Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»
(ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»)
14 линия ул., д.64/69, Ростов–на–Дону, 344019 тел./факс 8(863)251-92-13,251-83-33
e-mail: [email protected]
рабочая программа по психологии
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения программы
3. План работы на ______ учебный год
4. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.03.2016 г. № 46-ФЗ);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286;
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413);
5. «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля школы;
7. Примерной программы воспитания, с учётом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Психология в настоящее время все больше и больше проникает в жизнь современного человека. В данный момент по заказу общества создаются различные психологические службы для помощи детям и взрослым. Однако сейчас необходимо не только помогать, но и повышать общую психологическую культуру подрастающего поколения, их способность грамотно общаться, быть уверенными в себе, стремиться добиваться своих целей. Рабочая программа составлена с учётом основных направлений программы воспитания школы. Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в школе. В программе предметом обучения являются различные задачи развития. Каждый возраст предполагает свои задачи развития. В каждый момент времени индивид может быть вовлечен в решении нескольких задач. Образовательная концепция данной Программы состоит в том, что она основана и работает на стыке нескольких областей. С предметной точки зрения данная программа предусматривает изучение и исследование социальных задач при помощи комплекса психологических методов: социально-психологического тренинга, групп личностного роста, групп встреч и консультаций. Сопровождение детей в их развитии, помогаем пройти возрастные кризисы с благоприятным исходом, как для них, так и для общества. По целевому назначению программа функционирует на стыке обучения и досуга детей. Получая определенные навыки в процессе занятий, учащиеся имеют возможность расширить и углубить свое знание в процессе специализированных мероприятий. Программа соединяет в себе все направления практической психологии, и позволяет детям решать проблемы и получать знания по актуальным для них вопросам. Программа является необходимым дополнением для основного школьного образования в рамках повышения общей культуры и развития гармоничного и стабильного общества.
Программа реализует несколько направлений в работе с учащимися:
• Воспитательное (нравственная и моральная сторона общества
• Образовательное (знание о психологии человека и себя).
• Творческое-развивающее (реализация собственного потенциала).
Целью психологической службы в школы является создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающее психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное личностное и творческое развитие на всех возрастных этапах.
Задачи:
• Разработать и провести комплекс тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку и решение задач развития.
Создать благоприятный для развития учащихся психологический климат, реализовать возможности и резерв развития каждого возраста.
• Повысить общую психологическую культуру учащихся.
• Организовать продуктивное взаимодействие между участниками образовательного процесса, оказать своевременную психологическую ю помощь преподавателями, учащимися и их родителями.
• Развивать индивидуальные особенности учащихся: интересы, склонности, способности, чувства, отношения, увлечения, жизненные планы.
• Создать условия для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми.
• Способствовать полноценному развитию и адаптации учащихся на каждом возрастном этапе.
• Осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
В основе образовательной деятельности программы лежат следующие формы обучения: тематические беседы, лекции, семинары-тренинги, тренинг личностного роста, консультации, диагностическое обследование, индивидуальные и групповые коррекционные и/или развивающие занятия.
Знания по данной Программе не могут подвергаться жесткой проверки, так как она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, на поиск новых возможностей реализации своего потенциала, то есть на развитие личности. Программа запускает процесс творческой деятельности, который движет человеком всю жизнь. Несмотря на отсутствие жесткой проверки в программе все-таки предусмотрены критерии оценки знаний и навыков, основанные на диагностике и тестировании.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
• готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
• переход в среднее звено;
• подростковый кризис;
• адаптация и профориентация в старшем звене
• сопровождение обучающихся с группы риска.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-психолого-педагогическая диагностика,
-коррекционно-развивающая работа,
-психологическое просвещение и профилактика,
-психологическое консультирование,
-организационно-методическая работа.
Содержание рабочей программы:
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы
1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: • действие смыслообразования; • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: • целеполагание; • планирование; • прогнозирование; • контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; • оценка; • волевая саморегуляция.
4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается: Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (по программе К.С. Шалагиной). Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) – адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается: Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь). Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь). Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психологопедагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению. Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11 классов, по выявлению детей категории «одаренные», детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно-развивающая работа Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
• С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
• С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
• С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
В рамках работы по созданию благоприятных социальнопсихологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1. младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2. среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3. старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния). Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам). Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога; также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации: Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка. Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога; направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации: Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок). Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений; направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Методическое и аналитическое направление.
Оформление документации:
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, классных часов, занятий с классными руководителями, учителями.
Разработка и реализация программ изучения психологосоциально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Анализ научной и практической литературы.
Работа над темой самообразования.
Оформление кабинета: приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ; изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала оформление уголка психолога, стендов. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий. Основные виды работ: -работа с родителями; -работа с педагогами; -работа с обучающимися. Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений. В рамках данной программы проводится следующая работа: 1. Работа по подготовку детей к школьному обучению, 2. Работа по адаптации в 1, 5 классах, а также с новичками в школе, 3. Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено, 4. Работа с одаренными детьми, 5. Работа с детьми с ОВЗ, 6. Профориентационная работа, 7. Подготовка к итоговой аттестации, 8. Работа с родителями, 9. Работа с неблагополучными семьями, 10. Работа с детьми «группы риска». Прогнозируемые результаты Диагностика и коррекционно – развивающая работа Младшее звено (7-10 лет): • успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе; • повышение уровня учебной мотивации; • базовые способности к самопознанию и познанию других; • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков; • формирование положительного образа своего «Я»; • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля; • положительное отношение к самому процессу обучения и познания; • положительные отношения со сверстниками и учителями. Среднее звено (11-15 лет): • способности и стремление к самопознанию и познанию других; • высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины; • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; • адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; • стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе; • осознание важности и смысла процесса обучения; • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; • осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни. Старшее звено (16-18 лет): • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; • профессиональное и жизненное самоопределение; • умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты; • стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни; • стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями; • психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь; • активная и позитивная жизненная позиция. Консультирование • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей. • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Просвещение • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей. Методическая и аналитическая работа • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения. Психологическая служба работает по сформированному годовому плану. План работы на 2022-2023 учебный год I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № Вид деятельности Континген т Сроки проведения Ответстве нный Предполагаемый результат 1.1 Подготовка к работе кабинета к новому учебному году. Планирование работы педагогапсихолога. Август Педагогпсихолог Написание перспективного плана работы педагога-психолога. 1.2 Ведение рабочей документации. В течение всего года Педагогпсихолог Документация. 1.3 Составление рабочих программ. август Педагогпсихолог Рабочие программы. 1.4 Пополнение кабинета литературой, стимульным материалом, игрушками. В течение года Педагогпсихолог Благоустройство рабочего кабинета. 1.5 Подготовка психологической информации для родителей. В течение года Педагогпсихолог Информационные доклады, рекомендации родителям. 1.6 Участие в работе педсоветов, выступление на семинарах. В течение года Педагогпсихолог Подготовка докладов. 1.7 Участие в профессиональных конкурсах. В течение года Педагогпсихолог Участие в профессиональных конкурсах. 1.8 Повышение психологической компетентости посредством изучения специализированн ой литературы и интернет-ресурсов, учебы на курсах, форумах. В течение года Педагогпсихолог Повышение психологической компетентности. 1.9 Анализ проведенной работы. В течение года Педагогпсихолог Выявление проблемных мест в работе. 1.1 0 Написание заключений по результатам диагностики. Систематиче ски Педагогпсихолог Заключение. II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № Вид деятельности Континген т Сроки проведения Ответстве нный Предполагаемый результат 2.1 Диагностика психологической готовности первоклассников к школе: (Анализ психологопедагогической диагностики учащихся 1-х классов по программе К.С. Шалагиной). Учащиеся 1-х классов 3-4 недели сентября Педагогпсихолог, учителя 1-ых классов. Оформление индивидуальной психологической карты, рекомендации по индивидуальному подходу к учащимся. 2.2 Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено (тестирование по выбору). Учащиеся 4-х классов В течении года Педагогпсихолог классные руководи тели Психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к переходу в среднюю школу. 2.3 Диагностика профессиональны х интересов и склонностей. По Методике «Дифференциальн одиагностического опросника» (ДДО) Е.А. Климова. Учащиеся 9-х классов 2-я и 3-я недели сентября Педагогпсихолог Рекомендации учащимся. 2.4 Диагностика адаптации первоклассников к школе. Учащиеся 1-х классов В течение октября Педагогпсихолог, учителя 1-ых классов. Выявление учащихся с трудностями в адаптации, рекомендации учителям. 2.5 Наблюдение за процессом адаптации учащихся 5-х классов. Выявление дезадаптированны х учащихся с помощью методик: анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова), Учащиеся 5-х классов В течение октября Педагогпсихолог, классные руководи тели Выявление учащихся с трудностями в адаптации, рекомендации классным руководителям. социометрия. 2.6 Адаптацияучащих ся 10-х классов. Выявление дезадаптированны х учащихся с помощью методик: «Опреде ление индекса групповой сплоченности Сишора», “Цветопись” Лутошкина А.Н. Учащиеся 10-х классов В течение октября Педагогпсихолог, классные руководи тели Изучение адаптивных процессов учащихся 10 классов. Определение уровня удовлетворенности учащихся 10-х классов школьной жизнью. 2.7 Психологический климат в коллективе 1-11 классов. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А.Н. Лутошкин. Учащиеся 1-11 классов ноябрь Педагогпсихолог, классные руководи тели Определение уровня психологического климата в коллективе. 2.8 Психологическое выгорание педагогов (здоровье педагогов) А.А. Рукавишников. Педагоги школы декабрь Педагогпсихолог Выявление у педагогов психоэмоциональног о истощения, личностного отдаления, профессиональной мотивации, психического выгорания. 2.9 Диагностическая работа с учащимися и их семьями, относящимся к категориям: группы риска, социальнонеблагополучные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Учащиеся, родители В течение года Педагогпсихолог, классные руководи тели, социальн ый педагог Психологическая помощь семьям. 2.1 0 Изучение межличностных Учащиеся 1-11 В течение года Педагогпсихолог, Изучение межличностных отношений учащихся. Социометрия. Определение коэффициента сплоченности коллектива. По запросам педагогов. классов классные руководи тели отношений учащихся. 2.1 1 Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов школы. Учащиеся 1-11 классов В течение года по запросам Педагогпсихолог, классные руководи тели Беседа с учителямипредметниками, классными руководителями; обработка результатов исследования. 2.1 2 Психологическая подготовка к ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) с целью выявления: тревожности; уровня самооценки. Учащиеся 9, 11 классов Март-апрель Педагогпсихолог, классные руководи тели, учителяпредметн ики Помощь в преодолении учащимся возможных трудностей при сдаче экзаменов. 2.1 3 Удовлетворенност ь родителей и учащимися процессом обучения. (Анкета) 1-11 классов. По запросу администрации. Учащиеся 1-11 классов В течение года по запросам Педагогпсихолог, админист рация школы Определение уровня удовлетворенности родителей процессом обучения. 2.1 4 Индивидуальное обследование познавательной, поведенческой сферы учащихся. Учащиеся, не усвоившие общеобраз овательну ю программу школы Ноябрьапрель Педагогпсихолог, классные руководи тели, учителяпредметн ики, админист рация школы Оформление документов. 2.1 5 Диагностика по запросам родителей, педагогов и учащихся. Учащиеся 1-11 классов В течение года Педагогпсихолог Выявление проблемной зоны. 2.1 6 Провед ение скрини нговых исследо ваний по суициду Учащиеся 5-11 классов В течение года Педагогпсихолог, социальн ый педагог Раннее выявление и предупреждение суицидального поведения. 2.1 7 Проведение социальнопсихологического тестирования Учащиеся 5-11 классов Сентябрь Педагогпсихолог, социальн ый педагог Раннее выявление группы риска. III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ № Мероприятия Условия проведения Сроки проведения Ответстве нный Предполагаемый результат 3.1 Адаптационные занятия с целью предупреждения школьной дезадаптации среди учащихся 1, 5 и 10 классов. 1-е,5-е,10-й классы 2-я четверть Педагогпсихолог, классные руководи тели. Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения. Предупреждение школьной дезадаптации во время перехода учащихся на новую ступень обучения. 3.2 Профилактика неуспеваемости, психологические часы, направленные на развитие познавательной сферы учащихся: а) «Секреты нашей памяти»; б) «Учусь быть внимательным»; в) «Приемы успешного запоминания». 6, 7 классы 2-3 четверти Педагогпсихолог Овладение приёмами продуктивного запоминания, правилами самоорганизации внимания 3.3 Психологические часы и беседы, направленные на профилактику отклоняющегося поведения и половое воспитание: 1. «О вреде курения» 5-11 классы 7 классы 2-3 четверти Педагогпсихолог, социальн ый педагог, классные руководи тели Отрицательное отношение к ПАВ, знание психофизиологическ их особенностей подросткового возраста. 2. «О вреде употребления наркотических средств» 3. «Об откровенном». 3.4 «Здоровьесбереже ние как профилактика злоупотребления психоактивными веществами». 1-11 классы Декабрь Педагогпсихолог, социальн ый педагог Повышение интереса учащихся к здоровому образу жизни. 3.5 Профориентация учащихся 9-х и 11- х классов: Классные часы 9, 11 классы 1-3 четверти Педагогпсихолог, классные руководи тели Подготовка к осознанному выбору профессии. 3.6 «Экзамен без стрессов». Программа занятий по подготовке учащихся 9-х, 11-х классов к выпускным экзаменам. 9, 11 классы 3-4 четверти Педагогпсихолог Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. 3.7 Профилактика нервного и психического перенапряжения: 1. Наблюдение, беседы с педагогами, родителями и учащимися с целью профилактики перегрузок у детей; 2. Релаксации. Учащиеся, родители, педагоги В течение года Педагог - психолог Профилактика и снижение психоэмоциональны х перегрузок. 3.8 Просвещение родителей, педагогического коллектива по вопросам профилактики суицидального поведения Родители, учителя В течение года Педагогпсихолог Профилактика суицидального поведения несовершеннолетн их. 3.9 Сплочение детского коллектива по средством тренингов, игровой деятельности и др. 1-11 классы В течение года Педагогпсихолог Сплочение коллектива, повышение уровня благоприятного психологического фона в образовательном процессе. 3.1 0 Просвещение детей и взрослых о проблеме буллинга, о способах преодоления. 1-11 классы, учителя, родители В течении года Педагогпсихолог Повышение уровня психологического комфорта всех участников образовательного процесса. IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: 4.1 Ознакомление членов педагогического коллектива и администрации школы с проведённой психологической работой. Выступления с докладами и сообщениями на педсоветах и совещаниях Члены педагогиче ского коллектива По мере необходимос ти Педагогпсихолог Получение педагогами различных психологических знаний 4.2 Индивидуальные консультации учителей школы по психологопедагогическим проблемам Члены педагогиче ского коллектива По мере необходимос ти Педагогпсихолог ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 4.3 Индивидуальные беседы и встречи с родителями дезадаптивных учащихся Родители учащихся 1-11 классов В течение года Педагогпсихолог Коррекция поведения 4.4 Индивидуальные консультации по запросу классных руководителей и родителей Родители учащихся 1-11 классов В течение года Педагогпсихолог Коррекция поведения 4.5 Выступление на классных родительских Родители учащихся 1-11 В течение года Педагогпсихолог собраниях по запросам классных руководителей и воспитателей. классов 4.6 Выступление перед родителями выпускников 9, 11 классов по вопросу дальнейшего обучения и адаптации учащихся после школы. Родители учащихся 9, 11 классов Апрель Педагогпсихолог Профориентация 4.7 Выступление - презентация перед родителями вновь прибывших учащихся. Родители учащихся 1 классов Конец первой четверти Педагогпсихолог Оказание помощи в период адаптации 4.8 Тематическое выступление перед родителями учащихся 5-ых классов «Ваш ребёнок перешёл в пятый класс». Родители учащихся 5 классов Конец первой четверти Педагогпсихолог Оказание помощи в период адаптации 4.9 Индивидуальные консультации учителей школы по психологопедагогическим проблемам. Педагоги В течение года Педагогпсихолог Устранение психологопедагогическим проблемам V. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ № Мероприятия Условия проведения Сроки проведения Ответстве нный Предполагаемый результат 5.1 Занятия с подгруппами 1-х классов по развитию познавательных способностей Группы учащихся 1-х классов 1 раз в неделю по плану (со 2 четверти) Педагогпсихолог Позитивные изменения в развитии познавательной эмоциональноволевой, коммуникативной, речевой сферах, укрепление тонкой моторики руки. 5.2 Коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные Группы учащихся 1-х, 5-х, 10- х классов В течение года Педагогпсихолог Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, Учебно-тематический план по дополнительной общеразвивающей программе «Страна железных дорог», модулю «Добро пожаловать на железнодорожный транспорт» (8-9 класс): № п/п Раздел/Тема Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теори я Практи ка ОАО «РЖД» Вчера, сегодня завтра (введение в программу) 4 1 3 1 Вводное занятие. ОАО «РЖД»: вчера, сегодня, завтра 1 0,5 0,5 Педагогическая диагностика 2 Безопасность на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. Играстратегия «Главная магистраль» 1 1 Ролевая игра 3 Путешествие в страну железных дорог 1 1 Практическая работа 4 Игра-конструктор «Фотография профессии» 1 0,5 0,5 Педагогическая диагностика Проектная мастерская «Транспорт будущего» (проектный раздел) 9 3 6 5-6 Мастер – класс по online сервисам: 2 1 1 Практическая работа трудности периода адаптации оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. 5.3 Занятия с учащимися 9, 11 классов по подготовке к экзаменам Учащиеся 9, 11 классов По плану Педагогпсихолог Повышение уровня психологической готовности к экзамену 5.4 Развивающая работа по запросу. Учащиеся, родители, педагоги По плану Педагогпсихолог создание мультимедиа презентаций 7-8 Мастер – класс по online сервисам: создание 3D моделей 2 1 1 Практическая работа 9 Методы поиска творческих идей: мозговой штурм, дизайн - мышление, кейс-технология 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение 10 Старт моего инновационного проекта: формирование команды проекта 1 0,5 0,5 Практическая работа 11- 12 Проработка концепта предлагаемого решения 2 2 Практическая работа 13 Подготовка презентации (подготовка к итоговой конференции) 1 1 Предзащита проектных работ Лидеры PROдвижения (развитие soft- и hard -компетенций) 4 2 2 14 Мастер-класс «Построй свою железную дорогу» 1 1 Практическая работа 15 Этика делового общения ОАО «РЖД». Коммуникация и развитие навыков эффективного общения 1 0,5 0,5 Тренинг 16 Креативное мышление. Как научится мыслить нестандартно 1 0,5 0,5 Тренинг 17 Итоговое занятие. Квиз «Россия из окна поезда» 1 1 1 Педагогическая диагностика Всего по программе: 17 ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997. 2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009. 3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005. 4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009. 5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005. 6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006. 7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008. 8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. 9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007. 10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987. 11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000. 13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005. 14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994. 15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993. 16.Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006. 17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011. 18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008. 19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008. 20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010. 21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. 22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростовна-Дону: Феникс, 2009. 23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996. 24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995. 25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000. 26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. 27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008. 29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006. 30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001. 31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009. 32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009. 33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007. 34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. 35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001. 36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010. 37.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996. 38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004. 40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008. 41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. 42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004. 43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995. 44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006. 45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. 46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. 47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008. 48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011. 49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007. 50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуацийпроб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009. 51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001. 52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. 53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009. 54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008. 55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004. 56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011. 57.Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010. 58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009. 59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игркоррекций. – М.: Новая школа, 1993.