Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ № 20
х. Сальский Кагальник
___________/Бунечко Е.В./
Приказ № _от « » 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 6 КЛАССА
Количество часов: 195
Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
рабочей программы И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М: «Просвещение», 2017 г.;
«Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;
учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы», авт.
В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М: Дрофа, 2020 г.;
учебника «Русский язык. Практика. 6 класс», под ред.
А. Ю. Купаловой. - М : Дрофа, 2019 г.;
учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс», автор Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2019 г.
Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
Формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Система работы по развитию связной речи учащихся 6 класса учитывает следующие положения:
связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
Все компоненты учебного комплекса в 6 классе тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 6 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
В 6 классе по русскому языку реализуется линейный принцип подачи материала.
В курсе 6 класса изучается «Грамматика. Морфология»: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, категория состояния, местоимение.
В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение русского языка в 6 классе основной школы отводится 204 учебных часа , из расчета 6 учебных часов в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 6 классе отводится 195 часов, из расчета 6 учебных часов в неделю ( по авторской программе - «Русский язык. 5-9 классы» – 210 часов).
Программа будет выполнена за 195 часов, за счет объединения тем в конце года: «Повторение «Имя прилагательное» ( по авторской программе - 6 часов, а в рабочей программе – 1 час), темы «Имя существительное» (по авторской программе – 5 часов, в рабочей программе – 1 час), темы «Имя числительное» (по авторской программе – 5 часов, в рабочей программе – 1 час), темы «Глагол» (по авторской программе – 49 часов, в данной программе – 47 часов).
Количество учебных часов – 195
из них:
контрольные диктанты – 7 часов;
развитие речи – 36 часов;
контрольные работы – 5 часов.
Последовательность изучения тем в курсе русского языка в 6 классе:
1. Введение.
2. Повторение .
3. Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии.
Имя существительное.
Глагол.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Наречие.
Категория состояния.
Местоимение.
4. Повторение .
Направления проектной деятельности по русскому языку в 6 классе
Темы проектов:
1. Путешествие в страну «Морфологии».
2. Происхождение русских фамилий.
3. Происхождение частей речи.
4. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
5. Употребление имен прилагательных в речи.
6. Происхождение славянских имен.
7. Происхождение имени числительного.
8. Формы местоимений в славянском языке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение
Грамматика
МОРФОЛОГИЯ
ПОНЯТИЕ О МОРФОЛОГИИ
Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
ГЛАГОЛ
Понятие о глаголе.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней –бир, - бер-, -мир, - мер-, -тир -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
НАРЕЧИЕ
Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –о - е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния.
МЕСТОИМЕНИЕ
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
6 КЛАСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Признаки текста.
Темы узкие и широкие.
Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 6 классе;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Обучающийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение - рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Тематическое планирование , 6 класс – 195 часов
№ урока п\п | Тема | Основные виды деятельности обучающегося | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС |
1. | Русский язык - один из богатейших языков мира. | Анализ текстов, сопоставление их, умение делать выводы, конспектировать тексты. | Фронтальный опрос | 01.09 | |
ПОВТОРЕНИЕ – 16 ЧАСОВ |
2. | Фонетика. | Умение слышать звуки, отличать их от букв, соблюдать нормы орфоэпии. | Текущий контроль | 02.09 | |
3. | Орфография. Морфемика. | Понимание важности грамотного письма, соблюдение норм орфографии | Орфографический диктант | 05.09 | |
4. | Словообразование. | Словообразовательный разбор слова | Фронтальный опрос | 06.09 | |
5. | Лексикология. | Лексический разбор слова | Индивидуальный опрос | 07.09 | |
6. | Лексикология. | Лексический разбор слова | Фронтальный опрос | 07.09 | |
7. | Синтаксис . Пунктуация. | Анализ предложений. | Текущий контроль | 08.09 | |
8. | Вводные слова. | Уметь писать предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания. | Фронтальный опрос | 09.09 | |
9. | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Уметь писать предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания. | Индивидуальный опрос | 12.09 | |
10. | Обращение. | Иметь понятие об обращении, постановке знаков препинания в предложениях с обращениями. | Текущий контроль | 13.09 | |
11. | Р/р Признаки текста. | По опознавательным признакам определять текст, его тему, основную мысль, стиль. Пересказ текста. | Фронтальный опрос | 14.09 | |
12 . | Однородные члены предложения. | Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Фронтальный опрос | 14.09 | |
13. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Текущий контроль | 15.09 | |
14. | Р/р Темы широкие и узкие. | Умение определять текст, его тему(широкую и узкую). Умение анализировать рубрики. | Индивидуальный опрос | 16.09 | |
15. | Предложения простые и сложные. | Различение простых и сложных предложений. | Фронтальный опрос | 19.09 | |
16. | Предложения простые и сложные. | Различение простых и сложных предложений. | Текущий контроль | 20.09 | |
17. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Грибы» по теме: «Повторение». | Проверить уровень усвоения синтаксиса и пунктуации. | Диктант с грамматическим заданием | 21.09 | |
ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ – 175 ЧАСОВ Понятие о морфологии – 4 часа |
18. | Понятие о морфологии. | Принципы объединения слов в группы. Умение различать части речи и однокоренные слова. | Текущий контроль | 21.09 | |
19. | Части речи. | Иметь представление о частях речи: самостоятельных и служебных. | Фронтальный опрос | 22.09 | |
20. | Самостоятельные и служебные части речи. | Иметь представление о частях речи: самостоятельных и служебных и признаках частей речи. | Текущий контроль | 23.09 | |
21. | Морфемный состав слов. | Уметь опознавать формы слов, по окончанию определять морфологические признаки части речи. | Индивидуальный опрос | 26.09 | |
Самостоятельные части речи. Имя существительное – 22 часа |
22. | Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. | Уметь распознавать имена существительные по значению, различать собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные имена существительные. | Текущий контроль | 27.09 | |
23. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Уметь распознавать имена существительные по значению, различать собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные имена существительные. | Самостоятельная работа | 28.09 | |
24. | Р/р Творительный сравнения. | Использование сравнений. | Фронтальный опрос | 28.09 | |
25. | Род, число, падеж и склонение имен существительных. | Умение определять основные категории существительных, понимать текстообразующую роль существительных. | Текущий контроль | 29.09 | |
26. | Род, число, падеж и склонение имен существительных | Умение определять основные категории существительных, понимать текстообразующую роль существительных. | Фронтальный опрос | 30.09 | |
27. | Склонение существительных в единственном числе. | Определение склонений, падежных окончаний существительных на –ия, -ий, -ие. Использование формы единственного числа. | Индивидуальная работа | 03.10 | |
28. | Склонение существительных во множественном числе. | Использование формы множественного числа в соответствии с нормами. | Текущий контроль | 04.10 | |
29. | Неизменяемые имена существительные. | Употребление неизменяемых существительных в соответствии с нормами русского языка. | Фронтальный опрос | 05.10 | |
30. | Р/р Сжатое изложение «Собиратель русских слов». | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Сжатое изложение | 05.10 | |
31. | Р/р Сжатое изложение «Собиратель русских слов». | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Сжатое изложение | 06.10 | |
32. | Разносклоняемые существительные. | Представление о разносклоняемых существительных, написание суффикса –ен-. Нормы употребления существительных. | Текущий контроль | 07.10 | |
33. | Р/р Простой и сложный план. | Уметь составлять простой и сложный план. | Индивидуальный опрос | 10.10 | |
34. | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. | Усвоение способа образования существительных, значения и написания суффиксов. | Текущий контроль | 11.10 | |
35. | Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -оньк-, -еньк- после шипящих. | Усвоение написания суффиксов –ик-, -ек-, -оньк-, -еньк- после шипящих. | Фронтальный опрос | 12.10 | |
36. | Правописание суффиксов -чик-, -щик- имен существительных. | Усвоение написания суффиксов -чик-, -щик- имен существительных. | Текущий контроль | 12.10 | |
37. | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. | Усвоение написания букв о-е после шипящих в суффиксах имен существительных. | Индивидуальный опрос | 13.10 | |
38. | Словообразование существительных с помощью приставок. | Усвоение способов образования существительных с помощью приставок. | Текущий контроль | 14.10 | |
39. | Правописание НЕ с именами существительными. | Написание НЕ с именами существительными. | Фронтальный опрос | 17.10 | |
40. | Р/р Простой и сложный план. Сравнение. Метафора. Эпитет. | Использование изобразительно-выразительных средств языка..Редактирование написанного. | Текущий контроль | 18.10 | |
41. | Правописание сложных имен существительных. | Образование сложных имен существительных. Соединительные гласные о-е. | Орфографический диктант | 19.10 | |
42. | Повторение по теме: «Имя существительное». | Базовые понятия, связанные с именем существительным. Нормы употребления существительных в речи. | Фронтальный опрос | 19.10 | |
43. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Русская зима» по теме: «Имя существительное». | Владение нормами языка. | Диктант с грамматическим заданием | 20.10 | |
Глагол – 47 часов |
44. | Понятие о глаголе. Группы глаголов по значению. | Распознавать глагол как часть речи. Освоить тематические группы глаголов. Использовать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. | Текущий контроль | 21.10 | |
45. | Правописание НЕ с глаголами. | Усвоить правила написания НЕ с глаголами. | Фронтальный опрос | 24.10 | |
46. | Р/р Что такое эпиграф? | Определение темы, основной мысли текста, подбор эпиграфа к сочинению, выбор заглавия. | Фронтальный опрос | 25.10 | |
47. | Инфинитив. Основа инфинитива. | Понятие об инфинитиве., формальным показателем которого являются суффиксы –ть и –ти. | Индивидуальный опрос | 26.10 | |
48. | Р/р Сжатое изложение «Жёлтый свет». | Умение редактировать текст и писать сжатое изложение. | Подробное изложение | 26.10 | |
49. | Р/р Сжатое изложение «Жёлтый свет». | Умение составлять план изложения, находить ключевые слова в тексте. | Подробное изложение | 27.10 | |
50. | Правописание НЕ с глаголами. | Усвоить правила написания НЕ с глаголами. | Фронтальный опрос | 28.10 | |
51. | Инфинитив. Основа инфинитива. | Умение членить инфинитив на морфемы, восстанавливать инфинитив по личным формам. Составление памяток с инфинитивом. | Текущий контроль | 07.11 | |
52. | Возвратные глаголы. | Представление о значении возвратных глаголов. | Фронтальный опрос | 08.11 | |
53. | Возвратные глаголы. | Представление о значении возвратных глаголов. | Текущий контроль | 09.11 | |
54. | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Умение писать глаголы с –ться и –тся. | Индивидуальный опрос | 09.11 | |
55. | Р/р Что такое эпиграф? | Редактирование написанного. Овладение умением писать выборочное изложение. | Фронтальный опрос | 10.11 | |
56. | Виды глагола. | Усвоение основных и добавочных видовых значений глагола, норм видовой соотнесенности, способов образования. | Орфографический диктант | 11.11 | |
57. | Образование видов глагола. | Усвоение основных и добавочных видовых значений глагола. | Индивидуальный опрос | 14.11 | |
58. | Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов». | Усвоение правил написания временных форм глагола, -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, НЕ с глаголами. | Тест | 15.11 | |
59. | Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. | Усвоение понятия «наклонение глагола», значение глагола в изъявительном наклонении. | Фронтальный опрос | 16.11 | |
60. | Р/р Сочинение «Если бы…». | Умение составлять план сочинения-рассуждения, определять микротемы. | Сочинение | 16.11 | |
61. | Р/р Сочинение «Если бы…». | Уметь редактировать текст сочинения-рассуждения. | Сочинение | 17.11 | |
62. | Глаголы переходные и непереходные. | Усвоение понятий «переходные и непереходные глаголы». | Текущий контроль | 18.11 | |
63. | Времена глагола: прошедшее, настоящее и будущее. | Значение глаголов в формах прошедшего времени. | Фронтальный опрос | 21.11 | |
64. | Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего времени. | Усвоение норм образования и изменения глаголов прошедшего времени. | Орфографический диктант | 22.11 | |
65. | Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. | Знать правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. | Фронтальный опрос | 23.11 | |
66. | Настоящее и будущее время глагола. | Значение, образование, изменение глаголов в настоящем времени. | Текущий контроль | 23.11 | |
67. | Р/р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | Понятие о лексических средствах связи в тексте, описательном обороте. | Индивидуальный опрос | 24.11 | |
68. | Лицо и число глагола. | Значение форм 1,2, 3 лица. Анализ предложений с глаголами в этих формах. Усвоение орфограмм. | Текущий контроль | 25.11 | |
69. | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | Анализ предложений с глаголами в этих формах. Усвоение орфограмм. | Фронтальный опрос | 28.11 | |
70. | Буква Ь в формах глагола 2 лица единственного числа. | Правила правописания буквы Ь в формах 2 лица единственного числа. | Орфографический диктант | 29.11 | |
71. | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. | Определение спряжения глаголов. Умение выделять гласную в личных окончаниях. | Словарный диктант | 30.11 | |
72. | Спряжение глаголов. | Определение спряжения глаголов. Умение выделять гласную в личных окончаниях, правильно ставить ударение в глаголах. | Текущий контроль | 30.11 | |
73. | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. | Умение писать буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. | Фронтальный опрос | 01.12 | |
74. | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. | Умение писать буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. | Орфографический диктант | 02.12 | |
75. | Разноспрягаемые глаголы. | Усвоение норм изменения глаголов. | Фронтальный опрос | 05.12 | |
76. | Р/р Стили речи. Официально-деловой стиль. | Усвоение стилей речи, понятие официально-делового стиля, его признаков и сферы употребления. | Индивидуальный опрос | 06.12 | |
77. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Спряжение глаголов» (Из книги «Почемучка»). | Усвоение правил написания форм глаголов, букв Е и И в личных окончаниях глаголов. | Диктант с грамматическим заданием | 07.12 | |
78. | Разноспрягаемые глаголы. | Усвоение норм изменения глаголов. | Текущий контроль | 07.12 | |
79. | Условное наклонение глаголов. Правописание БЫ с глаголами условного наклонения. | Усвоение значения, образования, изменения глаголов в условном наклонении. | Орфографический диктант | 08.12 | |
80. | Р/р Рассказ. | Ознакомление с рассказом, составление текста изложения. | Индивидуальный опрос | 09.12 | |
81. | Повелительное наклонение. | Нормы употребления глаголов в повелительном наклонении. | Текущий контроль | 12.12 | |
82. | Правописание глаголов в повелительном наклонении. | Значение, образование и правописание глаголов в повелительном наклонении. | Словарный диктант | 13.12 | |
83. | Безличные глаголы. | Значение безличных глаголов. Значение синтаксических синонимов. Верное обозначение на письме сочетания (цъ). | Фронтальный опрос | 14.12 | |
84. | Р/р Рассказ. | Редактирование написанного. Написание творческого изложения. | Индивидуальный опрос | 14.12 | |
85. | Словообразование глаголов. | Образование глаголов, их суффиксов. Совершенствование навыков анализа слова. | Текущий контроль | 15.12 | |
86. | Правописание гласных в суффиксах глаголов -ыва- (-ива-), -ова-, (-ева-), -ва. | Обозначение гласных на письме в суффиксах глаголов, суффиксов -ыва- (-ива-), -ова-, (-ева-), -ва. | Текущий контроль | 16.12 | |
87. | Р/р Как создавать киносценарий? | Создание текста киносценария. | Индивидуальный опрос | 19.12 | |
88. | Повторение по теме «Глагол». | Умение употреблять глаголы в соответствии с нормами. | Фронтальный опрос | 20.12 | |
89. | Повторение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | Умение употреблять глаголы в соответствии с нормами. Выполнение морфологического разбора глагола. | Текущий контроль | 21.12 | |
90. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол» (По А. Стрижову). | Умение в соответствии с правилами оформлять письменный текст. | Диктант с грамматическим заданием | 21.12 | |
Имя прилагательное – 31 час |
91. | Понятие о прилагательном. | Понятие о прилагательном как части речи. Усвоение его лексических групп и синтаксических функций. Повторение особенностей употребления эпитетов и их функциях. | Фронтальный опрос | 22.12 | |
92. | Разряды прилагательных по значению. | Ознакомление с разрядами прилагательных. Умение опознавать качественные, относительные, притяжательные прилагательные. | Текущий контроль | 23.12 | |
93. | Р/р Описание природы. Зима. | Повторение понятия об описании. Умение писать пейзажное сочинение. | Индивидуальный опрос | 26.12 | |
94. | Качественные прилагательные. | Ознакомление с качественными прилагательными, их признаками и употреблением в речи. | Текущий контроль | 27.12 | |
95. | Относительные прилагательные. | Ознакомление с относительными прилагательными, их признаками и употреблением в речи. | Фронтальный опрос | 09.01 | |
96. | Полные и краткие прилагательные. | Усвоение понятия о полных и кратких прилагательных, их образовании и роли в предложении. Орфограмма. Стилистические различия полных и кратких прилагательных. | Текущий контроль | 10.01 | |
97. | Склонение полных прилагательных. | Повторение склонения прилагательных и алгоритм применения правила написания окончаний прилагательных. Нормы согласования прилагательных с существительными. | Фронтальный опрос | 11.01 | |
98. | Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных. | Правописание букв О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | Фронтальный опрос | 11.01 | |
99. | Р/р Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март». | Написание сочинения-описания по картине. Редактирование текста. | Сочинение – описание по картине | 12.01 | |
100. | Р/р Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март». | Написание сочинения-описания по картине. Редактирование текста. | Сочинение – описание по картине | 13.01 | |
101. | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ИЙ. | Усвоение правил написания притяжательных прилагательных с суффиксом –ИЙ. | Текущий контроль | 16.01 | |
102. | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ИН, (-ЫН), -ОВ, (-ЕВ). | Усвоение правил написания притяжательных прилагательных с суффиксами –ИН, (-ЫН), -ОВ, (-ЕВ). | Фронтальный опрос | 17.01 | |
103. | Степени сравнения прилагательных. | Усвоение нового понятия о степенях сравнения прилагательных, о сравнительной степени, её значении, образовании, форм степени. | Текущий контроль | 18.01 | |
104. | Степени сравнения прилагательных. | Понятие о превосходной степени, её значении, образовании, изменении, нормах употребления. | Фронтальный опрос | 18.01 | |
105. | Р/р Описание природы. Зима. | Повторение понятия об описании. Умение писать пейзажное сочинение. Анализ ошибок при написании сочинений-миниатюр. | Индивидуальный опрос | 19.01 | |
106. | Контрольная работа по теме: «Разряды имен прилагательных». | Проверить усвоение разрядов имен прилагательных, их признаков и употребления в речи. | Тест | 20.01 | |
107. | Словообразование прилагательных при помощи суффиксов. | Словообразовательный анализ прилагательных. Процесс образования прилагательных с помощью суффиксов. Правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах –ОВ-, (-ЕВ-). | Орфографический диктант | 23.01 | |
108. | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. | Правописание согласных Н и НН в прилагательных. Умение верно акцентировать краткие формы прилагательных. | Текущий контроль | 24.01 | |
109. | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. | Правописание согласных Н и НН в прилагательных. Умение верно акцентировать краткие формы прилагательных. | Фронтальный опрос | 25.01 | |
110. | Р/р Описание помещения. | Сжатый пересказ текста, переход от сжатого описания к краткому, а затем и полному описанию помещения. | Индивидуальная работа | 25.01 | |
111. | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов –СК- и –К-. | Усвоение способа образования прилагательных. Опознавательные признаки орфограммы. | Орфографический диктант | 26.01 | |
112. | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | Освоение нового способа образования прилагательных. | Текущий контроль | 27.01 | |
113. | Правописание НЕ с прилагательными. | Усвоение правила написания НЕ с прилагательными. | Словарный диктант | 30.01 | |
114. | Повторение по теме: «Правописание НЕ с прилагательными». | Закрепление навыка правописания НЕ с прилагательными. | Текущий контроль | 31.01 | |
115. | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | Правописание соединительных гласных в сложных прилагательных. | Фронтальный опрос | 01.02 | |
116. | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | Усвоение правил слитного и дефисного написания сложных прилагательных. | Орфографический диктант | 01.02 | |
117. | Р/р Описание помещения. | Сжатый пересказ текста, переход от сжатого описания к краткому, а затем и полному описанию помещения. | Текущий контроль | 02.02 | |
118. | Повторение по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». | Повторить правописание сложных прилагательных. | Индивидуальный опрос | 03.02 | |
119. | Повторение по теме: «Имя прилагательное». | Закрепить навыки правописания, образования и употребления имен прилагательных. Выполнение морфологического разбора имени прилагательного. | Текущий контроль | 06.02 | |
120. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Необычный стрелок» по теме: «Имя прилагательное». | Проверить навыки усвоения имени прилагательного, правописания, образования степеней сравнения. | Диктант с грамматическим заданием | 07.02 | |
121. | Р/р Описание одежды, костюма. | Описание костюма с целью охарактеризовать героя. | Текущий контроль | 08.02 | |
Имя числительное – 20 часов |
122. | Понятие об имени числительном. | Понятие семантики, грамматические признаки ново части речи. | Текущий контроль | 08.02 | |
123. | Простые, сложные и составные числительные. | Усвоение состава числительных, совершенствование орфоэпических навыков. Освоение новых орфограмм. | Фронтальный опрос | 09.02 | |
124. | Правописание простых, сложных и составных числительных. | Усвоение состава числительных, совершенствование орфоэпических навыков. Освоение новых орфограмм. | Орфографический диктант | 10.02 | |
125. | Удвоенные согласные в числительных. | Усвоение орфограммы «Удвоенные согласные в числительных». | Индивидуальный опрос | 13.02 | |
126. | Правописание гласной И в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. | Усвоение правописания гласной И в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. | Орфографический диктант | 14.02 | |
127. | Правописание мягкого знака в числительных. | Усвоение орфограммы «Мягкий знак в числительных». | Словарный диктант | 15.02 | |
128. | Р/р Рассказ на основе картины, включающий описание. | Редактирование написанного. Сочинение-рассказ по картине, включающий описание. | Индивидуальная работа | 15.02 | |
129. | Разряды числительных по значению. | Понятие о разрядах числительных. Значение, изменение и номы употребления количественных числительных. | Текущий контроль | 16.02 | |
130. | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | Значение, изменение и номы употребления количественных числительных. Склонение количественных числительных. | Фронтальный опрос | 17.02 | |
131. | Склонение количественных числительных. | Значение, изменение и номы употребления количественных числительных. Склонение количественных числительных. | Орфографический диктант | 20.02 | |
132. | Собирательные числительные. | Значение собирательных числительных. Использование их в соответствии с нормами. | Текущий контроль | 21.02 | |
133. | Склонение собирательных числительных. | Значение собирательных числительных. Использование их в соответствии с нормами. Склонение собирательных числительных. | Индивидуальный опрос | 22.02 | |
134. | Порядковые числительные. | Значение, образование, изменение и нормы употребления порядковых числительных. | Фронтальный опрос | 22.02 | |
135. | Склонение простых и составных порядковых числительных. | Значение, образование, изменение, нормы употребления числительных. | Орфографический диктант | 27.02 | |
136. | Дробные числительные. | Значение, образование, изменение, нормы употребления дробных числительных. | Текущий контроль | 28.02 | |
137. | Р/р Описание книги. | Описание с помощью упражнений , содержащих различные части книги. Редактирование написанного. | Фронтальный опрос | 01.03 | |
138. | Повторение по теме: «Имя числительное». | Употребление числительных в соответствии с нормами языка. | Индивидуальный опрос | 01.03 | |
139. | Повторение по теме: «Имя числительное». | Усвоение правописания количественных и порядковых числительных. | Текущий контроль | 02.03 | |
140. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Останкинская башня» по теме «Имя числительное». | Проверить навыки усвоения правописания числительного, изменения, употребления в речи. | Диктант с грамматическим заданием | 03.03 | |
141. | Р/р Описание книги. | Описание с помощью упражнений , содержащих различные части книги. Редактирование написанного. | Индивидуальный опрос | 06.03 | |
Наречие – 24 часа |
142. | Понятие о наречии. | Понятие о наречии как самостоятельной части речи. Общеучебное умение работать с научными текстами. | Текущий контроль | 07.03 | |
143. | Группы наречий по значению. | Группы наречий по значению. Усвоение акцентологии наречий. | Фронтальный опрос | 09.03 | |
144. | Степени сравнения наречий. | Усвоение способов образования степеней сравнения наречий. Морфологические омонимы. Усвоение употребления форм степеней сравнения наречий. | Фронтальный опрос | 10.03 | |
145. | Словообразование наречий. | Освоение способов образования наречий. Совершенствование навыков морфемного анализа. | Самостоятельная работа | 13.03 | |
146. | Словообразование наречий. | Освоение способов образования наречий. Совершенствование навыков морфемного анализа. | Текущий контроль | 14.03 | |
147. | НЕ с наречиями на –О, (-Е). | Усвоение написания НЕ с наречиями на –О, (-Е). | Орфографический диктант | 15.03 | |
148. | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | Редактирование написанного. Понятие о рассуждении, средствах связи его частей. | Фронтальный опрос | 15.03 | |
149. | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | Редактирование написанного. Понятие о рассуждении, средствах связи его частей. | Текущий контроль | 16.03 | |
150. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О (-Е). | Усвоение написания НЕ с наречиями на –О, (-Е). | Индивидуальный порос | 17.03 | |
151. | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий. | Правописание букв О-Е после шипящих на конце наречий. | Текущий контроль | 27.03 | |
152. | Контрольная работа по теме: «Правописание наречий». | Проверить усвоение правописания наречий. | Тест | 28.03 | |
153. | Правописание Н и НН в наречиях на -О (-Е). | Буквы Н и НН в наречиях на –О, (-Е). | Фронтальный опрос | 29.03 | |
154. | Н и НН в наречиях на -О (-Е). | Буквы Н и НН в наречиях на –О, (-Е). | Текущий контроль | 29.03 | |
155. | Буквы А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. | Правописание букв А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. | Орфографический диктант | 30.03 | |
156. | Дефис между частями слова в наречиях. | Дефис в наречиях. | Фронтальный опрос | 31.03 | |
157. | Орфография наречий. | Усвоить новые орфографические правила. Совершенствовать коммуникативные умения. | Текущий контроль | 03.04 | |
158. | Р/р Сочинение-рассуждение «Почему книгу называют другом?» | Составление плана сочинения-рассуждения. | Сочинение-рассуждение | 04.04 | |
159. | Р/р Сочинение-рассуждение «Почему книгу называют другом?» | Редактирование текста сочинения-рассуждения. | Сочинение-рассуждение | 05.04 | |
160. | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. | Освоение неморфологических способов образования наречий. Усвоение нового правила. | Текущий контроль | 05.04 | |
161. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Усвоение правил написания Ь после шипящих на конце наречий. | Текущий контроль | 06.04 | |
162. | Буква Ь после шипящих на конце наречий. | Усвоение правил написания Ь после шипящих на конце наречий. | Фронтальный опрос | 07.04 | |
163. | Повторение по теме: «Наречие». | Совершенствование навыков правописания наречий. | Текущий контроль | 10.04 | |
164. | Повторение по теме: «Наречие». Морфологический разбор наречия. | Повторение правил написания орфограмм в наречиях. | Самостоятельная работа | 11.04 | |
165. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Наречие» (По Г. Скребицкому). | Проверка навыков усвоения правил написания наречий. Морфологический разбор наречий. | Диктант с грамматическим заданием | 12.04 | |
Категория состояния – 6 часов |
166. | Понятие о категории состояния. | Значение функции категории состояния. Морфологические омонимы, умение выделять грамматические основы односоставных предложений. | Текущий контроль | 12.04 | |
167. | Повторение по теме: «Категория состояния». | Умения употреблять наречия, слова категории состояния в соответствии с нормами. | Фронтальный опрос | 13.04 | |
168. | Р/р Подробное изложение «Совесть» (По А. П. Гайдару). | Умение писать изложение, близкое к тексту-рассуждению в художественном стиле. | Подробное изложение | 14.04 | |
169. | Р/р Подробное изложение «Совесть» (По А. П. Гайдару). | Редактирование изложения, близкого к тексту. | Подробное изложение | 17.04 | |
170. | Повторение по теме: «Категория состояния». | Умения употреблять наречия, слова категории состояния в соответствии с нормами. | Текущий контроль | 18.04 | |
171. | Контрольная работа по теме: «Категория состояния». | Усвоение нора употребления слов категории состояния. | Тест | 19.04 | |
Местоимение – 21 час |
172 . | Понятие о местоимении. | Значение местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Умение опознавать местоимения в текстах. Усвоение норм употребления местоимений. | Текущий контроль | 19.04 | |
173. | Морфологические средства связи предложений. | Усвоение понятия «именительный темы». Роль местоимений 3 лица как сцепляющих слов. Усвоение норм употребления местоимений. | Фронтальный опрос | 20.04 | |
174. | Разряды местоимений по значению. Личные местоимения. | Знакомство с разрядами местоимений, морфологическими признаками и употреблением в речи. | Текущий контроль | 21.04 | |
175. | Личные местоимения. Правописание местоимений с предлогами. | Значение личных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи. | Орфографический диктант | 24.04 | |
176. | Притяжательные местоимения: значение и роль в предложении. | Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи. | Текущий контроль | 25.04 | |
177. | Морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных местоимений. | Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. | Фронтальный опрос | 26.04 | |
178. | Возвратное местоимение. | Значение и особенности употребления местоимения себя на основе сопоставления его с местоимениями 3 лица, а также с суффиксом –ся в глаголах, с местоимением свой. | Текущий контроль | 26.04 | |
179. | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте. | Фронтальный опрос | 27.04 | |
180. | Вопросительные местоимения. | Значение, сфера использования вопросительных местоимений, а также нормы употребления местоимений сколько? какой? который? | Орфографический диктант | 28.04 | |
181. | Относительные местоимения. | Значение, сфера использования относительных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными. Нормы их употребления. | Словарный диктант | 02.05 | |
182. | Неопределенные местоимения. | Значение неопределенных местоимений на основе сопоставления с вопросительными. Написание не, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- с этими местоимениями. | Орфографический диктант | 03.05 | |
183. | Отрицательные местоимения. | Усвоение значений отрицательных местоимений на основе сопоставления их с вопросительными местоимениями, а также морфологические признаки и синтаксическая роль. Освоение орфограмм. Совершенствование навыков употребления в речи. | Словарный диктант | 03.05 | |
184. | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте. | Текущий контроль | 04.05 | |
185. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | Освоение орфограммы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». | Орфографический диктант | 05.05 | |
186. | Определительные местоимения. | Усвоение понятия об определительных местоимениях, их соотнесенности с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления. | Фронтальный опрос | 10.05 | |
187. | Указательные местоимения. | Усвоение понятия об указательных местоимениях, их соотнесенности с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления. | Словарный диктант | 10.05 | |
188. | Р/р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | Совершенствование умений составлять текст сочинения по картине, план сочинения. | Сочинение по картине | 11.05 | |
189. | Р/р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | Совершенствовать умения редактировать текст сочинения по картине. | Сочинение по картине | 12.05 | |
190. | Правописание местоимений-наречий. | Употребление местоимений в соответствии с нормами. | Фронтальный опрос | 15.05 | |
191. | Повторение по теме: «Местоимение». | Употребление местоимений в соответствии с нормами. | Текущий контроль | 16.05 | |
192. | Итоговая контрольная работа. | Усвоение норм употребления местоимений. Морфологический разбор местоимения. | Тест | 17.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ – 3 ЧАСА |
193. | Повторение по теме: «Имя существительное». | Усвоение норм правописания и употребления имен существительных. | Фронтальный опрос | 17.05 | |
194 | Повторение по теме: «Глагол». Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | Усвоение норм правописания и употребления глаголов, личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | Текущий контроль | 18.05 | |
195. | Повторение по теме: «Имя числительное». | Усвоение норм правописания и употребления имен числительных. | Индивидуальный опрос | 19.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Трофимчук Т.С. /
______________2022 г. ______________ 2022 г.
13