Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО ______________Пядышева О.Н. Протокол № ______ от _______ 2019 | «Рассмотрена» на заседании педагогического совета протокол № 8 от 29.08.2019 | «Согласована» Заместитель директора по учебной работе Огнева А. Ю. «______»_____________________2019 | «Утверждена» Директор школы ____________________ Т.Н.Барашкова Приказ № 145 От «29» августа 2019 |
Рабочая программа
по родной (русской) литературе 8 класса
2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
2.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г
3. Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., тереотип. – М.: Дрофа, 2019 год
Количество часов: всего 17 часов
в неделю 0/1 часа
Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г
3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мирновской СШ
4. Учебный план МБОУ Мирновской СШ на 2019-2020 учебный год
Информация об учебно-методическом комплекте для реализации рабочей программы:
1.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г
2.Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные:
у обучающихся могут быть сформированы:
1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, ее значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русской литературы; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
у обучающихся будут сформированы:
ценностное отношение к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
причастность к свершениям и традициям своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
знания о родной литературе как системе.
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся получат возможность научиться:
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применению полученных знаний, умений и навыков анализа языковых и литературных явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории и др.)
обучающиеся научатся:
применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
Познавательные
обучающиеся получат возможность научиться владению всеми видами речевой деятельности:
• способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владению различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
обучающиеся научатся
владению разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
свободному пользованию словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватному восприятию на слух текстов художественной литературы; владению разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
коммуникативно целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместному выполнению какого-либо задания,
участию в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
обучающиеся получат возможность научиться:
пониманию и истолкованию значения слов с национально-культурным компонентом, правильному употреблению их в речи; пониманию особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
пониманию слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознанию национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;
пониманию и истолкованию значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментированию истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместному употреблению их в современных ситуациях речевого общения;
пониманию и истолкованию значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знанию источников крылатых слов и выражений; правильному употреблению пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).
обучающиеся научатся:
осознавать роль родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире;
осознавать родную литературу во взаимосвязи с историей общества;
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;
использованию словарей, в том числе мультимедийных.
смысловому и эстетическому анализу текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ (4).
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания, повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе. Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Умению понимать авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении.
Умению различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Создавать собственные произведения, употреблять в нем различные средства словесного выражения идеи.
2.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО( 2)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания, повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе. Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Умению понимать авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении.
Умению различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Создавать собственные произведения, употреблять в нем различные средства словесного выражения идеи.
Качество текста и художественность произведений словесности( 2)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.
Обучающийся научится:
Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.
Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.
Обучающиеся получат возможность:
передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения
4.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (3).
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.
Обучающийся научится:
Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.
Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.
Обучающиеся получат возможность:
выразительному чтению лирических произведений
передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения.
5. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ(2)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.
Обучающийся научится:
Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.
Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.
Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.
Обучающиеся получат возможность:
выразительному чтению лирических произведений
передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения.
6.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (2)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях. Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. Характеры героев, созданные посредством языка, как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Значение сюжета и конфликта драматического произведения для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Обучающийся научится:
Пониманию значения языковых средств для выражения содержания драматического произведения.
Умению понимать идею драматического произведения и передавать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены.
Созданию собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выразительному чтению драматического произведения;
чтению по ролям;
работать с текстом драматического произведения.
7.ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ(2)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля. Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности Нового времени. Притча о блудном сыне и ее влияние на новую русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Обучающийся научится:
Пониманию идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.
Умению видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого
Обучающиеся получат возможность научиться:
Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:
№ | Основные разделы | Кол-во часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ | 18 | 4 |
2 | СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО | 9 | 2 |
3 | Качество текста и художественность произведений словесности | 16 | 2 |
4 | ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ | 14 | 3 |
5 | ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ | 7 | 2 |
6 | ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ( | 2 | 2 |
7 | ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ | 2 | 2 |
| итого | 68 | 17 |
По учебному плану на изучение родной (русской) литературе в 8 классе отводится 17 часов, что составляет 1/0 часа в неделю, а примерная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока, формы работы, этапы учебной деятельности | Количество часов | Коррекция |
План | Факт |
1.СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ ( 4 ЧАЧА) |
| 10.01 | | Что такое семантика . Семантика фонетических средств.Семантика словообразования. | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | |
| 17.01 | | Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы. | Урок изучения нового материала | 1 | |
| 24.01 | | Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова. | Урок изучения нового материала | 1 | |
| 31.01 | | Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры | Урок изучения нового материала | 1 | |
2.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО.( 2 ЧАСА) |
5. | 07.02 | | Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур. | Урок изучения нового материала | 1 | |
6. | 14.02 | | Гипербола, фантастика, ирония. Пословицы и афоризмы. | Урок изучения нового материала | 1 | |
3.Качество текста и художественность произведений словесности.( 2 ЧАСА) |
7. | 21.02 | | Текст и его признаки. Тема и идея.Основные требования к тексту. | Урок изучения нового материала | 1 | |
8. | 28.02 | | Художественность произведения. Композиция словесного выражения | Урок изучения нового материала | 1 | |
4.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (3 ЧАСА). |
9. | 06.03 | | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.Монолог, диалог | Урок изучения теории литературы. | 1 | |
10. | 13.03 | | Литературный герой, характер, образ. | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | |
11. | 20.03 | | Сюжет и композиция как средство выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом повествовании. | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | |
5. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ( 2 часа) |
12. | 03.04 | | Ритм как способ выражения мысли и чувства автора | Урок изучения нового материала | 1 | |
13. | 10.04 | | Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы . | Урок изучения нового материала | 1 | |
6. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ( 2 часа) |
14. | 17.04 | | Слово в драматическом произведении.Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения | Урок изучения нового материала | 1 | |
15. | 24.04 | | Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении. | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | |
7. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ( 2 часа) |
16. | 08.05 | | Воздействие Библии на русскую литературу. | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | |
17. | 15.05 | | Мифологические образы и народная словесность в русской литературе. | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | |
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Количество часов по плану | Количество часов фактически | Причина |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценивания
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
V класс — 1-1-5 тетрадные страницы
VI класс — 1,5-2
VII класс — 2-2,5
VIIIкласс — 2,5-3
IХ класс — 3-4
X класс — 4-5
XI класс — 5-7
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемыхв классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—11О слов в минуту,
VIкласс—110—120 слов в минуту,
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствиисэтим:
Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся.их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста.В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Приложение 2.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.
Жанры устного народного творчества в изобразительном искусстве и музыке.
Жанры лирики одного из русских поэтов (по выбору учащихся).
Народный театр в России.
Тема родины в творчестве одного из симбирских-ульяновских поэтов (по выбору учащихся).
История театра в Ульяновске.
6