Рабочая программа
учебного предмета
«Алгебра»
на 2020-2021 учебный год
8а,б классы
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Миндюк Н.Г. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других 7-9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Г.Миндюк.. – 3-е изд. – М.: Просвещение , 2016 и ориентирована на учебник Алгебра 8 класс [Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И Нешков и др.]; под ред. С.А.Теляковского М:Просвещение 2018
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов.
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30 августа 2020г.
Разработала: учитель математики
первой квалификационной категории
Фомченкова Е.Е.
2020 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
В результате изучения алгебры ученик научится:
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применяя калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные;
работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций;
решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования и решения уравнений;
применять графические представления для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными;
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов;
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций;
исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира;
применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
находить относительную частоту и вероятность случайного события;
применять основное свойство дроби;
производить сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями;
производить умножение алгебраических дробей;
производить деления алгебраических дробей;
возводить алгебраическую дробь в натуральную степень;
действовать по алгоритму разложения многочленов на множители;
решать рациональные уравнения;
возводить числа и алгебраические дроби в степень с отрицательным целым показателем;
извлекать квадратный/кубический корень;
избавляться от иррациональности в знаменателе;
сравнивать действительные числа;
представлять бесконечную периодическую десятичную дробь в виде обыкновенной дроби;
строить и узнавать график функции ;
читать график;
применять свойства квадратных корней к решению задач;
понимать геометрический смысл модуля числа;
находить вершину параболы;
графически решать квадратные уравнения;
применять формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения;
находить количество корней квадратного уравнения действовать по алгоритму решения рациональных уравнений;
решать биквадратные уравнения;
решать уравнения с параметром;
решать уравнения методом введения новой переменной;
применять теорему Виета при решении уравнений;
решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат;
производить равносильные и преобразования уравнений;
доказывать свойства числовых неравенств;
распознавать монотонность функции;
решать неравенства с переменной;
решать квадратные неравенства, используя метод интервалов;
находить приближенное значение числа по недостатку/избытку;
использовать неравенства для решения математических и практических задач;
решать простейшие неравенства с модулем.
В результате изучения алгебры ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;
развить представление о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов;
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
разнообразным приёмам доказательства неравенств;
уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
выполнять комбинированные упражнения на действия с алгебраическими дробями;
решать задачи с параметром;
использовать свойства функции при решении практических задач; задач с параметром;
описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами средством функции;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
строить график более сложной кусочной функции и читать его
применять уравнения как математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
применять квадратные уравнения и рациональные уравнения при решении текстовых задач;
использовать неравенства для решения математических и практических задач;
решать простейшие неравенства с модулем;
исследовать функцию на монотонность.
Содержание учебного предмета
Рациональные дроби (23 часа)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.
Квадратные корни (19 часов)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней, преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Квадратные уравнения (21 час)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Неравенства (20 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации
Повторение. Решение задач (11часов)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | К-во часов |
По плану | Фактически |
Повторение 5 часов |
| 02.09 | | Действия с обыкновенными дробями (повторение). | 1 |
| 04.09 | | Действия с десятичными дробями (повторение) | 1 |
| 07.09 | | Проценты, отношение, пропорции (повторение) | 1 |
| 09.09 | | Построение графиков функции ( повторение) | 1 |
| 11.09 | | Решение текстовых задач (повторение) | 1 |
Рациональные дроби (23 часа) |
| 14.09 | | Рациональные дроби и их свойства | 1 |
| 16.09 | | Рациональные дроби и их свойства | 1 |
| 18.09. | | Основное свойство рациональной дроби. Сокращение дробей | 1 |
| 21.09 | | Основное свойство рациональной дроби. Сокращение дробей | 1 |
| 23.09 | | Сумма и разность дробей | 1 |
| 25.09 | | Сумма и разность дробей | 1 |
| 28.09 | | Применение основного свойства рациональной дроби | 1 |
| 30.09 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
| 02.10 | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
| 05.10 | | Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби». | 1 |
| 07.10 | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 1 |
| 09.10 | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 1 |
| 12.10 | | Умножение дроби на многочлен | 1 |
| 14.10 | | Деление дробей | 1 |
| 16.10 | | Деление рациональных дробей | 1 |
| 19.10 | | Преобразование рациональных выражений | 1 |
| 21.10 | | Преобразование рациональных выражений | 1 |
| 23.10 | | Функция у=k/х, где k ≠0 и ее график | 1 |
| 26.10 | | Функция у=k/х, где k ≠0 и ее график | 1 |
| 06.11 | | Произведение и частное дробей | 1 |
| 09.11 | | Произведение и частное дробей | 1 |
| 11.11 | | Решение задач по теме «Преобразование рациональных выражений». | 1 |
| 13.11 | | Контрольная работа № 2 по теме «Преобразование рациональных выражений». | 1 |
Квадратные корни (19 часов) |
| 16.11 | | Действительные числа. Рациональные числа | 1 |
| 18.11 | | Действительные числа. Иррациональные числа | 1 |
| 20.11 | | Арифметический квадратный корень | 1 |
| 23.11 | | Решение уравнения х2 = a | 1 |
| 25.11 | | Решение уравнения х2 = a | 1 |
| 27.11 | | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 |
| 30.11 | | Функция у = и ее график | 1 |
| 02.12 | | Функция у = и ее график | 1 |
| 04.12 | | Контрольная работа № 3 по теме «Арифметический квадратный корень». | 1 |
| 07.12 | | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 |
| 09.12 | | Квадратный корень из степени | 1 |
| 11.12 | | Вынесение множителя за знак корня. | 1 |
| 14.12 | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 1 |
| 16.12 | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 1 |
| 18.12 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 |
| 21.12 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 |
| 23.12 | | Применение свойств арифметического квадратного корня | 1 |
| 25.12 | | Контрольная работа №4 по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 |
| 28.12 | | Применение свойств арифметического квадратного корня | 1 |
Квадратные уравнения (21 час) |
| 11.01 | | Квадратное уравнение и его корни | 1 |
| 13.01 | | Квадратное уравнение и его корни | 1 |
| 15.01 | | Формула корней квадратного уравнения | 1 |
| 18.01 | | Формула корней квадратного уравнения | 1 |
| 20.01 | | Решение квадратных уравнений по формуле | 1 |
| 22.01 | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 |
| 25.01 | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 |
| 27.01 | | Теорема Виета | 1 |
| 29.01 | | Теорема Виета | 1 |
| 01.02 | | Контрольная работа №5 по теме « Решение квадратных уравнений» | 1 |
| 03.02 | | Дробные рациональные уравнения | 1 |
| 05.02 | | Дробные рациональные уравнения | 1 |
| 08.02 | | Решение дробных рациональных уравнений | 1 |
| 10.02 | | Решение дробных рациональных уравнений | 1 |
| 12.02 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 |
| 15.02 | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 |
| 17.02 | | Решение текстовых задач с помощью дробных рациональных уравнений | 1 |
| 19.02 | | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | 1 |
| 22.02 | | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | 1 |
| 26.02 | | Контрольная работа №6 по теме « Решение дробных рациональных уравнений» | 1 |
Неравенства (20 часов) |
| 01.03 | | Числовые неравенства и их свойства | 1 |
| 03.03 | | Числовые неравенства и их свойства | 1 |
| 05.03 | | Свойства числовых неравенств | 1 |
| 08.03 | | Свойства числовых неравенств | 1 |
| 10.03 | | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 |
| 12.03 | | Погрешность и точность приближения | 1 |
| 15.03 | | Погрешность и точность приближения | 1 |
| 17.03 | | Контрольная работа №7 по теме «Решение числовых неравенств» | 1 |
| 19.03 | | Неравенства с одной переменной. Пересечение и объединение множеств | 1 |
| 22.03 | | Неравенства с одной переменной. Пересечение и объединение множеств | 1 |
| 02.04 | | Числовые промежутки | 1 |
| 05.04 | | Числовые промежутки | 1 |
| 07.04 | | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
| 09.04 | | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
| 12.04 | | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 |
| 14.04 | | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 |
| 16.04 | | Неравенства с одной переменной и их системы | 1 |
| 19.04 | | Неравенства с одной переменной и их системы | 1 |
| 21.04 | | Контрольная работа №8 по теме « Решение систем неравенств с одной переменной» | 1 |
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов) |
| 23.04 | | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 |
| 26.04 | | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 |
| 28.04 | | Свойства степени с целым показателем | 1 |
| 30.04 | | Свойства степени с целым показателе | 1 |
| 03.05 | | Степень с целым показателем и ее свойства | 1 |
| 05.05 | | Степень с целым показателем и ее свойства | 1 |
| 07.05 | | Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем» | 1 |
| 10.05 | | Элементы статистики | 1 |
| 12.05 | | Сбор и группировка статистических данных | 1 |
| 14.05 | | Наглядное представление статистической информации | 1 |
| 17.05 | | Наглядное представление статистической информации | 1 |
Повторение. (10часов) |
| 19.05 | | Повторение. Рациональные дроби. Квадратные корни Преобразование выражений. | 1 |
| 21.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 |
| 24.05 | | Повторение. Квадратные уравнения. | 1 |
| 26.05 | | Повторение. Степень с целым показателем. Элементы статистики | 1 |
| 28.05 | | Итоговый урок по курсу алгебры 8 класса | 1 |