СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары

Чувашской Республики




Рассмотрено:

руководителем школьного методического

объединения начальных классов

МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары



Васильева А.А.

«5» июля 2019 г.

Протокол № 11

от 5.07.2019 г.

Утверждено:

Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары





Петрова Л.Л.

«5» июля 2019 г.

Приказ № 133

от 5.07.2019 г.




Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

в 2 Б классе

на 2019-2020 учебный год

учителя начальных классов

Боровой Тамары Александровны








Программа разработана на основе

  1. образовательной программы «Школа России» учебного предмета «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В., Москва «Просвещение» 2014

  2. Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (Москва, 2009 г.).

  3. Учебного плана школы

Чебоксары, 2019 г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Положения о рабочей программе и примерной учебной программы курса литературное чтение для четырехлетней школы ассоциации «Школа России», разработанная группой авторов Л. Ф. Климанова, В.Г., В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. («Образовательная система «Школа России», Федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа», в 2-ух книгах. -М. :Просвещение,2018.)

МБОУ «СОШ № 43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Литературное чтение во 2 классе изучается на базовом уровне. Предмет «Литературное чтение» входит в обязательную предметную область «Русский язык и литература»

Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по литературному чтению. По программе на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 102 часа (т.е. 3 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары.




        1. Планируемые результаты освоения учебного предмета по литературному чтению:

2 класс

Личностные результаты


У обучающего будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

–способность оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- способностьоценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– умение эмоционально«проживать»текст, выражать свои эмоции;

– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- умение высказыватьсвоёотношениекгероямпрочитанныхпроизведений,кихпоступкам

- первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;

- умение передавать своё эмоциональное отношение к произведению;

- чувства ответственности за мир животных;

- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие появлению развития–эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметныерезультаты

РегулятивныеУУД

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–учиться высказывать своё предположение(версию)на основе работы с иллюстрацией учебника;

–учиться работать по предложенному учителем плану


- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнения задания на основе понимания его смысла;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.


Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

ориентироваться в учебнике(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

- осознавать роль названия произведения;

- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- подробно пересказывать небольшие тексты.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат,обеспечивающие1-юлинию развития–формирование функциональной грамотности(первичных навыков работы с информацией).


КоммуникативныеУУД

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

- договариватьсясодноклассникамисовместносучителемоправилахповеденияиобщенияиследоватьим;

работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера исполнителя).


- корректировать действие участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- понимать контекстную речь взрослых;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.



Предметными результатами

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

–осознанно, правильно,выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения;выбирать наиболее под-ходящее заглавие изданных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

–подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую)сказку;

находитьвсказкезачин,концовку,троекратныйповторидругиесказочныеприметы;

относить сказочных героев к одной из групп(положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

- определять тему произведения;

-пересказывать текст подробно и выборочно;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

- осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

- узнавать традиционные выразительные средства фольклора;

- определять тональность и характер произведения (героический, юмористический)



Круг детского чтения

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- ориентироваться в книге по оглавлению;

- выделять основную тему произведения;

- находить разделы;

-пользоваться словарём учебника и справочной литературой;

- дополнительно знакомиться с произведениями;


- различать тематику книг, понимать назначение различных книг;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;

- определять особенности произведений зарубежной литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- различать диалогический и монологический характер произведения;

- различать построение малых фольклорных жанров;

- узнавать особенности народной сказки;

- понимать особенности жанра рассказа;

- различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;

- пересказывать сюжет, находить элементы сюжета.

- воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста, следить за его изменением в тексте;

- понимать юмор, насмешку, иронию;

- различать точку зрения героя и автора на событие;

- анализировать систему героев и событий произведения;

- пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях;

- находить неточные рифмы.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

- выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

- придумывать точную рифму;

- сочинять устное рассуждение на свободную тему;

- подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению;

- озаглавливать произведение и его части.

- осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;

- подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;

- пересказывать небольшие текстыс творческой задачей;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая собственное отношение к изображаемому;

- - сочинять письменно и устно произведения разных жанров по образцу.


Формирование ИКТ- компетентности

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

  • фиксации звуковой и видеоинформации;

  • управлять экраном компьютера, его файловой системой, открывать и сохранять собственные информационные объекты;

  • первоначально знакомиться с графическим редактором и создавать компьютерные рисунки;

  • фиксировать цифровые наблюдения и всё вокруг происходящее;

  • создавать цифровые коллекции, альбомы, слайд-фильмы по изучаемой теме








































        1. Содержание изучения учебного предмета

2 класс

(102ч., 34 недели по 3 часа в неделю)


Структура программы.


Название раздела

Количество часов

Самое великое чудо на свете

2 ч.

Устное народное творчество

12 ч.

Люблю природу русскую. Осень

5 ч.

Русские писатели

8 ч.

О братьях наших меньших

9 ч.

Из детских журналов

6 ч.

Люблю природу русскую. Зима

7 ч.

Писатели – детям

13 ч.

Я и мои друзья

10 ч.

Люблю природу русскую. Весна

9 ч.

И в шутку и всерьез

10 ч.

Литература зарубежных стран

11 ч.


Итого

102 ч.


1.«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (2 ч)


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Круг детского чтения:

Р.Сеф «Читателю»

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Книга как особый вид искусства. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


2.«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (12 ч)

Круг детского чтения:

Русские народные песни.

Потешки, прибаутки.

Скороговорки, считалки, небылицы.

Загадки, пословицы, небылицы.

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет».

Петушок и бобовое зёрнышко.

У страха глаза велики.

Лиса и тетерев.

Лиса и журавль.

Каша из топора.

Гуси – лебеди.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; знакомство с различными способами работы с деформированным текстом.






3.ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (5 ч)

Круг детского чтения:

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

К.Бальмонт «Поспевает брусника…».

А.Плещеев «Осень наступила…».

А.Фет «Ласточки пропали».

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

С. Есенин «Закружилась листва золотая…».

В. Брюсов «Сухие листья…».

И. Токакова «Опустел скворечник…».

В.Берестов «Хитрые грибы».

М.Пришвин «Осеннее утро».

И.Бунин «Сегодня так светло кругом…».

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.


4. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (8 ч)

Круг детского чтения:

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура­вей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

«Филипок», «Правда всего дороже». «Котёнок».

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.




5. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (9 ч)

Круг детского чтения:


Н. Сладков «Они и мы».

А. Шибаев «Кто кем становится?»

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...».

И. Пивоварова. «Жила-была собака...».

В. Берестов. «Кошкин щенок».

М. Приш­вин. «Ребята и утята».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ».

Б. Житков. «Храбрый утенок».

В. Бианки «Музыкант», «Сова».


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-познавательных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

6. ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (6 ч)

Круг детского чтения:



Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..», «Весёлые чижи».

С. Мар­шак. «Веселые чижи».

Д. Хармс «Что это было?».

Н.Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог».

Ю. Влади­миров. «Чудаки».

А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка».


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Говорение (культура речевого общения).

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


7. ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (7 ч)

Круг детского чтения:

И. Бунин. «Зимним холодом пахнуло...».

К. Бальмонт. «Светло-пушистая...».

Я. Аким. «Утром кот...».

Ф. Тютчев. «Чародей­кою Зимою...».

С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Два Мороза.

С. Михалков «Новогодняя быль».

А. Барто «Дело было в январе…».

С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



8. ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ (13 ч)

Круг детского чтения:

К. И. Чу­ковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок».

А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа».

Н. Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа».

Н. Носов «На горке».

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.


9. Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 ч)

Круг детского чтения:

В. Берестов. «За игрой».

Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...».

В. Берестов. «Гляжу с высоты...».

В. Лунин. «Я и Вовка».

Н. Булгаков. «Анна, не грусти!».

Ю. Ермолаев. «Два пирожных».

В. Осеева. «Хорошее», «Волшебное слово», «Почему?».


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



10. И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ (10 ч)

Круг детского чтения:

Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все­го?», «Песенки Винни Пуха».

Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память».

В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране».

Г. Остер. «Будем знакомы».

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.


11. ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (11 ч)

Круг детского чтения:

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»).

Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»).

Г. X. Андерсен («Принцесса на горо­шине»).

Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Прозаическая и стихотворная речь.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.



Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбор у наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста(частей текста),соотносить основную мысль и заглавие текста.

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
































Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» во 2 Б классе

на 2019-2020 учебный год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Самое великое чудо на свете (2ч.)

1

Введение. Знакомство с учебником.

1


2

Наши проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека».

Р.С. Сеф «Читателю».

1


Устное народное творчество (13ч.)

3

Устное народное творчество.

Вводная диагностическая работа.

1


4

Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки.

1


5

Скороговорки, считалки, небылицы.


1


6

Загадки, пословицы, поговорки.

В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

1


7

Сказки.

Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…»

1


8

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1


9

Сказка «У страха глаза велики».

1


10

Сказка «Лиса и

тетерев».

1


11

Сказка «Лиса и журавль».

1


12

Русская народная сказка

«Каша из топора».

1


13

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1


14

Разноцветные страницы.

А. А. Шибаев «Вспомни сказку».

1


15

Викторина по сказкам. Проверим себя.

Тест № 1 по теме «Устное народное творчество».

1


Люблю природу русскую. Осень (5ч.)

16

Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

1


17

А. Плещеев «Осень наступила …» А. Фет «Ласточки пропали…»

1


18

«Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой «Осень».

С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова

«Опустел скворечник».

1


19

В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии). М.М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1


20

Разноцветные страницы.

Г. Сапгир «Считалочка». Проверочная работа № 1.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

1


Русские писатели (8 ч.)

21

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1


22

Стихи А. Пушкина о зиме.

«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин

торжествуя…»

1


23-24

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2


25

И.А. Крылов

«Лебедь, рак и

щука». Стрекоза и муравей».

1


26

Л.Н. Толстой

«Старый дед и внучек», «Филиппок».

1


27

Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок».

1


28

Разноцветные страницы.

И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…». Обобщающий урок по теме

«Русские писатели». Контрольная работа № 1 по теме «Повторение пройденного за 1 четверть».


1


О братьях наших меньших (9 ч.)

29

О братьях наших меньших.

Н. Сладков «Они и мы»,

А. Шибаев «Кто кем становится?»

1


30

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» В. Берестов «Кошкин Щенок».

1


31

М. Пришвин

«Ребята и утята.

1


32

Е. Чарушин

«Страшный рассказ».

1


33

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

1


34

В.В. Бианки «Музыкант».

1


35

Виталий Бианки «Сова».

1


36

Разноцветные страницы.

Стихи С. Брезкуна,

М. Бородицкой. Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала».


1


37

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2.

1


Из детских журналов (6 ч.)

38

Знакомство с детскими журналами. Д. Хармс «Игра».

1


39

Д. Хармс «Вы знаете?»

1


40

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». «Что это было?»

1


41

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

1


42

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый старичок».

1


43

Защита проекта «Мой любимый детский журнал». Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2.

1


Люблю природу русскую. Зима (7 ч.)

44

Нравится ли вам зима?

Зимние загадки. Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…».

1


45

Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1


46

С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза».

1


47

Русская народная сказка

«Два Мороза».

1


48

С. В. Михалков «Новогодняя быль».

1


49

А. Л. Барто «Дело было в январе …»,

С. Дрожжин «Улицей гуляет». Разноцветные страницы.

Стихи С. Погореловского, А. Прокофьева.

1


50

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима» Игра «Поле чудес». Контрольная работа № 3 по теме «Повторение пройденного за 1 полугодие».

1



Часть II


Писатели детям (13 ч)

51

Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография.

«Путаница».

1


52

К. И. Чуковский «Радость».

1


53

К. И. Чуковский «Федорино горе».

1


54

С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

1


55

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1


56

С. В. Михалков «Мой щенок».

1


57

А. Л. Барто «Верёвочка».

«Мы не заметили жука», «В школу».

1


58-59

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа».

2


60

Н.Н. Носов «Затейники».

1


61

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

1


62

Н. Н. Носов «На горке».

1


63

Разноцветные страницы.

Скороговорки. Обобщение по разделу «Писатели – детям». Контрольная работа № 4 по теме «Писатели – детям»

1


Я и мои друзья (10 ч)

64

Я и мои друзья.

Стихи о дружбе и обидах.

1


64

В. В. Лунин «Я и Вовка».

1


65

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1


66

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных».

1


67

В. А. Осеева «Волшебное слово».

1


68

В. А. Осеева «Хорошее».

1


69-70

В. А. Осеева «Почему?»

2


71

Разноцветные страницы.

Е. Благинина «Простокваша»,

В. Н. Орлов «На печи».

1


72

Обобщение по разделу

«Я и мои друзья». Проверочная работа № 2 на тему «Я и мои друзья».

1


Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

73

Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая».

1


74

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».

1


75

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1


76

А. А. Блок «На лугу».

1


77

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» И. А. Бунин «Матери».

1


78

А. Н. Плещеев «В бурю».

1


79

Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

С. Васильев «Белая берёза».

1


80

Защита проекта – газеты «День Победы – 9 мая».

1


81

Разноцветные страницы.

И. Пивоварова. «Здравствуй…».

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа № 3 на тему «Люблю природу русскую. Весна».

1


И в шутку и всерьез (10 ч)

82

Знакомство с названием раздела.

«Мозговая атака».

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1


83

Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха.

1


84-85

Э. Н. Успенский «Чебурашка».

2


86

Стихи Э. Успенского.

«Если был бы я девчонкой»,

«Над нашей квартирой»,

«Память».

1


87

В. Д. Берестов «Знакомый»,

«Путешественники», «Кисточка». Стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране».

1


88

Г. Б. Остер «Будем знакомы».

1


89

В. Ю. Драгунский

«Тайное становится явным».

1


90

Разноцветные страницы.

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Проверочная работа № 4 на тему «И в шутку и всерьез».

1


91

Обобщение по разделу

«И в шутку, и всерьёз».

Проверка техники чтения.

1


Литература зарубежных стран (11 ч)

92

Литература зарубежных стран.

Подготовка к проекту

«Мой любимый писатель-сказочник».

1


93

Американская («Бульдог по кличке Дог») и английские («Перчатки», «Храбрецы») народные песенки.

1


94

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

1


95

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1


96

Ш. Перро. «Красная Шапочка».

1


97

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1


98-99

Эни Хогарт «Мафин и паук».

2


100

Разноцветные страницы.

К. Чуковский

«Котауси и Мауси».

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

1


101

Контрольная работа №5 по теме «Повторение пройденного за 2 полугодие».

1


102

КВН

«Цветик - семицветик».

1



ИТОГО

102 ч








ПРИЛОЖЕНИЕ


Система оценивания и нормы оценок по предмету «Литературное чтение».


Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавле­ния букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное вре­мя чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного со­держания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недоста­точная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по литературному чтению:

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Тест:

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий



Критерии оценки работ творческого характера.

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-         оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

-         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.