Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);
основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);
приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;
программа Богдановой Г.А., Виноградовой Е.М. к учебникам «Русский язык» 10—11 классы для общеобразовательных учреждений (Профильный уровень) М:. «Русское слово». 2012 год
Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы.
Цель обучения русскому языку на профильном уровне в старших классах средней (полной) общеобразовательной школы предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету, по сравнению с базовым уровнем, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю, овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями.
В связи с этим программа предполагает решение следующих задач:
обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жизни человека и современном мире, связи с национальной и мировой культурой;
обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах, за счет сведений, выходящих за пределы базового уровня;
систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе и о единицах разных его уровней — с учетом разнообразия функций языка и различия сфер его использования;
закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингвистических нормах;
развитие навыков работы с разными источниками (словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе интернет-ресурсами); формами предъявления знаний — такими, как связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презентации и др.; способами переработки текстовой информации;
развитие умения выбирать способ чтения текста (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее); совершенствование навыков критической оценки и переработки информации;
развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уровней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материалов, взятых из жизни и художественных произведений, для построения аргументированного суждения на гуманитарную тему; планирование познавательной деятельности; выстраивание логики высказывания;
развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учетом эстетической функции художественной речи; развитие навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информациии.
Особое внимание в профильном обучении уделяется навыкам социально и тематически обусловленной стилистической и жанровой дифференциации устных и письменных высказываний, работе над точностью и выразительностью устной и письменной речи, развитию навыков выразительного чтения.
В число приоритетных задач обучения на профильном уровне входит работа над культурой устной и письменной речи. Для этого требуется обобщение и обогащение знаний учащихся о нормах речи, источниках, средствах и приемах речевой образности и выразительности, регулярные упражнения по оценке и коррекции своих и чужих высказываний, изучение образцов хорошей речи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен знать/уметь
знать:
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учеб-ных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в
области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития
готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального
словаря; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
.
Содержание учебного предмета.
Класс | Разделы | Количество часов | |
10 | Введение в науку о языке | 5 | |
Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. (21 час) | 22 | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (5 часов) | 5 | |
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи (5 часов) | 5 | |
Морфология. Орфография. Культура Речи (62 часов) | 60 | |
Повторение изученного. | 7 | |
| Итого | 104 ч |
Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
Дата | Кол- во часов | Тема урока |
| по плану | фактически |
| Введение в науку о языке (5 часов) |
1 | 1.09 | | 1 | Язык как общественное явление. Русский язык в современном мире |
2 | 5.09 | | 1 | Русский язык как развивающееся явление. Источники развития русского языка |
3 | 6.09 | | 1 | Язык как особая знаковая система. Уровни языка. Основные единицы разных уровней |
4 | 8.09 | | 1 | Формы существования русского национального языка. Языковая норма; основные виды норм |
5 | 12.09 | | 1 | Входная контрольная работа №1 |
Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. (21 час) |
6 | 13.09 | | 1 | Слово как основная единица языка |
7 | 15.09 | | 1 | Прямое и переносное значение слов. Метафора и метонимия как формы переноса лексического значения |
8 | 19.09 | | 1 | Системные отношения в лексике русского языка |
9 | 20.09 | | 1 | Синонимия и её отражение в словарях. Виды синонимов. |
10 | 22.09 | | 1 | Лингвистический анализ текста |
11 | 26.09 | | 1 | Происхождение и развитие русского языка |
12 | 27.09 | | 1 | Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения |
13 | 29.09 | | 1 | Основные источники заимствования, адаптация их в русском языке |
14 | 3.10 | | 1 | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур |
15 | 4.10 | | 1 | Р/Р Подготовка к сочинению –рассуждению по прочитанному тексту. |
16 | 6.10 | | 1 | Р/Р Написание сочинения –рассуждения по прочитанному тексту. |
17 | 10.10 | | 1 | Диалектизмы. Жаргонная лексика. Поэтизмы. |
18 | 11.10 | | 1 | Лингвистический анализ текста |
19 | 13.10 | | 1 | Русская фразеология. Виды фразеологических единиц |
20 | 17.10 | | 1 | Лексические нормы речи |
21 | 18.10 | | 1 | Лексические средства выразительности речи |
22 | 20.10 | | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Лексика» |
23 | 24.10 | | 1 | Старославянский язык. Основные факты истории славянской письменности. |
24 | 25.10 | | 1 | Активный и пассивный запас лексики русского языка |
25 | 27.10 | | 1 | Сопоставление лексических единиц русского и изучаемого иностранного. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 часов) |
26 | 7.11 | | 1 | Фонетика как раздел языкознания. Фонетические единицы. Позиционные изменения звуков |
27 | 8.11 | | 1 | Принципы русской орфографии. |
28 | 10.11 | | 1 | Правописание гласных в корнях слов |
29 | 14.11 | | 1 | Правописание согласных в корнях слов |
30 | 15.11 | | 1 | Буквы И-Ы в начале корне после приставок. |
31 | 17.11 | | | Правописание гласных и согласных в приставках. |
32 | 21.11 | | 1 | Правописание Ь и Ъ. Основные случаи использования прописной буквы |
33 | 22.11 | | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
34 | 24.11 | | 1 | Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия» |
35 | 28.11 | | 1 | Анализ диктанта. Сочинение- миниатюра по упр.162 |
36 | 29.11 | | 1 | Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Виды морфем. |
37 | 01.12 | | 1 | Словообразование в русском языке. Способы словообразования |
38 | 05.12 | | 1 | Связь морфемики, словообразования и орфографии. Правописание сложных слов |
39 | 06.12 | | 1 | Повторение изученного. |
40 | 08.12 | | 1 | Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Словообразование» |
Морфология. Орфография. Культура Речи |
41 | 12.12 | | 1 | Морфология как раздел языкознания. Система частей речи русского языка |
42 | 13.12 | | 1 | Употребление существительных в речи. Грамматические признаки существительных |
43 | 15.12 | | 1 | Лексико-грамматические разряды существительных. Образование и изменение существительных |
44 | 19.12 | | 1 | Правописание имён собственных, суффиксов и падежных окончаний существ-х. |
45 | 20.12 | | 1 | Контрольная работа № 4 по теме: «Орфография. Пунктуация» |
46 | 22.12 | | 1 | Правописание имён собственных, суффиксов и падежных окончаний |
47 | 26.12 | | 1 | Правописание Ь на конце существительных. |
48 | 27.12 | | | Имя прилагательное. Употребление прилагательных в речи |
49 | 29.12 | | | Грамматические признаки прилагательных. Склонение имён прилагательных. |
50 | 10.01 | | | Образование форм степеней сравнения прилагательных. |
51 | 12.01 | | | Правописание имён прилагательных. |
52 | 16.01 | | | Правописание имён прилагательных |
53 | 17.01 | | | Использование прилагательных в художественной речи |
54 | 19.01 | | | Контрольная работа №5 по теме: «Имя прилагательное» |
55 | 23.01 | | | Имя числительное. Образование и изменение числительных. |
56 | 24.01 | | | Правописание числительных. Использование числительных в речи |
57 | 26.01 | | | Местоимение. Роль местоимений в речи. |
58 | 30.01 | | | Р/Р. Сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста |
59 | 31.01 | | | Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений |
60 | 02.02 | | | Образование и правописание местоимений |
61 | 06.02 | | | Повторение и обобщение знаний по теме : «Именные части речи» |
62 | 07.02 | | | Контрольный работа №6 по теме: «Именные части речи» |
63 | 09.02 | | | Глагол. Употребление глаголов в речи. Грамматические признаки глагола. |
64 | 13.02 | | | Образование глаголов и их спрягаемых форм |
65 | 14.02 | | | Правописание глаголов: Ь в формах глаголов, правописание суффиксов и личных окончаний глаголов |
66 | 16.02 | | | Правописание глаголов: Ь в формах глаголов, правописание суффиксов и личных окончаний глаголов |
67 | 20.02 | | | Причастие. Употребление причастий в речи. |
68 | 21.02 | | | Причастия действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени. |
69 | 27.02 | | | Образование и правописание причастий: гласные в суффиксах причастий, Н и НН в причастиях |
70 | 28.02 | | | Деепричастие. Употребление деепричастий в речи |
71 | 02.03 | | | Образование и правописание деепричастий |
72 | 06.03 | | | Р/Р. Сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста |
73 | 07.03 | | | Наречие. Употребление наречий в речи. Разряды наречий по значению |
74 | 09.03 | | | Образование форм степеней сравнения наречий. |
75 | 13.03 | | | Образование и правописание наречий |
76 | 14.03 | | | Образование и правописание наречий |
77 | 16.03 | | | Правописание Н и НН в разных частях речи |
78 | 20.03 | | | Правописание Н и НН в разных частях речи |
79 | 21.03 | | | Правописание Н и НН в разных частях речи |
80 | 23.03 | | | Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол и наречие» |
81 | 03.04 | | | Анализ диктанта. Работа над ошибками |
82 | 04.04 | | | Служебные части речи. Предлог |
83 | 06.04 | | | Предлог. Классификация, образование и правописание. |
84 | 10.04 | | | Союз. Классификация, образование и правописание. |
85 | 11.04 | | | Частица. Классификация, образование и правописание. |
86 | 13.04 | | | Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. |
87 | 17.04 | | | Правописание НЕ с разными частями речи |
88 | 18.04 | | | Междометие. Группы междометий по значению. |
89 | 20.04 | | | Происхождение, образование и правописание междометий и звукоподражаний. |
90 | 24.04 | | | Систематизация и обобщение изученного по лексике. |
91 | 25.04 | | | Систематизация и обобщение изученного по лексике |
92 | 27.04 | | | Систематизация и обобщение изученного по морфологии |
93 | 02.05 | | | Систематизация и обобщение изученного по синтаксису. |
94 | 04.05 | | | Систематизация и обобщение изученного по орфографии. |
95 | 08.05 | | | Систематизация и обобщение изученного в 10 классе. |
96 | 11.05 | | | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса |
97 | 15.05 | | | Анализ работы. Обобщение и повторение |
98 | 16.05 | | | Повторение и обобщение по культуре речи |
99 | 18.05 | | | Р/Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту |
100 | 22.05 | | | Практикум: повторение и обобщение |
101 | 23.05 | | | Практикум: повторение и обобщение |
102 | 25.05 | | | Практикум: повторение и обобщение |
103 | 29.05 | | | Комплексный анализ текста |
104 | 30.05 | | | Комплексный анализ текста |