СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ИМЕНИ А.И. ПОКРЫШКИНА»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
|
руководитель методического объединения протокол № ____ от _______ ________________________ | заместитель директора по УВР _________________________ | приказ директора школы № ______ от ___________ _______________________
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Химия |
Класс 8-9 |
Учебный год 2020-2021 |
Срок реализации программы 2020-2025 |
Учитель Дементьева Оксана Владимировна |
Г. МУРАВЛЕНКО
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии для основной школы предназначена для учащихся 8-9 классов МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина», изучающих предмет на базовом уровне.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина», составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. Выполнение программы реализуется на базе УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова
В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Цель и задачи:
формирование у учащихся целостной естественно- научной картины мира
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, учащихся в процессе изучения химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении, свойствах и применении химических веществ
воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве
проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения
овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными
Содержание обучения рассчитано на 140 часов.
Из них:
8 класс - 70 часов
9 класс – 70 часов
Планируемые результаты
личностные результаты | метапредметные результаты | предметные результаты |
осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории; формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира; овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой других до деятельности, связанных с химией | определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности; определение источников химической информации, получение и анализ ее, создание информационного продукта и его презентация; использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения(индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации | характеризовать основные методы познания наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий “атом”,”молекула”, “химический элемент”, “простое вещество”, “сложное вещество”, “валентность”, “химическая реакция”, используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химической реакции; называть признаки и условия протекания химических реакции; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярные массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий “тепловой эффект реакции”, “молярный объем”; характеризовать химические и физические свойства воды” раскрывать смысл понятия “раствор”; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрыть смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного(порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; раскрывать смысл понятий “химическая связь”, “электроотрицательность” характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрыть смысл понятий “ион”, “катион”, “анион”, “электролиты”, “неэлектролиты”, “электролитическая диссоциация”, “окислитель”, “степень окисления”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакции ионного обмена; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы. влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ; распознавать опытным путем газообразного вещества; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; называть по формуле органические вещества: метан, этан, этилен метанол этанол глицерин уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. |
Планируемые результаты изучения курса химии
При изучении химии, учащиеся научатся:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристикам вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенными ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание учебного предмета “Химия”
8 класс
Начальные понятия и законы химиии -20часов.
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталоны физических свойств веществ. материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.
Газы. Жидкости. Твердые вещества. взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка(сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.
Физические свойства. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы разделения смесей: перегонка, отстаивание, фильтрование, кристаллизация. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки(символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный вариант. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительно молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединений по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон сохранения массы веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Демонстрации
коллекция материалов и изделий из них
модели используемые на уроках физики, биологии, географии
объемные и шаростержневые модели некоторых химических веществ
модели кристаллических решеток
собирание прибора для получения газа проверка его на герметичность
возгонка сухого льда, йода или нафталина
агрегатные состояния воды
разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки
дистиллятор и его работа
установка для фильтрования и ее работа
установка для выпаривания и ее работа
коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха
разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии
модели аллотропных модификаций углерода и серы
получение озона
портреты Й.Я. Берцелиуса, и Д.И. Менделеева, М.В. Ломоносова, А.Л. Луазье
короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д.И. Менделеева
конструирование шаростержневых моделей молекул
аппарат Киппа
разложение бихромата аммония
горение серы и магниевой
опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ
взаимодействие соляной кислоты с цинком
получение гидроксида меди его разложение при нагревании
Лабораторные работы
ознакомление с коллекцией лабораторной посуды
проверка прибора для получения газов на герметичность
ознакомление с минералами, образующими гранит
приготовление гетерогенной смеси порошков железа и серы и их разделение
взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра
получение гидроксида меди и его взаимодействие с серной кислотой
взаимодействие раствора соды с кислотой
проверка закона сохранения массы веществ, а примере взаимодействия щелочи и кислоты; взаимодействия щелочи и соли железа(3)
разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(4)
замещение железом меди в медном купоросе
Практические работы
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.
Анализ почвы (аналог работы “Очистка поваренной соли”)
2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии – 17 часов
Состав воздуха. Понятие об объемной доле компонента природной газовой смеси - воздуха. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доли и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распространение кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названию. Представители оксидов вода, углекислый газ, негашеная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода его получение и применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества-миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.
Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “постоянная Авогадро”
Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Относительная плотность одного газа по другому. Кратные единицы измерения- миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий “ количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция
Растворитель и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия “массовая доля растворенного вещества”.
Демонстрации
получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода; собирание методом вытеснения воды и воздуха; распознавание кислорода
горение магния, железа, угля, серы в кислороде
коллекция оксидов
получение, собирание и распознавание водорода; горение водорода; взаимодействие водорода с оксидом меди(2)
коллекция минеральных кислот
правила разбавления серной кислоты
коллекция солеи
таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде
некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества 1 моль
модель молярного объема газообразных веществ
коллекция оснований
Лабораторные опыты
11. помутнение известковой при пропускании углекислого газа
12. получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты
13. распознавание кислот индикаторами
14. изменение окраски индикаторов в щелочной среде
Практические работы
Получение, собирание и распознавание кислорода
Получение, собирание и распознавание водорода
Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей
3.Основные классы неорганических соединений -13 часов
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами солями. Разложение нерастворимых оснований. способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями-реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Лабораторные опыты
15. взаимодействие оксида кальция с водой
16. помутнение известковой воды
17. реакция нейтрализации
18. получение гидроксида меди(2) и его взаимодействие с кислотой
19. разложение гидроксида меди(2) при нагревании
20. взаимодействие кислот с металлами
21. взаимодействие кислот с солями
22. ознакомление с коллекцией солей
23. взаимодействие сульфата меди с железом
24. взаимодействие солей с солями
25. генетическая связь на примере соединений меди
Практические работы
Решение экспериментальных задач
4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома -9 часов
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные(благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий “протон”, “нейтрон”, “относительная атомная масса”
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов №1-20. Понятие о завершенном электронном уровне.
Изотопы. физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению ПСХЭ
Демонстрации
различные формы таблиц периодической системы
моделирование построения ПСХЭ
модели атомов химических элементов
модели атомов элементов 1-3 периодов
Лабораторные опыты
2.6. получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств
5. Химическая связь Окислительно-восстановительные реакции – 11 часов
Ионная связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решетки и физические свойства веществ с этим типом решеток. Понятие о формульной единице вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этим типом решеток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, свойства веществ с этим типом решеток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчета степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение окисления я элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации
слайды “Химическая связь”
коллекция веществ с ионной связью
модели ионных кристаллических решеток
слайды “Ковалентная химическая связь”
коллекция веществ молекулярного и атомного строения
модели молекулярных и атомных кристаллических решеток
сайды “Металлическая химическая связь”
коллекция “Металлы и сплавы”
взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хрид мед
горение магния
взаимодействие хлорной и сероводородной воды
Лабораторные работы
27. изготовление модели, иллюстрирующие свойства металлической связи
9 класс
1. Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класс – 8 часов
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды основания, амфотерные кислоты. Средние, кислые, основные соли.
Химическая связь. Степень окисления.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.
Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакции: природа реагирующих веществ их концентрация температура, площадь прикосновения, наличие катализатора. Катализ.
Демонстрации
ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов
ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей
зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ
зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ
зависимость скорости реакции от температуры реагирующих веществ
Лабораторные опыты
1. взаимодействие аммиака и хлороводорода
2. реакция нейтрализации
3. наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации
4. взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(2)
5. разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля
6. зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты
7. зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой
8. зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом
9.зависимость скорости химической реакции от температуры
10. зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
11.зависимости скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ
12.зависимость скорости химической реакции от катализатора
2. Химические реакции в растворах электролитов – 10 часов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения реакций. Химический смысл сокращенных уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложением при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации
испытание веществ и их растворов на электроотрицательность
зависимость электроотрицательности уксусной кислоты от концентрации
движение окрашенных ионов в электрическом поле
определение характера среды в растворах солей
Лабораторные опыты
13.диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты
14. изменение окраски индикаторов в кислой среде
15. реакция нейтрализации раствора щелочи различными кислотами
16. получение гидроксида меди(2) и его взаимодействие с различными кислотами
17. взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (2)
18. взаимодействие кислот с металлами
19. качественная реакция на карбонат-ион
20. получение студня кремневой кислоты
21.качественная реакция на хлорид или сульфат-ионы
22. изменение окраски индикаторов в щелочной среде
23. взаимодействие щелочей с углекислым газом
24. качественная реакция на катион аммония
25. получение гидроксида меди(2) и его разложение
26. взаимодействие карбонатов с кислотами
27. получение гидроксида железа(3)
28.взаимодействие железа с раствором сульфата меди(2)
Практические работы
Свойства кислот, оснований оксидов и солей в свете теории электролитический диссоциации и окислительно-восстановительных реакций
3.Неметаллы и их соединения – 25 часов
Строение атомов неметаллов и их положение в ПСХЭ. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решетки неметаллов-простых веществ. Аллотропия и ее причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в ПСХЭ. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и получение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.
Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы. Сера в природе и ее получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и ее применение.
Сероводород: строение молекулы физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры
Оксид серы(4), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(6), серная кислота, сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Серная кислота- сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов 5 группы главной подгруппы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применения азота. Азот в природе и его биологическая роль в природе.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая и нитриты. Азотная кислота, ее получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(5) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.
Общая характеристика элементов 4 группы главной: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в ПСХЭ. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксиды углерод(2): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерод(4): строение молекулы получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.
Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.
Этиловый спирт, его получение применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная кислота-представитель класса карбоновых кислот.
Кремний строение атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(4). Кремневая кислота и ее соли. Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырье, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырье, химизм, технологическая схема.
Демонстрации
коллекция неметаллов
модели кристаллических решеток неметаллов: атомные и молекулярные
озонатор и принципы его работы
горение неметаллов-простых веществ серы, фосфора, древесного угля
образцы галогенов-простых веществ
взаимодействие галогенов с металлами
вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей
коллекция природных соединений хлора
взаимодействие серы с металлами
горение серы в кислороде
коллекция сульфидных руд
качественная реакция на сульфид-ион
обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом
взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью
обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой
диаграмма “Состав воздуха”
получение, собирание и распознавание аммиака
разложение бихромата аммония
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нем
образцы природных соединений фосфора
горение фосфора на воздухе и в кислороде
получение белого фосфора и испытание его свойств
коллекция “Образцы природных соединений углерода”
портрет Н.Д. Зелинского, поглощение активированным углем растворенных веществ или газов
устройство противогаза
модели молекул метана, этана, этилена, ацетилена
взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия
общие химические свойства уксусной кислоты
качественная реакция на многоатомные спирты
коллекция “Образцы природных соединений кремния”
коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них
коллекция продукции силикатной промышленности
слайды “Производство стекла и цемента”
коллекция “Природные соединения неметаллов”
слайды “Фракционная перегонка жидкого воздуха”
слайды” Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом”
модели аппаратов для производства серной кислоты”
модель кипящего слоя
модель колонны синтеза аммиака
слайды “Производство серной кислоты”
слайды “Производство аммиака”
коллекция “Сырье для получения серной кислоты”
Лабораторные работы
29. распознавание галогенид-ионов
30. качественные реакции на сульфат-ионы
31. качественная реакция на катион аммония
32. химические свойства азотной кислоты, как электролита
33. качественные реакции на фосфат-ион
34. получение и свойства угольной кислоты
35. качественная реакция на карбонат-ион
36. пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия
Практические работы
Изучение свойств соляной кислоты
Изучение свойств серной кислоты
Получение аммиака и изучение его свойств
Получение углекислого газа и изучения его свойств.
4. Металлы и их соединения – 17 часов
Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов. Славы: черные и цветные.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюмотермия.
Строение атомов и простых веществ щелочных металлов Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов. их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.
Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость Физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция. Жесткость воды (временная и постоянная). Способы устранения временной жесткости. Способы устранения постоянной жесткости. Иониты.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид сульфат)
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(2) и железа (3). Соли железа (2) и железа(3). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Черная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Демонстрации
взаимодействие натрия, лития и кальция с водой
горение натрия, магния и железа
вспышка термитной смеси
взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы
взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой
взаимодействие желез и меди с хлором
взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой азотной кислотой, разбавленной и концентрированной)
окраска пламени соединениями щелочных металлов
окраска пламени соединений щелочноземельных металлов
гашение извести водой
получение жесткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой воды
устранение временной жесткости кипячением и добавлением соды
устранения постоянной жесткости с добавкой соды
иониты и принцип их действия(видеофрагмент)
коллекция природных соединений алюминия
слайды «Оксид алюминия и его модификации”
получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств
результат длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов
восстановление меди из оксида меди(2) водородом
слайды(видеофрагмент) “Производство чугуна и стали”
слайды(видеофрагмент) “Изделия из чугуна и стали”
слайды(видеофрагменты) “Производство алюминия”
Лабораторные опыты
37. взаимодействие железа с раствором сульфата меди
38. получение известковой воды и опыты с ней
39. получение гидроксидов железа (2) и (3)
40. качественные реакции на катионы железа
Практические работы
Получение жесткой воды и способы ее устранения
Решение экспериментальных задач по теме “Металлы”
5.Химия и окружающая среда – 2 часа
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и ее химический состав. Минералы. Руды. осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. “Зеленая химия”.
Демонстрации
слайды(видеофрагмент) “Строение Земли и ее химический состав”
коллекция минералов и горных пород
коллекция “Руды металлов”
слайды(видеофрагменты) “Глобальные экологические проблемы человечества”
Лабораторные опыты
41.изучение гранита
6.Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ- 8 часов
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в ПСХЭ. Строение вещества (химическая связь и кристаллические решетки). Зависимость свойств, образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в ПСХЭ. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по разным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов) солей.
Тематическое планирование
№ | Темы /раздел | количество часов |
8 класс | ||
Начальные понятия и законы химии 20 часов | ||
1. | Предмет химии. Роль химии в жизни человека | 1 |
2. | Методы изучения химии | 1 |
3. | Агрегатное состояния веществ | 1 |
4. | Практическая работа №1“Знакомство с лабораторным оборудование. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Обнаружение продуктов горения парафина и влияние воздуха на горение свечи” | 1 |
5. | Физические явления в химии | 1 |
6. | Практическая работа №2 “Анализ почвы” (аналог “Очистка поваренной соли”) | 1 |
7. | Атомно-молекулярное учение. Химические элементы | 1 |
8. | Знаки химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева | 2 |
9. | Химические формулы | 2 |
10. | Валентность | 2 |
11. | Химические реакции. Признаки и условия протекания реакций | 1 |
12. | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 2 |
13. | Типы химических реакции | 2 |
14. | Повторение и обобщение темы “Начальные понятия и законы химии” | 1 |
15. | Контрольная работа “Начальные понятия и законы химии” | 1 |
Важнейшие представители неорганических веществ. Качественные отношения в химии 17 часов | ||
1. | Воздух и его состав | 1 |
2. | Кислород | 1 |
3. | Практическая работа №3 “Получение и собирание, распознавание кислорода” | 1 |
4. | Оксиды | 1 |
5. | Водород | 1 |
6. | Практическая работа №4 “Получение, собирание и распознавание водорода” | 1 |
7. | Кислоты | 1 |
8. | Соли | 1 |
9. | Количество вещества | 1 |
10. | Молярный объем газообразных веществ | 1 |
11. | Расчеты по химическим уравнениям | 2 |
12. | Вода. Основания | 1 |
13. | Растворы. массовая доля растворенного вещества | 1 |
14. | Практическая работа №5 “Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей” | 1 |
15. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии” | 1 |
16. | Контрольная работа “Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии” | 1 |
Основные классы неорганических соединений 13 часов | ||
1. | Оксиды: их классификация и свойства | 2 |
2. | Основания: классификация и свойства | 2 |
3. | Кислоты: классификация и свойства | 2 |
4. | Соли: классификация и свойства | 2 |
5. | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 2 |
6. | Практическая работа №6 “Решение экспериментальных задач по теме “Генетическая связь между классами неорганических веществ” | 1 |
7. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений” | 1 |
8. | Контрольная работа по теме “Основные классы неорганических соединений” | 1 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 9ч | ||
1. | Естественные семейства химических элементов. Амфотерность | 1 |
2. | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона | 1 |
3. | Основные сведения о строении атомов | 1 |
4. | Строение электронных уровней атомов химических элементов №1-!20 в таблице ПСХЭ | 2 |
5. | Периодический закон Д.И. Менделеева | 1 |
6. | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ | 2 |
7. | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | 1 |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции 11 часов | ||
1. | Ионная химическая связь | 1 |
2. | Ковалентная химическая связь | 1 |
3. | Ковалентная полярная химическая связь | 1 |
4. | Металлическая химическая связь | 1 |
5. | Степень окисления | 2 |
6. | Окислительно -восстановительные реакции | 2 |
7. | Обобщение и систематизация знаний по темам “Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева” и “Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции” | 1 |
8. | Контрольная работа по темам “Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева” и “Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции” | 1 |
9. | Анализ контрольной работы | 1 |
9 класс | ||
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции 8 часов | ||
1. | Классификация неорганических веществ и их номенклатура | 1 |
2. | Химическая связь | 1 |
3. | Степень окисления | 1 |
4. | Классификация химических реакций по различным основаниям | 2 |
5. | Окислительно-восстановительные реакции | 1 |
6. | Понятие о скорости химической реакции. Катализ | 2 |
Химические реакции в растворах 10 часов | ||
1. | Электролитическая диссоциация | 1 |
2. | Основные положения теории электролитической диссоциации(ТЭД) | 1 |
3. | Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | 2 |
4. | Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации | 1 |
5. | Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации | 1 |
6. | Понятие о гидролизе солей | 1 |
7. | Практическая работа №1 “Решение экспериментальных задач по теме “Электролитическая диссоциация”” | 1 |
8. | Обобщение и систематизация знаний по теме “Химические реакции в растворах электролитов | 1 |
9. | Контрольная работа по теме “Химические реакции в растворах электролитов” | 1 |
Неметаллы и их соединения 25 часов | ||
1. | Общая характеристика неметаллов | 1 |
2. | Общая характеристика элементов 7 группы главной подгруппы | 1 |
3. | Соединение галогенов | 1 |
4. | Практическая работа №2 “Изучение свойств соляной кислоты” | 1 |
5. | Общая характеристика элементов группы главной подгруппы. Сера | 1 |
6. | Сероводород и сульфиды | 1 |
7. | Кислородные соединения серы | 1 |
8. | Практическая работа №3 “Изучение свойств серной кислоты” | 1 |
9. | Общая характеристика химических элементов 5 группы главной подгруппы. Азот | 1 |
10 | Аммиак. Соли аммония | 1 |
11. | Практическая работа №4 “Получение аммиака и изучение его свойств” | 1 |
12. | Кислородные соединения азота | 2 |
13. | Фосфор и его соединения | 1 |
14. | Общая характеристика элементов 4 группы главной подгруппы. Углерод. | 1 |
15. | Кислородсодержащие соединения углерода | 1 |
16. | Практическая работа № 5 “Получение углекислого газа и изучение его свойств” | 1 |
17 | Углеводороды | 1 |
18. | Кислородосодержащие органические соединения | 1 |
19. | Кремний и его соединения | 1 |
20. | Силикатная промышленность | 1 |
21. | Получение неметаллов | 1 |
22. | Получение важнейших химических соединений | 1 |
23. | Обобщение по теме “Неметаллы и их соединения” | 1 |
24. | Контрольная работа по теме “Неметаллы и их соединения” | 1 |
Металлы и их соединения 17 часов | ||
1. | Положение металлов в Периодической системе химических элементов, строение атомов и кристаллов | 1 |
2. | Общие химические свойства металлов | 1 |
3. | Общая характеристика щелочных металлов | 2 |
4. | Общая характеристика щелочноземельных металлов | 2 |
5. | Жесткость воды и способы ее устранения | 1 |
6. | Практическая работа №6 “Получение жесткой воды и способы ее устранения” | 1 |
7. | Алюминий и его соединения | 1 |
8. | Железо и его соединения | 2 |
9. | Практическая работа №7 “Решение экспериментальных задач по теме “Металлы” | 1 |
10. | Коррозия металлов и способы защиты от нее | 1 |
11. | Металлы в природе. Понятие о металлургии | 2 |
12 | Обобщение знаний по теме “Металлы их соединения” | 1 |
13. | Контрольная работа по теме “Металлы и их соединения” | 1 |
Химия и окружающая среда 2 часа | ||
1. | Химическая организация планеты Земля | 1 |
2. | Охрана окружающей среды от химического загрязнения | 1 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ 8 часов | ||
1. | Вещества | 1 |
2. | Химические реакции | 2 |
3. | Основы неорганической химии | 2 |
4. | Повторение и обобщение по теме “Обобщение знаний по химии за курс основной школы” | 1 |
5. | Контрольная работа по теме “Обобщение знаний по химии за курс основной школы” | 1 |
6. | Анализ контрольной работы | 1 |
Критерии оценивания по химии
Отметка ученических действий
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;
- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);
- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;
- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;
- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;
- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;
- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1":
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.