СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(русской)литературе в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(русской)литературе в 8 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)


«Рассмотрена»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

______________Пядышева О.Н.

Протокол № ______ от _______ 2019


«Рассмотрена»

на заседании педагогического совета

протокол № 8 от 29.08.2019


«Согласована»

Заместитель директора по учебной работе


Огнева А. Ю.

«______»_____________________2019


«Утверждена»


Директор школы


____________________ Т.Н.Барашкова


Приказ № 145

От «29» августа 2019



Рабочая программа

по родной (русской) литературе 8 класса

2019-2020 учебный год



Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)

2.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

3. Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., тереотип. – М.: Дрофа, 2019 год

Количество часов: всего 17 часов

в неделю 0/1 часа


Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна







Пояснительная записка


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)

  2. Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мирновской СШ

4. Учебный план МБОУ Мирновской СШ на 2019-2020 учебный год

Информация об учебно-методическом комплекте для реализации рабочей программы:

1.Авторская Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2017г

2.Учебник: Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные:

у обучающихся могут быть сформированы:

1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, ее значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русской литературы; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4) культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

у обучающихся будут сформированы:

  1. ценностное отношение к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  2. причастность к свершениям и традициям своего народа;

  3. приобщение к литературному наследию своего народа;

  4. осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  5. знания о родной литературе как системе.

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  2. применению полученных знаний, умений и навыков анализа языковых и литературных явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории и др.)

обучающиеся научатся:

применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Познавательные

обучающиеся получат возможность научиться владению всеми видами речевой деятельности:

• способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умению сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умению создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владению различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

обучающиеся научатся

  • владению разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • свободному пользованию словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • адекватному восприятию на слух текстов художественной литературы; владению разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

Коммуникативные

обучающиеся научатся:

  1. коммуникативно целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения,

  2. совместному выполнению какого-либо задания,

  3. участию в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  4. овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

обучающиеся получат возможность научиться:

  • пониманию и истолкованию значения слов с национально-культурным компонентом, правильному употреблению их в речи; пониманию особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • пониманию слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознанию национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

  • пониманию и истолкованию значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментированию истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместному употреблению их в современных ситуациях речевого общения;

  • пониманию и истолкованию значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знанию источников крылатых слов и выражений; правильному употреблению пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

  • совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

обучающиеся научатся:

  • осознавать роль родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире;

  • осознавать родную литературу во взаимосвязи с историей общества;

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;

  • использованию словарей, в том числе мультимедийных.

  • смысловому и эстетическому анализу текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и  т.  п.,

  • воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ (4).

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания, повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе. Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • Умению понимать авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении.

  • Умению различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Создавать собственные произведения, употреблять в нем различные средства словесного выражения идеи.

2.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО( 2)

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания, повествования, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе. Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица рассказчика — участника или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • Умению понимать авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении.

  • Умению различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Создавать собственные произведения, употреблять в нем различные средства словесного выражения идеи.

  1. Качество текста и художественность произведений словесности( 2)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.

Обучающийся научится:

  • Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

  • Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.

  • Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.

Обучающиеся получат возможность:

  • выразительному чтению лирических произведений

передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения

4.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (3).

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.

Обучающийся научится:

  • Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

  • Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.

  • Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.

Обучающиеся получат возможность:

  • выразительному чтению лирических произведений

  • передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения.

5. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ(2)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как выразительное средство в стихах. Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись. Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.

Обучающийся научится:

  • Пониманию значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

  • Умению почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении.

  • Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи.

Обучающиеся получат возможность:

  • выразительному чтению лирических произведений

  • передавать в выразительном чтении и написании сочинения идейно-художественное своеобразие стихотворения.


6.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (2)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях. Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра. Характеры героев, созданные посредством языка, как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Значение сюжета и конфликта драматического произведения для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Обучающийся научится:

  • Пониманию значения языковых средств для выражения содержания драматического произведения.

  • Умению понимать идею драматического произведения и передавать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены.

  • Созданию собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выразительному чтению драматического произведения;

  • чтению по ролям;

  • работать с текстом драматического произведения.

7.ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ(2)

Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля. Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности Нового времени. Притча о блудном сыне и ее влияние на новую русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов. Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Обучающийся научится:

  • Пониманию идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.

  • Умению видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Создавать собственные произведения с использованием народнопоэтических средств языка.


Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:



Основные разделы

Кол-во часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

1

СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

18

4

2

СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО

9

2

3

Качество текста и художественность произведений словесности

16

2

4

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

14

3

5

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

7

2

6

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ(

2

2

7

ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ

2

2


итого

68

17


По учебному плану на изучение родной (русской) литературе в 8 классе отводится 17 часов, что составляет 1/0 часа в неделю, а примерная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока, формы работы, этапы учебной деятельности


Количество часов

Коррекция

План

Факт

1.СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ ( 4 ЧАЧА)

10.01


Что такое семантика . Семантика фонетических средств.Семантика словообразования.

Урок повторения и обобщения знаний


1


17.01


Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.


Урок изучения нового материала


1


24.01


Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова.

Урок изучения нового материала


1


31.01


Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры


Урок изучения нового материала


1


2.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО.( 2 ЧАСА)


5.

07.02


Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур.

Урок изучения нового материала


1


6.

14.02


Гипербола, фантастика, ирония. Пословицы и афоризмы.

Урок изучения нового материала

1


3.Качество текста и художественность произведений словесности.( 2 ЧАСА)

7.

21.02


Текст и его признаки. Тема и идея.Основные требования к тексту.

Урок изучения нового материала

1


8.

28.02


Художественность произведения. Композиция словесного выражения

Урок изучения нового материала

1


4.ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (3 ЧАСА).

9.

06.03


Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.Монолог, диалог


Урок изучения теории литературы.

1


10.

13.03


Литературный герой, характер, образ.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


11.

20.03


Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

Рассказчик и автор в эпическом повествовании.


Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


5. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ( 2 часа)

12.

03.04


Ритм как способ выражения мысли и чувства автора

Урок изучения нового материала

1


13.

10.04


Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы .

Урок изучения нового материала

1


6. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ( 2 часа)

14.

17.04


Слово в драматическом произведении.Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения

Урок изучения нового материала

1


15.

24.04


Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


7. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ( 2 часа)

16.

08.05


Воздействие Библии на русскую литературу.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1


17.

15.05


Мифологические образы и народная словесность в русской литературе.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

1

















Лист коррекции


№ п/п

Тема

Количество часов по плану

Количество часов фактически

Причина




















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценивания

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, це­лесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Объем сочинений должен быть примерно таким:

V класс — 1-1-5 тетрадные страницы

VI класс — 1,5-2

VII класс — 2-2,5

VIIIкласс — 2,5-3

IХ класс — 3-4

X класс — 4-5

XI класс — 5-7

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требова­ниям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данно­го класса:

- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемыхв классе и прочитанных самостоятельно.

- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борь­бой.

- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс— 100—11О слов в минуту,

VIкласс—110—120 слов в минуту,

VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

В соответствиисэтим:

Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения;

умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно—эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно—художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса

Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.


Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным пото­му, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся.их общего развития и почерка.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языко­вых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим кри­териям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывает­ся: разнообразие словаря и грамматического строя речи; сти­левое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оцени­вается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы пол­ностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсут­ствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) рабо­та отличается богатством словаря, разнообразием использу­емых синтаксических конструкций, точностью словоупотреб­ления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 рече­вых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные откло­нения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются не­значительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи до­статочно разнообразен; 5) стиль работы отличается единст­вом и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены су­щественные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточ­ности; 3) допущены отдельные нарушения последовательнос­ти изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единст­вом, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) на­рушена последовательность изложения мыслей во всех час­тях работы, отсутствует связь между ними, работа не соот­ветствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними.часты случаи неправильного сло­воупотребления. нарушено стилевое единство текста.В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 рече­вых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).















Приложение 2.

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.


  1. Жанры устного народного творчества в изобразительном искусстве и музыке.

  2. Жанры лирики одного из русских поэтов (по выбору учащихся).

  3. Народный театр в России.

  4. Тема родины в творчестве одного из симбирских-ульяновских поэтов (по выбору учащихся).

  5. История театра в Ульяновске.







6