Рабочая программа основного общего образования
по учебному предмету « Искусство» 8 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по искусству для 8 класса составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов МОиН России от 08.06.2015г. № 576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38);
Приказ Минтруда России от 8.10.2013г. № 544н (с изм. От 25.12.2014г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (пед. деятельность в сфере ДО, НОО,ООО, СО образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12. 2013г. № 30550);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993);
Указ Президента РФ от 24.12.2014г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»;
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543;
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»;
Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Музыка» и «ИЗО»;
Авторская программа основного общего образования: Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].- М.: Просвещение, 2019.
Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебного предмета «Музыка», «ИЗО», «МХК» в 2020-2021 учебном году»;
Положение МАОУ СОШ № … г. Челябинска «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Устав МАОУ "СОШ №… г.Челябинска";
Программа развития МАОУ "СОШ №… г.Челябинска;
Учебный план организационного раздела ООП ООО МАОУ СОШ № на 2020 – 2021 учебный год;
Иные локальные акты.
Рабочая программа курса «Искусств» для 8 класса, выстроена на основе Примерной программы по музыке и изобразительному искусству, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Искусство» (Авторы: Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.) основного общего образования, которая служит ориентиром при тематическом планировании курса, даёт распределение основного содержания учебного курса и рекомендует последовательность изучения тем материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
УМК Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. рекомендован МОиН Челябинской области. Данная предметная линия является завершённой и приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности, т.к. по программе этих же авторов осуществляется преподавание музыки (1-7 кл.). Учебный материал соответствует стандарту общего образования. Кроме того, учебно–методический комплекс Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей.
Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей региона.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,
наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
процессе развития человечества;
и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-
эстетической компетентности;
Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане ОО.
Рабочая программа основного общего образования по искусству в 8 кл. рассчитана на 70 часов, (из расчёта 2 учебных часа в неделю), что соответствует требованиям ОБУП и учебному плану ОО.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Искусство»
Личностные результаты
«У обучающегося будут сформированы»:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала; (НРЭО);
осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края; (НРЭО)
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
«Обучающийся получит возможность для формирования»:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитании;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру.
Метапредметные результаты
а) Регулятивные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также
пользоваться на практике этими критериями;
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
авторские решения по созданию образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном
произведении;
публичного выступления и при подготовке к нему;
подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
«Обучающийся получит возможность для формирования»:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи;
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в
процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
б) Познавательные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений
и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования;
систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая),
моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в
соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и
качества целостного явления;
«Обучающийся получит возможность для формирования»:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно-
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной
области.
представлять роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры, в том числе и на Южном Урале; (НРЭО)
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,
музыкального произведения;
различать особенности музыкального языка, художественных средств
выразительности, специфики музыкального образа;
различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.
в) Коммуникативные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,
принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения
посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления
результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;
использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, развивать коммуникативные умения;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой и исполнительской деятельности;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при
индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном
режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять
толерантность в совместной деятельности.
«Обучающийся получит возможность для формирования»:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций;
их сольно или при поддержке одноклассников;
использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые
формы общения с произведениями искусства;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и
оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с
поставленной задачей;
Предметные результаты
«У обучающегося будут сформированы»:
понимать значение и взаимосвязь различных видов искусства, их место и роль в духовной жизни человека, эстетически воспринимать многообразие явлений жизни и искусства;
исследовать художественные явления действительности, ориентироваться в специфике воплощения содержания и особенностях форм в произведениях разных видов искусства;
осознавать особенности художественного языка различных видов искусства, интерпретировать и воплощать художественные образы в различных видах творческой деятельности;
ориентироваться в художественном многообразии окружающей действительности, эмоционально воспринимать и оценивать произведения различных видов искусства с позиций традиций и новаторства;
понимать особенности воплощения художественного образа в различных видах современного искусства (мультимедийное искусство, электронная музыка, цифровое фото и др.);
выполнять творческие задания с применением ИКТ на основе сформированных умений и навыков в каком-либо виде художественной деятельности.
«Обучающийся получит возможность для формирования»:
осознавать функции искусства в жизни человека и общества, понимать возможности их позитивного и негативного влияния на психику и морально-нравственные установки отдельного человека;
отличать истинные произведения искусства от суррогата(китча), облечённого в художественную форму, давать этим произведениям эстетическую оценку;
понимать роль искусства в развитии интуиции, воображения, необходимых для достижения высоких результатов в любой профессиональной деятельности;
находить эмоциональную поддержку в общении с искусством как при восприятии произведений изобразительного искусства, прослушивании музыки, просмотре спектакля, фильма, так и в собственной художественной деятельности;
осознавать значимость роли искусства в современном мире;
понимать разницу между традиционным, элитарным и массовым искусством, давать эстетическую оценку разным произведениям искусства;
реализовывать творческий потенциал, создавая небольшие произведения в каком-либо искусстве(эскизы, наброски, зарисовки) средствами ИКТ или традиционным способом;
понимать средства художественной выразительности различных видов искусства (различных листовок, плакатов, клипов и т.п.), использующиеся в средствах массовой информации для рекламы, абстрагироваться от содержания, анализировать их выразительные средства с художественных позиций, осознавать, за счёт чего они воздействуют на потребителя.
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и д.р в родном городе.; (НРЭО)
Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:
– осознавать ценность культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства Южного Урала;
– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных и художественных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях мира, России и Южного Урала;
– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.
2. Содержание учебного предмета «Искусство»
Основное назначение предмета – систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства и музыки, формирует целостное представление об искусстве в целом, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение искусства развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить его потенциал, уникальность и значимость.
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей региона.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей
развития жизни и искусства о взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной
художественной культуры;
углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их
общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру,
художественно-эстетического вкуса; эмпатии и сопричастности к различным явлениям
искусства и жизни;
самообразования, организации содержательного культурного досуга;
освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве,
музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике,
фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном
искусстве.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит обучающимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и и самостоятельного художественного творчества;
разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного современного искусства;
расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
На уроках искусства используются современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, а также информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Содержание программы вводит обучающихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Культурные традиции родного края. (НРЭО)
8 класс.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. |
Исследовательский проект.
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Раздел 6. Воздействующая сила искусства - 9 часов
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 7. Искусство предвосхищает будущее – 7 часов
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Разделы 8. Дар созидания – 11 часов 9. Искусство и открытие мира для себя»- 8 часов
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова.
Исследовательский проект.
Исследовательский проект: «Пушкин – наше всё»». Создание художественного образа А.С.Пушкина средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Музыкальный материал и произведения литературы и изобразительного искусства, заложенные авторами по программе, используются в полном объёме, некоторые музыкальные и литературные произведения – фрагментами.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Содержание учебного предмета | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
«Искусство как духовный опыт человечества» «Современные технологии в искусстве» | 1. «Искусство в жизни современного человека» | 3 | 3 |
2. «Искусство открывает новые грани мира» | 7 | 7 |
3. «Искусство как универсальный способ общения» | 7 | 7 |
4. «Красота в искусстве и жизни» | 11 | 11 |
5. «Прекрасное пробуждает доброе» | 7 | 7 |
6. «Воздействующая сила искусства» | 9 | 9 |
7. «Искусство предвосхищает будущее» | 7 | 7 |
8.«Дар созидания. Практическая функция искусства» | 11 | 11 |
9. «Искусство и открытие мира для себя» | 8 | 8 |
Итого: | 70 | 70 |
8 класс
* Реализация НРЭО в Рабочей программе по искусству
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основываются на принципах преемственности и определяют содержание деятельности с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона. ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса программы начального общего образования. Содержательное наполнение отражает образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Количественных характеристик к реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Осознание ценности художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства и художественного искусства Южного Урала должно стать частью формирования общей культуры школьников.
При формировании НРЭО темы взяты из методических писем Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка» и «МХК»
Темы: «Народы Южного Урала: история и современность»
«Просвещение и искусство на Челябинском Урале»
НРЭО по предмету Искусство в 8 классе по темам: «Народы Южного Урала: история и современность», «Просвещение и искусство на Челябинском Урале»
n/n | № урока | Тема урока | НРЭО |
1 | 7 | Как начиналась галерея. | Челябинская Областная картинная галерея. |
2 | 12 | Роль искусства в сближении народов. | Русские народные городские праздники. |
3 | 15 | Художественные послания предков. | Аркаим. Традиции и культура народов Южного Урала. |
4 | 20 | Застывшая музыка. | Архитектурные памятники г.Челябинска |
5 | 23 | Художественные промыслы Урала. | Чугунное кружево. |
6 | 30 | Героический пафос в монументальной скульптуре. | Челябинская скульптура. |
7 | 32 | Различные образы в произведениях уральских мастеров. | Различные образы в произведениях уральских мастеров. |
8 | 33 | Поэтика и народная мораль в сказах Бажова. | Поэтика и народная мораль в сказах Бажова. |
9 | 41 | Храмовый синтез искусств. | Региональное храмовое искусство. |
10 | 42 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. | Виды храмов г.Челябинска. |
11 | 46 | Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | Художественная культура Урала. |
12 | 53 | Архитектура исторического города. | Верхотурье. |
13 | 54 | Архитектура современного города. | Архитектура родного города. |
14 | 56 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Сады, парки, скверы Челябинска. |
15 | 59 | Изобразительная природа кино. | Свердловская киностудия. |
16 | 61 | Загадки музыкальных хитов. | «Челябинск – ты моя любовь» А.Куницын. |
17 | 68 | Творческое воображение режиссёра как основа развития сюжета спектакля. | Театральная жизнь г.Челябинска. |
* Характеристика контрольно-измерительных материалов.
В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки обучающихся 8 класса по искусству проводятся тесты, составленные учителем на основе материала учебника из раздела «Вопросы к теме» (сост. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская), а так же тестовые задания из сборника (Лебедева О.В. Искусство. 8 класс и 9 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015), соответствующие стандарту образования по мировой художественной культуре; исследовательские проекты, творческие задания и презентации по темам материала учебника из раздела «Художественно-творческое задание».
Исследовательские проекты в 8 классе по темам: «Пола чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»; «Пушкин – наше всё»; «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных»
Критерии оценивания исследовательских проектов и творческих заданий обучающихся:
Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы;
Полнота и логичность раскрытия темы, её законченность;
Умение делать выводы и обобщения;
Самостоятельность суждений, оригинальность раскрытия темы, уровень творчества;
Умение аргументировать собственную точку зрения;
Художественное оформление проекта.
Критерии оценивания знаний обучающихся 8 класса по предмету:
«5» - 75% - 100% выполнения задания;
«4» - 55% - 74% выполнения задания;
«3» - 50% - 54% выполнения задания;
«2» - менее 50% выполнения задания.
Нормы оценивания знаний и умений по искусству (устных ответов)
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
если присутствует интерес;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми или частными знаниями
Отметка «3» ставится:
проявление интереса
или в умении пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий
Так же для оценивания уровня подготовки обучающихся 8 класса по искусству учитель, при составлении тестовых заданий, использует следующие методические пособия:
Предмет | Класс | КИМ |
Искусство | 8 | 1. Примерная программа «Искусство». 2. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская. Искусство. 8-9 классы. Искусство. Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы. - М.: Просвещение, 2017 3. Лебедева О.В. Искусство. 8,9 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015. 4. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э., Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013. 5. Сергеева Г.П. Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 класс/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2014. 6. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Л.А.Алексеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская, Е.П.Олесина]; - М.: Просвещение, 2014. 5. Конспекты уроков Презентации Видео, Тесты |
19