СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на русском языке, 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В  соответствии со ФГОС НОО  предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» являются обязательными для изучения. В соответствии с  дополнениями в ООП НОО   разработана рабочая программа учебного предмета  «Литературное чтение на русском языке». На изучение предмета отводится по 1 час в неделю (34 часа в год) в 3 классе.  Обучение школьников организуется по учебникам   Кубасовой О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса в 4 частях.  Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 3 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на русском языке, 3 класс»















Рабочая программа

по литературному чтению

на русском языке

3 класс















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на русском языке для 3 класса составлена на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 №273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • Письма Рособрнадзора от 20.06.2018 г. №05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

  • Авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Программа по литературному чтению. Программы по учебным предметам, 1-4 классы»;

  • Авторской программы Кубасовой О.В. «Литературное чтение. Программа 1-4 классы»;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 37»,

  • Положения о рабочей программе предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «СШ №37»;

  • Учебного плана МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год и реализуется в полном объёме.

Программа обеспечивает предметную подготовку младших школьников начальному курсу «Литературное чтение на русском языке», достаточную для продолжения образования в основной школе и создаёт дидактические условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Целью курса «Литературное чтение на русском языке» является:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

2) приобщение к литературному наследию своего народа;

3) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

4) осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка

на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение на русском языке»:

- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

- внимание к личности писателя;

- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

  1. Общая характеристика учебного предмета

С целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов были выработаны следующие принципиальные подходы к построению учебного курса.

1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтениена русском языке» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

2. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видожанрового разнообразия. Он отличается широким видожанровым и тематическим диапазоном литературных произведений.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение предмета «Литературное чтение на русском языке» – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Содержание курса «Литературное чтение на русском языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении литературного чтения как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Как курс, имеющий частный характер, курс «Литературное чтение на русском языке» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литероатурного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению- изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг; • систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности. Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Литературное чтение на русском языке» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего выделяется 34 часа.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивогоучебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использоватьзнаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Изучение курса «Литературное чтение на русском языке» должно обеспечить:

  • 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  • 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения на русском языке для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, в определённом темпе и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения: ознакомительное, поисковое;

  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу на родном языке, получая от этого удовольствие;

  • эмоционально отзываться на прочитанное;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного на родном языке, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • определять тему и главную мысль небольших произведений;

  • характеризовать персонажей;

  • находить в художественном произведении на родном языке различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);

  • цитировать (устно);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

  • составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

  • определять порядок действий при поиске и выборе книги на родном языке, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

  • создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;

  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями

Выпускник получит возможность научиться:

  • испытывать этические чувства в процессе знакомства отечественной художественной литературой;

  • определять сходство и различие произведений различных жанров;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

  • понимать особенности изучаемых типов композиций;

  • создавать текст по аналогии с заданным образцом или в виде продолжения прочитанного;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги на родном языке в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг на родном языке с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение на родном языке по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой на родном языке;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений на родном языке (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст отстихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения на родном языке разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу на родном языке как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

  1. Основное содержание курса «Литературное чтение на русском языке», 3 класс

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (русские народные сказки «Дочь – семилетка», « Морской царь и Василиса Премудрая»);


«За доброе дело стой смело» (русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо чудо-юдо», Н. Артюхова «Трусиха», Э. Киселёва «Мальчик-огонёк», Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», В.Высотский «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»);


«О тех, кто любит труд» (Е. Пермяк «Про торопливую курицу и терпеливую синицу»);

«О тудолюбивых и ленивых» (Нанайская сказка «Айога», С. Баруздин «Когда люди радуются», Н. Носов «Заплатка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»);

«Книги И. Крылова» (И. Крылов «Скупой ип Курица», «Ворона и Лисица»);

«О щедрых и жадных» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Л.Н. Толстой «Собака и её тень», С Михалков «Жадный заяц», В. Осеева «Синие листья»);

«Стихи об осени» (Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «Улетают, улетели…»);

«Книги о зиме» (А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Разгуляласьвьюга…», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»);

«Книги о подвигах» ( С. Георгиевская «Галина мама», Л. Кассиль «Таран», В Коржиков «Амур», Е. Благинина «Шинель», В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…»);

«Книги о семье» (М. Пляцковский «Счастливый день», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучёк», О. Буцень «Мамины помощницы», Б. Емельянов «Надо и не хочется», М. Цветаева «У кроватки», «Детство Л.Н. Толстого» из воспоминаний писателя);

«Книги о весне» (А. Толстой «Иван-царевич и Алая-Алица», М. Пришвин «Лесная капель», А. Плещеев «Сельская песня», А. Фет «Летний вечер», С. Дрожжин «Всё зазеленело…», Ф.Тютчев «Весенние воды»);

«Об обыкновенных чудесах» (В. Берестов «Честное гусеничное», Е. Пермяк «Пастух и Скрипка», Г.Цыферов «Паровозик», С.Алексеев «Храм», Ю. Аракчеев «Весёлое лето», Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»);

«Познавательная литература» (Н. Орлова «Иоанн IV Васильевич Грозный», Б. Сергеев «Сон приходит на порог», Н Надеждина «Картофель», А. Леонович «Где родился паровоз?»)

Виды речевой и читательчкой деятельностидеятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественномупроизведению.

Работа с разными видами текста. Общее представление о художественных текстах. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил иотношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини- сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России.

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучающихся

  1. Кубасова О. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 4 частях.

  2. Кубасова О. В. Я хочу читать. Книга для чтения. 3 класс

Для учителя

  1. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.

  2. Материалы для учителя (Footnotes) (Электронные приложения к учебникам и тетрадям)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтениена русском языке», 3 класс

Предметные результаты

Третьеклассник научится:

  • понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры;

  • осознавать значимости чтения на родном языке для личного развития;

  • формировать представление о мире, национальной истории и культуре;

  • формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;

  • использовать разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»;

  • эмоционально отзываться на прочитанное;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • определять тему и главную мысль небольших произведений;

  • характеризовать персонажей;

  • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование);

  • цитировать (устно);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научно-популярного текстов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

  • составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

  • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

  • создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научно-популярном текстах;

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке;

  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

  • испытывать этические чувства в процессе знакомства с отечественной художественной литературой;

  • определять сходство и различие произведений различных жанров;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

  • понимать особенности изучаемых типов композиций;

  • создавать текст по аналогии с заданным образцом или в виде продолжения прочитанного;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


Метопредметные результаты

Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смысло-образование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатиии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.


Тематическое планирование уроков литературного чтения на русском языке, 3 класс (34 часа)

п/п

Тема урока

Количе-

ство часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

Учебная тема: «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» 4ч.

Русская народная сказка

«Дочь-семилетка»

2

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонажей.

Выявляют мотивацию персонажа.

Определяют и формулируют личное отношение к персонажам.

Иллюстрируют прочитанное.

Русская народная сказка

«Морской царь и Василиса Премудрая»


2

Читают молча, а также правильно, бегло и выразительно вслух.

Обсуждают прочитанное.

Обогащают словарный запас.

Выявляют мотивы поступков персонажей.

Характеризуют персонажей.

Наблюдают художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения.

Выявляют специфические сказочные языковые средства: повторы, в том числе тавтологические; устойчивые сказочные эпитеты и др.

Определяют и обосновывают тип русской народной сказки.

Выделяют из текста эпизод.

Делают творческий пересказ эпизода (от иного лица).

Выполняют словесное рисование места действия и портрета персонажа.

Иллюстрируют прочитанное.


Учебная тема: «О тудолюбивых и ленивых» 3ч.

  1. 4

С. Баруздин «Когда люди радуются» Н. Носов «Заплатка»

1



В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1


Учебная тема: «Стихи об осени» 1 ч.

Е. Трутнева «Осень», Е. Благинина «Улетают, улетели…»

1

Читают молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют эмоциональный характер текста.

Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Составляют партитуру для выразительного чтения.

Заучивают наизусть стихотворный текст.


Стихи русских поэтов об осени




Учебная тема: «О щедрых и жадных» 4 ч.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Читают правильно, бегло и выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого.

Определяют эмоциональный характер произведения.

Характеризуют лирического героя произведения.

Выявляют тему и идею текста.

Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанных произведений.

Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников.


Л.Н. Толстой «Собака и её тень»

1


С. Михалков «Жадный заяц»,

1


В. Осеева «Синие листья»

1


Учебная тема: «О тех, кто любит труд» 1ч.

Е. Пермяк «Про торопливую курицу и терпеливую синицу»


1

Читают молча и, выразительно, вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют подтекст.

Определяют идею произведения.

Подбирают пословицы по смыслу.

Делают творческий пересказ с изменением лица рассказчика.

Сравнивают разные произведения одного жанра.


Учебная тема: «Книги И. Крылова» 1 ч.

И. Крылов «Скупой и Курица»,

И. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Читают по ролям.

Характеризуют персонажей.

Выявляют подтекст.

Определяют идею (мораль) текста.

Инсценируют прочитанное.

Заучивают наизусть стихотворный текст.

Обмениваются читательским опытом.


Учебная тема: «Книги о подвигах» 4 ч.

С. Георгиевская «Галина мама»

1

Читают молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Расширяют словарный запас.

Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют идею произведения.

Соотносят пословицы с текстом.


Л. Кассиль «Таран», В. Коржиков «Амур»

1


Е. Благинина «Шинель»

1


В. Лебедев-Кумач «В селе за школой есть поляна…»


1


Учебная тема: «Книги о зиме» 1 ч.

А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Разгулялась вьюга…», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1

Читают молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Определяют эмоциональный характер текста.

Характеризуют место действия.

Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием глаголов в художественно организованной речи.

Словесно иллюстрируют прочитанное.

Заучивают наизусть.


Учебная тема: «За доброе дело стой смело» 5 ч.

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо чудо-юдо»

1

Читают выразительно..

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы обобщающего характера к прочитанным книгам.

Характеризуют персонажей.

Сравнивают произведения.

Классифицируют книги.

Делают сообщение о прочитанном произведении.


Н. Артюхова «Трусиха», Э. Киселёва «Мальчик-огонёк»

1

Читают молча и вслух.

Прогнозируют читаемое.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют личное отношение к персонажам.

Определяют мотивацию персонажей.

Характеризуют персонажей.

Определяют идею произведения.

Составляют план.

Соотносят пословицы с текстом.

Делают пересказ.

Иллюстрируют прочитанное (графически и словесно).

Определяют жанр произведения.

Сравнивают произведения.

Создают продолжение текста.


Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1

Читают молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Расширяют словарный запас.

Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют идею произведения.

Соотносят пословицы с текстом.

Знакомятся с произведением нового жанра.


В.Высотский «Он не вернулся из боя», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

1

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Анализируют заглавие произведения.

Определяют эмоциональное состояние лирического героя.

Характеризуют образ лирического героя.

Наблюдают за использованием такого средства языковой выразительности




С. Баруздин «Страшный клад»


1

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Анализируют заглавие произведения.

Определяют эмоциональное состояние лирического героя.

Характеризуют образ лирического героя.

Наблюдают за использованием такого средства языковой выразительности, как художественный повтор. Выделяют в тексте, определяют роль в художественной речи.

Составляют цитатный план.

Словесно иллюстрируют прочитанное.


Учебная тема: «Книги о семье» 3 ч.

М. Пляцковский «Счастливый день», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»,

1

Читают правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Анализируют заглавие произведения.

Определяют мотивацию персонажей.

Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют подтекст.

Определяют тему текста.

Выявляют идею произведения.

Определяют жанр произведения.

Сравнивают персонажей из разных произведений.

Создают продолжение текста.


О.Буцень «Мамины помощницы», Б. Емельянов «Надо и не хочется», М. Цветаева «У кроватки»

1


«Детство Л.Н. Толстого» из воспоминаний писателя

1


Учебная тема: «Книги о весне» 2 ч.

А. Толстой «Иван-царевич и Алая-Алица», М. Пришвин «Лесная капель»,

1

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют мотивацию персонажа.

Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием глаголов в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием повтора в художественно организованной речи.

Словесно и графически иллюстрируют прочитанное.

Заучивают наизусть.


А. Плещеев «Сельская песня», А. Фет «Летний вечер», С. Дрожжин «Всё зазеленело…», Ф.Тютчев «Весенние воды»,


1


Учебная тема: «Об обыкновенных чудесах» 2 ч.

В. Берестов «Честное гусеничное», Е. Пермяк «Пастух и Скрипка», Г.Цыферов «Паровозик», С.Алексеев «Храм»,

1

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют идею произведения.

Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием эпитетов в художественно организованной речи.

Обогащают словарный запас.

Составляют партитуру для выразительного чтения.

Пересказывают прочитанное от иного лица.

Ориентируются в книге.


Ю. Аракчеев «Весёлое лето», Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»

1


Учебная тема: «Познавательная литература» 3ч.

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

Проверяют достижение планируемых результатов обучения литературному чтению на конец 3 класса




Н. Орлова «Иоанн IV Васильевич Грозный», Б. Сергеев «Сон приходит на порог»

1

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Наблюдают над использованием средств языковой выразительности.

Отвечают на вопросы к прочитанным произведениям.

Иллюстрируют.

Классифицируют книги, находящиеся на выставке.

Делают презентацию книги.

Составляют текст-рассуждение.


Н Надеждина «Картофель», А. Леонович «Где родился паровоз?»)

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!