СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе»

  1. Пояснительная записка


    1. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями;

  • Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)

1.2 Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 4 классе отводится 1 час в неделю во втором полугодии, всего 18 часов.

1.3. Электронные ресурсы:

http://www.gramota.ru

http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGEl-16.html

http://www.ruslit.ioso.ru

http://www.vedu.ru/ExpDic/

http://www.lit.lseptember.ru/index.php

http://www.klassika.ru/

http://www.esenin.ru/


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1. Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

2.2. Метапредметные

2.2.1 Познавательные

- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

2.2.2 Регулятивные

- понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

- контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

- оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

- устанавливать причины успеха/неудач деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

2.2.3 Коммуникативные

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе рассуждение и доказательство своей точки зрения;

- строить связное высказывание по предложенной теме, слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.

2.3. Предметные:

2.3.1. Ученик научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

-понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

- воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;

- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

- определять основные события и устанавливать их последовательность;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

- озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

- составлять характеристику персонажа;

- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

2.3.2. Ученик получит возможность научиться:

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание);

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме);

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).




3. Содержание учебного предмета

(1 ч в неделю, всего 18 ч во втором полугодии, из них 0 ч — резервное время)

Раздел Расскажу вам сказку… (3 часа)

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке (русском)

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Раздел Люблю природу русскую… (осень, весна) (2 часа)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А.Есенин «Лебёдушка», весна в произведениях Ф.Тютчева

Раздел Русские писатели – детям (3 часа)

Рассказы К.Г. Паустовского, М. Зощенко, Л. Пантелеева

Раздел Страна детства (3 часа)

Рассказы В. Драгунского, В. Осеевой, В. Голявкина

Раздел Суровые военные годы (2 часа)

Произведения В. Катаева, Л. Кассиля

Раздел О братьях наших меньших (2 часа)

Рассказы В. Дурова, В. Чаплиной

Раздел Скоро лето (3 часа)

Стихи Н. Левинтова, А. Полежаева, Р. Сарчина, Л. Ланцова (ульяновские поэты)


4. Тематическое планирование


п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Кол-во практических работ

Количество контрольных работ (итоговых тестов)

1

Расскажу вам сказку…

3

-

-

2

Люблю природу русскую…

2

-

-

3

Русские писатели – детям

3

-

-

4

Страна детства

3

-

-

5

Суровые военные годы

2

-

-

6

О братьях наших меньших

2

-

-

7

Скоро лето

3

-

-


Итого

18

-

-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!