СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС»


АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЧАРЫШСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Муниципальное казённое общеобразовательное

«Маральерожкинская средняя школа»


Принято Согласовано Утверждено

« 24 » 08. 2017 г

п/с №4 заместитель директора по УВР пр. №. 49 от 26.08.17

от 20.08.2017 г. Г.М. Корболина директор МКОУ

В.Ю.Астафьева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Окружающий мир»

3 класс

Составитель: Хартова Лариса Павловна

Прусова Ольга Эриховна ,

учителя начальных классов






с. Маральи Рожки




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.:Просвещение, ISBN: 978-5-09-020184-1, 2011.-528с.) без внесения изменений.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2013

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2013

  3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель.– М.: Просвещение,2011


Программа предусматривает классно-урочное проведение занятий.

Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы:

комбинированный урок; открытие новых знаний; обобщающий урок; урок закрепления; нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, живая газета, устный журнал; работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями; проведение фенологических наблюдений; выполнение практических работ и мини-исследований; моделирование объектов и процессов; дидактические игры; уроки-путешествия; уроки с элементами исследования; кратковременные предметные экскурсии.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.


Место курса «Окружающий мир» в учебном плане


В 3 классе на изучение курса «Окружающий мир» отводится 68ч (34 учебные недели, 2ч в неделю).


Содержание программы изложено в соответствии с «Программами общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.:Просвещение, ISBN: 978-5-09-020184-1, 2011.-528с.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СТРОИТСЯ

ПО ПРОГРАММЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» 2011Г.

3 КЛАСС (68 Ч. )


Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ К КОНЦУ 3 КЛАССА:


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседей России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ


Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения. При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Итоговая отметка ставится в соответствии с текущими результатами.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОЦЕНКИ (ОТМЕТКИ)


«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВЕСНОЙ ОЦЕНКИ (ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.





Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы, тема урока.

дата

Кол-во

часов

Тип урока и форма урока

Элементы

содержания

Требования к

Уровню подготовки

учащихся

Вид

контроля

Инфор.

Сопро

Вожде

ние

Д\з

пл

фак

1.

Как устроен мир

( 6 часов).

Природа.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Разнообразие природы, царство живой природы, её ценность

Понимать уч/задачу, доказывать разнообразие природы и её ценность, анализировать.

Фронтальный,

Индивидуальный.

ИКТ

Стр

4-6

2.

Человек.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Отличие человека от других существ, его внутренний мир.

Находить сходства и различия, оценивать богатство внутреннего мира.

фронтальный

ИКТ

Стр

10-15

3.

Проект « Богатства, отданные людям».



1 час

Комбинированный

Урок-творчество

Распределение заданий, обсуждение способов и сроков

Собирать материал, презентовать проект, оценивать результаты

индивидуальный

ИКТ

Стр

16-17

4.

Общество.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Человек как член общества, семья как ячейка, гражданин

Определять место человека в мире, осуждать, что семья ячейка общества.

индивидуальный

ИКТ

Стр

18-21

5.

Что такое экология.



1 час

Комбинированный

Урок-лекция

Экологические связи, их разнообразие.

Классифицировать экологические связи, составлять схемы.

Фронтальный,

индивидуальный

ИКТ

Стр

24-27

6.

Природа в опасности!



1 час

Комбинированный


Урок-диалог

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Устанавливать причинно-следственные связи отношения людей к природе.

Индивидуальный, групповой

ИКТ

Стр

29-32

7.

Эта удивительная природа ( 18 ч).

Тела, вещества, частицы.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

Характери-зовать понятия «тела», « вещества», « частицы».

фронтальный

ИКТ

Стр

36-39

8.

Разнообразие веществ.



1 час

Комбинированный


Урок-диалог

Распространённые в быту вещества: соль, сахар, крахмал, кислоты.

Характеризо-вать свойства веществ, ставить опыты, фиксировать результаты.

Групповой,

индивидуальный

ИКТ

Стр

41-44

9

Воздух и его охрана.



1час

Комбинированный


Урок-интервью

Воздух как смесь газов, источники загрязнения, охрана воздуха.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, делать выводы.

Индивидуальный.

ИКТ

Стр

46-50

10.

Вода.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Вода как вещество, значение и свойства воды.

Исследовать свойства воды, формулировать выводы, анализировать схемы.

фронтальный

ИКТ

Стр

51-54

11.

Превращение и круговорот веществ.



1час

Комбинированный

Урок-турнир

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Знать три состояния воды, рассказывать по схеме о круговороте воды.

фронтальный

ИКТ

Стр

55-58

12.

Берегите воду!



1час

Комбинированный


Урок-семинар

Использование воды, источники загрязнения, меры по охране.

Высказывать предположения об охране чистоты воды, находить данные в учебнике.


индивидуальный

ИКТ

Стр

59-62

13

Как разрушаются камни



1 час

Комбинированный

Урок-лекция

Разрушение камней

знать процессы разрушения камней


фронтальный

ИКТ

стр

63-64

14

Что такое почва.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Почва, состав почвы, образование и разрушение

знать процессы образования и разрушения, связь почвы и растений.

фронтальный

ИКТ

стр

64-66

15.

Разнообразие растений.



1час

Комбинированный


Урок-конкурс

Группы растений, виды растений.

Наука о растениях.

Знать группы растений, определять растения с помощью атласа.

фронтальный

ИКТ

Стр

69-73

16.

Солнце, растения и мы с вами.



1час

Комбинированный

Урок-творчество

Связь между растениями,роль растений в жизни человека.

Уметь доказывать , что без растений невозможна жизнь на Земле.

индивидуальный

ИКТ

Стр

74-76

17.

Размножение и развитие растений.



1час

Комбинированный

Урок-диалог

Опыление, роль насекомых, развитие из семени.

Знать стадии развития растений из семени, работать со схемами.

индивидуальный

ИКТ

Стр

78-80

18.

Охрана растений.



1час

Комбинированный


Урок-турнир

Охрана растений, меры охраны, правила поведения в природе.

Знать растения из « Красной книги», знать правила поведения в природе.

индивидуальный

ИКТ

Стр

82-84

19.

Разнообразие животных.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Многообразие животного мира. Виды животных.

Уметь приводить примеры животных разных групп.

фронтальный

ИКТ

Стр

87-92

20

Кто что ест? Проект « Разнообразие природы родного края»



2часа

Комбинированный


Урок-конференция

Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами. Срок.

Составлять и презентовать

« Книгу природы родного края»,

Оценивать работу.

индивидуальный

ИКТ

Стр

94-99

21.

Размножение и развитие животных.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Размножение и развитие животных разных групп

Характеризовать животных разных групп по способу размножения.

фронтальный

ИКТ

Стр

100-104

22.

Охрана животных.



1час

Комбинированный


Урок-турнир

Исчезающие и редкие животные, меры по охране животного мира.

Определять животных из « Красной книги», принимать меры по охране делать самостоятельно выводы.

индивидуальный

ИКТ

Стр

106-111

23.

В царстве грибов.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Разнообразие грибов, строение, правила сбора.

Различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

фронтальный

ИКТ

Стр

112-116

24.

Великий круговорот жизни.



1час

Комбинированный

Урок-творчество

Круговорот веществ, основные звенья, роль почвы

Моделировать круговорот веществ в природе, формулировать выводы.

фронтальный

ИКТ

Стр

118-120

25.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека.



1час

Комбинированный

Урок-лекция

Система органов тела человека, гигиена человека.

Характеризовать системы органов человека ( их части и назначение).

фронтальный

ИКТ

Стр

122-125

26.

Органы чувств.



1час

Комбинированный


Урок-лекция

Их роль в жизнедеятельности организма.


Использовать приобретённые знания для обогащения жизненного опыта.

фронтальный

ИКТ

Стр

126-128

27.

Надёжная защита организма.



1час.

Комбинированный

Урок-диалог

Свойства кожи, гигиена , первая помощь.

Изучить свойства кожи, знать средства гигиены и уход за кожей.

Фронтальный, индивидуальный.

ИКТ

Стр

130-133

28.

Опора тела и движение.



1 час

Комбинированный


Урок-семинар

Осанка. Сохранение осанки. Роль физкультуры.

Следить за правильной осанкой на уроке и вне его. Выполнять физминутки.

Фронтальный.

ИКТ

Стр

134-136

29

Наше питание.

Проект « Школа кулинаров».



1 час

Комбинированный

Урок-творчество

Пищеварительная система, её строение.

Должны знать/понимать- правила сохранения и укрепления здоровья.

Фронтальный, индивидуальный.

ИКТ

Стр

138-143

30.

Дыхание и кровообращение.



1 час

Комбинированный

Урок-лекция

Дыхательная и кровеносная система, их строение.

Знать строение органов, их взаимосвязь, уметь измерять пульс и кол-во ударов в минуту.

фронтальный

ИКТ

Стр

144-146

31.

Умей предупреждать болезни.



1 час

Комбинированный


Урок-практика

Закаливание, способы закаливания, болезни.

Формулировать правила закаливания, проводить закаливание своего организма.

фронтальный

ИКТ

Стр

147-149

32.

Здоровый образ жизни.



1 час

Комбинированный

урок-соревнование

Понятие о здоровье, правила здорового образа жизни.

Знать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

индивидуальный

ИКТ

Стр

150-153

33.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.



1 час

Комбинированный


Урок-контроль

Проверка знаний и умений, оценка достижений

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать свои знания.

индивидуальный

ИКТ

Стр

154

34.

Презентация проектов.



1 час

Комбинированный


Урок-творчество

Результаты проектной дея- сти, оценка своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся.

индивидуальный

ИКТ


35

Наша безопасность

(7 час).

Огонь, вода и газ.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Основные правила обращения с газом, электричеством и водой.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе).

Фронтальный, индивидуальный.

ИКТ

Стр

4-7

36.

Чтобы путь был счастливым.



1час

Комбинированный


Урок-игра

Правила поведения на дороге, езда в общественном транспорте.

Обсуждать ситуации, которые являются потенциально опасными.

индивидуальный

ИКТ

Стр

8-13

37.

Дорожные знаки.



1час

Комбинированный


Урок-турнир

Правила безопасного поведения на дорогах.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья, разные типы знаков.

Фронтальный, индивидуальный

ИКТ

Стр

14-17

38.

Проект « Кто нас защищает».



1час

Комбинированный

Урок-турнир

Распределение заданий, сроков работы.

Находить материал сам - но, оформлять материалы, оценивать достижения.

индивидуальный

ИКТ

18-19

39.

Опасные места



1час

Комбинированный


Урок-лекция

Правила поведения в опасных местах.

Обсуждать потенциальные места опасности в доме и вне его.

фронтальный

ИКТ

Стр

20-23

40.

Природа и наша безопасность.



1 час

Комбинированный

Урок-экскурсия

Опасности природного характера.

Характеризовать опасности природного характера.

фронтальный

ИКТ

Стр

25-29

41.

Экологическая безопасность.



1час

Комбинированный


Урок-сказка

Цепь загрязнений, правила экологической безопасности.

Приводить примеры цепей загрязнений, обсуждать проблемы и меры по охране окружающей среды.

Фронтальный, индивидуальный

ИКТ

Стр

31-34

42.

Чему учит экономика(12ч).

Для чего нужна экономика.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Потребности людей, товары и услуги.

раскрывать понятия: экономика, потребность, товары, услуги, примеры товаров и услуг.

фронтальный

ИКТ

Стр

38-40

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.



1 час

Комбинированный


Урок-диалог

Роль людей труда в экономике. Природные богатства.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.

фронтальный

ИКТ

Стр

42-44

44.

Полезные ископаемые.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

Определять полезные ископаемые по атласу, добыча полезных ископаемых.

фронтальный

ИКТ

Стр

46-49

45.

Растениеводство



1 час

Комбинированный

Урок-экскурсия

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

Различать культурные растения, определять их с помощью атласа.

фронтальный

ИКТ

Стр

51-53

46.

Животноводство.



1 час

Комбинированный


Урок-диалог

Домашние животные, содержание и разведение

Роль разведения животных в экономике и труд животноводов.

фронтальный

ИКТ

Стр

56-58

47.

Какая бывает промышленность



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Промышленность как часть экономики.

Характеризовать отрасли по их роли в производстве .

фронтальный

ИКТ

Стр

60-62

48.

Проект « Экономика родного края».



1 час

Комбинированный

Урок-творчество

Подготовка к выполнению проекта.

Собирать информацию, оформлять собранные материалы.

индивидуальный

ИКТ

Стр

64-65

49.

Что такое деньги.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Роль денег в экономике, виды денежных знаков.

Раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран.

Фронтальный, индивидуальный

ИКТ

Стр

66-69

50.

Государственный бюджет.



1 час

Комбинированный


Урок-лекция

Понятие о бюджете, доходах и расходах, основные статьи расходов.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

фронтальный

ИКТ

Стр

71-73

51.

Семейный бюджет.



1 час

Комбинированный


Урок-практика

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах.

Определять какие доходы и из каких источников может иметь семья.

фронтальный

ИКТ

Стр

75-77

52-53

Экономика и экология.



2часа

Комбинированный


Урок-лекция

Взаимосвязь экономики и экологии, экологические прогнозы.

Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, моделировать экологические прогнозы.

Фронтальный, индивидуальный

ИКТ

Стр

79-83

54-56

Путешествие по городам и странам( 15 час)

Золотое кольцо России.



3 часа.

Комбинированный


Урок-путешествие

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

Знать маршрут Золотого кольца, называть достопримечательности городов.

фронтальный

ИКТ

Стр

86-95

57.

Проект « Музей путешествий».



1 час.

Комбинированный


Урок-творчество

Знакомство с материалами учебника, распределять задания, сроки.

Собирать экспонаты для музея, оформлять экспозицию музея, презентовать свои выступления.

индивидуальный

ИКТ

Стр

98-99

58.

Наши ближайшие соседи.



1 час.

Комбинированный


Урок-лекция

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

Показывать на карте России её границы и границы « соседей», добрососедские отношения.

Фронтальный.

ИКТ

Стр

100-104

59.

На севере Европы.



1 час.

Комбинированный


Урок-диалог

Страны севера Европы, их столицы, языки, флаги.

Самостоятельно изучить материал учебника, подготовить сообщения.

Индивидуальный.

ИКТ

Стр

108-116

60.

Что такое Бенилюкс.



1 час.

Комбинированный


Урок-лекция

Страны Бенилюкса, их столицы, достопримечательности

Работать в группе: подготовить сообщения, выступать , выполнять задания по теме.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

118-123

61.

В центре Европы.



1 час

Комбинированный


Урок-турнир

Страны центра Европы, их столицы, достопримечательности

Работать в группе: самостоятельно изучить материал подготовить сообщения.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

125-129

62.

По Франции и Великобритании( Франция).



1 час

Комбинированный

Урок-путешествие

Франция, её местоположение на карте, столица.

Работать в группе: подготовить сообщения, описывать достопримечательности, делать выводы.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

132-137

63.

По Франции и Великобритании . Великобритания



1 час

Комбинированный


Урок-путешествие

Великобритания, её местоположение, столица, символы.

Работать в группе: самостоятельно приготовить сообщения, выступить, сделать выводы.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

138-140

64.

На юге Европы.



1 час

Комбинированный


Урок-экскурсия

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, памятники архитектуры.

Работать в группе: изучить материал, подготовить выступления, делать выводы, оценивать достижения.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

142-147

65.

По знаменитым местам мира.



1час

Комбинированный


Урок- экскурсия

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами.

Находить в дополнительной литературе материал о достопримечательностях разных стран, делать сообщения.

Групповой, индивидуальный.

ИКТ

Стр

149-152

66.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.



1час

Комбинированный


Урок-творчество

Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность\неправильность предложенных ответов.

Индивидуальный.

ИКТ

Стр

154-170

67-68.

Презентация проектов « Кто нас защищает», « Экономика родного края», «Музей путешествий».



2часа

Комбинированный


Урок- конференция

Представление результатов проектной деятельности, оценка своих достижений.

Выступать с подготовленными выступлениями, использовать наглядный материал, обсуждать выступления учащихся.

индивидуальный

ИКТ



19