СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 10 класс»



Пояснительная записка.

Рабочая программа курса по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Устав МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);

  • основная образовательная программа МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);

  • приказ МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;

  • программа Богдановой Г.А., Виноградовой Е.М. к учебникам «Русский язык» 10—11 классы для общеобразовательных учреждений (Профильный уровень) М:. «Русское слово». 2012 год

Программа учитывает магистральные тенденции образовательного процесса, изложенные в Проектах Фундаментального ядра содержания общего образования, Государственного стандарта общего образования для средней (полной) школы.

Цель обучения русскому языку на профильном уровне в старших классах средней (полной) общеобразовательной школы предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету, по сравнению с базовым уровнем, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю, овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями.

В связи с этим программа предполагает решение сле­дующих задач:

  1. обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жиз­ни человека и современном мире, связи с национальной и мировой культурой;

  2. обогащение знаний о сферах гуманитарной культу­ры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гу­манитарных дисциплинах, за счет сведений, выходящих за пределы базового уровня;

  3. систематизация, закрепление и углубление знаний о русском языке как особой знаковой системе и о едини­цах разных его уровней — с учетом разнообразия функ­ций языка и различия сфер его использования;

  4. закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингви­стических нормах;

  5. развитие навыков работы с разными источниками (словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе интернет-ресурсами); форма­ми предъявления знаний — такими, как связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презента­ции и др.; способами переработки текстовой информации;

  6. развитие умения выбирать способ чтения текста (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучаю­щее); совершенствование навыков критической оценки и переработки информации;

  7. развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уров­ней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материа­лов, взятых из жизни и художественных произведений, для построения аргументированного суждения на гумани­тарную тему; планирование познавательной деятельности; выстраивание логики высказывания;

  8. развитие навыков квалификации (текстоведение) и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учетом эстетической функции художественной речи; развитие навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информациии.

Особое внимание в профильном обучении уделяется навыкам социально и тематически обусловленной стилистической и жанровой дифференциации устных и письменных высказываний, работе над точностью и выразительностью устной и письменной речи, развитию навыков выразительного чтения.

В число приоритетных задач обучения на профильном уровне входит работа над культурой устной и письменной речи. Для этого требуется обобщение и обогащение знаний учащихся о нормах речи, источниках, средствах и приемах речевой образности и выразительности, регулярные упражнения по оценке и коррекции своих и чужих высказываний, изучение образцов хорошей речи.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен знать/уметь

знать:

• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учеб-ных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в

области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития

готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального

словаря; расширения круга используемых языковых и речевых

средств; совершенствования способности к самооценке через

наблюдение за собственной речью;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для

самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

.



Содержание учебного предмета.

Класс

Разделы

Количество часов


10

  1. Введение в науку о языке

5


  1. Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. (21 час)


22


  1. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (5 часов)

5


  1. Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи (5 часов)


5


  1. Морфология. Орфография. Культура Речи (62 часов)

60


  1. Повторение изученного.

7


  1. Итого

104 ч





Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

Дата


Кол- во часов


Тема урока


по плану

фактически


Введение в науку о языке (5 часов)

1

1.09



1

Язык как общественное явление. Русский язык в современном мире

2

5.09



1


Русский язык как развивающееся явление. Источники развития русского языка


3

6.09


1

Язык как особая знаковая система. Уровни языка. Основные единицы разных уровней


4

8.09


1


Формы существования русского национального языка. Языковая норма; основные виды норм

5

12.09


1


Входная контрольная работа №1


Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи. (21 час)


6

13.09



1

Слово как основная единица языка

7

15.09



1

Прямое и переносное значение слов. Метафора и метонимия как формы переноса лексического значения

8

19.09


1

Системные отношения в лексике русского языка

9

20.09



1

Синонимия и её отражение в словарях. Виды синонимов.

10

22.09



1

Лингвистический анализ текста

11

26.09



1

Происхождение и развитие русского языка

12

27.09



1

Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения

13

29.09



1

Основные источники заимствования, адаптация их в русском языке

14

3.10



1

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур


15

4.10


1

Р/Р Подготовка к сочинению –рассуждению по прочитанному тексту.

16

6.10


1

Р/Р Написание сочинения –рассуждения по прочитанному тексту.



17

10.10


1

Диалектизмы. Жаргонная лексика. Поэтизмы.

18

11.10


1

Лингвистический анализ текста

19


13.10


1

Русская фразеология. Виды фразеологических единиц

20


17.10


1

Лексические нормы речи

21

18.10



1

Лексические средства выразительности речи

22

20.10


1

Контрольная работа №2 по теме «Лексика»


23

24.10


1

Старославянский язык. Основные факты истории славянской письменности.

24


25.10


1

Активный и пассивный запас лексики русского языка

25

27.10


1

Сопоставление лексических единиц русского и изучаемого иностранного.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 часов)


26

7.11



1

Фонетика как раздел языкознания. Фонетические единицы. Позиционные изменения звуков

27

8.11



1

Принципы русской орфографии.

28

10.11


1


Правописание гласных в корнях слов

29

14.11


1

Правописание согласных в корнях слов


30

15.11




1

Буквы И-Ы в начале корне после приставок.

31

17.11






Правописание гласных и согласных в приставках.

32


21.11



1


Правописание Ь и Ъ. Основные случаи использования прописной буквы


33

22.11




1

Обобщение и систематизация полученных знаний.


34

24.11




1

Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия»


35

28.11




1

Анализ диктанта. Сочинение- миниатюра по упр.162

36


29.11


1

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Виды морфем.

37

01.12


1

Словообразование в русском языке. Способы словообразования


38

05.12




1

Связь морфемики, словообразования и орфографии. Правописание сложных слов

39

06.12


1

Повторение изученного.

40


08.12



1

Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Словообразование»

Морфология. Орфография. Культура Речи


41

12.12



1

Морфология как раздел языкознания. Система частей речи русского языка

42

13.12


1

Употребление существительных в речи. Грамматические признаки существительных

43

15.12


1

Лексико-грамматические разряды существительных. Образование и изменение существительных

44


19.12


1

Правописание имён собственных, суффиксов и падежных окончаний существ-х.

45

20.12


1

Контрольная работа № 4 по теме: «Орфография. Пунктуация»

46

22.12


1

Правописание имён собственных, суффиксов и падежных окончаний

47

26.12


1

Правописание Ь на конце существительных.

48

27.12



Имя прилагательное. Употребление прилагательных в речи

49

29.12



Грамматические признаки прилагательных. Склонение имён прилагательных.

50


10.01




Образование форм степеней сравнения прилагательных.

51

12.01



Правописание имён прилагательных.

52


16.01




Правописание имён прилагательных

53

17.01




Использование прилагательных в художественной речи


54

19.01



Контрольная работа №5 по теме: «Имя прилагательное»

55


23.01



Имя числительное. Образование и изменение числительных.

56

24.01



Правописание числительных. Использование числительных в речи

57

26.01



Местоимение. Роль местоимений в речи.

58

30.01



Р/Р. Сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста

59

31.01



Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений

60

02.02




Образование и правописание местоимений

61


06.02



Повторение и обобщение знаний по теме : «Именные части речи»



62

07.02




Контрольный работа №6 по теме:

«Именные части речи»


63

09.02




Глагол. Употребление глаголов в речи. Грамматические признаки глагола.


64

13.02




Образование глаголов и их спрягаемых форм


65

14.02




Правописание глаголов: Ь в формах глаголов, правописание суффиксов и личных окончаний глаголов


66

16.02





Правописание глаголов: Ь в формах глаголов, правописание суффиксов и личных окончаний глаголов


67

20.02





Причастие. Употребление причастий в речи.


68

21.02




Причастия действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени.

69


27.02




Образование и правописание причастий: гласные в суффиксах причастий, Н и НН в причастиях

70


28.02




Деепричастие. Употребление деепричастий в речи


71

02.03





Образование и правописание деепричастий


72

06.03





Р/Р. Сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста


73

07.03





Наречие. Употребление наречий в речи. Разряды наречий по значению


74

09.03





Образование форм степеней сравнения наречий.


75

13.03





Образование и правописание наречий

76


14.03






Образование и правописание наречий


77

16.03





Правописание Н и НН в разных частях речи


78

20.03





Правописание Н и НН в разных частях речи


79

21.03




Правописание Н и НН в разных частях речи


80

23.03




Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол и наречие»


81

03.04





Анализ диктанта. Работа над ошибками


82

04.04






Служебные части речи. Предлог


83

06.04





Предлог. Классификация, образование и правописание.


84

10.04





Союз.

Классификация, образование и правописание.

85

11.04





Частица. Классификация, образование и правописание.

86


13.04





Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

87

17.04




Правописание НЕ с разными частями речи

88

18.04




Междометие. Группы междометий по значению.

89

20.04




Происхождение, образование и правописание междометий и звукоподражаний.

90

24.04




Систематизация и обобщение изученного по лексике.

91

25.04



Систематизация и обобщение изученного по лексике

92

27.04



Систематизация и обобщение изученного по морфологии

93

02.05




Систематизация и обобщение изученного по синтаксису.

94

04.05




Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

95

08.05




Систематизация и обобщение изученного в 10 классе.

96

11.05





Итоговая контрольная работа за курс 10 класса


97

15.05




Анализ работы. Обобщение и повторение


98

16.05




Повторение и обобщение по культуре речи

99

18.05



Р/Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

100

22.05



Практикум: повторение и обобщение

101

23.05



Практикум: повторение и обобщение

102

25.05



Практикум: повторение и обобщение

103

29.05



Комплексный анализ текста

104

30.05



Комплексный анализ текста