МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
по специальности среднего профессионального образования
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
базовый уровень подготовки
2014
Рассмотрена Утверждаю:
методическим объединением директор ГБПОУ КК ЛСТТ
гуманитарного профиля «___»_____________2014 г.
ГБПОУ КК ЛСТТ _____________В.Н. Корякин
протокол № 1 от 28 августа 2014 г.
руководитель МО___________ Е.В. Силина
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол №__ от 29 августа 2014 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Лабинский социально-технический техникум»
Разработчик: Проскурякова С.В. преподаватель,
ГБПОУ КК ЛСТТ
Рецензенты: Савочкина Т.В. преподаватель,
ГБПОУ КК ЛСТТ
Квалификация по диплому:
учитель русского языка и литературы
Савочкина Т.В. преподаватель,
ГАПОУ КК ЛСТТ
Квалификация по диплому:
учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 12 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГПБОУ КК ЛСТТ в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО.
1.2.. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в состав дисциплин цикла ОГСЭ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка;
специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных деловых жанров.
Настоящая программа ставит следующие цели:
1. Закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи.
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширять знания по культуре речи.
3. Закрепить и расширить знания студентов о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.
4. Способствовать развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | | |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Стили речи | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
Практическая работа№1 Анализ структуры текста Практическая работа№2 Освоение видов переработки текста. | 4 | |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | 3 | |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | Содержание учебного материала | | |
Фонетические единицы. Орфоэпические нормы. Употребление основных правил правописания | 6 | 2 |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллите- рация. | 3 | |
Раздел 3. Лексикология и фразеология | Содержание учебного материала | | |
Слово в лексической системе языка. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Фразеологические единицы русского языка. | 6 | 2 |
Практическое занятие | | |
| Практическая работа№3 Лексический и фразеологический анализ текста. Практическая работа№4 Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. | 4 | |
| Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Словари синонимов и антонимов | 5 | |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | Содержание учебного материала | | |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. | 8 | 2 |
Практическое занятие | | |
Практическая работа№5 Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | 2 | |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. | 5 | |
Раздел 5. Морфология и орфография | Содержание учебного материала | | |
Грамматические признаки слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. | 12 | 2 |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 6 | |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала Основы русской пунктуации. Типы знаков препинания. Основные правила употребления знаков препинания. Простое предложение. Сложное предложение. | 8 | 2 |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. | 4 | |
Раздел 7. Речевой этикет | Содержание учебного материала Значение русского языка при освоении специальностей СПО. Ситуации делового общения. Общение с аудиторией. Ораторское искусство. | 7 | 2 |
Самостоятельная работа Виды работ: Выполнение презентаций, подготовка сообщений, рефератов, докладов, использование информационных технологий, проработка конспектов, работа с учебником. Молодежный сленг и жаргон. Особенности художественного стиля. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. СМИ и культура речи. | 4 | |
| | | |
| Дифференцированный зачет | 1 | |
| В С Е Г О: | 90 | |
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для хранения учебно-наглядных пособий и учебно-методической документации, доска классная.
Технические средства обучения: видео двойка, DVD –проигрыватель, ноутбук, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М., 2002
2. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. – М., 2010
3. Войлова К.А. 90 основных правил русской орфографии. – М., 2008
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2007
5. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 2003
6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 – М., Л., 2005
Интернет-ресурсы:
www.slovari.yandex.ru
www.wikiboks.org
revolution.allbest.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; пользоваться словарями русского языка. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка; специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров. | оценка результатов при написании творческих работ, диктантов, изложений; тестирование; оценка правильности и точности знания основных лексических понятий; оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов, таблиц; оценка устных ответов на практических занятиях; оценка результатов выполнения индивидуальных домашних заданий; оценка результатов работы на практических занятиях оценка выполнения докладов, публичных выступлений; оценка результатов работы на практических занятиях |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Согласовано
заместитель директора по УМР
«___» __________2014 г.
_____________С.В. Проскурякова
Календарно -тематический план
На 2014-2015 учебный год
Для специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
По дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Преподаватель С.В. Проскурякова
Количество часов по учебному плану - 60 часов.
Составлен в соответствии с рабочей программой, утверждённой от
«01» сентября 2014 г.
Рассмотрен на заседании методического объединения.
Протокол № 1 от «30 » августа 2014 г.
Председатель методического объединения _____________Е.В.Силина
6