Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне; примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Образовательной программе среднего общего образования на 2019-2020 г. и учебного плана МБОУ «Орджоникидзевская СОШ». Предмет «история» в 11 классе рассчитан на 68 часов и предполагает синхронное изучение Всемирной истории и истории России.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам. Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщать исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. Программа ориентирована на учебник Загладина Н.В., Петрова Ю.А.
«История. Конец ХIХ - начало ХХ I века»– 68 часов из расчета – 2 часа в неделю. Курсы истории России XIХ - начала ХХI в. и Новейшей истории изучаются параллельно.
Учебно-методический комплект
Загладин Н.В., Петров Ю.А.«История. Конец ХIХ - начало ХХ I века»– «Русское слово», 2018г.
Цели курса:
посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий;
знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности;
способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
создание предпосылок для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования;
раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века;
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века.
Основные задачи курса:
обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;
помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;
удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.
Особенности класса
В11 классе обучается 3 человека, из них 2 мальчика и 1девочка.
Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть способные, но есть и не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий. В целом для класса характерна организованность на уроках. При этом необходим дифференцированный подход.
Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как лабораторные занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа.
Межпредметные связи
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщей истории» которые изучаются параллельно. Связь с предметами «Обществознание», «Литература», «География», «Биология».
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Содержание программы учебного курса
Раздел I. Россия и мир в начале ХХ в. 11 ч.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX – XX веков. Революция 1905–1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Итоги Первой мировой войны.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война 1904–1905 гг. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Итоги Первой мировой войны.
Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX–XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Создание системы народного образования.
Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами 14 ч.
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920 – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920–1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939–1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Революция 1918–1919 гг. в Германии «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.-Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Раздел III. Человечество во Второй мировой войне. 7 ч.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, в Северной Африке.
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия. 9ч.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И. В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.
Раздел V. Россия и мир в 1960-1990-е гг. 13ч.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960 – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые».. Системный кризис индустриального общества в конце 1960 – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин
Раздел VI. Россия и мир на современном этапе. 14ч.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, занятие достойного для России места в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
При освоении Обязательного минимума содержания курса истории 11 класса старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
хронологические знания и умения:
называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
работа с истопниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
высказывать суждение о назначении, ценности источника;
характеризовать позиции, взгляды автора источника;
сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную имировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Календарно-тематическое планирование уроков истории.11 класс.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел I. Россия и мир в начале ХХ в. - 11 ч. |
1 | Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. Модернизация в странах Европы, США и Японии. | 1 | | |
2 | Россия на рубеже ХIX-ХХ вв. | 1 | | |
3 | Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. | 1 | | |
4 | Контрольная работа (входная) | 1 | | |
5 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. | 1 | | |
6 | Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. | 1 | | |
7 | Культура России в конце ХIX – начале ХХ в. | 1 | | |
8 | Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ века. | 1 | | |
9 | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. | 1 | | |
10 | Первая мировая война. | 1 | | |
11 | Повторение по теме «Россия и мир в начале ХХ в.» | 1 | | |
Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами. 14 ч. |
12 | Февральская революция в России 1917г. | 1 | | |
13 | Переход власти к партии большевиков. | 1 | | |
14 | Гражданская война и интервенция. | 1 | | |
15 | Завершение Гражданской войны и образование СССР. | 1 | | |
16 | Контрольная работа « Россия в годы Гражданской войны и интервенции». | 1 | | |
17 | От военного коммунизма к нэпу. | 1 | | |
18 | Культура Страны Советов в 1917-1922 гг. | 1 | | |
19 | Советская модернизация экономики. Становление советской культуры. | 1 | | |
20 | Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР | 1 | | |
21 | Культура и искусство СССР в межвоенные годы. | 1 | | |
22 | Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны. Ослабление колониальных империй. | 1 | | |
23 | Международные отношения между двумя мировыми войнами. | 1 | | |
24 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине ХХ в. | 1 | | |
Раздел III. 3. Человечество во Второй мировой войне. 7 ч. |
25 | От европейской к мировой войне. | 1 | | |
26 | Начальный период Великой Отечественной войны. | 1 | | |
27 | Антигитлеровская коалиция и компания 1942 г. на Восточном фронте. | 1 | | |
28 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. | 1 | | |
29 | Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. | 1 | | |
30 | Контрольная работа « Вторая мировая война». | 1 | | |
31 | Причины, цена и значение Великой победы. | 1 | | |
Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия. 9 ч. |
32 | Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина | 1 | | |
33 | Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. | 1 | | |
34 | Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. | 1 | | |
35 | Духовная жизнь СССР в 1940-1960-е гг. | 1 | | |
36 | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. | 1 | | |
37 | Падение мировой колониальной системы. | 1 | | |
38 | «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг. | 1 | | |
39 | Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай. | 1 | | |
40 | Контрольная работа « Россия и мир в первые послевоенные десятилетия». | 1 | | |
Раздел V. Россия и мир в 1960-1990-е гг. 13 ч. |
41 | Технологии новой эпохи. Становление постиндустриального общества. | 1 | | |
42 | Кризис «общества благосостояния». | 1 | | |
43 | Неоконсервативная революция 1980-х гг. | 1 | | |
44 | СССР: от реформ к застою. | 1 | | |
45 | Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. | 1 | | |
46 | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 | | |
47 | Кризис и распад советского общества. | 1 | | |
48 | Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. | 1 | | |
49 | Контрольная работа « Россия и мир в 60-80-е гг.» | 1 | | |
50 | Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. | 1 | | |
51 | Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг. | 1 | | |
52 | Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» | 1 | | |
Раздел VI. 6. Россия и мир на современном этапе. 14 ч. |
53 | Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. | 1 | | |
54 | Интеграция развитых стран и её итоги. | 1 | | |
55 | Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. | 1 | | |
56 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | 1 | | |
57 | Россия на рубеже веков по пути стабилизации. | 1 | | |
58 | Российская Федерация в начале ХХI в. | 1 | | |
59 | Духовная жизнь России в современную эпоху. | 1 | | |
60 | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе. | 1 | | |
61 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития. | 1 | | |
62 | Россия и складывание новой системы международных отношений. | 1 | | |
63 | Контрольная работа по теме «Россия и мир в ХХ веке». | 1 | | |
64 | Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине ХХ в. | 1 | | |
65 | Глобальные угрозы человечеству и поиски их путей преодоления. | 1 | | |
66 | Итоговое тестирование по курсу | 1 | | |
67-68 | Резерв | 2 | | |