Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Российское движение школьников»
(РДШ)
Уровень обучения: основное общее образование, 7 классы
Количество часов: 1 час в неделю
Автор(ы)-составитель(и): Любишева Ю. С.
Хабаровск, 2022
Пояснительная записка.
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее –РДШ) создана
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября
2015г. No536в целях совершенствования государственной политики в
области воспитания подрастающего поколения.
Приоритетные задачи отечественной системы воспитания
сформулированы в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года». Среди них -«обеспечение таких личностных
результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту,
коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и
навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности,
успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии».
Российское движение школьников является важной составляющей
системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части воспитания
высоконравственных, социально успешных граждан.
Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как
взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения
дополнительного образования.
Направления деятельности РДШ согласуются с направлениями
программы воспитания и социализации образовательной организации.
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения
школьников способствует решению задач общего и дополнительного
образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших
выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
реализующиеся в РДШ, могут быть интегрированы с основными
образовательными программами общего образования, в большей части - с программами общественных и гуманитарных наук.
Мероприятия Российского движения школьников также могут быть
включены в содержательный компонент программ внеурочной деятельности образовательной организации.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
«Будь активен с РДШ» определяется тем, что познавательная активность
учащихся, осваивающих программу, выходит за рамки собственно
образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик.
(Под социальной практикой мы понимаем социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия).
В свою очередь, социальные практики создают условия для
осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий
учащихся, формирования уникальных актов действия, таких, как
«понимание», «выбор», «решение», «ответственность».
Участвуя в реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Будь активен с РДШ» учащиеся получают широкий
социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной
деятельности на благо общества.
Дополнительная общеобразовательная программа «Будь активен с РДШ» разработана на основе Устава Общероссийской общественно-
государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников», в соответствии с положениями Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Психолого-педагогическое обоснование программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Будь активен с РДШ» адресована детям подросткового и раннего юношеского возраста (12 -16 лет), разработана в соответствии с возрастными психологическими
способностями детей данных возрастных групп.
Подростковый возраст (12-14лет) отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его
отношение к себе как к члену общества.
В период подросткового возраста происходит формирование
фундамента личности, достраиваются ее верхние –мировоззренческие –этажи. Именно в период подросткового возраста формируются нравственные
ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих
возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать
взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются
общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Иными словами – начинают формироваться личностные смыслы жизни.
В этом возрасте совершенствуются способность к размышлению,
способность планировать и формировать стратегии; развивается умение и
потребность самостоятельно мыслить.
В подростковом возрасте самостоятельность ребенка расширяется и существенно изменяется сфера деятельности.
Особое значение для подростка имеет возможность самовыражения и
самореализации.
Данный возраст самый благоприятный период для развития и
реализации творческого потенциала личности, становления творческой и
социальной активности. Это связано со стремлением подростка максимально
проявить себя в роли активнодействующего субъекта социально одобряемой деятельности.
Подростковый возраст – это пора достижений, обретения нового социального опыта.
Ранняя юность (15-17 лет). В этот период важными становятся
профессиональное и личностное самоопределение, обретение идентичности, определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим.
Встает проблема выбора жизненных ценностей, формирования
жизненной позиции, профессионального самоопределения. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть, уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Образ «Я» складывается в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание,
усиливается самоконтроль. Благодаря этому, старшеклассники становятся
примером подражания для младших и могут выполнять роль наставников в различных видах деятельности.
Освоение новых социальных ролей и видов деятельности, участие в
разнообразных социальных практиках, способствует самоопределению старшеклассников, как личному, так и профессиональному.
Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Будь активен с РДШ» заключается в том, что она предполагает, наряду с изучением широкого спектра информации
по истории и сущности детского движения и, собственно, РДШ, освоение
учащимися социальных практик и социально значимых ролей: гражданин
России, лидер детской организации, волонтер. Кроме того, одним из
значимых предполагаемых результатов освоения программы является
овладение информационно-коммуникационными технологиями, как средством презентации собственной позиции и достижений, а также презентации деятельности объединений Российского движения школьников.
Отличительной особенностью
дополнительной общеобразовательной
программы «Будь активен с РДШ» является её универсальность. Содержание
данной программы может служить инвариантной (базовой) частью
содержания общеобразовательных программ подготовки
актива Российского движения школьников на базе образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная программа «РДШ» состоит из четырех модулей: «Первый шаг в РДШ», «Мы – команда РДШ», «Наши дела» («Действуем вместе»), «Проект команды» («Создаем проект»).
Направленность программы – социально-педагогическая.
Тип программы – общеразвивающая.
Уровень освоения программы - общекультурный/ базовый.
Срок реализации программы - 1год.
Режим занятий - 3 часа в неделю –108 часа в год.
Формы проведения занятий: групповые
Формы занятий:
-теоретические и практические занятия;
-разработка и реализация проектов;
-творческие задания;
-тренинги;
-групповые дискуссии;
-деловые и ролевые игры;
-экскурсии (в учреждения, музеи, театры, на выставки, предприятия)
Цель программы: популяризация Российского движения
школьников, освоение обучающимися содержания деятельности организации; формирование основ для определения стратегии и
тактики деятельности объединений Российского движения школьников.
Задачи:
обучающие:
●сформировать представление о детском движении в России;
●формировать систему знаний о направлениях и содержании деятельности
РДШ;
●способствовать формированию мировоззрения, основанного на научной
основе и гуманистических взглядах;
●формировать компетенции в сфере познавательной и исследовательской
деятельности;
●развивать компетенции в сфере информационно-коммуникационных
технологий;
●формировать представление о сферах трудовой деятельности, карьере и основных закономерностях профессионального развития;
развивающие:
●развивать аналитическое мышление, способность к систематизации и
обобщению полученных знаний;
●развивать интеллектуальные, коммуникативные и творческие
способности личности, стимулировать творческую и социальную
активность обучающихся;
●развивать компетенции в сфере социальной деятельности, социального
проектирования;
●развивать способность самостоятельно определять и отстаивать свои
взгляды, позиции, принимать решения и нести за них ответственность;
●
развивать рефлексию - способность осознанно оценивать процесс и
результаты собственной и коллективной деятельности;
●развивать способность к самоорганизации и самообразованию;
●развивать мотивацию к личностному и профессиональному самоопределению.
воспитательные:
●способствовать формированию системы социально и личностно
значимых нравственных ценностей и жизненных смыслов личности на основе общечеловеческих ценностей;
●содействовать становлению гражданственности и социальной ответственности;
●формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
●способствовать формированию медиакультуры;
●воспитывать чувство коллективизма.
Ожидаемые результаты.
Метапредметные:
●освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
●активное использование информационно-коммуникационных средств в решении познавательных, творческих и коммуникативных задач;
●использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
●готовность к сотрудничеству, способность слушать собеседника и вести
диалог; признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
●способность к гибкому мышлению, нестандартным подходам к решению проблем.
Личностные:
●сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;
●понимание норм и ценностей гражданского общества, нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, стремление следовать им в повседневной жизни;
●наличие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
●освоение основных социальных и гражданских и ролей, соответствующих
возрасту;
●умение осуществлять осознанный выбор, планировать программу
личностного развития, способность к рефлексии.
●соблюдение авторских прав при использовании интеллектуальной собственности в своей деятельности;
Предметные:
●целостное представление о многообразии, сущности, истории и содержании деятельности детских общественных организаций России;
●наличие системы знаний о направлениях и содержании деятельности
РДШ;
●понимание и осмысленное использование
понятийного аппарата РДШ;
●умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием
конкретного замысла, задания;
●умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные и коллективные
социальные и творческие проекты;
●умение разрабатывать и проводить
акции, квесты;
●способность свободно общаться в различных формах и на разные темы,
навык написания текстов по различным темам, проблемам;
●умение разрабатывать и представлять на фестивали и конкурсы
творческие продукты, соответствующие требованиям;
Диагностика результативности освоения программы.
Для определения результативности освоения программы используются
следующие методы диагностики:
-наблюдение;
-анкетирование, тестирование;
-экспертная оценка;
-творческие практические задания;
-самооценка, взаимооценка.
Диагностика личностного развития и профессиональной направленности обучающихся проводится психологами образовательных учреждений и специализированными Центрами по согласованию.
Формы подведения итогов реализации программы: презентации творческих продуктов, конкурсы, фестивали.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| | 34 | 22 | 12 |
1 | Модуль 1. «Первый шаг в РДШ» |
| | 7 | 7 | 0 |
1.1 | Педагогическая диагностика Введение в программу. Что такое РДШ | 1 | 1 | 0 |
1.2 | История создания РДШ, современное состояние | 1 | 1 | 0 |
1.3 | Направления деятельности РДШ: задачи, содержание, проекты. | 1 | 1 | 0 |
1.4 | Я вступаю в РДШ. Корпоративный университет РДШ для школьников. | 1 | 1 | 0 |
1.5 | РДШ.РФ – официальный сайт движения | 1 | 1 | 0 |
1.6 | Образ активиста РДШ | 1 | 1 | 0 |
1.7 | Карта личных достижений в РДШ | 1 | 1 | 0 |
2 | Модуль 2. «Мы – команда РДШ» |
| | 9 | 7 | 2 |
2.1 | Мы – команда РДШ. Принципы и правила командной работы | 1 | 1 | 0 |
2.2 | Документы отделения РДШ | 1 | 1 | 0 |
2.3 | Структура РДШ в школе. Штаб РДШ. | 1 | 1 | 0 |
2.4 | Планирование работы команды РДШ. | 1 | 1 | 0 |
2.5 | Программа добрых дел РДШ. Карта заботы команды. | 1 | 1 | 0 |
2.6 | Друзья и партнеры команды РДШ | 1 | 1 | 0 |
2.7 | Продвижение РДШ. | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Итоговое мероприятие модуля «Презентация команды РДШ» | 1 | 0 | 1 |
3 | Модуль 3.«Наши дела» («Действуем вместе») |
| | 13 | 7 | 6 |
3.1 | Палитра дел РДШ. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Азбука организатора. Слагаемые успеха мероприятия. | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Проекты РДШ по направлению «Личностное развитие». | 1 | 1 | 0 |
3.4 | Проекты РДШ по направлению «Гражданская активность». | 1 | 1 | 0 |
3.5 | Проекты РДШ по информационно-медийному направлению. | 1 | 1 | 0 |
3.6 | Проекты РДШ по военно-патриотическому направлению. | 1 | 1 | 0 |
3.7 | Проектирование мероприятий | 3 | 1 | 2 |
3.8 | Итоговое мероприятие модуля «Ярмарка проектов РДШ» | 1 | 0 | 1 |
4 | Модуль 4. «Проект команды» («Создаем проект») |
| | 5 | 1 | 4 |
4.1 | Понятие «социальный проект», его основные признаки. Индивидуальные и групповые проекты. | 1 | 1 | 4 |
4.2 | Проект нашей команды: выбор темы проекта, изучение проблемы и путей ее решения | 1 | 0 | 1 |
4.3 | Планирование деятельности по проекту | 1 | 0 | 1 |
4.4 | Эффективное представление проекта | 1 | 0 | 1 |
4.5 | Реализация проекта. Подведение итогов реализации проекта | 1 | 0 | 1 |
Содержание программы.
МОДУЛЬ 1. «ПЕРВЫЙ ШАГ В РДШ»
Тема 1.1.
Введение в программу. Что такое детско-юношеская организация? Педагогическая диагностика.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Знакомство. Правила нашей работы. О чем эта программа. Общественная активность школьников: детские организации и школьное ученическое самоуправление (сходство и различия). Краткая история детского движения в России: Майские союзы, российский скаутинг, Всесоюзная пионерская организация (отряды Спартака, ликбез, пионеры-герои, тимуровское движение), Российское движение школьников. Детские организации в нашей школе, городе (селе).
Практика: Дискуссия «Я в детской организации». Тест «Что я знаю о детском движении?»
Тема 1.2.
Российское движение школьников (РДШ).
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.).
Теория:Чем занимается Российское движение школьников (РДШ). История создания РДШ. Символы и атрибуты РДШ. Председатель РДШ
- герой России космонавт Сергей Рязанский. Сайты и паблики РДШ (обзор). Хабаровское региональное отделение РДШ. РДШ в нашем городе.
Практика: Просмотр рекламных и информационных видеороликов Российского движения школьников.
Тема 1.3.
Направления деятельности РДШ
(1 час.: теория -1 час., практика - 0 час.).
Теория: 4 направления деятельности РДШ. Направление «Личностное развитие»: творческое развитие, популяризация профессий, популяризация здорового образа жизни среди школьников. Направление «Гражданская активность»: культурное, социальное, событийное волонтерство; движение юных экологов. Информационно-медийное направление: школьные медиа-центры, «Большая детская редакция». Патриотическое направление:
поисковая и краеведческая работа, школьные музеи; военно-патриотические клубы, юнармейские отряды, юные спасатели, казаки, пограничники, юные друзья полиции, юные инспекторы дорожного движения; военно-спортивные игры. Флагманские проекты РДШ: «РДШ –территория самоуправления», «Классные встречи», «Лига вожатых», «Добро не уходит на каникулы», «Я познаю Россию». Традиционные и пилотные проекты РДШ. Ключевые Всероссийские события РДШ: Зимний фестиваль РДШ, Большой школьный пикник, тематические смены во Всероссийских детских центрах. Ключевые региональные события: Областной слет лидеров РДШ,Зимний фестиваль друзей РДШ, Большой праздник РДШ, фестиваль «Игры бабушки моей», проект «Лето с РДШ».
Практика: Групповое обсуждение: выбор направлений деятельности и проектов РДШ, в которых будет участвовать наша команда.
Тема 1.4.
Я вступаю в РДШ.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Беседа с элементами дискуссии «РДШ: пространство возможностей»: новые вызовы, интересные события, полезные навыки, путешествия, друзья по всей России. Правила регистрации на сайте РДШ. Корпоративный университет РДШ для школьников. Правила регистрации в корпоративном университете РДШ.
Практика: Регистрация на сайте РДШ. Регистрация в Корпоративном университете РДШ. Практикум по работе в Корпоративном университете.
Тема 1.5.
Карта личных достижений в РДШ.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Беседа с элементами дискуссии «Чего я хочу добиться в РДШ»: мечты -задачи –действия. Карта личных достижений в РДШ. Правила оформления карты.
Практика: тренинг по методике С.В.Тетерского «Качели времени». Анализ результатов тренинга, разработка карт личных достижений участников.
МОДУЛЬ 2. «МЫ –КОМАНДА РДШ».
Тема 2.1.
Мы –команда РДШ.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Отличительные особенности команды: миссия, цель, структура, корпоративная культура. Принципы и правила командной работы. Формы участия в направлениях деятельности РДШ. 5 целей нашей команды на учебный год.
Практика: Упражнение «Ожидания –соглашения». Игры на командное взаимодействие (по выбору педагога).
Тема 2.2.
Документы отделения РДШ.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Устав РДШ (основные положения). Права и обязанности
членов РДШ, порядок вступления, органы управления РДШ.
Практика: Скрайбинг-сессия по уставным документам РДШ. (Скрайбинг –технология визуализации сложной информации путем создания графических заметок).
Тема 2.3.
Структура РДШ в школе.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Структура РДШ в школе (различные варианты). Совет первичного отделения РДШ в школе. Роли в Совете: лидер команды, руководители направлений (проектных групп), ответственный за работу с волонтерами, ответственный за работу партнерами, ответственный за работу в социальных сетях, администратор и др.
Практика: Выборы Совета и председателя Совета первичного отделения РДШ. Распределение ролей и поручений в Совете.
Тема 2.4.
Планирование работы команды.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Правила планирования. Виды планов: календарные, тематические, перспективные, текущие, оперативные. Сценарное
планирование. План Всероссийских и региональных мероприятий РДШ. Дни единых действий РДШ.
Практика: Составление перспективного плана работы команды на год.
Тема 2.5.
Программа добрых дел РДШ.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Добровольчество и добровольческие проекты. Объекты заботы нашей команды: люди (близкие родственники, ветераны и пожилые люди, дети в трудной ситуации); территория (территория школы, экологические зоны, общественные территории, памятники культуры и искусства); объекты животного и растительного мира (зимующие птицы, брошенные животные, животные в питомниках; зеленый уголок нашей школы, пришкольная территория, редкие растения).
Практика: Разработка карты добрых дел команды.
Тема 2.6.
Друзья и партнеры команды.
(1 час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Партнерские организации РДШ: Российский союз молодежи, Всероссийская федерация школьного спорта, Совет проректоров России, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Российские Студенческие Отряды, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», Всероссийское движение «Волонтеры Победы», Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России», Национальная родительская ассоциация. Партнеры команды РДШ в школе (действующие детские организации, органы школьного самоуправления, родительские комитеты, объединения педагогов и выпускников, летние лагеря и др.); городе (селе). Роль социального партнерства в деятельности детской организации Взаимодействие с партнерами. Совместные мероприятия и проекты.
Практика: Разработка карты партнёрских связей команды. Подготовка проектных предложений к партнерам.
Тема 2.7.
Продвижение РДШ.
(2 час.: теория -1 час., практика -1 час.)
Теория: Корпоративный стиль и узнаваемый образ команды. Стратегия продвижения нашей команды. Формы продвижения команды РДШ: информирование, публичные акции, общественно-полезные проекты, имиджевые мероприятия, социальные сети.
Практика: Разбор кейсов «Успешные примеры продвижения компании». Разработка стратегии продвижения команды РДШ. Создание и наполнение паблика команды в социальных сетях.
Тема 2.8.
Итоговое мероприятие модуля «Презентация команды
РДШ». (1 час.: теория –0 час., практика -1 час.)
Практика: Разработка сценария, подготовка и проведение общешкольного мероприятия, посвященного созданию команды РДШ.
МОДУЛЬ 3. «ДЕЙСТВУЕМ ВМЕСТЕ»
Тема 3.1.
Палитра дел РДШ.
(2 час.: теория -1 час., практика -1 час.)
Теория: Дела РДШ: акции, конкурсы и соревнования, игровые программы, праздники, торжественные церемонии, дискуссионные и образовательные мероприятия. Сущность, отличия, примеры различных форм мероприятий. Наиболее популярные у школьников формы организации досуга: квесты, квизы, настольные игры, их применение в практике деятельности детской общественной организации.
Практика: Игровая программа –квест «А ты в движении?».
Тема 3.2.
Азбука организатора
(3 час.: теория -1 час., практика -2 час.)
Теория: Алгоритмы подготовки и проведения дел РДШ. Слагаемые успеха мероприятия. Правила подготовки и проведения акции. Правила подготовки и проведения конкурса. Правила подготовки и проведения коллективно-творческого дела. Правила подготовки и проведения праздника. Учет возрастных особенностей при разработке мероприятий. Классификация общественно-полезных и творческих дел по возрастным категориям.
Практика: Мастерская интересных дел РДШ (практикум по разработке мероприятия).
Тема 3.3.
Проекты РДШ по направлению «Личностное развитие»
(1час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Всероссийские и региональные программы и проекты по направлению «Личностное развитие»: «Здоровье с РДШ», «Профориентация в цифровую эпоху», «Игротека», «ВПорядке», «Лига ораторов», «Классные встречи», «РДШ - территория самоуправления»,
«Классный час: перезагрузка». Региональные творческие проекты «Дон литературный», «Зарядись», «Кинофест РДШ». Всероссийские физкультурно-спортивные соревнования: фестиваль «Веселые старты», «Сила РДШ», Всероссийские соревнования по шахматам на кубок РДШ. Мероприятия по направлению в нашей школе.
Практика: Разработка и проведение мероприятия по направлению.
Тема 3.4.
Проекты РДШ по направлению «Гражданская активность»
(1час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Всероссийские и региональные программы и проектыпо направлению «Гражданская активность»: Всероссийский проекты «Добро не уходит на каникулы», «Экотренд». Мероприятия по направлению в нашей школе.
Практика: Разработка и проведение мероприятия по направлению.
Тема 3.5.
Проекты РДШ по информационно-медийному направлению
(1час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Всероссийские и региональные программы и проекты по информационно-медийному направлению: «Классное радио», проекты «Медиаграмотность», «Дизайн информации и пространства», «Информационная культура и безопасность». Школьные медиа в нашем образовательном учреждении: газеты, альманахи, школьное телевидение, школьное радио, наша школа в социальных сетях. Принципы работы в социальных сетях. Навыки цифровой гигиены.
Практика: Разработка и проведение мероприятия по направлению.
Тема 3.6.
Проекты РДШ по военно-патриотическому направлению
(1час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Теория: Всероссийские и региональные программы и проекты по военно-патриотическому направлению: всероссийские проекты «Школьный музей», «Я познаю Россию»,«Моя история», военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок». Военно-патриотические традиции и объединения в нашей школе. Календарь патриотических дат.
Практика: Разработка и проведение мероприятия по направлению.
Тема 3.7.
Проектирование мероприятий
(3 час.: теория -1 час., практика -2 час.)
Теория: Знакомство с базовыми составляющими проекта. Разбор существующих проектов РДШ. «Лайфхаки» для написания проекта мепроприятия.
Практика: Написание проекта мероприятия.
Тема 3.8.
(1час.: теория -1 час., практика -0 час.)
Ярмарка проектов РДШ
(4 час.: практика –4 час.)
Практика: подготовка и проведение итогового мероприятия модуля -«Ярмарки проектов РДШ» для всех учащихся школы (жителей микрорайона, населенного пункта)
МОДУЛЬ 4. «ПРОЕКТ КОМАНДЫ».
Тема 4.1.
Социальный проект. Индивидуальные и групповые проекты.
(1 час.: теория –1 час.)
Теория: Проектирование как вид деятельности. Понятие «социальный проект», его основные признаки. Классификация проектов (по срокам, по форме, по масштабам, по направлению). Алгоритм разработки проекта. Фазы
проектирования и реализации проекта. Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления»: смотр лучших проектов команд. Примеры полезных и успешных проектов по направлениям деятельности Российского движения школьников в России и регионах. Презентация успешных проектов и анализ факторов, обеспечивающих их успешность.
Тема 4.2.
Проект нашей команды
(1 час.: теория -1 час., практика –0 час.).
Теория: Выбор темы проекта, изучение проблемы и путей ее решения. Методы сбора и анализа социальных проблем: полевые исследования, социальные опросы, контент-анализ СМИ, изучение нормативных документов, экспертные интервью. Разработка идеи проекта. Техники
формулировки проектной идеи: мозговой штурм, «дерево проблем», «дерево
идей», «дерево целей». Методика оценки идеи проекта SMART-тест.
Практика: Групповая поисковая и исследовательская работа по изучению социальной проблематики. Самостоятельная работа учащихся над материалами СМИ и законодательными актами. Мозговой штурм по
формулировке идеи и цели социального проекта. SMART-анализ идеи и цели проекта.
Тема 4.3.
Планирование деятельности по проекту
(1 час.: теория -0 час., практика -1 час.).
Теория: Структура проекта. Методы планирования деятельности по проекту. Этапы, сроки и необходимые ресурсы. Возможные партнеры реализации проекта. Результаты проекта, возможные риски, критерии оценки результатов проекта
Практика: Работа проектных групп: Составление плана реализации проекта. Планирование ресурсного обеспечения проекта. Выбор методов реализации проекта, системы взаимодействия с партнерами по его реализации, методов оценки результативности проекта, способов оценки эффективности деятельности проектной группы в ходе его реализации.
Тема 4.4.
Эффективное представление проекта
(1 час.: теория -0 час., практика -1 час.).
Теория: Эффективное представление проекта. Роль и значение качественной презентации в процессе успешной реализации проекта. Алгоритм процесса подготовки презентации. Название, логотип и слоган проекта. Информационное сопровождение проекта.
Практика: Работа проектных групп по разработке имиджевых атрибутов проекта (название, логотип и слоган), созданию электронной презентации или видеоролика о проекте.
Тема 4.5.
Реализация проекта. Подведение итогов реализации проекта
(1 час.: теория -0 час., практика -1 час.).
Практика: Подготовка и организация ключевого события проекта,
разработанного командой. Презентация итогов реализации проекта.
Рефлексия.