Приложение
к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете МОУ Софьинская СОШ, Протокол № 1 от 31.08.2015г.)
МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Н.Н. Корунская
Приказ № 74/2-ОД от 27.08.2021г.
Рабочая программа по окружающему миру
(Базовый уровень)
1 класс
Составитель: Раужина Анна Владимировна
учитель начальных классов
без категории
2021 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 29.12.2014г №1643,от 18.05.2015г №507), сборника рабочих программ 1-4 классов под редакцией А.А.Плешакова. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МОУ Софьинская СОШ (Приказ № 68 от 1.09.2015г) и учебным планом МОУ Софьинская СОШ на 2021-2022 уч. год. Выбрана авторская программа по окружающему миру Плешакова А.А, так как она является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметах концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3. Содержание учебного предмета
Введение 1 ч. Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Что и кто? 23 ч. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч. Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 10 ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 20 ч. Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
4. Календарно - тематическое планирование
Учебник: Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1 / А. А. Плешаков.- 8-е изд., - М.: Просвещение, 2017.-95 с. Ч. 2 / А. А. Плешаков.- 8-е изд., - М.: Просвещение, 2017.- 95 с.
Количество часов всего: 66, в неделю: 2 Контрольных работ: 0
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1 | Инструкция по ОТ № 14. Вводный урок. Задавайте вопросы! | 01.09-03.09 | |
Что и кто? (19 ч) |
2 | Что такое Родина? | 01.09-03.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 06.09-10.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 06.09-10.09 | |
5 | Что у нас над головой? | 13.09-17.09 | |
6 | Что у нас под ногами? | 13.09-17.09 | |
7 | Что общего у разных растений? | 20.09-24.09 | |
8 | Что растёт на подоконнике? | 20.09-24.09 | |
9 | Что растёт на клумбе? | 27.09-01.10 | |
10 | Что это за листья? | 27.09-01.10 | |
11 | Что такое хвоинки? | 11.10-15.10 | |
12 | Кто такие насекомые? | 11.10-15.10 | |
13 | Кто такие рыбы? | 18.10-22.10 | |
14 | Кто такие птицы? | 18.10-22.10 | |
15 | Кто такие звери? | 25.10-29.10 | |
16 | Что окружает нас дома? | 25.10-29.10 | |
17 | Что умеет компьютер? | 01.11-03.11 | |
18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 01.11-03.11 | |
19 | На что похожа наша планета? | 08.11-12.11 | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 08.11-12.11 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (13 ч) |
21 | Как живёт семья? | 22.11-26.11 | |
22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 22.11-26.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 29.11-03.12 | |
24 | Как путешествует письмо? | 29.11-03.12 | |
25 | Куда текут реки? | 06.12-10.12 | |
26 | Куда текут реки? | 06.12-10.12 | |
27 | Откуда в снежках грязь? | 13.12-17.12 | |
28 | Как живут растения? | 13.12-17.12 | |
29 | Как живут животные? | 20.12-24.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 20.12-24.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 27.12-30.12 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». | 27.12-30.12 | |
33 | Презентация проекта «Моя малая Родина», «Моя семья» | 10.01-14.01 | |
Раздел «Где и когда?» (10 ч) |
34 | Когда учиться интересно? | 10.01-14.01 | |
35 | Когда придёт суббота? | 17.01-21.01 | |
36 | Когда наступит лето? | 17.01-21.01 | |
37 | Где живут белые медведи? | 24.01-28.01 | |
38 | Где живут слоны? | 24.01-28.01 | |
39 | Где зимуют птицы? | 31.01-04.02 | |
40 | Когда появилась одежда? | 31.01-04.02 | |
41 | Когда изобрели велосипед? | 07.02-11.02 | |
42 | Когда мы станем взрослыми? | 07.02-11.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 14.02-18.02 | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) |
44 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 14.02-18.02 | |
45 | Почему Луна бывает разной? | 28.02-04.03 | |
46 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 28.02-04.03 | |
47 | Почему звенит звонок? | 09.03-11.03 | |
48 | Почему радуга разноцветная? | 09.03-11.03 | |
49 | Почему мы любим кошек и собак? | 14.03-18.03 | |
50 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 14.03-18.03 | |
51 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 21.03-25.03 | |
52 | Зачем мы спим ночью? | 21.03-25.03 | |
53 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 28.03-01.04 | |
54 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 28.03-01.04 | |
55 | Зачем нам телефон и телевизор? | 11.04-15.04 | |
56 | Зачем нужны автомобили? | 11.04-15.04 | |
57 | Зачем нужны поезда? | 18.04-22.04 | |
58 | Зачем строят корабли? | 18.04-22.04 | |
59 | Зачем строят самолёты? | 25.04-29.04 | |
60 | в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 25.04-29.04 | |
61 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 04.05-06.05 | |
62 | Зачем люди осваивают космос? | 04.05-06.05 | |
63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 10.05-13.05 | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Почему и зачем?» | 10.05-13.05 | |
65 | Проект «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». | 16.05-20.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года | 16.05-20.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
Учителей начальных классов
от «____»___________ 2021 года №________
__________________/Крылова С.Е./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/ Мохонько Е. П./
«___»_____________2021 года