СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету " Русский язык" к учебнику В.В. Бабайцевой . Профильный уровень.10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант создания рабочей программы по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету " Русский язык" к учебнику В.В. Бабайцевой . Профильный уровень.10 класс»

МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района





РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей гуманитарного цикла зам. директора по УВР Директор школы

_______________ ____________________ ______________

Ковалева С.С. Ковалева С. С. Савкин Л. И.

Протокол № ___ от «__» Протокол № ___ от «___» Приказ № ___ от «__»

__________________20___г. _________________ 20___ г. _______________ 20 ___ г.







 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету «Русский язык»

для 10 класса



ФИО учителя: Изотова Олеся Владимировна



2018-2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку (углубленный уровень) В. В. Бабайцевой.

Программа адресована обучающимся 10 класса МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс русского языка на уровне среднего общего образования.

Русский язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология». В учебном плане школы на изучение предмета «Русский язык» выделено 105 часов (3 часа в неделю). В связи с тем, что проведение урока № 96 совпадает с праздничным днем 7 мая 2019 года, а проведение урока № 98 совпадает с праздничным днем 9 мая ,объединены уроки №95-96 ,98-99. Программа разработана на103 часа.


Срок реализации данной программы - 1 год.

Изучение русского языка на углубленном уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

1) формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории,

языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;

2) углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;

3) совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности;

систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений

лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;

4) развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа

и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;

5) расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого

общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения

поставленных коммуникативных задач;

6)формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

7) развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования,

способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.

При построении курса для достижения этих целей учитывались следующие принципы:

• формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической частей курса;

• систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объём

теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение;

• изучение языка способствует развитию мышления;

• изучение русского языка, одного из богатейших языков

мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся;

• функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи;

• большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории.






Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

  • Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудиро­вания:

  • Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора.

  • Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи.

  • Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования.

  • Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи.

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  • Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.

  • Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование.

  • Использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов).



Создание устного и письменного речевого высказывания:

  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения.

  • Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

  • Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.

  • Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста.

  • Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка.

  • Создавать устное высказывание на лингвистические темы.

  • Владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.

  • Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц.

  • Проводить разные виды языкового разбора.

  • Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления.

  • Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

  • Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.

  • Эффективно использовать языковые единицы в речи.

  • Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

  • Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия.

  • Фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;


• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по __русскому языку___

предмет

Класс 10



Количество часов:

всего 105 часов;

в неделю 3 часа.

Вводных контрольных диктантов - 1

контрольных сочинений - 5

контрольных работ – 2

контрольных изложений - 2

комплексных анализов текста – 2

зачетов – 1

итоговых контрольных работ - 1

Программа: В.В.Бабайцева. Русский язык: 10-11 классы: рабочая программа - М.:Дрофа,2017.



Учебник: В.В.Бабайцева. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10 - 11 класс – М.:Дрофа, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации



Изменения программе: В связи со сдачей ЕГЭ в 11 классе в некоторые разделы добавлены темы по орфографии (по повторению):

- Русский литературный язык и его нормы – 4 ч.,

- Стили русского литературного языка – 4 ч.,

- Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка – 3ч.

2 ч. из раздела «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка» перенесены в раздел «Синонимика русского языка» для проведения итоговой контрольной работы.

п/п

Наименование тем

Всего

часов

Дата

Коррек-тировка

Виды и формы организации учебных занятий

Вид контроля

I полугодие

Введение(1ч.)

1

Роль языка в жизни общества.

1

4.09


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

План

Вспомним изученное (10 ч.)

2

Основные единицы языка.

1

6.09


Составление таблицы, развитие навыков монологического высказывания на лингвистическую тему

Конспект, монологическое высказывание

3

Основные разделы науки о языке. Фонетика.

1

6.09


Анализ текстов разных стилей, фонетический анализ слов

Комплексный анализ текста

4

Основные разделы науки о языке. Морфемика. Словобразование.

1

10.09


Составление текстов по данному началу. Словообразовательный разбор.

Комментированное письмо

5

Входной контрольный диктант на тему: «Повторение изученного в основной школе».

1

13.09


Вводный контрольный диктант

Вводный контрольный диктант

6

Основные разделы науки о языке. Лексикология. Фразеология.

1

1309


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Лингвистический анализ текста

7

Основные разделы науки о языке. Морфология.

1

18.09


Морфологический разбор

Редактирование текста

8

Основные разделы науки о языке. Синтаксис.


1

20.09


Синтаксический разбор, Составление предложений по характеристикам

Опорная схема

9

Основные разделы науки о языке. Орфография.

1

20.09


Практикум по орфографии

Словарный диктант

10

Основные разделы науки о языке. Пунктуация.


1

24.09


Практикум. Пунктуационный разбор

Комментированное письмо

Анализ текста

11

Сочинение-эссе №1« Книга в жизни человека».

1

27.09


Сочинение

Сочинение № 1

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (15 ч.)

12

Функции языка. Значение языка.

1



Карточки

Комментированное письмо

13

Язык-орудие мышления.

1

27.09


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Устное рассуждение на лингвистическую тему.У частие в мини-дискуссии

14

Язык-средство общения.

1

2.10


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Словообразовательный анализ, предупредительный диктант

15

Язык и речь.

1

4.10


Составление опорной схемы, словообразовательный анализ

Осложненное списывание

16

Речевая деятельность.

1

4.10


Работа с тестами, карточки

Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам

17

Русский язык - государственный язык Российской Федерации.


1

9.10


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему


Предупредительный диктант

18

Русский язык как национальный язык русского народа.




1

11.10


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам

19


Подробное изложение №1 с сохранением авторских изобразительных средств по тексту И.С. Тургенева «Деревня».

1

11.10


Изложение

Изложение № 1

20

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

1

16.10



Составление опорной схемы

Объяснительный диктант

21

Русский язык среди других языков мира.

1

18.10


Морфемный анализ слов. Составление опорной схемы

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

22

Русский язык как один из рабочих языков ООН.

1

18.10


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

23

Индоевропейская семья языков.

1

23.10


Составление опорной схемы

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

24

Славянские языки.

1

2310


Работа с таблицей, карточки

Словарный диктант

25

Русистика на современном этапе.

1

25.10


Морфологический разбор имени существительного.

Орфографический анализ

Объяснительный диктант

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

26

Сочинение-рассуждение№2 «Русский язык среди других языков мира».



1

25.10


Сочинение

Сочинение № 2

Русский язык – один из богатейших языков мира (2ч.)

27

Состав современного русского языка.

1

29.10


Комплексный анализ текста. Конспектирование

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

28

Литературный язык как центр системы современного русского языка.

1

13.11


Составление опорной схемы

Опорная схема

Творческий распределительный диктант

Текст (12ч.)

29

Текст. Признаки текста.

1

15.11


Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму

Объяснительный диктант

30

Цельность и связность текста. Логическая последовательность предложений.

1

15.11


Комплексный анализ текста

Комментированное письмо

31

Единство темы, ключевые слова и предложения.

1

20.11


Морфологический анализ слова Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму

Объяснительный диктант Комментированное письмо

32

Сочинение-рассуждение №3 по прочитанному тексту Д. С. Лихачева.

1

22.11


Сочинение

Сочинение № 3

33

Именительный представления.

1

22.11


Лингвистический анализ текста, редактирование текста

Лингвистический анализ текста

34

Средства связи частей текста: лексический повтор.

1

26.11


Составление таблицы. Морфологический разбор имени числительного

Предупредительный диктант

35

Средства связи частей текста: употребление однокоренных слов.

1

29.11


Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова.

Лингвистический анализ текста


Комментированное письмо

36

Контрольное изложение с творческим заданием№2 (по Ф.М. Достоевскому).

1

29.11


Изложение

Изложение № 2

37

Цепная и параллельная связь частей текста.

1

4.12


Морфологический разбор Образование разных форм глаголов

Работа по перфокартам

38

Средства связи частей текста: союзы, частицы.

1

6.12



Предупредительный диктант

39

Комплексный анализ текста №1 по тексту М.С.Соловейчика «О духовности»

1

6.12


Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста № 1

40

Сочинение-эссе №4 «Что такое духовность?»

1

11.12


Сочинение

Сочинение № 4

Типы речи (9ч.)

41

Типы речи: повествование.

1

13.12


Анализ текста-повествования. Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму

Объяснительный диктант

42

Типы речи: описание.

1

13.12


Анализ текста-описания

Словарный диктант. Комплексный анализ текста

43

Комплексный анализ художественного текста – описания №2 (по отрывку Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

1

18.12


Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста № 2

44

Медитативные тексты.

1

18.12


Орфографический анализ

Редактирование текста

Творческое списывание Тестирование

45

Типы речи: рассуждение.





1

20.12


Редактирование текста. Анализ текста-рассуждения

Редактирование текстов, индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты


46

Контрольная работа №1 (тестирование 1-24) «Готовимся к ЕГЭ»

1

20.12


Контрольная работа

Контрольная работа № 1

47

Комбинация разных типов речи в одном тексте.

1

24.12


Составление текстов разных типов речи.

Комментированное письмо

48-49

Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

2

25.12

25.12


Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму

Осложненное списывание

Устная и письменная формы речи (2 ч.)

50-51

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

2

27.12

27.12


Лингвистический анализ текста, редактирование

Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам

II полугодие

Русский литературный язык и его нормы (16 ч.)

52

Литературный язык и его нормы.

1

10.01


Орфографический анализ Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

53-54

Орфоэпические нормы.

2

10.01

15.01


Орфоэпический анализ слов.

Орфоэпический словник

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

55

Повторение орфографии. Правописание согласных в корне.

1

17.01


Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач.

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

56-57

Лексические нормы.

2

22.01

24.01


Лингвистический анализ текста, редактирование

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты


58

Повторение орфографии. Правописание приставок.

1

24.01


Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач

Комментированное письмо

59-60

Морфологические нормы.

2

29.01

31.01


Лингвистический анализ текста, редактирование

Свободный диктант

Творческое списывание

61

Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь.

1

31.01


Упражнения в учебнике, закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты

62-63

Синтаксические нормы.

2

5.02

7.02


Лингвистический анализ текста, редактирование

Комментированное письмо

64

Повторение орфографии. Ь после шипящих.


1

7.02


Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму

Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам

65

Русский язык как развивающееся явление.



1

12.02


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Объяснительный диктант

66-67

Контрольная работа №2 по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ.

2

14.02

14.02


Контрольная работа

Контрольная работа № 2

Стили русского литературного языка (16 ч.)

68-69

Стили литературного языка: разговорный. Признаки. Сфера употребления.

2

19.02

21.02


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Объяснительный диктант

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

70-71

Стили литературного языка: научный. Признаки. Сфера употребления.

2

21.02

26.02


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Осложненное списывание

72-73

Стили литературного языка: деловой. Признаки. Сфера употребления.

2

28.02

28.02


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Заполнить таблицу примерами

74-75

Стили литературного языка: публицистический. Признаки. Сфера употребления.

2

5.03

7.03


Комплексный анализ текста. Конспектирование

Комментированное письмо

76

Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

1

7.03


Закрепление навыков решения орфографических задач

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

77-78

Стили литературного языка: художественный. Признаки. Сфера употребления.


2

12.03


14.03


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

79

Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных.

1

14.03


Закрепление навыков решения орфографических задач

Осложненное списывание

80

Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.

1

19.03


Орфографический анализ

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

81

Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

1

21.03


Комплексный анализ текста. Конспектирование

Редактирование текстов разных стилей

82

Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне.

1

21.03


Орфографический анализ, тренировочные упражнения

Свободный диктант

Творческое списывание

83

Зачет № 1 по теме «Стили русского литературного языка».

1

2.04


Редактирование текста

Зачет № 1

Синонимика русского языка (8ч. + 2ч.)

84

Лексические синонимы.

1

4.04


Опорная схема

Заполнение таблицы

85

Морфемные синонимы.

1

4.04


Конспектирование. Анализ текстов разных стилей



Редактирование текста

86-87

Итоговая контрольная работа

2

9.04

11.04


Контрольная работа

Контрольная работа, приближенная к форме ЕГЭ

88

Морфологические синонимы.

1

11.04


Конспектирование. Анализ текстов разных стилей

Комментированное письмо

89

Синтаксические синонимы.

1

16.04


Конспектирование. Анализ текстов разных стилей

Осложненное списывание

90

Источники пополнения синонимов.

1

18.04


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

91

Роль синонимов в речи.





1

18.04


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

92-93

Подготовка к написанию сочинения № 5 по прочитанному тексту «Чтобы боль каждого…». Написание сочинения № 5 по прочитанному тексту «Чтобы боль каждого…».

2

23.04

25.04


Сочинение

Сочинение № 5

Культура речи (4 ч.)

94

Культура речи. Содержательность речи.

1

25.04


Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

95-96

Культура речи. Правильность, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи.


1

30.04


-1

Конспектирование. Анализ текстов разных стилей

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

97

Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

1

14.05


Лингвистический анализ текста, редактирование

Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка (10ч. – 2ч.)

98-99

А.С. Пушкин-создатель современного русского литературного языка.

1

16.05

-1

Опорная схема

Редактирование текста

100-101

Предшественники А.С. Пушкина

2

16.05

21.05



Конспектирование. Анализ текстов разных стилей

Заполнение таблицы

102

Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне.

1

23.05



Орфографический анализ, тренировочные упражнения

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

103

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.

1

23.05


Лингвистический анализ текста, редактирование

Заполнение таблицы

104

Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий.

1

28.05


Орфографический анализ, тренировочные упражнения

Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты

105

Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

1

30.05


Комплексный анализ текста. Конспектирование

Свободный диктант

Творческое списывание


ИТОГО

105-2=103













Список учебников и учебных пособий

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Б а б а й ц е в а В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.

Б а б а й ц е в а В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.

Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.

Б а б а й ц е в а В. В. Тайны орфографической зоркости //Русская словесность. — 2000. — № 1.

Б а б а й ц е в а В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. — 2006. — № 4.

Б а б а й ц е в а В. В. Простые и сложные словосочетания // РЯШ. — 2007. — № 4.

Б а б а й ц е в а В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.

Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.

Б а б а й ц е в а В. В. Принципы русской орфографии //РЯШ. — 2009. — № 3.

Б а б а й ц е в а В. В., Б е д н а р с к а я Л.Д. Заметки о пунктуации // РЯШ. — 2008. — № 7.

Б е д н а р с к а я Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ. —2009. — № 9—10.

Б е д н а р с к а я Л.Д. Синтаксис романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — Орёл, 2008.

В а л г и н а Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2003.

Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.

И п п о л и т о в а Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998.

К о в т у н о в а И. И. Русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976.

К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.

Л ь в о в М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. —М., 2003.

П о л и т о в а И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. — Коломна, 2008.

Ско б л и к о в а Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.

С ы р о в И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. — М., 2005.

С ы р о в И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. — 2002. — № 3.

У с п е н с к и й М. Б. В мире парадоксов русского языка. — М., 2006.

Х и с а м о в а Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2007.

Шт а й н К. Э. Принципы анализа художественного текста. — СПб.; Ставрополь, 1993.

Шт а й н К. Э., П е т р е н к о Д. И. Метапоэтика Лермонтова. — Ставрополь, 2009.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. 10—11 классы. — М., 2008. — (Элективные курсы).

Б е д н а р с к а я Л.Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. — М., 2009. — (Элективные курсы).

Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е нк о С.М., К о нц е в а я Л.А. Секреты орфографии. — М., 1994.

Г р а н и к Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. —М., 1995.

Ль в о в а С.И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2002.

П а н о в М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

П а н о в М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. — М., 1964.

П о с т н и к о в а И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.

Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

С м е л к о в а З. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.

С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Ша н с к и й Н. М. Лингвистические детективы. — М.,2002.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

Жу к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.

К а л е н ч у к М. Л., К а с а т к и н Л. Л., К а с а т к ин а Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка:Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты /под ред. Л. Л. Касаткина. — М., 2012.

Ка р п юк Г. В., Х а р и т о н о в а Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.

К в я т к о в с к и й А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания.

К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов.— М., 1997 и последующие издания.

К р ы с и н Л. П. 1000 новых иностранных слов. — М.,2009.

Л о п а т и н В. В., Ло п а т и н а Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 2007.

Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.

Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.

Оже г о в С. И., Шв е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М., 2007.

Р е з н и ч е н к о И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.

Р о г о ж н и к о в а Р. П., К а р с к а я Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.

С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.

С о м о в В. П. Словарь редких и забытых слов. — М.,1996.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.,2008.

Ч е с н о к о в а Л.Д., Ч е с н о к о в С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.

Ша н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. —М., 2000.

Ши р ш о в И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. — М., 2004.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.

РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».

http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.

http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В.В. Виноградова).

http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.

http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).

http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).


  1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации. - М., 2000;

  2. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Русское слово», 2015;

  3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. - М., 2015;

  4. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. - М., 2014;

  5. Гольцова Н.Г., Мещерина И.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 класс». - М.: Русское слово,2014;

  6. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. - М., 2014;

  7. МалюшкинА.Б., ИконницкаяЛ.Н. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку. 10класс. - М.,2014;

  8. СенинаН.А., Глянцева Т.Н. Русский язык. Нормыречи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. - Ростов-на-Дону, Легион,2016;

  9. Сенина Н.А., Нарушевич Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки - Ростов-на-Дону Легион,2016;

  10. Сычева В.П. Тесты по русскому языку 10 класс. - М., 2016.


13