«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»___________2019г. руководитель ШМО ___________/____________/ | «Согласовано»: заместителем директора по МР ___________/_____________/ «___»______________2019г. | «Утверждено»: директор МОУ СОШ №____ ____________/____________/ Приказ №___ «___»______________2019г. | | «Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»___________2019г. руководитель ШМО ___________/____________/ | «Согласовано»: заместителем директора по МР ___________/_____________/ «___»______________2019г. | «Утверждено»: директор МОУ СОШ №____ ____________/____________/ Приказ №___ «___»______________2019г. | | «Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»___________2019г. руководитель ШМО ___________/____________/ | «Согласовано»: заместителем директора по МР ___________/_____________/ «___»______________2019г. | «Утверждено»: директор МОУ СОШ №____ ____________/____________/ Приказ №___ «___»______________2019г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 – 11 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Составлена на основе программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: программа / С.В. Ким, В.А. Горский. - М.: Вентана-Граф, 2014 г. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2019 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
2019 год
Пояснительная записка.
1.Рабочая программа разработана в соответствии с:
ФК ГОС 2004, утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089;
Программы по Основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: программа / С.В. Ким, В.А. Горский. - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Цель изучения основ безопасности жизнедеятельности призвана способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
3. Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
4. На изучение учебных тем по предмету ОБЖ в 10-11 классах отводится по одному часу в неделю: 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Содержание программы и планируемые результаты:
Данная программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
- формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;
- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;
- ознакомление с необходимыми и индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
- освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;
- понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
- формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества.
10 класс.
Структура программы состоит из трёх разделов.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (17ч.);
ЗНАТЬ:
об обеспечении личной безопасности в повседневной жизни;
о личной безопасности в условиях ЧС;
о современном комплексе проблем безопасности социального характера;
общие понятия экстремизма и терроризма;
нормативно-правовую базу РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
нормативно-правовую базу борьбы с терроризмом;
уголовную ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.
УМЕТЬ:
обеспечить личную безопасность от всех видов угроз повседневной жизни;
обеспечить личную безопасность от всех видов ЧС природного и техногенного характера;
обеспечить личную безопасность при угрозе террористического акта.
Раздел 2. Военная безопасность государства (11ч.);
ЗНАТЬ:
о защите населения от всех видов оружия массового поражения и обычных средств;
о средствах коллективной защиты;
о средствах индивидуальной защиты;
о составе и организационной основе Вооружённых Сил Российской Федерации;
о воинской обязанности и военной службе.
УМЕТЬ:
применять средства индивидуальной защиты;
определять вид оружия массового поражения или обычного оружия по поражающим факторам;
разбираться в организационной структуре Вооружённых Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (6ч.).
ЗНАТЬ:
о здоровом образе жизни и его составляющих
о инфекционных и неинфекционных заболеваниях и мерах их профилактики;
о заболеваниях передаваемых половым путем и мерах их профилактики.
О видах травм и способах оказания первой помощи.
УМЕТЬ:
организовывать режим дня;
соблюдать личную гигиену;
правильно питаться;
уметь оказывать первую помощь при травмах, кровотечениях.
Уметь проводить сердечно-лёгочную реанимацию.
Резервный урок (1ч.).
11 класс.
Структура программы состоит из трёх разделов.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (17ч.);
ЗНАТЬ:
о культуре безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания;
о подходах к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека;
о национальной безопасности России;
о мерах по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму;
о защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях;
о дорожно-транспортной безопасности;
о автономном существовании.
УМЕТЬ:
обеспечить личную безопасность при угрозе террористического акта и других видах социальных угроз;
находить выход из сложных ситуаций во время автономного существования.
Раздел 3. Военная безопасность государства (11ч.);
ЗНАТЬ:
о назначении Вооруженных Сил Российской Федерации и решаемых ими задачах;
правовую основу воинской обязанности и военной службы;
о особенностях прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службе;
о применении ВС России в международной сфере по борьбе с терроризмом и гуманитарной и деятельностью.
УМЕТЬ:
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6ч.);
ЗНАТЬ:
о культуре питания и ЗОЖ;
о репродуктивном здоровье и его влиянии на демографическое состояние России;
о способах оказания первой помощи при ранениях, ДТП, ожогах, обморожениях, отравлении.
УМЕТЬ:
оказывать первую помощь при ранениях, отравлении, ожогах и обморожении.
Методы обучения, контроль.
Реализация содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся, достигается следующими методами обучения:
1.Репродуктивные:
Словесный метод (описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарий, замечание);
Наглядный метод (непосредственно наглядный, посредственно наглядный, направленного прочувственного двигательного действия, срочной информации);
Общее упражнение (расчленено-конструктивное)
2. Проблемные методы обучения используются частично:
Частично поисковый;
Проект.
Параллельно с методами обучения применяются следующие методы воспитания.
1. Традиционные
2. Инновационные
3. Тренинговый
4. Рефлексивный
Для контроля эффективности педагогического процесса, его корректировки
возможности получать объективную информацию (оценку) о своей деятельности, как педагога, так и учащихся применяются следующие виды контроля:
1.Предварительный контроль – для определения уровня подготовленности учащихся.
2.Текущий контроль – для определения мер повышения эффективности педагогического процесса.
3. Оперативный контроль – для обеспечения промежуточных целей.
4. Итоговый контроль – для выявления результатов, уровня достижения целей при завершении изучения тем, раздела, четверти, года.
10 класс.
№ | Наименование главы | Количество часов | Практическая часть | Проекты |
1 | Основы безопасности личности, общества, государства. | 17 | 2 | |
2 | Военная безопасность государства. | 11 | 1 | |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | 1 | |
4 | Резервный урок. | 1 | | |
ВСЕГО | 35 | 4 | |
11 класс.
№ | Наименование главы | Количество часов | Практическая часть | Проекты |
1 | Основы комплексной безопасности личности, общества, государства. | 17 | 2 | |
2 | Военная безопасность государства. | 11 | 1 | |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | 1 | |
ВСЕГО | 34 | 4 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
10 класс.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел №1: Основы безопасности личности, общества, государства. | 17 | | |
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 1 | | |
2 | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. | 1 | | |
3 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
4 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
5 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
6 | Контрольная работа по разделу №1. | 1 | | |
7 | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. | 1 | | |
8 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз. | 1 | | |
9 | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. | 1 | | |
10 | Противодействие экстремизму. | 1 | | |
11 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. | 1 | | |
12 | Контрольная работа по разделу №1. | 1 | | |
13 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | | |
14 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. | 1 | | |
15 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | | |
16 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | | |
17 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | 1 | | |
| Раздел №2: Военная безопасность государства. | 11 | | |
18 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. | 1 | | |
19 | Защита населения и территорий от радиационной опасности. | 1 | | |
20 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 1 | | |
21 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. | 1 | | |
22 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | 1 | | |
23 | Контрольная работа по разделу №2. | 1 | | |
24 | Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. | 1 | | |
25 | Состав Вооружённых Силы Российской Федерации. | 1 | | |
26 | Воинская обязанность и военная служба. | 1 | | |
27 | Права и обязанности военнослужащих. | 1 | | |
28 | Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Силы Российской Федерации. | 1 | | |
| Раздел №3: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | | |
29 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. | 1 | | |
30 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | | |
31 | Инфекционные и неинфекционные заболевания и меры их профилактики. | 1 | | |
32 | Профилактика заболеваний, передающихся половым путём. | 1 | | |
33 | Практическая работа «Оказание первой помощи при травмах, кровотечениях, а также проведение сердечно-лёгочной реанимации». | 1 | | |
34 | Повторно-обобщающий урок | 1 | | |
35 | Резервный урок. | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
11 класс.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел №1: Основы комплексной безопасности личности, общества, государства. | 17 | | |
1 | Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 1 | | |
2 | Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. | 1 | | |
3 | Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 | | |
4 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. | 1 | | |
5 | Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания». | 1 | | |
6 | Контрольная работа по разделу №1. | 1 | | |
7 | Обеспечение национальной безопасности России. | 1 | | |
8 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. | 1 | | |
9 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | | |
10 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. | 1 | | |
11 | Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. | 1 | | |
12 | Контрольная работа по разделу №1. | 1 | | |
13 | Экстремальные ситуации криминогенного характера. | 1 | | |
14 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека. | 1 | | |
15 | Наркотизм и безопасность человека. | 1 | | |
16 | Дорожно-транспортная безопасность. | 1 | | |
17 | Вынужденное автономное существование в природных условиях. | 1 | | |
| Раздел №2: Военная безопасность государства. | 11 | | |
18 | Основные задачи Вооружённых Сил. | 1 | | |
19 | Правовые основы воинской обязанности. | 1 | | |
20 | Правовые основы военной службы. | 1 | | |
21 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. | 1 | | |
22 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. | 1 | | |
23 | Контрольная работа по разделу №2. | 1 | | |
24 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. | 1 | | |
25 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. | 1 | | |
26 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. | 1 | | |
27 | Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | | |
28 | Боевая слава российских воинов. | 1 | | |
| Раздел №3: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | | |
29 | Демография. Культура питания и здорового образа жизни. | 1 | | |
30 | Репродуктивное здоровье. Культура движения. | 1 | | |
31 | Медико-психологическая помощь | 1 | | |
32 | Практическая работа «Первая помощь при ранениях и дорожно-транспортных происшествиях». | 1 | | |
33 | Первая помощь при отравлениях, ожогах и обморожении. | 1 | | |
34 | Повторно-обобщающий урок | 1 | | |
Программно-методическое обеспечение рабочей программы.
Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / С.В. Ким, В.А. Горский. – М.: «Вентана-Граф», 2019. – 397с.
Критерии оценивания.
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.