СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена к учебнику Максаковского на основе нового сборника примерных рабочих программ Москва "Просвещение" 2020
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей _______________________ Протокол № ____ от «____» ________ 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР___________/____________ «____»_____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Петровской СОШ ____________ /Л.В.Прищепа/ Приказ №______от______________ |
Приложение к рабочей программе
по учебному предмету «География"
Календарно – тематическое планирование
по географии
для 10-11 класса
среднего (полного) общего образования
на 2021/2022 учебный год
Разработала: Гермоненко Г.Н.
учитель географии
высшей квалификационной категории
с.Петровка, 2021г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для среднего (полного) общего образования 10-11 класс на базовом уровне составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России: от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15; в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020);
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Примерной программы по Основной образовательной программы по географии , предметной линии "Полярная звезда". 5-11 классы/ А. И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина и др/. - 2-е изд. перераб. Москва: Просвещение, 2020 г.- 189 с.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утверждённой приказом глпвного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004;
Учебного плана МКОУ Петровской СОШ на 2021-2022 учебный год;
Устава МКОУ Петровской СОШ;
Положения о рабочей программе МКОУ Петровской СОШ;
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ Петровской СОШ;
Календарного графика МКОУ Петровской СОШ на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа по географии является приложением к образовательной программе основного общего образования МКОУ Петровской СОШ.
Содержание курса завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
География- это единственный учебный предмет, рассматривающий прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность. География, имея огромный общеобразовательный и мировоззренческий потенциал глубже других учебных предметов раскрывает научные и ценностные основы сохранения жизненной среды человечества. Именно средствами географии можно сформулировать основные идеи выживания людей на планете, раскрывая роль каждого человека в предотвращении экологической безопасности, национальных и демографических конфликтов, экономической нестабильности, социальных и политических проблем.
Цели и задачи курса:
Целью изучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компонентами для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о ее сохранении.
Содержание курса дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Учебник по географии входят в перечень допущенных изданий, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №699 от 9.06.16г.
1. Максаковский В.П. География . Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2020 г.
Место учебного предмета "География" в учебном плане
Программа предмета "География" рассчитана на два года. Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 70 часов со следующим распределением часов по классам: 10 класс — 1 ч (кол-во часов в неделю), 11класс — 1 ч (кол-во часов в неделю.
Формы контроля:
Самостоятельная работа;
- тест;
- индивидуальный проект;
- практические работы;
- сообщение.
Технологии обучения:
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- исследовательский метод;
- информационно-коммуникативная технология;
- технология развития критического мышления;
- разноуровневое обучение.
Учебно-методические пособия и электронные ресурсы.
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2020 г.
2.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г
3.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
4 .Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
5.Элькин Г.Н. Поурочное планирование
6.В. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь:
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-готовность к защите Отечества, к службе в Вооруженных Силах РФ;
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на лиалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, православия, понимание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов;
- сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире;
-сформированность навыков социализации и сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию;
-сформированность основ эстетической деятельности, включая эстетику быта, образования, спорта, общественных отношений, отношения к природе;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможности реализации собственных жизненных планов;
-основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта приролоохранной деятельности;
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана из проверки и др.);
- готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельтный отбор источников информации в соответствии с целями и задачами и др.);
- умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач;
-умение ориентироваться в социально-политических и экономических событияхъ, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения;
- умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами деятельности.
Предметные
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
III. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
География 10 класс
Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий ее формирования. Изменения политического облика мира на рубеже 20-21 вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Государство-главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территория с неопределенным статусом. Формы правления государств- монархическая и республиканская. Формы государственного устройства-унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; категории их выделения.
Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединенных Наций, ее структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны.
Тема 2. Природа и человек в современном мире
Многозначность понятия "ресурсы". Связь природных и экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами - нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и до. Природно-ресурсный потенциал России.
Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о "водном голоде" на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура.
Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных технологий.
Тема 3. География населения мира
Современная демографическая ситуация. Ростнаселения Земли- от медленного до ускоренного. Суть и причины демографического взрыва в 20 в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в разных странах. Демографическая ситуация в России. Демографическая политика.
Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Этнический, языковой и религиозный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс человеческого развития (ИЧР).
География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Миграции. Миграции населения-внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т.д.). Понятие мультикультурализма.
Занятость ирасселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.
Тема 4. НТР и мировое хозяйство
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда.
Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономические). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства
Мировая экономика.Отраслевая и территориальная структуры мировой экономики. Динамика и тенденции ее развития в начале 21 в. Четыре сектора мировой экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства - центры экономической мощи и "аутсайдеры"; "полюсы" бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира.
Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи - экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля- основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.
География 11 класс
Региональная характеристика мира
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурно-исторические регионы мира, их основные характеристики.
Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территрии, численности населения, особенностям населения и географического положения. Экономические и социальные контрасты.
Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики. США и Канада. Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Германия, Великобритания, Франция. Регионы Западной Европы и Центрально-Восточной Европы; Российская Федерация и постсоветский регион; КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии и Северной Африки; Тропической Африки и ЮАР; Австралии и Океании. Общие географические характеристики стран.
Глобальные проблемы человечества.
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности- естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения (смягчения)глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Содержание раздела (темы) | Общее количество часов | Число практических работ (экскурсий) | Система контроля |
10 класс | |||
1.Современная политическая карта мира | 6 | - | тест, контурная карта |
2. Природа и человек в современном мире | 6 | - | тест, практ. работа |
3.География населения мира | 6 | - | тест,практ. работа |
4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6 | - | тест |
5. География отраслей мирового хозяйства | 9 | - | тест, пр. работа |
1 ч - итоговый урок | |||
11 класс | |||
6. Зарубежная Европа | 6 | - | тест, практ. работа, сообщение |
7.Зарубежная Азия. Австралия. | 6 | - | тест, практ. работа, инд. проект |
8. Африка | 4 | - | тест, контурная карта, инд. проект |
9. Северная Америка | 4 | - | практ. работа, сообщение |
10. Латинская Америка | 4 | - | тест, практ. работа |
11.Россия в современном мире | 4 | - | тест, сообщение |
12.Глобальные проблемы человечества | 2 | - | практ. работа, сообщение |
3 ч -повторение и итоговый урок |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценивания предметных результатов
Формы контроля:
тест;
индивидуальный проект;
практические работы;
сообщение.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
Ответ самостоятельный.
Наличие неточностей в изложении географического материала.
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
Понимание основных географических взаимосвязей.
Знание карты и умение ей пользоваться.
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" не ставится,
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Дата проведения | Виды деятельности, которые необходимы для реализации образовательного процесса на уроке | ||
По плану | фактически | ||||
10 класс Введение (2 ч) |
| ||||
1 | Введение. Положение географии в системе наук. Источники географической информации.
|
|
| Определять значение географических знаний в современной жизни. Оценивать возможности и важность современных источников г\информации. | |
Современная политическая карта мира (6ч) |
| ||||
2-3 | Современная политическая карта мира и ее формирование. Количество и группировка стран. Типология стран мира |
|
| Объяснять и оценивать изменения на политической карте мира. Составление таблицы "Этапы формирования политической карты".Нанесение на к/карту стран, образовавшихся в результате распада СССР и мировой социалистической системы. Характеризовать типологические группы стран. | |
4 | Влияние международных отношений на политическую карту мира |
|
| Выявлять влияние международных отношений на политическую карту. Устанавливать по различным источникам информации очаги напряженности и конфликтов в современном мире. Выявлять и обсуждать роль и место России в наиболее значимых геополитических ситуациях современности. | |
5 | Государственный строй стран мира. |
|
| Систематизировать информацию о территории, границах, формах правления и государственного устройства стран мира. Составление таблицы "Государственный строй стран мира". Нанесение на к/карту крупнейших по площади и населению стран мира и их столиц. | |
6 | Формы административно – территориального устройства |
|
| ||
7 | Политическая география |
|
| Характеризовать политико-географическое положение стран и регионов. Оценивать текущие географические процессы в мире на основе материала учебника, ресурсов Интернета. | |
Природа и человек в современном мире. (6 часов) |
| ||||
8 | Взаимодействие общества и природы. |
|
| Выявлять масштабы освоения континентов Земли путем анализа г/карт. Объяснять различия в истории заселения, освоения и развития территории. | |
9-10 | Ресурсообеспеченность. Мировые природные ресурсы.
|
|
| Устанавливать с помощью карт страны, располагающие наиболее широким ассортиментом природных ресурсов. Составлять таблицу по теме. Определять ресурсообеспеченность стран , составлять картосхемы крупнейших нефтегазоносных провинций мира. Определять с помощью карт страны-лидеры по тому или иному виду природных ресурсов. | |
11 | Загрязнение и охрана окружающей среды. |
|
| Осуществлять поиск информации в Интернете о загрязнении окружающей среды и путях решения проблем загрязнения, оценивать ее достоверность. Формулировать выводы о роли природоохранной и экологической политики в решении проблем охраны окружающей среды. | |
12 | Географическое ресурсоведение и геоэкология |
|
| ||
13 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Природа и человек в современном мире». |
|
| Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. | |
Население мира (6 часов) |
| ||||
14 | Численность и воспроизводство населения мира. |
|
| Объяснять динамику численности населения мира в разные исторические периоды. Строить диаграммы, сравнивать процессы воспроизводства населения в разных регионах мира, прогнозировать изменения в демографической ситуации в отдельных регионах мира. | |
15-16 | Состав и структура населения.Мировые и национальные религии.
|
|
| Определять по статистическим материалам возрастной и половой состав населения мира. Сравнивать и объяснять различия между поло-возрастными пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения. Устанавливать ареалы проживания крупнейших народов и распространения основных языков и мировых религий. Устанавливать регионы с высокой плотностью населения, направление основных миграционных потоков. | |
17 | Размещение и миграции населения мира. |
|
| ||
18 | Городское и сельское население мира. Урбанизация. |
|
| Объяснять различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий. Оценивать влияние урбанизации на окружающую среду. Наносить на к/карту крупнейшие городские агломерации. | |
19 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население мира» |
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом. | |
НТР и мировое хозяйство (6 часов) |
| ||||
20 | Научно-техническая революция. |
|
| Выявлять основные черты НТР, составлять таблицу по теме. Находить и систематизировать информацию о влиянии НТР на структуру производства. | |
21 | Мировое хозяйство |
|
| Выявлять особенности международного географического распределения труда, характеризовать различные формы мирохозяйственных связей. Объяснять причины возникновения международных и региональных союзов. Наносить на к/карту региональные экономические группировки. | |
22-23 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. |
|
| Анализировать динамику отраслевой структуры мирового хозяйства. Представлять информацию о структуре мирового хозяйства в виде схемы и диаграммы. Наносить на к/карту главные центры мирового хозяйства. | |
24 | Факторы размещения мирового хозяйства. |
|
| Характеризовать факторы размещения производительных сил. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения факторов размещения производительных сил. | |
25 | Урок обобщения и контроля знаний по теме "НТР и мировое хозяйство" |
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом. | |
География отраслей мирового хозяйства (10 ч)
|
| ||||
26 | География промышленности. |
|
| Объяснять факторы размещения отраслей. Сравнивать страны по показателю душевого потребления различных видов ресурсов. Выделять первую десятку стран-лидеров по обеспеченности основными видами природных ресурсов. Составлять диаграммы и таблицы по теме. Определять страны-экспортеры и импортеры основных видов промышленной и с/хозяйственной продукции. | |
27 | Топливно – энергетическая промышленность. |
|
| ||
28 | Горнодобывающая промышленность мира. |
|
| ||
29 | Металлургия и машиностроение мира.
|
|
| ||
30 | Химическая, лесная и легкая промышленности.
|
|
| ||
31 | География сельского хозяйства и рыболовства.
|
|
| Использовать информацию Интернет, оценивать достоверность информации. Характеризовать основные направления и структуру мировой торговли. Определять страны-экспортеры и импортеры основных видов промышленной и с/хозяйственной продукции Наносить на к/карту главные центры мировой торговли, первые десять стран- лидеров по объему внешней торговли. | |
32 | География транспорта мира |
|
| ||
33 | Всемирные экономические отношения. Международная торговля.
|
|
| ||
34 | Итоговый урок |
|
|
| |
11 класс Зарубежная Европа (6 ч)
|
| ||||
1 | Общая характеристика зарубежной Европы. |
|
| Устанавливать по картам г/положение, особенности природных условий и ресурсов зарубежной Европы. Анализировать экономическую специализацию конкретных стран Европы в мировой экономике, обосновывать ее предпосылки. Сопоставлять по экономической мощи страны зар. Европы. Выявлять экономические и социальные контрасты стран зар. Европы, представляя информацию в виде столбчатой диаграммы. Отбирать и анализировать статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсы Интернета. | |
2 | Географический рисунок расселения и хозяйства
|
|
| Выявлять по картам особенности расселения и хозяйства зар. Европы. Характеризовать культурно-исторические регионы мира. | |
3-5 | Субрегионы и страны зарубежной Европы |
|
| Определять специфические и типологические черты субрегионов и стан зарубежной Европы. Объяснять критерии выделения географических регионов. | |
6 | Обобщение и контроль знаний по теме "Зарубежная Европа"
|
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом. | |
Зарубежная Азия. Австралия. (6 часов)
|
| ||||
7 | Общая характеристика зарубежной Азии. |
|
| Устанавливать по картам г/положение, особенности природных условий и ресурсов зарубежной Азии. Анализировать экономическую специализацию конкретных стран зар. Азии в мировой экономике, обосновывать ее предпосылки. Сопоставлять по экономической мощи страны зар. Азии Выявлять экономические и социальные контрасты стран зар. Азии. Составлять комплексную географическую характеристику стран разных типов и крупных регионов зар. Азии. | |
8 | Китай
|
|
| Составлять социально-экономическую характеристику отдельной страны. Определять роль страны в мировой экономике. Наносить на к/карту страны зар. Азии, строить диаграммы, показывающие долю страны в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Разрабатывать индивидуальные проекты путешествий по странам : Япония, Индия, Китай Австралия. Осуществлять поиск информации в Интернете по конкретным странам и анализировать ее достоверность. | |
9 | Япония |
|
| ||
10 | Индия |
|
| ||
11 | Австралия |
|
| ||
16 | Обобщение и контроль знаний по теме «Зарубежная Азия. Австралия». |
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом | |
Африка (5 ч) |
| ||||
19 | Общая характеристика Африки |
|
| Определять роль страны (региона) в мировой экономике. Составлять характеристику природных предпосылок для развития хозяйства конкретной страны (региона). Осуществлять поиск информации в Интернете, анализировать ее и представлять в виде презентаций (сообщений, докладов). | |
20 | Субрегионы Африки. |
|
| ||
21 | ЮАР. |
|
| ||
22 | Обобщение и контроль знаний по теме "Африка" |
|
| ||
Северная Америка. (4 часа) |
| ||||
23 | Общая характеристика США |
|
| Характеризовать географическое положение США и регионов страны. Определять роль США и Канады в мировой политике и экономике. Характеризовать природные предпосылки для развития хозяйства этих стран. Наносить на к/карту страны, строить столбчатые и круговые диаграммы, показывающие долю стран в мировом промышленном и с/х производстве. Разрабатывать индивидуальный маршрут путешествия по США и Канаде, представлять его в виде доклада, сообщения или презентации. | |
24 | Макрорегионы США. |
|
| ||
25 | Канада.
|
|
| ||
26 | Обобщение и контроль знаний по теме "Северная Америка" |
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом | |
Латинская Америка (4 часа) |
| ||||
27 | Общая характеристика Латинской Америки.
|
|
| Устанавливать по картам г/положение, особенности природных условий и ресурсов Латинской Америки.. Анализировать экономическую специализацию конкретных стран Латинской Америки в мировой экономике, обосновывать ее предпосылки. Сопоставлять по экономической мощи страны региона. Выявлять экономические и социальные контрасты стран Лат. Америки.. Наносить на к/карту страны, строить столбчатые и круговые диаграммы, показывающие долю стран в мировом промышленном и с/х производстве. Разрабатывать индивидуальный маршрут путешествия по Бразилии и Аргентине, , представлять его в виде доклада, сообщения или презентации. | |
28 | Бразилия – тропический гигант.
|
|
| ||
29 | Обобщение и контроль знаний по теме "Латинская Америка" |
|
| Обобщение и систематизация знаний, решение учебных и практических задач, работа с картами, текстом | |
Россия в современном мире (2 ч) |
| ||||
30
| Россия в мировой политике, в мировом природно-ресурсном потенциале. Место России в мировом хозяйстве |
|
| Оценивать место России в мировой политике, место и роль России в системе международного географического разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве (взаимоотношениях, связях) России с отдельными странами мира. Определять структуру внешней торговли России. Определять по статистическим материалам соотношение экспорта и импорта России в мировой торговле. | |
|
| ||||
Глобальные проблемы человечества (2 ч) |
| ||||
31 | Глобальные проблемы человечества.
|
|
| Объяснять критерии выделения и причины возникновения глобальных проблем человечества. Характеризовать масштабы и остроту приоритетных глобальных проблем. Составлять таблицу по теме, графическую схему взаимосвязей глобальных проблем человечества .Отмечать социально-экономические аспекты экологических проблем. Составлять графический конспект темы. | |
32 | Стратегия устойчивого развития |
|
| ||
33 | Итоговый урок |
|
|
|