СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по искусству. 8 класс. ФГОС ОО"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Искусств» для 8 класса ФГОС ОО, выстроена на основе Примерной программы по музыке и изобразительному искусству,  которая  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  «Искусство» (Авторы: Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.) основного общего образования,  которая служит ориентиром при тематическом планировании курса,  даёт  распределение основного содержания  учебного курса и рекомендует последовательность изучения тем материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по искусству. 8 класс. ФГОС ОО"»



Рабочая программа основного общего образования

по учебному предмету « Искусство» 8 класс


1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по искусству для 8 класса составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов МОиН России от 08.06.2015г. № 576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38);

  • Приказ Минтруда России от 8.10.2013г. № 544н (с изм. От 25.12.2014г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (пед. деятельность в сфере ДО, НОО,ООО, СО образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12. 2013г. № 30550);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993);

  • Указ Президента РФ от 24.12.2014г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»;

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»;

  • Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Музыка» и «ИЗО»;

  • Авторская программа основного общего образования: Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.

  • Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебного предмета «Музыка», «ИЗО», «МХК» в 2020-2021 учебном году»;

  • Положение МАОУ СОШ № … г. Челябинска «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  • Устав МАОУ "СОШ №… г.Челябинска";

  • Программа развития МАОУ "СОШ №… г.Челябинска;

  • Учебный план организационного раздела ООП ООО МАОУ СОШ № на 2020 – 2021 учебный год;

  • Иные локальные акты.

Рабочая программа курса «Искусств» для 8 класса, выстроена на основе Примерной программы по музыке и изобразительному искусству, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Искусство» (Авторы: Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.) основного общего образования, которая служит ориентиром при тематическом планировании курса, даёт распределение основного содержания учебного курса и рекомендует последовательность изучения тем материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

УМК Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. рекомендован МОиН Челябинской области. Данная предметная линия является завершённой и приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности, т.к. по программе этих же авторов осуществляется преподавание музыки (1-7 кл.). Учебный материал соответствует стандарту общего образования. Кроме того, учебно–методический комплекс Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей региона.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,

наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом

процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных

и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-

эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане ОО.

Рабочая программа основного общего образования по искусству в 8 кл. рассчитана на 70 часов, (из расчёта 2 учебных часа в неделю), что соответствует требованиям ОБУП и учебному плану ОО.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Искусство»


Личностные результаты

«У обучающегося будут сформированы»:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала; (НРЭО);

  • осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края; (НРЭО)

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитании;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру.


Метапредметные результаты

а) Регулятивные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями;

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать

авторские решения по созданию образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном

произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного

публичного выступления и при подготовке к нему;

  • подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;

  • осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в

процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения

осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом

имеющихся условий.


б) Познавательные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений

и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования;

  • систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,

  • сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;

  • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

  • выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального

произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления

(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая),

  • моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в

соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и

качества целостного явления;

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной

области.

  • представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры, в том числе и на Южном Урале; (НРЭО)

  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,

музыкального произведения;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств

выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную

терминологию;

  • классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;

  • структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.


в) Коммуникативные универсальные учебные действия

«У обучающегося будут сформированы»:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и

учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных

  • технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения

  • посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;

  • взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, развивать коммуникативные умения;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений

высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в

творческой и исполнительской деятельности;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при

индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном

режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять

толерантность в совместной деятельности.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять

их сольно или при поддержке одноклассников;

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые

формы общения с произведениями искусства;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и

оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с

поставленной за­дачей;


Предметные результаты

«У обучающегося будут сформированы»:

  • понимать значение и взаимосвязь различных видов искусства, их место и роль в духовной жизни человека, эстетически воспринимать многообразие явлений жизни и искусства;

  • исследовать художественные явления действительности, ориентироваться в специфике воплощения содержания и особенностях форм в произведениях разных видов искусства;

  • осознавать особенности художественного языка различных видов искусства, интерпретировать и воплощать художественные образы в различных видах творческой деятельности;

  • ориентироваться в художественном многообразии окружаю­щей действительности, эмоционально воспринимать и оценивать произведения различных видов искусства с позиций традиций и новаторства;

  • понимать особенности воплощения художественного образа в различных видах современного искусства (мультимедийное искусство, электронная музыка, цифровое фото и др.);

  • выполнять творческие задания с применением ИКТ на основе сформированных умений и навыков в каком-либо виде художественной деятельности.

«Обучающийся получит возможность для формирования»:

  • осознавать функции искусства в жизни человека и общества, понимать возможности их позитивного и негативного влияния на психику и морально-нравственные установки отдельного человека;

  • отличать истинные произведения искусства от суррогата(китча), облечённого в художественную форму, давать этим произведениям эстетическую оценку;

  • понимать роль искусства в развитии интуиции, воображения, необходимых для достижения высоких результатов в любой профессиональной деятельности;

  • находить эмоциональную поддержку в общении с искусством как при восприятии произведений изобразительного искусства, прослушивании музыки, просмотре спектакля, фильма, так и в собственной художественной деятельности;

  • осознавать значимость роли искусства в современном мире;

  • понимать разницу между традиционным, элитарным и массовым искусством, давать эстетическую оценку разным произведениям искусства;

  • реализовывать творческий потенциал, создавая небольшие произведения в каком-либо искусстве(эскизы, наброски, зарисовки) средствами ИКТ или традиционным способом;

  • понимать средства художественной выразительности различных видов искусства (различных листовок, плакатов, клипов и т.п.), использующиеся в средствах массовой информации для рекламы, абстрагироваться от содержания, анализировать их выразительные средства с художественных позиций, осознавать, за счёт чего они воздействуют на потребителя.

  • осуществлять исследовательскую деятельность художест­венно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театраль­ных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и д.р в родном городе.; (НРЭО)


Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:

– осознавать ценность культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства Южного Урала;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных и художественных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях мира, России и Южного Урала;

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

2. Содержание учебного предмета «Искусство»

Основное назначение предмета – систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства и музыки, формирует целостное представление об искусстве в целом, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение искусства развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить его потенциал, уникальность и значимость.

Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей региона.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей

развития жизни и искусства о взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной

художественной культуры;

  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их

общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;

  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру,

художественно-эстетического вкуса; эмпатии и сопричастности к различным явлениям

искусства и жизни;

  • овладение опытом различной художественной деятельности для дальнейшего

самообразования, организации содержательного культурного досуга;

  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве,

музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике,

фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном

искусстве.


Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.




Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит обучающимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;

  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и и самостоятельного художественного творчества;

  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;

  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного современного искусства;

  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.



Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

На уроках искусства используются совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, а также информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Содержание программы вводит обучающихся в современное со­циокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края. (НРЭО)






8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.


Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


Раздел 6. Воздействующая сила искусства - 9 часов

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный 'художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIXXXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.


Раздел 7. Искусство предвосхищает будущее – 7 часов

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».


Разделы 8. Дар созидания – 11 часов 9. Искусство и открытие мира для себя»- 8 часов

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Пушкин – наше всё»». Создание художественного образа А.С.Пушкина средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


Музыкальный материал и произведения литературы и изобразительного искусства, заложенные авторами по программе, используются в полном объёме, некоторые музыкальные и литературные произведения – фрагментами.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Содержание учебного предмета

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

«Искусство как духовный опыт человечества»

«Современные технологии в искусстве»


1. «Искусство в жизни современного человека»

3

3

2. «Искусство открывает новые грани мира»

7

7

3. «Искусство как универсальный способ общения»

7

7

4. «Красота в искусстве и жизни»

11

11

5. «Прекрасное пробуждает доброе»

7

7

6. «Воздействующая сила искусства»

9

9

7. «Искусство предвосхищает будущее»

7

7

8.«Дар созидания. Практическая функция искусства»

11

11

9. «Искусство и открытие мира для себя»

8

8

Итого:

70

70

8 класс
























* Реализация НРЭО в Рабочей программе по искусству


Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основываются на принципах преемственности и определяют содержание деятельности с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона. ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса программы начального общего образования. Содержательное наполнение отражает образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Количественных характеристик к реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Осознание ценности художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства и художественного искусства Южного Урала должно стать частью формирования общей культуры школьников.

При формировании НРЭО темы взяты из методических писем Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка» и «МХК»

Темы: «Народы Южного Урала: история и современность»

«Просвещение и искусство на Челябинском Урале»



НРЭО по предмету Искусство в 8 классе по темам: «Народы Южного Урала: история и современность», «Просвещение и искусство на Челябинском Урале»

n/n

№ урока

Тема урока

НРЭО

1

7

Как начиналась галерея.

Челябинская Областная картинная галерея.

2

12

Роль искусства в сближении народов.

Русские народные городские праздники.

3

15

Художественные послания предков.

Аркаим. Традиции и культура народов Южного Урала.

4

20

Застывшая музыка.

Архитектурные памятники г.Челябинска

5

23

Художественные промыслы Урала.

Чугунное кружево.

6

30

Героический пафос в монументальной скульптуре.

Челябинская скульптура.

7

32

Различные образы в произведениях уральских мастеров.

Различные образы в произведениях уральских мастеров.

8

33

Поэтика и народная мораль в сказах Бажова.

Поэтика и народная мораль в сказах Бажова.

9

41

Храмовый синтез искусств.

Региональное храмовое искусство.

10

42

Синтез искусств в усилении эмоционального воздейст­вия на человека.

Виды храмов г.Челябинска.

11

46

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Художественная культура Урала.

12

53

Архитектура исторического города.

Верхотурье.

13

54

Архитектура современного города.

Архитектура родного города.

14

56

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Сады, парки, скверы Челябинска.

15

59

Изобразительная природа кино.

Свердловская киностудия.

16

61

Загадки музыкальных хитов.

«Челябинск – ты моя любовь» А.Куницын.

17

68

Творческое воображение режиссёра как основа развития сюжета спектакля.

Театральная жизнь г.Челябинска.



























* Характеристика контрольно-измерительных материалов.

В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки обучающихся 8 класса по искусству проводятся тесты, составленные учителем на основе материала учебника из раздела «Вопросы к теме» (сост. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская), а так же тестовые задания из сборника (Лебедева О.В. Искусство. 8 класс и 9 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015), соответствующие стандарту образования по мировой художественной культуре; исследовательские проекты, творческие задания и презентации по темам материала учебника из раздела «Художественно-творческое задание».

Исследовательские проекты в 8 классе по темам: «Пола чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»; «Пушкин – наше всё»; «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных»

Критерии оценивания исследовательских проектов и творческих заданий обучающихся:

  • Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы;

  • Полнота и логичность раскрытия темы, её законченность;

  • Умение делать выводы и обобщения;

  • Самостоятельность суждений, оригинальность раскрытия темы, уровень творчества;

  • Умение аргументировать собственную точку зрения;

  • Художественное оформление проекта.


Критерии оценивания знаний обучающихся 8 класса по предмету:

«5» - 75% - 100% выполнения задания;

«4» - 55% - 74% выполнения задания;

«3» - 50% - 54% выполнения задания;

«2» - менее 50% выполнения задания.


Нормы оценивания знаний и умений по искусству (устных ответов)


  1. Функция оценки - учет знаний.

  2. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

  3. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

  4. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка "5" ставится:

  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

  • если присутствует интерес;

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

  • умение пользоваться ключевыми или частными знаниями

Отметка «3» ставится:

  • проявление  интереса 

  • или в умении пользоваться ключевыми или частными знаниями;

  • или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится:

  • нет интереса, эмоционального отклика;

  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет  стремления  их проявить.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий


Так же для оценивания уровня подготовки обучающихся 8 класса по искусству учитель, при составлении тестовых заданий, использует следующие методические пособия:


Предмет

Класс

КИМ

Искусство

8

1. Примерная программа «Искусство».

2. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская. Искусство. 8-9 классы.

Искусство. Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы. - М.: Просвещение, 2017

3. Лебедева О.В. Искусство. 8,9 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015.

4. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э., Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.

5. Сергеева Г.П. Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 класс/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2014.

6. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Л.А.Алексеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская, Е.П.Олесина]; - М.: Просвещение, 2014.

5. Конспекты уроков Презентации Видео, Тесты





























































19