подготовка

1. Передвижение попеременно – двухшажным ходом.

По технике исполнения

2. Передвижение одновременным бесшажным , одношажным ходом

По технике исполнения

3. Торможение и поворот «плугом», «полуплугом».

По технике исполнения

4. техника конькового хода,

По технике исполнения

5. Техника торможения.

По технике исполнения

6.Одновременного одношажного хода (стартовый вариант).

По технике исполнения

7. Бег на лыжах 1 км.

6.30

7.00

7,30

7.00

7.30

8.10




6 класс



мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Легкая атлетика

1. Бег 60 метров

9.8

10,4

11,1

10.3

106

11,2

2. Прыжок в длину с места

170

160

150

165

155

140

3. Бег на выносливость 1 км

5.00

5.30

6.00

5.30

6.00

6.30

4. Челночный бег 4х9 м

10.7

11.4

12.0

114

120

12.7

5. Бег на средние дистанции300м,.

0.59

1.08

1.15

1.05

1.15

1.20

6. Метание мяча на дальность 150 г. (м)

36

29

21

23

18

15

7Сгибание и разгибания рук в упоре лёжа (кол-во раз)

25

20

15

12

9

6

8.Подъемы туловища из положения лежа за 1 мин

40

35

30

35

30

25

спортивные игры (баскетбол)

1.Передачи мяча в движении

По технике исполнения

2. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления.

По технике исполнения

3. Броски мяча по кольцу после ловли.

По технике исполнения

4.Игра по правилам баскетбола

По технике исполнения

5. Штрафной бросок

По технике исполнения

Гимнастика с элементами акробатики

1. Наклон из положения сидя вперед (см)

+9

+6

+2

+15

+12

+8

2. Подтягивания

7

5

3

16

12

9

3. Строевые упражнения

По технике исполнения

4. Акробатическое соединение

По технике исполнения

5. Акробатика мост девочки,

стойка на голове мальчики

По технике исполнения

6. Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз)

110

100

85

115

105

95

7. Упражнения в висе

45”

30”

15”

35”

25”

5”

8. Комплекс ОРУ

По технике исполнения

Лыжная подготовка

1. Передвижение попеременно – двухшажным ходом.

По технике исполнения

2. Передвижение одновременным бесшажным , одношажным ходом

По технике исполнения

3. Торможение и поворот «плугом», «полуплугом».

По технике исполнения

4. Подъем на склон

По технике исполнения

5. Техника торможения.

По технике исполнения

6.Одновременного одношажного хода (стартовый вариант).

По технике исполнения

7.Бег на лыжах 1 км.

6.00

6.30

7.00

6.15

6.45

7.30

8.Бег на лыхаж2 км.

14.00

14.30

15.00

14.30

15.00

15.30






7 класс



мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Легкая атлетика

1. Бег 60 метров

9.4

10,2

11,0

9.8

104

11,2

2. Прыжок в длину с места

195

175

155

175

155

135

3. Бег на выносливость 1 км

4.40

5.00

5.40

5.00

540

6.00

4. Челночный бег 4х9 м

104

108

11.2

10,5

11.0

11.8

5. Бег на средние дистанции500м,.

300м.

1.40

1.50

2.10

1.01

1.10

1.15

6. Метание мяча на дальность 150 г. (м)

39

33

23

26

20

16

7Сгибание и разгибания рук в упоре лёжа (кол-во раз)

30

25

20

13

9

6

8.Подъемы туловища из положения лежа за 1 мин

43

38

30

38

33

25

спортивные игры (баскетбол)

1.Передачи мяча в движении

По технике исполнения

2. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления.

По технике исполнения

3. Броски мяча по кольцу после ловли.

По технике исполнения

4.Игра по правилам баскетбола

По технике исполнения

5. Штрафной бросок

По технике исполнения

Гимнастика с элементами акробатики

1. Наклон из положения сидя вперед (см)

+10

+6

+3

+18

+14

+6

2. Подтягивания из виса, на низкойперекладине (кол-во раз)

8

6

3

17

12

7

3. Строевые упражнения

По технике исполнения

4. Акробатическое соединение

По технике исполнения

5. Акробатика мост девочки,

стойка на голове мальчики

По технике исполнения

6. Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз)

120

110

100

120

110

100

7. Упражнения в висе

70”

50”

40”

38”

28”

18”

8. Комплекс ОРУ

По технике исполнения

Лыжная подготовка

1. Передвижение попеременно – двухшажным ходом.

По технике исполнения

2. Передвижение одновременным бесшажным , одношажным ходом

По технике исполнения

3. Торможение и поворот «плугом», «полуплугом».

По технике исполнения

4 Техника торможения.

По технике исполнения

5.Бег на лыжах 1 км.

6.00

6.30

7.00

6.30

7.00

7.30

6.Бег на лыжах 2 км.

13.30

14.00

14.30

14.00

14.30

15.00



Использованная литература:Спортивные игры. Учебник для студентов факультетов физ. воспитания педагогических. институтов. Н.П. Воробьева М., «Просвещение».

Для всех видов упражнений может быть установлен следующий критерий оценок:


оценка «5», если упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; если в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре;
оценка «4», если упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно; если в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре;
оценка «3», если упражнение выполнено правильно, но с большим напряжением, допущены незначительные ошибки, если в играх учащийся показал знание лишь основных правил и не всегда умеет пользоваться изученными движениями;
оценка «2», если упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в игре учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными движениями;
оценка «1», если упражнение не выполнено, учащийся не знает правил и не умеет играть.


При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, особенности конституции тела, недостаточное физическое развитие, последствия заболеваний и др.
для определения сдвигов, характеризующих успеваемость учащихся, применяется три вида учета результатов оценки знаний, навыков и количественных показателей выполнения движений:
предварительный, текущий и итоговый. Рекомендуется составлять контрольные упражнения с оценкой по нормативным требованиям, например: на количество попаданий, на время выполнения технического приёма ит.п.



Перечень справочно-информационной и дополнительной литературы, используемой для расширения знаний по физической культуры:


  • Книга легкоатлета/ под. Ред. А.Ю. Гринштейна.- М.: Физкультура и спорт,1971.

Колодницкий Г.А

  • Внеурочная деятель-ность учащихся. Лег-кая атлетика: пособие для учителей и мето-дистов / Г.А. Колод-ницкий и др. – М.: Просвещение, 2011. – 93с.: (Работаем по но-вым стандартам).

  • Краснов В.М. на следующую ступень// Легкая атлетика., 2005. №8-9

  • Теннов В.П. Лучшие легкоатлеты России// Легкая атлетика., 2005.-№1-2.

  • Чен Е.Б. Лучшие легкоатлеты мира. Лучшие легкоатлеты России// Легкая атлетика., 2006.-№1-2.

  • Кузнецов В.,Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта».Москва, Советская Россия»,1979 г.

  • Е.А. Малков. Подружились с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987г.

  • Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт»,1984г.

  • И.М. Бутин. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000 г.

  • А.В. Жеребцов «Физкультура и спорт», Москва, 1986 г.

  • Электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

  • Данные сети Интернет.

  • Б.И.Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. «Физическая культура», Высшая школа 1989г.

  • Ю.Д. Железняк «Юный волейболист», Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988 г.

  • Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, Н.Г. Николаенко «Физическое воспитание», Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.

  • Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис.канд.пед.наук.- Омск,1988

  • Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. Син 1881.

  • Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1997.

  • Линберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 1971.

  • Обучение технике игры в баскетбол/ Метод. Рекомендаций для студентов ИФК. Сост. Ермаков В.А. – Тула 1992.

  • Гирилян А.И. Зимние виды спорта. Л.-1987.

  • Энциклопедия юного спортсмена. М-1989.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!