МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей гуманитарного цикла зам. директора по УВР Директор школы
_______________ ____________________ ______________
Ковалева С.С. Ковалева С. С. Савкин Л. И.
Протокол № ___ от «__» Протокол № ___ от «___» Приказ № ___ от «__»
__________________20___г. _________________ 20___ г. _______________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
для 10 класса
ФИО учителя: Изотова Олеся Владимировна
2018-2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку (углубленный уровень) В. В. Бабайцевой.
Программа адресована обучающимся 10 класса МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс русского языка на уровне среднего общего образования.
Русский язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология». В учебном плане школы на изучение предмета «Русский язык» выделено 105 часов (3 часа в неделю). В связи с тем, что проведение урока № 96 совпадает с праздничным днем 7 мая 2019 года, а проведение урока № 98 совпадает с праздничным днем 9 мая ,объединены уроки №95-96 ,98-99. Программа разработана на103 часа.
Срок реализации данной программы - 1 год.
Изучение русского языка на углубленном уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории,
языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
2) углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;
3) совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности;
систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений
лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;
4) развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа
и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;
5) расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого
общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
6)формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
7) развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования,
способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.
При построении курса для достижения этих целей учитывались следующие принципы:
• формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической частей курса;
• систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объём
теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение;
• изучение языка способствует развитию мышления;
• изучение русского языка, одного из богатейших языков
мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся;
• функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи;
• большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора.
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи.
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования.
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование.
Использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста.
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка.
Создавать устное высказывание на лингвистические темы.
Владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц.
Проводить разные виды языкового разбора.
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Эффективно использовать языковые единицы в речи.
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.
Фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение:
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по __русскому языку___
предмет
Класс 10
Количество часов:
всего 105 часов;
в неделю 3 часа.
Вводных контрольных диктантов - 1
контрольных сочинений - 5
контрольных работ – 2
контрольных изложений - 2
комплексных анализов текста – 2
зачетов – 1
итоговых контрольных работ - 1
Программа: В.В.Бабайцева. Русский язык: 10-11 классы: рабочая программа - М.:Дрофа,2017.
Учебник: В.В.Бабайцева. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10 - 11 класс – М.:Дрофа, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Изменения программе: В связи со сдачей ЕГЭ в 11 классе в некоторые разделы добавлены темы по орфографии (по повторению):
- Русский литературный язык и его нормы – 4 ч.,
- Стили русского литературного языка – 4 ч.,
- Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка – 3ч.
2 ч. из раздела «Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка» перенесены в раздел «Синонимика русского языка» для проведения итоговой контрольной работы.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Дата | Коррек-тировка | Виды и формы организации учебных занятий | Вид контроля |
I полугодие |
Введение(1ч.) |
1 | Роль языка в жизни общества. | 1 | 4.09 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | План |
Вспомним изученное (10 ч.) |
2 | Основные единицы языка. | 1 | 6.09 | | Составление таблицы, развитие навыков монологического высказывания на лингвистическую тему | Конспект, монологическое высказывание |
3 | Основные разделы науки о языке. Фонетика. | 1 | 6.09 | | Анализ текстов разных стилей, фонетический анализ слов | Комплексный анализ текста |
4 | Основные разделы науки о языке. Морфемика. Словобразование. | 1 | 10.09 | | Составление текстов по данному началу. Словообразовательный разбор. | Комментированное письмо |
5 | Входной контрольный диктант на тему: «Повторение изученного в основной школе». | 1 | 13.09 | | Вводный контрольный диктант | Вводный контрольный диктант |
6 | Основные разделы науки о языке. Лексикология. Фразеология. | 1 | 1309 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Лингвистический анализ текста |
7 | Основные разделы науки о языке. Морфология. | 1 | 18.09 | | Морфологический разбор | Редактирование текста |
8 | Основные разделы науки о языке. Синтаксис. | 1 | 20.09 | | Синтаксический разбор, Составление предложений по характеристикам | Опорная схема |
9 | Основные разделы науки о языке. Орфография. | 1 | 20.09 | | Практикум по орфографии | Словарный диктант |
10 | Основные разделы науки о языке. Пунктуация. | 1 | 24.09 | | Практикум. Пунктуационный разбор | Комментированное письмо Анализ текста |
11 | Сочинение-эссе №1« Книга в жизни человека». | 1 | 27.09 | | Сочинение | Сочинение № 1 |
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (15 ч.) |
12 | Функции языка. Значение языка. | 1 | | | Карточки | Комментированное письмо |
13 | Язык-орудие мышления. | 1 | 27.09 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Устное рассуждение на лингвистическую тему.У частие в мини-дискуссии |
14 | Язык-средство общения. | 1 | 2.10 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Словообразовательный анализ, предупредительный диктант |
15 | Язык и речь. | 1 | 4.10 | | Составление опорной схемы, словообразовательный анализ | Осложненное списывание |
16 | Речевая деятельность. | 1 | 4.10 | | Работа с тестами, карточки | Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам |
17 | Русский язык - государственный язык Российской Федерации. | 1 | 9.10 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Предупредительный диктант |
18 | Русский язык как национальный язык русского народа. | 1 | 11.10 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам |
19 | Подробное изложение №1 с сохранением авторских изобразительных средств по тексту И.С. Тургенева «Деревня». | 1 | 11.10 | | Изложение | Изложение № 1 |
20 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. | 1 | 16.10 | | Составление опорной схемы | Объяснительный диктант |
21 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | 18.10 | | Морфемный анализ слов. Составление опорной схемы | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
22 | Русский язык как один из рабочих языков ООН. | 1 | 18.10 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
23 | Индоевропейская семья языков. | 1 | 23.10 | | Составление опорной схемы | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
24 | Славянские языки. | 1 | 2310 | | Работа с таблицей, карточки | Словарный диктант |
25 | Русистика на современном этапе. | 1 | 25.10 | | Морфологический разбор имени существительного. Орфографический анализ | Объяснительный диктант Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
26 | Сочинение-рассуждение№2 «Русский язык среди других языков мира». | 1 | 25.10 | | Сочинение | Сочинение № 2 |
Русский язык – один из богатейших языков мира (2ч.) |
27 | Состав современного русского языка. | 1 | 29.10 | | Комплексный анализ текста. Конспектирование | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
28 | Литературный язык как центр системы современного русского языка. | 1 | 13.11 | | Составление опорной схемы | Опорная схема Творческий распределительный диктант |
Текст (12ч.) |
29 | Текст. Признаки текста. | 1 | 15.11 | | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму | Объяснительный диктант |
30 | Цельность и связность текста. Логическая последовательность предложений. | 1 | 15.11 | | Комплексный анализ текста | Комментированное письмо |
31 | Единство темы, ключевые слова и предложения. | 1 | 20.11 | | Морфологический анализ слова Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму | Объяснительный диктант Комментированное письмо |
32 | Сочинение-рассуждение №3 по прочитанному тексту Д. С. Лихачева. | 1 | 22.11 | | Сочинение | Сочинение № 3 |
33 | Именительный представления. | 1 | 22.11 | | Лингвистический анализ текста, редактирование текста | Лингвистический анализ текста |
34 | Средства связи частей текста: лексический повтор. | 1 | 26.11 | | Составление таблицы. Морфологический разбор имени числительного | Предупредительный диктант |
35 | Средства связи частей текста: употребление однокоренных слов. | 1 | 29.11 | | Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова. Лингвистический анализ текста | Комментированное письмо |
36 | Контрольное изложение с творческим заданием№2 (по Ф.М. Достоевскому). | 1 | 29.11 | | Изложение | Изложение № 2 |
37 | Цепная и параллельная связь частей текста. | 1 | 4.12 | | Морфологический разбор Образование разных форм глаголов | Работа по перфокартам |
38 | Средства связи частей текста: союзы, частицы. | 1 | 6.12 | | | Предупредительный диктант |
39 | Комплексный анализ текста №1 по тексту М.С.Соловейчика «О духовности» | 1 | 6.12 | | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста № 1 |
40 | Сочинение-эссе №4 «Что такое духовность?» | 1 | 11.12 | | Сочинение | Сочинение № 4 |
Типы речи (9ч.) |
41 | Типы речи: повествование. | 1 | 13.12 | | Анализ текста-повествования. Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму | Объяснительный диктант |
42 | Типы речи: описание. | 1 | 13.12 | | Анализ текста-описания | Словарный диктант. Комплексный анализ текста |
43 | Комплексный анализ художественного текста – описания №2 (по отрывку Н.С. Лескова «Очарованный странник») | 1 | 18.12 | | Комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста № 2 |
44 | Медитативные тексты. | 1 | 18.12 | | Орфографический анализ Редактирование текста | Творческое списывание Тестирование |
45 | Типы речи: рассуждение. | 1 | 20.12 | | Редактирование текста. Анализ текста-рассуждения | Редактирование текстов, индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
46 | Контрольная работа №1 (тестирование 1-24) «Готовимся к ЕГЭ» | 1 | 20.12 | | Контрольная работа | Контрольная работа № 1 |
47 | Комбинация разных типов речи в одном тексте. | 1 | 24.12 | | Составление текстов разных типов речи. | Комментированное письмо |
48-49 | Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. | 2 | 25.12 25.12 | | Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму | Осложненное списывание |
Устная и письменная формы речи (2 ч.) |
50-51 | Устная и письменная формы речи. Их специфика. | 2 | 27.12 27.12 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам |
II полугодие |
Русский литературный язык и его нормы (16 ч.) |
52 | Литературный язык и его нормы. | 1 | 10.01 | | Орфографический анализ Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
53-54 | Орфоэпические нормы. | 2 | 10.01 15.01 | | Орфоэпический анализ слов. Орфоэпический словник | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
55 | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. | 1 | 17.01 | | Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач. | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
56-57 | Лексические нормы. | 2 | 22.01 24.01 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
58 | Повторение орфографии. Правописание приставок. | 1 | 24.01 | | Редактирование текста Закрепление навыков решения орфографических задач | Комментированное письмо |
59-60 | Морфологические нормы. | 2 | 29.01 31.01 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Свободный диктант Творческое списывание |
61 | Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. | 1 | 31.01 | | Упражнения в учебнике, закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты, перфокарты |
62-63 | Синтаксические нормы. | 2 | 5.02 7.02 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Комментированное письмо |
64 | Повторение орфографии. Ь после шипящих. | 1 | 7.02 | | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму | Осложненное списывание, индивидуальная работа по карточкам |
65 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 12.02 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Объяснительный диктант |
66-67 | Контрольная работа №2 по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. | 2 | 14.02 14.02 | | Контрольная работа | Контрольная работа № 2 |
Стили русского литературного языка (16 ч.) |
68-69 | Стили литературного языка: разговорный. Признаки. Сфера употребления. | 2 | 19.02 21.02 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Объяснительный диктант Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
70-71 | Стили литературного языка: научный. Признаки. Сфера употребления. | 2 | 21.02 26.02 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Осложненное списывание |
72-73 | Стили литературного языка: деловой. Признаки. Сфера употребления. | 2 | 28.02 28.02 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Заполнить таблицу примерами |
74-75 | Стили литературного языка: публицистический. Признаки. Сфера употребления. | 2 | 5.03 7.03 | | Комплексный анализ текста. Конспектирование | Комментированное письмо |
76 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | 1 | 7.03 | | Закрепление навыков решения орфографических задач | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
77-78 | Стили литературного языка: художественный. Признаки. Сфера употребления. | 2 | 12.03 14.03 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
79 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. | 1 | 14.03 | | Закрепление навыков решения орфографических задач | Осложненное списывание |
80 | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 19.03 | | Орфографический анализ | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
81 | Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. | 1 | 21.03 | | Комплексный анализ текста. Конспектирование | Редактирование текстов разных стилей |
82 | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. | 1 | 21.03 | | Орфографический анализ, тренировочные упражнения | Свободный диктант Творческое списывание |
83 | Зачет № 1 по теме «Стили русского литературного языка». | 1 | 2.04 | | Редактирование текста | Зачет № 1 |
Синонимика русского языка (8ч. + 2ч.) |
84 | Лексические синонимы. | 1 | 4.04 | | Опорная схема | Заполнение таблицы |
85 | Морфемные синонимы. | 1 | 4.04 | | Конспектирование. Анализ текстов разных стилей | Редактирование текста |
86-87 | Итоговая контрольная работа | 2 | 9.04 11.04 | | Контрольная работа | Контрольная работа, приближенная к форме ЕГЭ |
88 | Морфологические синонимы. | 1 | 11.04 | | Конспектирование. Анализ текстов разных стилей | Комментированное письмо |
89 | Синтаксические синонимы. | 1 | 16.04 | | Конспектирование. Анализ текстов разных стилей | Осложненное списывание |
90 | Источники пополнения синонимов. | 1 | 18.04 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
91 | Роль синонимов в речи. | 1 | 18.04 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
92-93 | Подготовка к написанию сочинения № 5 по прочитанному тексту «Чтобы боль каждого…». Написание сочинения № 5 по прочитанному тексту «Чтобы боль каждого…». | 2 | 23.04 25.04 | | Сочинение | Сочинение № 5 |
Культура речи (4 ч.) |
94 | Культура речи. Содержательность речи. | 1 | 25.04 | | Составление плана текста, развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
95-96 | Культура речи. Правильность, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи. | 1 | 30.04 | -1 | Конспектирование. Анализ текстов разных стилей | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
97 | Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» | 1 | 14.05 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии |
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка (10ч. – 2ч.) |
98-99 | А.С. Пушкин-создатель современного русского литературного языка. | 1 | 16.05 | -1 | Опорная схема | Редактирование текста |
100-101 | Предшественники А.С. Пушкина | 2 | 16.05 21.05 | | Конспектирование. Анализ текстов разных стилей | Заполнение таблицы |
102 | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. | 1 | 23.05 | | Орфографический анализ, тренировочные упражнения | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
103 | Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования. | 1 | 23.05 | | Лингвистический анализ текста, редактирование | Заполнение таблицы |
104 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. | 1 | 28.05 | | Орфографический анализ, тренировочные упражнения | Индивидуальные дифференцированные карточки, тесты |
105 | Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | 30.05 | | Комплексный анализ текста. Конспектирование | Свободный диктант Творческое списывание |
| ИТОГО | 105-2=103 | | | | |
Список учебников и учебных пособий
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Б а б а й ц е в а В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.
Б а б а й ц е в а В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
Б а б а й ц е в а В. В. Тайны орфографической зоркости //Русская словесность. — 2000. — № 1.
Б а б а й ц е в а В. В. Подчинительные и сочинительные словосочетания // РЯШ. — 2006. — № 4.
Б а б а й ц е в а В. В. Простые и сложные словосочетания // РЯШ. — 2007. — № 4.
Б а б а й ц е в а В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.
Б а б а й ц е в а В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
Б а б а й ц е в а В. В. Принципы русской орфографии //РЯШ. — 2009. — № 3.
Б а б а й ц е в а В. В., Б е д н а р с к а я Л.Д. Заметки о пунктуации // РЯШ. — 2008. — № 7.
Б е д н а р с к а я Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ. —2009. — № 9—10.
Б е д н а р с к а я Л.Д. Синтаксис романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — Орёл, 2008.
В а л г и н а Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2003.
Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
И п п о л и т о в а Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998.
К о в т у н о в а И. И. Русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976.
К у п а л о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Л ь в о в М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. —М., 2003.
П о л и т о в а И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. — Коломна, 2008.
Ско б л и к о в а Е.С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
С ы р о в И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. — М., 2005.
С ы р о в И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. — 2002. — № 3.
У с п е н с к и й М. Б. В мире парадоксов русского языка. — М., 2006.
Х и с а м о в а Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2007.
Шт а й н К. Э. Принципы анализа художественного текста. — СПб.; Ставрополь, 1993.
Шт а й н К. Э., П е т р е н к о Д. И. Метапоэтика Лермонтова. — Ставрополь, 2009.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. 10—11 классы. — М., 2008. — (Элективные курсы).
Б е д н а р с к а я Л.Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. — М., 2009. — (Элективные курсы).
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е нк о С.М., К о нц е в а я Л.А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Г р а н и к Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. —М., 1995.
Ль в о в а С.И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2002.
П а н о в М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
П а н о в М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. — М., 1964.
П о с т н и к о в а И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
С м е л к о в а З. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.
С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Ша н с к и й Н. М. Лингвистические детективы. — М.,2002.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Жу к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.
К а л е н ч у к М. Л., К а с а т к и н Л. Л., К а с а т к ин а Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка:Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты /под ред. Л. Л. Касаткина. — М., 2012.
Ка р п юк Г. В., Х а р и т о н о в а Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.
К в я т к о в с к и й А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания.
К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов.— М., 1997 и последующие издания.
К р ы с и н Л. П. 1000 новых иностранных слов. — М.,2009.
Л о п а т и н В. В., Ло п а т и н а Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 2007.
Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.
Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Оже г о в С. И., Шв е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М., 2007.
Р е з н и ч е н к о И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.
Р о г о ж н и к о в а Р. П., К а р с к а я Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.
С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
С о м о в В. П. Словарь редких и забытых слов. — М.,1996.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.,2008.
Ч е с н о к о в а Л.Д., Ч е с н о к о в С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.
Ша н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. —М., 2000.
Ши р ш о в И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. — М., 2004.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.
РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В.В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации. - М., 2000;
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Русское слово», 2015;
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. - М., 2015;
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. - М., 2014;
Гольцова Н.Г., Мещерина И.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 класс». - М.: Русское слово,2014;
Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. - М., 2014;
МалюшкинА.Б., ИконницкаяЛ.Н. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку. 10класс. - М.,2014;
СенинаН.А., Глянцева Т.Н. Русский язык. Нормыречи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. - Ростов-на-Дону, Легион,2016;
Сенина Н.А., Нарушевич Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки - Ростов-на-Дону Легион,2016;
Сычева В.П. Тесты по русскому языку 10 класс. - М., 2016.
13