СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету География 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса - создать у учащихся целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету География 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии 8 классс ФГОС составлена на основе следующих нормативных документов:

1.ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 22г.Ипатово (утверждена приказом директора от ______________ );

3.Учебный план МБОУ СОШ № 22 г.Ипатово на 2019-2020 учебный год (утверждён приказом директора от ____________________);

4. Календарный учебный график МБОУСОШ №6 г.Ипатово (утверждён приказом директора от_______________________ );

5. Программы курса «География».5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких: 2-е изд.- (М.:ООО «ТИД «Русское слово- учебник»,2016- ФГОС.)

Инновационная школа



Состав УМК для 8класса:


1.Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский.«География. Физическая география России». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений — М.: ООО Русское слово— учебник, 2016- 344с.:ил.- карт (Инновационная школа).

2.  Географический атлас по географии: 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2017
3.  Контурные карты по географии: 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2017


Согласно Учебного плана МБОУ СОШ №22 г. Ипатово на изучение географии в 8 классе в 2019-2020 уч.г. отводится:

68 ч, 2 ч/н, 34 недели.


Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его со­держание связано с ключевыми экономическими, эко­логическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития. Курс «Гео­графия России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализ­ма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, эко­номического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса — создать у учащихся целост­ное представление о своей Родине, раскрыть разнообра­зие ее природных условий и ресурсов, населения и про­блемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами за­селения и освоения территории России, разнообразны­ми условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностногоподходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание программы структурировано в виде двух блоков: в 8 классе - «Природа России», в 9 классе - «Население и хозяйство России», в которых выделяются тематические разделы.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


ЦЕЛИ:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.

  2. вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).

  3. развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  4. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



































СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа)

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат.

Топографическая карта. Особенноститопографических карт. Навыки работы с топографическойкартой. Космические и цифровые источники

информации.Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Учебные понятия:

географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение,

мониторинг.

Основные образовательные идеи:

Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки — точные модели земной поверхности, с помощью которыхможно решать множество

задач:

  • компактно и ёмко представлять земную поверхность;

  • ориентироваться в пространстве;

  • открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Метапредметные умения:

  • знакомство с новым методом изучения Земли — методомдистанционного зондирования (мониторинга);

  • знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику математической основы карт;

  • особенности топографических карт;

Умение определять:

  • определять вид картографической проекции;

  • особенности топографической карты;

  • направления и (или) азимуты;

  • особенности картографических изображений;

  • специфику построения профиля местности.

Практические работы:

  1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями наразличных картографических проекциях.

  2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)

Содержание темы:

Географическое положение России. Территория России.Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условияи ресурсы. Приспособление человека к природным условиям.Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретноеи летнее время.

Учебные понятия:

географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики,адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное(астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясноевремя, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время,
московское время,

Основные образовательные идеи:

• Разнообразие природных условий и богатство природных
ресурсов — следствие географического положения России.

  • Россия — страна с не только разнообразными, но и суровы-
    ми природными условиями.

  • Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географического положения России;

  • особенности приспособления человека к природным условиям;

  • особенности проведения государственной границы России;

  • специфику исчисления времени на территории России.

Умение определять:

  • различия во времени на территории России;

  • страны-соседей.

Практические работы:

  1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.


Тема 3. История изучения территории России (4 часа)

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоениеЕвропейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIIIв.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия:

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Персоналии:

Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров,Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг,Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас,Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай ЯковлевичОзерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович БрусиловЭрикНорденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афанасьевич Обручев, СергейВладимир Обручев, Отто Юльевич Шмидт, Борис Андреевич
Вилькицкий.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение территории России — длительный историческийпроцесс, потребовавший огромных усилий.

  • География — современная наука, основная задача которойпрогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности изучения территории России на различных
    этапах ее исторического развития.

Умение определять:

  • следствия географических открытий и путешествий.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделениетех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

2. Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологическоговремени. Геологическая карта. Особенности геологическогостроения. Крупные тектонические структуры. Платформы искладчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь состроением литосферы. Районы современного горообразования,
землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторожденийполезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страныи проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасныеприродные явления.

Учебные понятия:

геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническаяструктура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь),осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер,
бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые,месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийныеприродные явления.

Основные образовательные идеи:

  • Устройство рельефа определяется строением земной коры.

  • Разнообразие — важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.

  • Современный рельеф — результат деятельности внешних ивнутренних сил.

Метапредметные умения:

  • совершенствование умений работать с разными источниками информации;

  • выявление причинно-следственных взаимосвязей — рельеф — тектонические структуры — полезные ископаемые;

  • выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);

  • высказывание суждений с подтверждением их фактами;

  • представление информации в различных формах — тезисы,эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности геологического летоисчисления;

  • особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;

  • особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;

  • характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

  • сущность экологических проблем в литосфере на примереРоссии.

Умение определять:

  • основные черты рельефа и геологического строения России,важнейших районов размещения полезных ископаемых;

  • районы возможных катастрофических природных явленийв литосфере на территории России;

  • по картам районы размещения крупных тектоническихструктур и форм рельефа на территории России.

Практическая работа:

1.Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

2.Нанесение на контурную карту основных форм рельефастраны.



Тема 5. Климат России (7 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России.Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодныеявления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов.Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние
климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погодыХозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия:

климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация,ветры западного переноса, муссон, орографические осадки,континентальность климата, годовая амплитуда температур,воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт,атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Основные образовательные идеи:


  • Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.

  • Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата — разнообразие условийжизни и деятельности людей.

  • Влияние климатических особенностей на комфортностьжизни и деятельность людей.

Метапредметные умения:

  • совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;

  • выявление причинно-следственных взаимосвязей — влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа наклимат;

  • выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;

  • умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

  • представление информации в различных формах — тезисы,эссе, компьютерныепрезентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности климата России;

  • особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;

  • характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

  • сущность экологических проблем в атмосфере на примереРоссии.

Умение определять:

  • основные черты климата России;

  • районы возможных катастрофических природных явленийв атмосфере на территории России;

  • по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;

  • типы климатов отдельных регионов России;

  • факторы формирования климата отдельных регионов России;

  • закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Практические работы:

1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

3. Определение особенностей погоды для различных пунктовпо синоптической карте.

4. Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Гидрография России (8 часов)

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания
рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение потерритории России. Болото. Виды болот и их хозяйственноезначение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственнуюдеятельность людей. Ледники горные и покровные. Великоеоледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфераи человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные сводой.

Учебные понятия:

бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки,водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье,межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняямерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпохаоледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.

Основные образовательные идеи:

  • Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.

  • Река — сложная природная система. Знание важнейшиххарактеристик реки — важнейшее условие правильностиее использования.

  • Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники — это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.

Вода — источник всего живого на Земле. Необходимостьрационального использования и охраны внутренних вод России.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебные задачи и планировать свою работу (приработе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.

  • Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки(сравнительная характеристика водных объектов).

  • Создавать собственную информацию (реферат, презентация...)

  • Участвовать в совместной деятельности (групповая работапо описанию объекта)

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности морей, омывающих территорию России;

  • особенности внутренних вод отдельных регионов страны;

  • характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

  • особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;

  • сущность экологических проблем в гидросфере на примереРоссии.

Умение определять:

  • основные черты морей, омывающих территорию России;

  • районы возможных катастрофических природных явленийв гидросфере на территории России;

  • закономерности распределения внутренних вод;

  • существенные признаки внутренних вод;

  • по картам закономерности распределения внутренних водна территории России;

  • по картам особенности обеспечения внутренними водамиотдельных регионов России.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определениевозможностей их хозяйственного использования.

3. Объяснение закономерностей размещения разных видоввод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Тема 7. Почвы России (2 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства.Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности

распространения почв.Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв впроцессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и
загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Учебные понятия:

почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный
горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (раз-
рушение), мелиорация.

Основные образовательные идеи:

  • Почвы — особое природное тело, свойства которых зависятот факторов почвообразования различающихся от места кместу, чем и определяется их огромное разнообразие.

  • Главное свойство почв — плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера — рациональное использование и охрана.

Метапредметные умения:

находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;

  • сравнивать объекты, выделяя существенные признаки(разные типы почв и условия ихформирования);

  • выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от климатических условий и особенностей рельефа);

  • показывать по карте особенности размещения основных типов почв

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • условия формирования почв;

  • особенности строения и состава почв;

  • специфику изменения почв в процессе их хозяйственногоиспользования;

  • особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:

  • основные свойства почв на территории России;

  • по картам закономерности размещения почв по территорииРоссии;

  • по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

Практические работы:

1. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа)

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе.География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Учебные понятия:

природный комплекс, природные компоненты, природныефакторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные,

лесообеспеченные и лесодефицитные территории.

Основные образовательные идеи:

растительность и животный мир — важный компонентприродного комплекса, особенно хрупкий и потому нужда ющийся в заботе и охране.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • место и роль растений и животных в природном комплексе;

  • специфику типов растительности;

  • необходимость создания и географию особо охраняемыхтерриторий;

  • отличия видов природопользования.

Умение определять:

  • особенности размещения растительного и животного мирапо территории России;

  • размещение ресурсов растительного и животного мира покартам;

  • по картам географию особо охраняемых территорий.
    Практические работы:

1. Установление зависимостей растительного и животногомира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики:арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга,смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны югаРоссии: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность.
Природно-хозяйственные зоны.

Учебные понятия:

природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район,природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.

Основные образовательные идеи:

  • Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.

  • Главными компонентами природного комплекса являютсяклимат и рельеф.

  • Выделяют зональные и азональные природные комплексы.

  • Любая природная зоны — это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.

Метапредметные умения:

  • выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.

  • выявлять причинно-следственные связи внутри природныхкомплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

  • работать с учебными текстами, схемами, картосхемами,статистикой, географическими картами.

  • формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

  • выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельноститой или иной природно-хозяйственной зоны).

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • отличия природных комплексов друг от друга;

  • условия формирования природно-хозяйственных зон;

  • характер влияния человека на природные условия природных зон.

Умение определять:

  • особенности размещения природных зон на территорииРоссии;

  • специфические черты природно-хозяйственных зон.

Практическая работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в даннойприродной зоне.

  2. Составление описания одной из природных зон России поплану.

Тема 10. Крупные природные районы России(16 часов)

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. ЗападнаяАрктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическоеположение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа.Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины.Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-ни-
келевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки.Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны.Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствиеинтенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственнаяспецифика. Горный рельеф, геологическое строение и полезныеископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покрови растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедникии курорты Кавказа.

Крым. Особенности географического положения региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезныеископаемые. Южный берег Крыма.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частьюРоссии и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин.Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы.
Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек.Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные измененияприроды Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейшийв мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодаяплита и особенности формирования рельефа. Континентальныйклимат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливовыраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая
характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоенияприродных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между рекамиЕнисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе реднесибирским плоскогорьем. Преобладаниеплато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля.Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России:Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортныепути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра исветлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья навостоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории,«оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северногополушария. Определяющее значение многолетней мерзлотыдля всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойнаятайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовыесредневысотные горы и межгорные котловины, тектоническиеозера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастностьклиматических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемыБайкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья.Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсыи ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границприродных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристикатундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Учебные понятия:

увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора,фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенныегоры, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый(жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологическиеразломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Основные образовательные идеи:

  • Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.

  • Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • условия выделения и размещения природных районов;

  • специфические черты природы природных районов.

Умение определять:

  • географические особенности природных районов;

  • характер влияния человека на природу природных районов.

Практические работы:

  1. Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек (2часа).

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийныебедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов,выброс отходов, изменение природных ландшафтов, созданиеприродоохранных территорий.

Учебные понятия:

ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийныебедствия,комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые,жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопныегазы, заповедники.

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов)на образ жизни и особенности хозяйственной деятельностилюдей.

  • Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;

  • принципы классификации природных ресурсов;

  • особенности воздействия на окружающую среду различныхсфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:

  • закономерности размещения различных видов природныхресурсов;

  • особенности воздействия на окружающую среду различныхсфер и отраслей хозяйства.

Практические работы:

Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:

  • Предмет изучения географии России

  • Основные средства и методы получения географической информации

  • Субъекты РФ

  • Пограничные государства

  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ

  • Границы часовых поясов

  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории

  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах

  • Распределение рек страны по бассейнам океанов

  • Основные области современного оледенения и крупные ледники

  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах

  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования

  • Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные

  • Народы, наиболее распространенные языки, религии

  • Примеры рационального и нерационального размещения производства

  • Объекты всемирного культурного и природного наследия России

  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)

  • Экологически неблагополучные районы России

  • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

  1. Определять (измерять):

  • Географическое положение объектов

  • Разницу в поясном времени территории

  • Погоду по синоптическим картам

  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации

  1. Описывать:

  • Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)

  • Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства

  • Особенности быта и религий отдельных народов

  1. Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России

  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых

  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога

  • Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность

  • Как составляется прогноз погоды

  • Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком

  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон

  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны

  • Разнообразие природных комплексов на территории страны

  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения

  • Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития

  • Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ

  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов

  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях

  • Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • Природно-ресурсный потенциал страны и региона

  • Экологическую ситуацию в стране и регионе

  • Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов

  • Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений

  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Практические работы



Тема урока

Практические работы

Тема 1

Географическая карта и источники географической информации

1.Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

2.Чтение топографической карты. Построение профиля местности

Тема 2

Россия на карте мира

3. Характеристика географического положения России.

4. Определение поясного времени для разных пунктов России

Тема 3

История изучения территории России

5. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

6. Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Тема 4

Геологическое строение и рельеф

7.Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

8.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Тема 5

Климат России

9.Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

10.Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

11.Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

12. Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6

Гидрография России

13.Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

14. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

15. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Тема 7

Почвы России

16.Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Тема 8

Растительный и животный мир России

17.Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

Тема 9

Природные зоны России

18. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

19.Составление описания одной из природных зон России по плану

Тема 10

Крупные природные районы России

20. Составление описания природного района по плану.

Тема 11

Природа и человек

21.Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека
























  1. Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Количество часов

Тема 1.

Географическая карта и источники географической информации

3

Тема 2.

Россия на карте мира

4

Тема 3.

История изучения территории России

4

Тема 4.

Геологическое строение и рельеф

5

Тема 5.

Климат России

7

Тема 6.

Гидрография России

8

Тема 7.

Почвы России

2

Тема 8.

Растительный и животный мир России

2

Тема 9.

Природные зоны России

6

Тема 10.

Крупные природные районы России

16

Тема 11.

Природа и человек

2


География своего региона

9


ИТОГО:

68










Географическая номенклатура


Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря:Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы:Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежскаягуба, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинскаягуба, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов,Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин,Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки:Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна,Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка,Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка,Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть,Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска,

Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек,Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр,Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево,Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система,Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы:Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян,Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский

хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности:Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности:Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская,Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории:Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, КедроваяПадь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров,

Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля,Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн,Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины(апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


























Календарно –тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Тип и форма урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание


по факту

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации ( 3ч)

1



Карта и её математическая основа


Пр.1 Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

Изучение нового материала,

практикум


Уметь компактно и ёмко представлять земную поверхность; ориентироваться в пространстве; открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов

Актуализация знаний и умений.


П.1

2




Топографическая карта



П.2

3



Космические и цифровые источники информации


ПР.2Чтение топографической карты. Построение профиля местности


Тестирование

П.3

Тема 2.Россия на карте мира (4ч)

4



ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.


Географическое положение России


Пр.3Характеристика географического положения России.


Вводная лекция с элемен­тами бе­седы

Знают специфику геогра­фического положения Российской Федерации. Понимают связь между географическим положе­нием и другими компо­нентами природы

Самостоятельная работа с контурными картами

П.4

5





Природные условия и ресурсы

Актуализация знаний и умений.


Различать прямое и косвенное воздействие природных условий на жизнь чловека.

Исследование карт тласа,

П.5

6




Часовые пояса и зоны

Изучение нового материала,

практикум


Знают, в каких часовых поясах расположена Рос­сия.

Умеют определять мест­ное, поясное, декретное, летнее время

Решение задач на определение поясного времени

П.6

7







Часовые пояса и зоны

Пр.4 Определение поясного времени для разных пунктов России

Практикум

П.6

Тема 3.История изучения территории России (4ч)

8



Русские землепроходцы 11-17 вв.

Пр.5 Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками.

Изучение

нового

материала

Знают историю освоения государственной террито­рии России, имена иссле­дователей.

Умеют находить и анали­зировать различные ис­точники информации

Анализ карт, составление таблицы

П.7

9



Географические открытия в России в 18-19 вв.

Практикум

Работа с контурной картой

П.8

10



Географические исследования 20 века.

Пр.6 Анализ источников информации об истории освоения территории России

Актуализация знаний

Анализ карт, составление таблицы

П.9

11



Роль географии в современном мире

Актуализация знаний и умений.


Итоговое тестирование, с.33-34

П.10

Тема 4.Геологическое строение и рельеф (5ч)

12



Геологическое летоисчисление и геологическая карта.

Изучение

нового

материала

Знают особенности гео­логического строения тер­ритории России, области современного горообразо­вания

Анализ геологической карты и геохронологической таблицы

П.11

13



Тектоническое строение территории.

Пр.7 Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.


Исследо­вание

Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры

Анализ тектонической и физической карты. Работа с контурными картами.

П.12

14



Общие черты рельефа.

Пр.8 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Практикум

Находят в разных источ­никах и анализируют ин­формацию, необходимую для изучения географиче­ских объектов. Анализируют карты, тек­сты, решают проблемные вопр.

Заполнение таблицы

П.13

15



Литосфера и человек

Актуали­зация зна­ний и уме­ний

Приводят примеры ис­пользования и охраны ми­неральных ресурсов, адап­тации человека к услови­ям окружающей среды


П.14

16



Обобща­ющий урок по теме «Геологическое строение и рельеф России»ТЕСТ

Обобщение знаний


Итоговое тестирование


Тема 5. Климат России (7ч)

17



Факторы, определяющие климат России


Вводная лекция с элемен­тами эври­стической беседы

Знают факторы, опреде­ляющие климат России

Эвристическая беседа с использованием карт атласы

П.15

18



Распределение тепла и влаги на территории России.

Пр.9 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

Практикум

Объясняют закономерно­сти распределения тепла и влаги на территории страны

Анализ физической и климатических карт

П.16

19



Климаты России.

Пр.10 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.



Актуали­зация зна­ний и уме­ний

Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на терри­тории страны. Анализируютклимато- граммы

Учебное исследование по картам, работа с контурными картами

П.17

20



Воздушные массы и атмосферные фронты

Пр.11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.


Изучение

нового

материала

Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «ат­мосферные фронты». Описываютособен-ности погоды отдельных территорий.

Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

Учебное исследование синоптической карты

П.18

21



Атмосферные вихри.


Комбини­рованный

Объясняют причины об­разования циклонов и ан­тициклонов

Анализ физической и климатической карты

П.19

22



Атмосфера и человек.

Пр.12 Прогнозирование тенденций изменения климата.


Практикум

Составляют краткую гео­графическую характери­стику климата территории на основе разнообразных источников географиче­ской информации. Приводят примеры адап­тации человека к услови­ям окружающей среды


П.20

23



Обобща­ющий урок по теме «Климат России» Тестирование

Обобще­ние знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ре­сурсы Интернета

Тестирование


Тема 6.Гидрография России (8ч)

24



Моря, омывающие территорию России.

Пр.13 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

Изучение

нового

материала

Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины раз­нообразия органической жизни в них

Анализ физической карты, составление таблицы

П.21

25



Характеристики реки.

Пр.14 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт,климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Практикум

Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки». Определяют их зависи­мость от рельефа и кли­мата

Фронтальный, анализ физической и климатической карты

П.22

26



Реки России

«Оценивание обеспеченно­сти водными ресурсами крупных ре­гионов России»

Практикум

Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хоз. исполь­зования

Работа с контурными картами: нанесение крупных рек бассейнов трёх океанов и области внутреннего стока

П.23

27



Озера и болота.

Обозначение на контурных картах озёр и болот

Практикум

Знают определения поня­тий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использо­вания

Беседа, учебное исследование по картам

П.24

28



Природные льды.

Терминологический диктант.

Актуали­зация опорных знаний

Знают и объясняют при­чины образования ледни­ков и многолетней мерз­лоты, области их распро­странения

Тестирование, анализ карт, заполнение контурных карт

П.25

29



Великое оледенение.

Нанесение на контурные карты границ максимального покровного горно-долинного оледенения

Лекция с элемен­тами эври­стической беседы

Знают и показывают на карте границы макси­мального покровного и горно-долинного оледенения.

Объясняют причины их распространения и роль в природе

Чтение и анализ карт

П.26

30



Гидросфера и человек.

Пр.15 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Система­тизация и обобще­ние знаний

Находят в разных источ­никах и анализируют ин­формацию, необходимую для изучения географиче­ских объектов и явлений. Приводят примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Учебное исследование по картам и другим источникам

П.27

31









Контрольная работа за I полугодие

Обобще­ние знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, Интернет.

Тестирование


Тема 7.Почвы России (2ч)

32



Формирование и свойства почв.

Актуали­зация опорных знаний

Знают и объясняют фак­торы образования и свой­ства почв

Индивидуальный опрос, анализ почвенного горизонта на рисунке

П.28

33



Зональные типы почв.

Пр.16 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Практикум

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

Тестирование, анализ почвенной карты

П.29

Тема 8. Растительный и животный мир России (2ч)

34



Растительный и животный мир России


Изучение

нового

материала

Уметь ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов


П.30

35



Ресурсы растительного и животного мира

Пр.17 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

Практикум.

Тестирование

П.31

Тема 9. Природные зоны России (6ч)

36



Природные комплексы России.

Актуали­зация опорных знаний

Знают и объясняют взаи­мосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК)

Анализ рисунков 117, 118, карты природных зон

П.32

37



Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.

Практикум

Знают особенности видо­вого разнооб-разия расти­тельного и животного ми­ра зональных ПК. Объясняют причины, опреде-ляющие видовое разнообразие раститель­ного и животного мира зональных ПК.

Характеризуют особен­ности азональных ПК.

Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач.Заполнение таблицы

П.33

38



Леса умеренного пояса.

Пр.18 Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.


Практикум

Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы

П.34

39



Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.

Практикум

П.35

40



Природно-хозяйственные зоны

Пр.19 Составление описания одной из природных зон России по плану

Актуали­зация знаний


Фронтальный опрос

П.36

41



Тестовая проверка по теме «Почвы, природ­ные зо­ны»


Обобще­ние знаний


Тестирование


Тема 10. Крупные природные районы России (16ч )


42



Природа арктических островов

Нанесение на к/карту арктических островов

Объясни-тельно- иллюстра- тивный

Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возмож­ность использования тер­ритории в хозяйстве. Определяют эколог.проблемы

Фронтальный по вопросам на с.237

П.37

43



Рельеф и геологическое строение, климат, внутренние воды русской равнины


Нанесение на к/карты крупных форм рельефа и п/и. «Определение по количеству солнечной ра­диации, осад­ков, по сред­ним темпера­турам января и июля изме­нений клима­тических усло­вий в разных частях равнины»

Лекция с элемен­тами бесе­ды

Знают особенности рель­ефа и полезные ископае­мые.

Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строе­ния территории Знают климатообразующие факторы.

Учебное исследование по картам

П.38

44



ПТК Русской равнины.

Установление взаимосвязей между компонентами природы в разных природных комплексах

Практикум

Составляют краткую гео­графическую характери­стику природно-территориальных комплексов. Устанавливают причин­но-следственные связи

Заполнение таблицы

П.39

45



Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф.

Обозначение на карте объектов номенклатуры ТЕСТ

Изучение

нового

материала

Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой вы­соты

Самостоятельная работа с контурными картами

П.40

46



Климат, внутренние воды. Высотная поясность Северного Кавказа «Выявление и анализ усло­вий для разви­тия рекреаци­онного хозяй­ства» Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Практикум

Выделяют, описывают и объясняют существен­ные признаки природы Кавказских гор. Объясняют причины и следствия большой вы­соты

Анализ схем и карт

П.40

47



Геологическая история и рельеф.

Климат, гидрография Крыма.

Пр.20 Составление описания природного района по плану.

Практикум

Знают особенности рель­ефа и полезные ископае­мые.

Объясняютпричины уникальной природы Крыма

Анализ схем и карт

П.41

48



Урал: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Анализ орографической схемы Урала, с.264, и рисунка 170.

«Обозначение на карте месторождений полезных ископаемых»

Актуали­зация опорных знаний

Знают геологическую ис­торию региона. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых

Самостоятельная работа с контурными картами

П.42

49



Климат и внутренние воды Урала.

 Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Практикум

Объясняют причины раз­ного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знают истоки рек

Вопросы и задания, с.269

П.42

50



Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Обозначение на карте объектов номенклатуры

Изучение

нового

материала

Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и место­рождения полезных иско­паемых

Фронтальный, по заданиям на с.276

П.43

51



Климат и внутренние воды Западной Сибири.

Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири



Эвристи­ческая бе­седа

Объясняют причины за­болоченности. Показывают и характе­ризуют бассейн Оби

Эвристическая беседа с опорой на карты атласа

П.43

52



Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение.

Обозначение на карте объектов номенклатуры.

Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. ТЕСТ

Изучение

нового

материала

Актуали­зация опорных знаний

Знают и показывают формы рельефа, месторо­ждения природных иско­паемых.

Объясняют причины об­разования рельефа


Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений


П.44

53



Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат.

Обозначение на карте объектов номенклатуры

Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири.

Актуали­зация опорных знаний


Практикум

Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата

Объясняют особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса


П.45

54



Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф.


«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере месторождений Алтая»

Актуали­зация опорных знаний


Находят в разных источ­никах и анализируют ин­формацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири


П.46

55




Климат и внутренние воды Южной Сибири. Высотная поясность

Практикум


Сравнивают высотную поясность Алтая, Забайка­лья и Станового нагорья. Приводят примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды


П.46

56



Дальний Восток: геологическое строение и рельеф.


Обозначение на карте объектов номенклатуры

Эвристи­ческая бе­седа

с элемен­тами прак­тикума

Знают и показыаютформы рельефа, объясня­ют причины образования. Приводят примеры адап­тации человека к услови­ям окружающей среды


П.47

57



Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока.


«Оценка кли­матических показателей для характе­ристики усло­вий жизни на­селения При­морья»


Актуали­зация опорных знаний

Выделяют, описывают и объясняют существен­ные признаки географиче­ских объектов и явлений


П.47

Тема 11. Природа и человек (2ч)

58



Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Пр.21. Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной повседневной деятельности человека.


Урок актуализации знаний и умений

Приводят примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды


П.48

59



Обобщающее повторение по теме: Природа Земли и человек»


Обобще­ние и сис­тематиза­ция знаний

Решают проблемные во­просы.

Устанавливают причинно-следственные связи. Используют приобретен­ные знания и умения в практической деятель­ности



География своего региона (9ч)

60-61



НРК. Особенности ГП Ставропольского края.

Д/З учить записи ОК.

Лекция с элементами практической работы

Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ. Объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения. Называть и показывать основные формы рельефа, полезные ископаемые. Приводить примеры природоохранной деятельности

Работа с к/к



62



НРК. Рельеф. Полезные ископаемые. Опасные природные явления.

Д/З учить записи ОК.

Комбинированный, работа в группах

Работа с к/к



63



НРК. Климат Ставропольского края и Ипатовского района.

Д/З учить записи, сообщение


Комбинированный, работа в парах

Уметь объяснять основные климатические закономерности на территории РТ



Работа с картами


64



НРК. Внутренние воды Ставропольского края и Ипатовского района.


Д/З учить записи.

Комбинированный, работа в группах

Знать зависимость режима реки от климата и рельефа





Работа с картами


65



НРК. Почвы Ставропольского края.

Д/З подготовить сообщение,стр.52-64

Комбинированный, работа в группах

Характеризовать природные зоны, объяснять связь компонентов природы в пределах природной зоны

Работа с картами


66



НРК. Растительный и животный мир Ставрополья. Природные комплексы. Д/З учить записи

Комбинированный, работа в группах

Знать природно-географические районы, объяснять признаки выделения ПГР, показывать на карте, узнавать по описанию

Работа с картами



67



Обобщающий урок по теме: «Физическая география Ставропольского края». Тестовая проверка

Комбинированный, работа в группах

Тестовая проверка


68



Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний, тестирование



К/Р-3

ПР/Р-21

НРК-

Тест-

68ч







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ________2019_____________________М.П. Полещук

учителей естественных наук

от ________2019 г. №




_______________ И.Л. Шумлянская