Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №87»
Дополнительная общеобразовательная программа по легкой атлетике
Учителя физической культуры: Кийло Натальи Александровны
МОАУ «СОШ87»
На 2020-2021
Предмет: легкая атлетика
Класс: 5 класс
Учитель физической культуры: Кийло Н.А.
г. Оренбург, 2020 г.
Учебно-тематический план
| Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие. | - | В процессе занятий | - |
2. | История развития легкоатлетического спорта. | - | - |
3. | Гигиена спортсмена и закаливание. | - | - |
4. | Места занятий, их оборудование и подготовка. | 1 | 1 |
5. | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | - | - |
6. | Ознакомление с правилами соревнований. | 2 | 2 |
7. | Общая физическая и специальная подготовка. | 8 | 8 |
8. | Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. | 7 | 7 |
9. | Бег на короткие дистанции | 6 | 6 |
10. | Эстафетный бег | 2 | 2 |
11. | Кроссовая подготовка | 8 | 8 |
12. | Контрольные упражнения и спортивные соревнования | Согласно плану спортивных мероприятий |
13. | Подвижные игры, баскетбол, волейбол | | В процессе занятий | |
| Итого | 34 | | 34 |
Содержание программы
Теоретический программный материал.
Физическая культура и спорт в РФ. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов передвижения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий (в процессе занятий).
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем (в процессе занятий)
Практические занятия.
Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Знакомство с правилами соревнований.
Практические занятия. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании мяча, прыжках в высоту, длину (в процессе занятий).
Практический программный материал.
Общая физическая подготовка. Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; общеразвиваюшие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
Упражнения из других видов спорта.
Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина, скамейка, стенка, палка, скакалка и др.) в висах и упорах, подтягивания, перелезание, лазанье, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног, размахивания, соскоки, перевороты, подъемы; простейшие комбинации. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.
Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему», «Четыре мяча».
Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны и назад; умение держать игрока с мячом и без мяча Тактика нападения выбор места и умение открыться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Волейбол. Передачи в парах, через сетку, подачи мяча, блокирование, нападающий удар, двусторонняя игра.
Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.
Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60, 100, 200,300, 400,500,600м).
Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Повторный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и повороту на отрезках от 20 до 60 м с хода с переходом в бег по инерции, эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.
Прыжки. С места в длину, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ног в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги». Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.
Метание. Общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда теннисного мяча, исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание мяча с 1—3—5—7 шагов. Толкание ядра (ознакомление), толкание одной рукой вверх, вперед — вверх при держании его на весу. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.
Контрольно-нормативные требования
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.
Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для групп учебно-тренировочных и начальной подготовки
/юноши/
| нормативы | оценка | ГНП | УТГ |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
О Ф П | Бег 30 м со старта, с | 5 | 5.4 | 5.2 | 5.1 | 5.0 | 4.8 | 4.6 | 4.4 | 4.2 |
4 | 5.5 | 5.3 | 5.2 | 5.1 | 4.9 | 4.7 | 4.5 | 4.3 |
3 | 5.6 | 5.4 | 5.3 | 5.2 | 5.0 | 4.8 | 4.6 | 4.4 |
Прыжок в длину с места, м | 5 | 140 | 150 | 160 | 175 | 190 | 205 | 215 | 225 |
4 | 125 | 135 | 145 | 160 | 175 | 190 | 200 | 210 |
3 | 110 | 120 | 130 | 145 | 160 | 175 | 185 | 195 |
Тройной прыжок с места, м | 5 | 5.00 | 5.20 | 5.30 | 5.40 | 5.60 | 6.10 | 6.50 | 7.00 |
4 | 4.90 | 5.10 | 5.20 | 5.30 | 5.45 | 5.80 | 6.30 | 6.80 |
3 | 4.80 | 5.00 | 5.10 | 5.20 | 5.30 | 5.60 | 6.10 | 6.50 |
Бросок набивного мяча (снизу вперед), м | 5 | 8.00 | 9.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 |
4 | 7.50 | 8.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 |
3 | 7.00 | 8.00 | 8.50 | 9.00 | 9.00 | 9.00 | 9.00 | 9.00 |
Вес снаряда | кг. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4.5 | 5 |
|
С Ф П | Бег 60 со старта, с | 5 | 10.4 | 10.2 | 10.0 | 9.6 | 9.0 | 8.4 | 8.1 | 7.8 |
4 | 10.6 | 10.4 | 10.2 | 9.8 | 9.1 | 8.5 | 8.2 | 7.9 |
3 | 10.8 | 10.6 | 10.4 | 10.0 | 9.2 | 8.6 | 8.3 | 7.8 |
Прыжок в длину, м | 5 | 2.70 | 2.80 | 3.20 | 3.50 | 4.00 | 4.50 | 5.30 | 5.60 |
4 | 2.60 | 2.70 | 3.10 | 3.40 | 3.60 | 4.00 | 5.00 | 5.20 |
3 | 2.50 | 2.60 | 3.00 | 3.30 | 3.40 | 3.50 | 4.50 | 4.80 |
Метание мяча 150 гр, м | 5 | 20.00 | 30.00 | 35.00 | 40.00 | 45.00 | 52.00 | 60.00 | 65.00 |
4 | 18.00 | 25.00 | 30.00 | 35.00 | 40.00 | 49.00 | 57.00 | 62.00 |
3 | 15.00 | 20.00 | 25.00 | 30.00 | 35.00 | 46.00 | 54.00 | 59.00 |
Бег 1000 м, мин. | 5 | - | - | 4.10 | 3.50 | 3.30 | 3.20 | 3.10 | 3.00 |
ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для групп учебно-тренировочных и начальной подготовки
/девушки/
| нормативы | оценка | ГНП | УТГ |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
О Ф П | Бег 30 м со старта, с | 5 | 5.8 | 5.7 | 5.6 | 5.5 | 5.2 | 5.0 | 4.8 | 4.6 |
4 | 5.9 | 5.8 | 5.7 | 5.6 | 5.3 | 5.1 | 4.9 | 4.7 |
3 | 6.0 | 5.9 | 5.8 | 5.7 | 5.4 | 5.2 | 5.0 | 4.8 |
Прыжок в длину с места, м | 5 | 135 | 145 | 155 | 165 | 175 | 190 | 205 | 215 |
4 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 175 | 190 | 200 |
3 | 105 | 115 | 125 | 140 | 145 | 160 | 175 | 185 |
Тройной прыжок с места, м | 5 | 4.90 | 5.10 | 5.20 | 5.30 | 5.50 | 6.00 | 6.50 | 7.00 |
4 | 4.80 | 5.00 | 5.10 | 5.20 | 5.30 | 5.80 | 6.20 | 6.70 |
3 | 4.70 | 4.90 | 5.00 | 5.10 | 5.20 | 5.60 | 6.00 | 6.40 |
Бросок набивного мяча (снизу вперед), м | 5 | 7.00 | 7.30 | 7.60 | 8.00 | 9.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 |
4 | 6.50 | 6.80 | 7.10 | 7.50 | 8.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 |
3 | 6.00 | 6.30 | 6.40 | 7.00 | 8.00 | 9.00 | 9.00 | 9.00 |
Вес снаряда | кг. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3.5 |
|
С Ф П | Бег 60 со старта, с | 5 | 10.4 | 10.2 | 10.0 | 9.7 | 9.3 | 9.0 | 8.8 | 8.6 |
4 | 10.6 | 10.4 | 10.2 | 9.9 | 9.5 | 9.1 | 8.9 | 8.7 |
3 | 10.8 | 10.6 | 10.4 | 10.2 | 9.7 | 9.3 | 9.0 | 8.8 |
Прыжок в длину, м | 5 | 2.70 | 2.80 | 3.00 | 3.20 | 3.50 | 4.00 | 4.50 | 4.80 |
4 | 2.60 | 2.70 | 2.90 | 3.10 | 3.40 | 3.60 | 4.00 | 4.20 |
3 | 2.50 | 2.60 | 2.80 | 3.00 | 3.30 | 3.40 | 3.50 | 3.70 |
Метание мяча 150 гр, м | 5 | 16.00 | 18.00 | 20.00 | 22.00 | 26.00 | 30.00 | 34.00 | 40.00 |
4 | 14.00 | 16.00 | 18.00 | 20.00 | 24.00 | 28.00 | 32.00 | 37.00 |
3 | 12.00 | 14.00 | 16.00 | 18.00 | 22.00 | 25.00 | 29.00 | 33.00 |
Бег 600 м, мин. | 5 | - | - | 2.30 | 2.20 | 2.10 | 2.00 | 1.50 | 1.40 |
4 | - | - | 2.40 | 2.30 | 2.20 | 2.10 | 2.00 | 1.50 |
3 | - | - | 2.50 | 2.40 | 2.30 | 2.20 | 2.10 | 2.00 |
Тематическое планирование
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата |
1. | Инструктаж по ТБ. ОФП. Изучение техники бега на короткие дистанции: -ознакомление с техникой -изучение техники бега по прямой. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
2. | Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
3. | Обучение технике спринтерского бега: -изучение техники высокого старта -выполнение стартовых положений. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
4. | Обучение технике спринтерского бега: -совершенствование техники высокого старта -поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
5. | Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники низкого старта (варианты низкого старта). - установление стартовых колодок - выполнение стартовых команд. | 1 | |
6. | Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники низкого старта(варианты низкого старта); - установление стартовых колодок. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
7. | Обучение технике спринтерского бега: - выполнение стартовых команд - повторные старты без сигнала и по сигналу - изучение техники стартового разгона - изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
8. | Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники бега по повороту - изучение техники низкого старта на повороте - изучение техники финиширования - совершенствование в технике бега Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
9. | ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
10. | ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры | 1 | |
11. | Инструктаж по ТБ. ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - ознакомление с техникой - изучение отталкивания - изучение сочетания разбега с отталкиванием Спортивная игра в баскетбол. | 1 | |
12. | ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - изучение техники полетной фазы - изучение группировки и приземления. Спортивная игра в баскетбол. | 1 | |
13. | ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «согнув ноги» с разбега. - изучение прыжка в целом - совершенствование техники Метание мяча на результат. | 1 | |
14. | ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе. | 1 | |
15. | Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного бега. Подвижная игра. | 1 | |
16. | ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры. | 1 | |
17. | Контрольное занятие: эстафета 4 по 100. | 1 | |
18. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча на дальность. Спортивная игра в волейбол. | 1 | |
19. | Соревнования по метанию мяча на дальность. Спортивная игра в волейбол. | 1 | |
20. | Инструктаж по ТБ. ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м. Спортивная игра в волейбол. | 1 | |
21. | ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. Подвижная игра. | 1 | |
22. | ОФП с набивными мячами. Контрольный урок: кросс в равномеренном темпе 1000 м. Спортивная игра в волейбол. | 1 | |
23. | Метание гранаты. Встречная эстафета. Подвижные игры | 1 | |
24. | Челночный бег 3 * 10м и 4 * 9 м, Спортивная игра баскетбол. | 1 | |
25. | ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры. | 1 | |
26. | Кросс 1500м | 1 | |
27. | Кросс 2000м | 1 | |
28. | ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Спортивная игра в волейбол. | 1 | |
29. | Правила соревнований. Бег 60, 100м | 1 | |
30. | Челночный бег 3х10м и 6х10 м. Спортивная игра в баскетбол | 1 | |
31. | Прыжок в длину с разбега. Спортивная игра баскетбол | 1 | |
32. | Кросс 1000м Спортивная игра баскетбол | 1 | |
33. | Соревнования в кружке итоги года. Короткие дистанции и прыжок в длину. | 1 | |
34. | Соревнования в кружке итоги года. Средние дистанции. Спортивная игра футбол. | 1 | |
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Форма подведения итогов |
1. | Теоретические сведения | Фронтальная | Метод слова, показа | Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы. | Опрос |
2. | Бег на короткие дистанцииЭстафетный бег. | Фронтальная | Метод слова, показа, соревновательный, игровой. | Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы, карточки. | Тесты, итоговые соревнования кружка |
3. | Основы техники в прыжках в длину, метании мяча | Групповая | Метод слова, показа соревновательный, игровой | Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы. | Проверка навыков, умений. знаний |
4. | Кроссовая подготовка | Фронтальная, групповая | Метод слова, показа Соревновательный, игровой | Таблицы легкоатлетическими упражнениями, схемы. | Товарищеские встречи, школьные и районные соревнования |
Материально–спортивное обеспечение занятий
секции «Легкая атлетика»
1. Эстафетные палочки-8шт.
2. Гимнастические маты-10шт 4. Гимнастическая стенка-12шт. 5. Гимнастические палки-10шт. 6. Скамейка гимнастическая-2шт.
7. Скакалки - 12 шт.
8. Малые мячи для метания по 150 гр-6 шт.
9. Перекладина-1шт. 10. Мячи набивные - 4 шт.
11. Мячи баскетбольные-10шт.
12. Щиты с кольцами и с сетками-2 комплекта
13. Волейбольные мячи-5шт.
14. Волейбольная сетка-1шт.
Список литературы
1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 2003г.
2.Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2001г.
3. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2003г.
4. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 2006г.
5. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 2007г.
6. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.
7. Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. 2004г.
8. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 2004г.
9. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.2001г.
10. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 2002г.
11. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.