22
Приложение к ООП СОО
приказ № ____ от _______________
Рассмотрена на заседании МО учителей _____________________________________ Протокол № _____ от «____»______20__ г. ______________________/_______________ | Согласована Заместителем директора школы « » 20_____ г. ______________________/_____________ |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № от « » 20_____ г. | Утверждаю Директор МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи Приказ № от ____________________/ ________________ |
Рабочая программа
Предмет Литература | |
Класс 10-12 | |
Образовательная область Филология | |
Срок реализации программы 3 года | |
Учитель Иванова А.В. | |
г. Южа
2020 г.
ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10-12 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основная образовательная программа ФГОС СОО МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи;
- Рабочие программы к линии УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, 10 – 11 классы – М., «Дрофа», 2016.
Цель учебного предмета «Литература» — формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи:
получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Программа реализуется на основе использования предметной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендованных Минобрнауки РФ.
- Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др.; под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень). 10 класс. М.:Дрофа, 2014.
- Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др.; под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень) (в 2 частях). 11 класс. М.:Дрофа, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
10 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ. Русская литература и русская история XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Т е о р и я. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в. Их развитие и взаимодействие.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Т е о р и я. Реализм и его становление.
А. С. Пушкин. «Д е р е в н я», «В о л ь н о с т ь», «П о г а с л о д н е в н о е с в е т и л о...», «С в о б о д ы с е я т е л ь п у с т ы н н ы й...», «П о д р а ж а н и е К о р а н у» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Э л е г и я» («Безумных лет угасшее веселье...»), «В н о в ь я п о с е т и л...», «П о р а, м о й д р у г, п о р а!..», «П о э т», «И з П и н д е м о н т и».
Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Основные мотивы лирики: творчество, философская лирика, тема поэта и поэзии, вольнолюбивые стихи, любовная лирика. «Вечные темы» в творчестве Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.
«Б о р и с Г о д у н о в». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.
«М е д н ы й в с а д н и к». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Композиция поэмы. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Т е о р и я. Народность литературы.
М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «К а к ч а с т о п е с т р о ю т о л п о ю о к р у ж е н...», «В а л е р и к», «С о н» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «В ы х о ж у о д и н я н а д о р о г у...», «И с к у ч н о и г р у с т н о...», «Н и щ и й» , «М о й д е м о н». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и» («Фаталист»). Общая композиция социально-психологического романа. Его герой и проблема судьбы, сюжет и фабула.
Т е о р и я. Реалистические и романтические начала в лирике Лермонтова.
Н. В. Гоголь. «Н е в с к и й п р о с п е к т». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». «Петербургские повести». Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя. Роль творчества Гоголя в судьбах русской литературы. Критика. В. В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).
Т е о р и я. Образ автора на страницах повести.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.
А. Н. Островский. «Г р о з а». Жизнь и творчество драматурга.
«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.
Критика. Н. А. Добролюбов «Л у ч с в е т а в т е м н о м ц а р с т в е», Ап. А. Григорьев «П о с л е “Г р о з ы” Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».
И. А. Гончаров. «О б л о м о в». Краткая биография писателя. Общая характеристика романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет, Фауст). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.
Критика. Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарев «Обломов», А. В. Дружинин «“О б л о м о в”, роман И. А. Гончарова».
Т е о р и я. Нарицательные образы — герои художественных произведений.
И. С. Тургенев. «О т ц ы и д е т и». Очерк жизни и творчества. История создания романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Критика. М. А. Антонович «А с м о д е й н а ш е г о в р е м е н и», Д. И. Писарев «Ба з а р о в», Н. Н. Страхов «“Отцы и дети” И.С. Тургенева».
Т е о р и я. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Ф. И. Тютчев. «S i l e n t i u m», «Н е т о, ч т о м н и т е в ы, п р и р о д а ...», «У м о м Р о с с и ю н е п о н я т ь...», «О, к а к у б и й с т в е н н о м ы л ю б и м...», «Н а м н е д а н о п р е д у г а д а т ь...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «П о с л е д н я я л ю б о в ь», «Д е н ь и н о ч ь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».
Т е о р и я. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
А. А. Фет. «П о э т а м», «Это утро, радость эта...», «Ш е п о т, р о б к о е д ы х а н ь е...», «С и я л а н о ч ь. Л у н о й б ы л п о л о н с а д...», «Е щ е м а й с к а я н о ч ь...», «Е щ е в е с н ы д у ш и с т о й н е г а...», «У ч и с ь у н и х – у д у б а, у б е р е з ы…», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «Н а ж е л е з н о й д о р о г е». Сочетание передачи восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных переживаний человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А. А. Фет) окружающего мира, «уменье ловить неуловимое» (А. В. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Т е о р и я. Теория «чистого искусства».
А. К. Толстой. «С л е з а д р о ж и т в т в о е м р е в н и в о м в з о р е...», «Против течения...», «Г о с у д а р ь т ы н а ш б а т ю ш к а...». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения.
Т е о р и я. Влияние фольклора на лирику XIX в.
Н. А. Некрасов. «В д о р о г е», «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...», «М ы с т о б о й б е с т о л к о в ы е л ю д и...», «Я н е л ю б л ю и р о н и и т в о е й...», «П о э т и г р а ж д а н и н», «Р ы ц а р ь н а ч а с», «Э л е г и я» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «П р о р о к», «Блажен незлобивый поэт...», «В н и м а я у ж а с а м в о й н ы...», «З и н е», «О М у з а! Я у д в е р и г р о б а...», «У м р у я с к о р о...».
Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Использование «вечных тем» в поэзии Некрасова.
«К о м у н а Р у с и ж и т ь х о р о ш о». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Т е о р и я. Народность творчества.
К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «О с е т и н с к а я л и р а» (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
Н. Г. Чернышевский. «Ч т о д е л а т ь?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. ХIХ в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.
Т е о р и я. Отражение жизненных коллизий в литературе.
Н. С. Лесков. «Ту п е й н ы й х уд о ж н и к», «О ч а р о в а н н ы й с т р а н н и к». Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Необычность его жизненной позиции и судьбы его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.
«Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.
«Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры, сказ. Близость к народной речи и активное словотворчество.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «И с т о р и я о д н о г о г о р о д а». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
«С к а з к и д л я д е т е й и з р я д н о г о в о з р а с т а». Едкая сатира, направленная против общественного и политического устройства.
Т е о р и я. Условность в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Ф. М. Достоевский. «П р е с т у п л е н и е и н а к а з а н и е». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски человека в человеке в его произведениях.
«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов. Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов и снов героев в романах. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.
Т е о р и я. Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Полифонизм романов Достоевского.
11 КЛАСС
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.
Л. Н. Толстой. «В о й н а и м и р». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».
«Война и мир». «Бородино» М. Ю. Лермонтова как «зерно» замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Исторические личности и герои романа-эпопеи: Кутузов и Наполеон. Антитеза образов полководцев. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа: Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как Отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны»: партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — классик и самобытный философ. Интерес к писателю в современном мире.
Т е о р и я. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
А. П. Чехов. «Человек в футляре», «К р ы ж о в н и к», «О л ю б в и», «И о н ы ч», «В и ш н е в ы й с а д». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» в рассказе «Тоска». Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». Мастерство писателя: внимание к детали, импрессионизм, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.
«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
Т е о р и я. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (обзор)
Э. Т. А. Гофман. Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности. Сказка «Щ е л к у н ч и к». Герои и события в его произведениях.
Ч. Диккенс. Реальность и фантастика на страницах писателя-реалиста. Повесть «Р о ж д е с т в е н с к а я и с т о р и я». Изображение зла и несправедливости, существующих в английском буржуазном обществе. Тревога писателя о судьбе обездоленных. Проблема добра и нравоучительные идеи.
Ги де Мопассан. Новелла «О ж е р е л ь е». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.
Т е о р и я. Социально-психологическая драма. Психологизм.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (обзор)
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве писателей. Реализм и модернизм.
Дж. Лондон. Рассказ «Л ю б о в ь к ж и з н и». Жестокая борьба за жизнь. Идея сохранения надежды даже в самых сложных ситуациях. Призыв любить жизнь и быть человеком.
Б. Шоу. Пьеса «П и г м а л и о н». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 90-Х ГОДОВ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
Т е о р и я. Литературное направление. Литературные направления начала века.
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.
М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Рассказы: «М а к а р Ч у д р а», «С т а р у х а И з е р г и л ь». Основная идея - жить с людьми и для людей».
Повесть «Ф о м а Г о р д е е в». Тема внутреннего разложения буржуазного класса, неизбежности смены исторического миропорядка. Поиск смысла жизни в повести.
«Н а д н е» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в Человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).
Роль Горького в судьбах русской культуры.
Т е о р и я. Социально-философская драма. Литературный портрет.
ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Модернизм как одно из направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма, декаданса. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.
К. Д. Бальмонт. Региональная литература. «Я м е ч т о ю л о в и л у х о д я щ и е т е н и...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в э т о т м и р п р и ш е л, ч т о б в и д е т ь с о л н ц е...». Темы родного края, природы, России в стихотворениях К.Бальмонта.
Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.
А. А. Блок. «Н е з н а к о м к а», «Р о с с и я», «Н о ч ь, у л и ц а, ф о н а р ь, а п т е к а...», «В р е с т о р а н е», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии В. С. Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире».
Поэма «Д в е н а д ц а т ь» как попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Т е о р и я. Символ в поэтике символизма.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.
Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «В о л ш е б н а я с к р и п к а», «З а б л у д и в ш и й с я т р а м в а й», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.
Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуризма. И. Северянин, В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. Каменский, Б. Л. Пастернак.
В. В. Маяковский. «А в ы м о г л и б ы...», «Н а т е!», «В а м !», «П о с л у ш а й т е !..», «С к р и п к а и н е м н о ж к о н е р в н о», «Ю б и л е й н о е», «Владимир Маяковский», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. «Окна РОСТа». Новаторство поэта. Роль «агитатора, горлана, главаря» в судьбах советской литературы. Автор о событиях своей эпохи (лирика, поэмы).
Поэма «О б л а к о в ш т а н а х». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.
Драматургия поэта: «К л о п», «Б а н я». Сатирические произведения.
Т е о р и я. Тоническое стихосложение.
Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
С. А. Есенин. «Г о й, т ы Р у с ь, м о я р о д н а я!..», «Н е б р о д и т ь, н е м я т ь в к у с т а х б а г р я н ы х...», «М ы т е п е р ь у х о д и м п о н е м н о г у», «П и с ь м о м а т е р и», «С п и т к о в ы л ь...», «Ш а г а н э т ы м о я, Ш а г а н э...», «Н е ж а л е ю, н е з о в у, н е п л а ч у...», «Р у с ь С о в е т с к а я». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта.
«А н н а С н е г и н а» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирика Есенина в музыке советских композиторов.
Т е о р и я. Имажинизм.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды !», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…». Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
Рассказ «Г о с п о д и н и з С а н – Ф р а н ц и с к о». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.
Рассказы «Т е м н ы е а л л е и», «Л е г к о е д ы х а н и е». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Эстетическое совершенство рассказов Бунина.
Рассказ «Ч и с т ы й п о н е д е л ь н и к». Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданный финал.
Т е о р и я. Психологизм.
А. И. Куприн. Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Г р а н а т о в ы й б р а с л е т». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.
Т е о р и я. Критический реализм.
В. Г. Короленко. «Б е з я з ы к а», «Р е к а и г р а е т», «П а р а д о к с» и другие рассказы. Публицистика: письма к Луначарскому. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.
Т е о р и я. Мастерство писателей-реалистов конца XIX — начала XX в.
12 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ
История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья. Пути их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Т е о р и я. Литературный процесс, сложности и противоречия.
ЛИТЕРАТУРА 20—30-х ГОДОВ XX ВЕКА
СУДЬБА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Советская литература и социалистический реализм (Первый съезд советских писателей в 1934 г., попытки создания теории социалистического реализма).
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Разгром» А. А. Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи. Д. Ю. Фурманов «Чапаев», Б. А. Лавренев «Ветер» и др.
Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. С. Тихонов, М. А. Светлов,В. А. Луговской и др.).
М. М. Зощенко. Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык».
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Сатирическое изображение эпохи.
Т е о р и я. Социалистический реализм.
А. А. Фадеев. «Р а з г р о м». Тема гражданской войны в советской литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
А. А. Ахматова. «С ж а л а р у к и п о д т е м н о й в у а л ь ю...», «М н е н и к ч е м у о д и ч е с к и е р а т и...», «М у ж е с т в о», «М н е г о л о с б ы л. О н з в а л у т е ш н о...», «Р о д н а я з е м л я», «Н е с т е м и я, к т о б р о с и л з е м л ю…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорная интонация и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Р е к в и е м». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения «Б ы т ь з н а м е н и т ы м н е к р а с и в о…», « «П р о э т и с т и х и», «Ф е в р а л ь. Д о с т а т ь ч е р н и л и п л а к а т ь!..», «О п р е д е л е н и е п о э з и и», «В о в с е м м н е х о ч е т с я д о й т и д о с а м о й с у т и», «Г а м л е т», «З и м н я я н о ч ь», «Л ю б и т ь и н ы х — т я же л ы й к р е с т...», «Н и к о г о н е б у д е т в д о м е...», «С о с н ы», «И н е й», «С н е г и д е т». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое», восторг перед миром природы. Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
«Д о к т о р Ж и в а г о» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начал. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Б е с с о н н и ц а. Г о м е р. Т у г и е п а р ус а...», «З а г р е м у ч у ю д о б л е с т ь г р я д у щ и х в е к о в...», «Я в е р н у л с я в м о й г о р о д...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
М. И. Цветаева. «М о и м с т и х а м, н а п и с а н н ы м т а к р а н о...», «С т и х и к Б л о к у» («И м я т в о е п т и ц а в р у к е...»), «К т о с о з д а н и з к а м н я...», «Т о с к а п о р о д и н е...», «М о с к в е», «М н е н р а в и т с я, ч т о в ы б о л ь н ы н е м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя.
«Б е л а я г в а р д и я». Гражданская война и ее события в романе. Проза и драматургия в творчестве писателя. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Новаторство Булгакова-драматурга.
«М а с т е р и М а р г а р и т а». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философскими и библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Понтий Пилат, его роль в романе и тема совести. Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Т е о р и я. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.
А. П. Платонов. Трудная судьба писателя. «К о т л о в а н», «Сокровенный человек», «В о з в р а щ е н и е». «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. «Т и х и й Д о н» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.
В.В.Набоков. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель (до 1940 г.). Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке «Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», «Другие берега» и др.
«З а щ и т а Л у ж и н а» как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ (обзор)
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, А. Тарковский, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, Н. Старшинов, П. Антокольский, О. Берггольц, К. Ваншенкин и др.). Правда о человеке на войне. Романтика и реализм в прозе о войне.
А. Фадеев. «М о л о д а я г в а р д и я». Рассказ о молодежной подпольной организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны в Краснодоне. Реально существующие люди и вымышленные персонажи. Проблемы патриотизма и героизма, мужества и преемственности поколений.
Э. Казакевич. «З в е з д а». Суровое и лаконичное изображение войны. Поэтичность и лиризм повести.
Ю. Бондарев. «Г о р я ч и й с н е г». Панорама сражения под Сталинградом. Жестокость войны. Образ простого русского солдата.
В. Кондратьев. «С а ш к а». Страшные фронтовые будни Вов. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте».
К. Воробьев. «У б и т ы п о д М о с к в о й». «Окопная» проза о войне. Произведение бывшего фронтовика, на собственном опыте познавшего ужасы окопной жизни и открытого боя.
В.Быков. «С о т н и к о в». Проблема истинного и ложного героизма.
Т е о р и я. Жанровое богатство откликов на тему войны в литературе.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
Литература второй половины XX в. Новые тенденции развития литературы. Тематика и проблематика литературных произведений. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев в творчестве А. Солженицына, П. Нилина, В. Дудинцева, В. Шаламова и др. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, С. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Носова и др. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели»: Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, А. Битов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
А. Т. Твардовский. «В с я с у т ь в о д н о м е д и н с т в е н н о м з а в е т е...», «П а м я т и м а т е р и», «Я з н а ю, н и к а к о й м о е й в и н ы...», «К о б и д а м г о р ь к и м с о б с т в е н н о й п е р с о н ы...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«З а д а л ь ю — д а л ь» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Т е о р и я. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
А. И. Солженицын. «О д и н д е н ь И в а н а Д е н и с о в и ч а», «А р х и п е л а г ГУЛАГ» (главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
Ф. А. Абрамов. «П о е з д к а в п р о ш л о е». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
В.М. Шукшин. Рассказы «С р е з а л», «З а б у к с о в а л», «Ч у д и к», «В е р у ю», «К р е п к и й м у ж и к». Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей.
В. П. Астафьев. «П е ч а л ь н ы й д е т е к т и в». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка». Мотивы трагического бессилия и оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества в романе «Печальный детектив».
В. Г. Распутин. «П р о щ а н и е с М а т е р о й». Тема отцов и детей, уважение к прошлому, историческая память народа, тема гражданской ответственности, трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА (обзор)
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.
Э. Хемингуэй. «С т а р и к и м о р е». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.
У. С. Моэм. «Театр», «Луна и грош». Проза и публицистика.
Теория. Постмодернизм.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 90-Х ГОДОВ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА (обзор)
Литература 1990-х гг. Постмодернизм. Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма. Эклектика, смешение и взаимопроникновение жанров. Интертекстуальность, построение художественного текста из цитат и реминисценций, когда «чужое слово проступает» (А. Ахматова). Идея множественности трактовок литературного произведения.
Литература начала XXI века. «Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмодернистских критериев. Критическое отношение к действительности и осмысление постсоветской эпохи. Обращение к традиционным для русского реализма вопросам судьбы народа в кризисной исторической ситуации.
В. Токарева. «Я е с т ь. Т ы е с т ь. О н е с т ь»). Тема семьи, проблема отцов и детей.
Л. Петрушевская. «В р е м я н о ч ь», «П о д о р о г е б о г а Э р о с а», «Т а й н а д о м а», «Маленькая Грозная». Тема семьи, проблема отцов и детей.
В. Распутин. «Д о ч ь И в а н а, м а т ь И в а н а», Картина современной России. Достоверность и жизненность образов.
Б.П. Екимов. Рассказы «К а к р а с с к а з а т ь...», «С т а р ы е л ю д и», «Н е р у г а й м е н я», «Н о ч н ы е б е с е д ы», «Г о в о р и, м а м а, г о в о р и», «Н о ч ь и с ц е л е н и я» и др. Проблема взаимоотношения между близкими людьми. Понимание и умение прощать слабости и недостатки.
Т. Толстая. «Н а з о л о т о м к р ы л ь ц е с и д е л и». «К ы с ь». Соединение жанра антиутопии с русской сказочной традицией. Ирония и сарказм. Выражение страха человека перед неизвестным и непонятным, перед тёмными сторонами собственной души.
Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «С о н е ч к а». Семейные произведения. Идея общности людей.
З. Прилепин. «К н и г о ч е т». Картина современной литературы в книге писателя, поэта и публициста. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями.
Поэзия начала XXI в. Обзор. Новизна и гармония поэзии В. Алейникова («Вызванное из боли»), тема России, семьи, женщины в поэзии Ю. Кузнецова («До последнего края»), элегичность поэзии Е. Рейна («Избранные стихотворения и поэмы»), «нагота сердечной боли» в поэзии Г. Русакова («Стихи Татьяне»).
ИТОГИ
Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)
№ раздела | Раздел программы | Количе ство часов | В т.ч. формы контроля |
| Анализ текста | Сочинение | Зачет |
1 | Введение. Русская литература и русская история XIXв. в контексте мировой культуры | 1 | | | |
2 | Русская литература первой половины XIX века: | 11 | | | 1 |
Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. | | | | |
А. С. Пушкин. Основные мотивы лирики. «Борис Годунов». «Медный всадник» | | | | |
М. Ю. Лермонтов. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. «Герой нашего времени» («Фаталист») | | | | |
Н. В. Гоголь. «Невский проспект» | | | | |
Зачет № 1 по разделу «Русская литература первой половины XIX века» | 2 | | | |
3 | Русская литература второй половины XIX века: | 52 | 2 | 2 | 1 |
Русская литература второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики | | | | |
А. Н. Островский. «Гроза» | | | | |
И. А. Гончаров. «Обломов» | | | | |
И. С. Тургенев. «Отцы и дети» | | | | |
Ф.И.Тютчев. Лирика | | | | |
А.А.Фет. Лирика | | | | |
А. К. Толстой. Лирика (обзор) | | | | |
Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | | | | |
К. Хетагуров. Лирика (обзор) | | | | |
Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор) | | | | |
Н.С.Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник» | | | | |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сказки | | | | |
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | | | | |
Зачет № 2 по разделу «Русская литература второй половины XIX века» | 2 | | | |
4 | Итоговое повторение | 2 | | | |
| Итого: | 70 | 2 | 2 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)
№ раздела | Раздел программы | Количе ство часов | В т.ч. формы контроля |
| Анализ текста | Сочинение | Зачет |
1 | Введение. Русская литература и русская история XIX в. в контексте мировой культуры | 1 | | | |
2 | Русская литература второй половины XIX века: | 30 | 1 | 1 | 1 |
Л. Н. Толстой. «Война и мир» | | | | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишневый сад» | | | | |
Зачет № 1 по разделу «Русская литература второй половины XIX века» | 2 | | | |
3 | Зарубежная литература XIX века | 4 | | | |
Э. Т. А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Обзор | | | | |
Ч. Диккенс. Повесть «Рождественская история» | | | | |
Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Обзор | | | | |
4 | Зарубежная литература первой половины XX века | 3 | | | |
Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни» | | | | |
Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион» | | | | |
5 | Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века | 10 | 1 | 1 | 1 |
Введение. Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений | | | | |
М. Горький. «На дне», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев». Публицистика | | | | |
6 | Поэзия конца XIX —начала XX века | 8 | | | |
Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма | | | | |
Региональная литература. К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» | | | | |
Символизм. А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане» и другие стихотворения. Поэма «Двенадцать» | | | | |
Акмеизм. Н. С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | | | | |
Футуризм. В. В. Маяковский. «А вы могли бы...», «Нате!», «Вам !», «Послушайте !..», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное». Поэма «Облако в штанах». Сатирические произведения «Клоп», «Баня» | | | | |
Крестьянская поэзия. С. А. Есенин. «Гой, ты Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» и др. Поэма «Анна Снегина» | | | | |
| Зачет № 2 по разделу «Русская литература конца XIX —начала XX века» | 2 | | | |
7 | Литература первой половины ХХ века | 8 | | | |
И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» | | | | |
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» | | | | |
В. Г. Короленко. Рассказы «Без языка», «Река играет», «Парадокс» | | | | |
8 | Итоговое повторение | 2 | | | |
| Итого: | 70 | 2 | 2 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12 класс (2 ч. в неделю, всего 68 ч.)
№ раздела | Раздел программы | Количе ство часов | В т.ч. формы контроля |
| Анализ текста | Сочинение | Зачет |
1 | Введение. История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры | 1 | | | |
2 | Литература 20—30-х годов XX века. Судьба русской литературы в годы исторических потрясений (обзор) | 19 | | | 1 |
Советская литература и социалистический реализм | | | | |
М. М. Зощенко. Рассказы | | | | |
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» | | | | |
А. А. Фадеев. «Разгром» | | | | |
А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Поэма «Реквием» | | | | |
Б. Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет». Роман «Доктор Живаго» (обзор) | | | | |
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. | | | | |
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блок у» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. | | | | |
М. А. Булгаков. «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита» | | | | |
А. П. Платонов. «Котлован». «Возвращение» | | | | |
М.Шолохов. «Тихий Дон» | | | | |
В.В.Набоков. «Защита Лужина» | | | | |
| Зачет № 1 по разделу «Литература 20—30-х годов XX века» | 2 | | | |
3 | Великая Отечественная война в литературе (обзор) | 11 | | 1 | |
Лирика военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, А. Тарковский, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, Н. Старшинов, П. Антокольский, О. Берггольц, К. Ваншенкин и др.). | | | | |
А. Фадеев. «Молодая гвардия» | | | | |
Э. Казакевич. «Звезда» | | | | |
Ю. Бондарев. «Горячий снег» | | | | |
В. Кондратьев. «Сашка» | | | | |
К. Воробьев. «Убиты под Москвой» | | | | |
В.В.Быков. «Сотников» | | | | |
4 | Литература второй половины XX — начала XXI века | 15 | 1 | 1 | 1 |
Новые тенденции развития литературы. Тематика и проблематика литературных произведений. Обзор | | | | |
А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Поэма «За далью — даль» | | | | |
А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы) | | | | |
Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» | | | | |
В.М. Шукшин. «Срезал», «Забуксовал», «Чудик», «Верую», «Крепкий мужик» | | | | |
В. П. Астафьев. «Печальный детектив» | | | | |
В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой» | | | | |
| Зачет № 2 по разделу «Литература второй половины XX — начала XXI века» | 2 | | | |
5 | Зарубежная литература второй половины XX — начала XXI века (обзор) | 3 | | | |
Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» | | | | |
У. С. Моэм. «Театр», «Луна и грош». Проза и публицистика | | | | |
6 | Русская литература 90-х годов XX — начала XXI века (обзор) | 13 | 1 | | |
Постмодернизм. Идея множественности трактовок литературного произведения | | | | |
В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть» | | | | |
Л.С. Петрушевская. «Время ночь», «По дороге бога Эроса», «Тайна дома» | | | | |
В. Распутин. «Дочь Ивана, мать Ивана» | | | | |
Б.П. Екимов. Рассказы «Как рассказать...», «Старые люди», «Не ругай меня», «Ночные беседы», «Ночь исцеления» и др. | | | | |
Т. Толстая. «На золотом крыльце сидели». «Кысь» | | | | |
Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка» | | | | |
З. Прилепин. «Книгочет» | | | | |
Поэзия начала XXI в. Новизна и гармония поэзии. Обзор | | | | |
7 | Итоговое повторение | 2 | | | |
| Итого: | 68 | 2 | 2 | 2 |