СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда»



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………….………...3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………...……3

1.1.1. Цель и задачи программы ………………………………………………………………..….4

1.1.2. Характеристика детей с речевыми нарушениями ……………………………………..…..4

1.1.3. Принципы и подходы ………………………………………………………………………..9

1.2. Планируемые результаты ………………………………………………………………..……9

1.3 Система оценки результатов освоения АООП ……………………………………………...11


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….…12

2.1. Общие положения ……………………………………………………………………………12

2.2. Коррекционно – развивающая деятельность по образовательным областям ……………12

2.3. Направления логопедической деятельности ………………………………………………..19

2.4. Вариативные методы и приемы преодоления речевых нарушений ………………………23

2.4.1. Дизартрия …………………………………………………………………………………...23

2.5. Взаимодействие участников образовательных отношений ……………………………….24

2.5.1. Взаимодействие взрослых с детьми ………………………………………………………24

2.5.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников………………24


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………..25

3.1. Описание материально технического обеспечения программы…………………………...25

3.1.1.Программно - методическое обеспечение………………………………………………...25

3.2. Режим дня и распорядок ……………………………………………………………………..31

3.3. Перспективное планирование учителя-логопеда…………………………………………...33

3.4. Организация развивающей предметно - пространственной среды ………………….……34





























1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает условия для эффективной реализации и освоения общеобразовательной программы.

В структуре Рабочей программы представлены три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Срок реализации Рабочей программы для детей 5-6 лет 1 год.

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” и других нормативно-правовых документов (смотри АООП МКДОУ № 97).

- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590 – 20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

- Адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР дошкольного образования МКДОУ д/с № 97 «Сказка» (смотрим АООП МКДОУ № 97).

- Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР МКДОУ д/с № 97 «Сказка».

- Адаптированной основной образовательной программы для детей с УО МКДОУ д/с № 97 «Сказка».

Программа ориентирована на детей старшей группы (5-6 лет) комбинированной направленности. Рабочая программа учитывает результаты диагностики детей на начало учебного года.

Анализ реальной ситуации старшей группы (5-6 лет) комбинированной направленности показал, что у:

14% (2 реб.) детей специфическое системное недоразвитие речи (ЗПР) и (УО), 2 уровень речевого развития;

50% (6 чел.) детей общее недоразвитие речи, 2 уровень речевого развития;

50% (6 чел.) детей общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития.

Данные речевые нарушения у 100 % (14) детей обусловлены дизартрией.

Группа здоровья: II -86%; III – 14%.

Анализ диагностики психических процессов показывает, что у 80 % детей снижен уровень развития внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдаются расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения. Наблюдения за детьми свидетельствуют, что у 75% детей быстрая утомляемость и низкая работоспособность.

У 90% детей нарушена крупная, мелкая и артикуляционная моторика.

Анализ логопедического обследования показывает, что у 68% детей нарушена темпо – ритмическая сторона речи, не сформированы лексико – грамматические категории и связная речь. Нарушено речевое дыхание и звукопроизношение.

Замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития моторики, речи, мыслительной деятельности, недостаточность познавательной активности и представлений об окружающем мире, трудности межличностных отношений – все это затрудняет освоение детьми с нарушениями речи основной образовательной программы дошкольного образования.

Созданная рабочая программа направлена на коррекцию нарушений речи и личностное развитие детей, предусматривает полную интеграцию действия всех специалистов, работающих в группе, и родителей (законных представителей) дошкольников.


      1. Цель и задачи Программы

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и способствующих получению дошкольного образования на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, подготовка к жизни в современном обществе, своевременное оказание коррекционной помощи.

Задачи:

- обеспечивать своевременную коррекцию и развитие речи детей;

- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями;

- обеспечить развитие каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром, исходя из его возможностей и потребностей;

- способствовать общему развитию дошкольников с нарушениями речи, подготовке их к обучению в школе;

- формировать предпосылки к учебной деятельности и самостоятельности в быту;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечить безопасность жизнедеятельности ребенка.


1.1.2 Характеристики детей с речевыми нарушениями

Дети с нарушениями речи зачисляются в группы комбинированной направленности с учетом возраста и характера речевых нарушений по решению ТПМПК г. Новосибирска.

Старшую группу комбинированной направленности «Мальвина» посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 2 уровня развития речи, 2-3 уровня развития речи, обусловленные дизартрией, задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталости (УО).

Характеристика детей с ОНР, 2 уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже и четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы согласования и употребления, так их и нарушать.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т.д. Ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов (обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т.д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со вторым уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Характеристика детей с ОНР, 3 уровень развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети могут употреблять простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельные притяжательные и относительные прилагательные, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д.

В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п.

Характеристика ребенка с ЗПР

У ребенка нестойко нарушена познавательная деятельность и эмоционально – волевая сфера, наблюдается отклонение в интеллектуальной и личностной сферах, недостаточность познавательных процессов. Она не вполне готова к усвоению определенного материала. У нее не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала.

Память девочки отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Недостатки мышления у ребенка проявляются в низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Для нее характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Речь характеризуется рядом особенностей: бедный словарный запас, трудности в овладении грамматическим строем речи, нарушения в формировании монологической речи. В речи у девочки присутствуют эхолалии.

Характеристика ребенка с УО

У девочки в социально-коммуникативном развитии отмечается невыразительная мимика и не наблюдается потребность к взаимодействию с окружающими. При контактах со значимым взрослым она смотрит в глаза, улыбается, адекватно ситуации использует слова вежливости, но в предметно-игровые действия включается только с помощью взрослого. При выполнении задания ориентируется на оценку своих действий от взрослого, и, учитывая его эмоциональные и мимические реакции, интонацию, проявляет желание продолжать начатое взаимодействие.

Для нее характерно ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации. Речь не отражает интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений.

Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений: овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста не происходит. Особенно страдает связная речь. Одной из характерных особенностей фразовой речи оказывается стойкое нарушение согласования числительных с существительными.

Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный. Есть слова, которые ребенок может произносить к какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда их произносит другой человек вне привычной ситуации.

Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия обращенной к ребенку речевой инструкции приводят к тому, что речь взрослого часто девочка понимает неточно и даже искаженно. Активная речь бедна, понимание лексико-грамматических конструкций затруднено, использует аграмматичные фразы. В звукопроизношении наблюдается шипящий, ламбдацизм, ротоцизм.

В процессе активной коммуникации она проявляет интерес к запоминанию песен, стихов для игр с пальчиками. Для усвоения определенной роли или песни ей требуется длительное время.

Девочка откликается на свое имя, узнает его ласковые варианты, знает имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Она с удовольствием рассказывает про домашних животных, как их кормят и что они делают в доме, но при этом затрудняется в рассказе о том, чем полезно это животное в быту.

На прогулках ребенок редко проявляет интерес к сверстникам, может кратковременно взаимодействовать с ними в разных ситуациях. В коллективных играх подражает сверстникам, копируя их действия и поведение.

В быту обслуживает себя (умывается, одевается, убирает игрушки и др.) при напоминании взрослого.

В некоторых случаях она переживает свои ошибки. Часто возникает «тупиковое подражание» – эхолалическое повторение жестов и слов без достаточного понимания их смысла.

У девочки наблюдаются трудности в регуляции поведения, не появляется контроль в произвольном поведении. Она не может оценить трудность нового, не встречающегося в ее опыте задания, и поэтому не отказывается от выполнения новых видов деятельности.

Познавательное развитие характеризуется тем, что ребенок охотно выполняет сенсорные задачи, проявляет интерес к свойствам и отношениям между предметами, может уже делать выбор по образцу (по цвету, форме). У нее имеется продвижение в развитии целостного восприятия.

Дошкольница не всегда может осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняется при различении близких свойств, не учитывает эти свойства в действиях с дидактическими игрушками.

Развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Она не употребляет названия сенсорных признаков и не соотносит с реальным свойством предмета. Группировку предметов по образцу с учетом функционального назначения выполняют только с помощью взрослого. Обобщающие слова находятся в активном словарном запасе, исключение предмета из группы затруднено, поиск решения осуществляется во многих случаях хаотическим способом.

С заданиями на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями не справляется. Понимание короткого текста, воспринятого на слух, вызывает трудности, также как и скрытый смысл.

Все эти особенности познавательной и речевой деятельности требуют использования в обучении специальных методик и приемов обучения.

В игровой деятельности отмечается интерес к сюжетным игрушкам и действиям с ними: она может выполнить предметно-игровые действия, охотно участвует в сюжетно-ролевой игре, организуемой взрослым.

У девочки формируется практические умения выполнять задания по лепке, рисованию, аппликации и конструированию только в совместной деятельности со взрослым.

Главная особенность развития девочки характеризуется готовностью к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе сформированных подражательных способностей.


1.1.3. Принципы и подходы

В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения (учет «зоны ближайшего и актуального развития»);

- принцип единства диагностики и коррекции речи детей;

-принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с нарушениями речи;

-принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей, характера речевых нарушений, темпа развития ребенка).

-комплексно-тематический принцип (КТП) построения образовательного процесса.

Рабочая программа направлена на обеспечение следующих подходов:

  • комплексного (тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса, медицинских служб);

  • комплексно-тематического (интеграция образовательных областей, концентрическое наращивание содержания лексической темы).


    1. Планируемые результаты освоения АООП с учетом индивидуальных различий детей (уровней речевых нарушений)

Результаты освоения программы детей с ОНР.

2 уровень речевого развития

В основном дети будут использовать основные формы и способы согласования слов в предложении, простые и сложные предлоги.

В самостоятельной речи большинство детей будут использовать обобщающие понятия.

Большинство детей могут составлять рассказы, пересказывать с помощью взрослого, передавая содержание сюжетной линии.

В основном речь детей становится более разборчива, ребенок чередует повышение и понижение голоса, правильно использует ударение в словах, предложениях, речи. Использует интонационно-логические паузы.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении, использует речь как средство общения. Большинство детей владеют способами позитивного общения и взаимодействия, способны изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, определяют содержание (тему) общения;

- способны договариваться, пользуются правилами, пытаются разрешать конфликты конструктивными способами;

-в основном владеют устной речью, используют разные виды интонации, произносят правильно все звуки речи, владеют диалогической и монологической речью, могут выражать свои мысли, желания, чувства, строить речевое высказывание в ситуации общения, обращают внимание на ошибки в речи сверстников и собственные);

-будут пытаться задавать вопросы разного характера взрослым и сверстникам об известных предметах, событиях, явлениях для получения новой неизвестной информации, интересуются причинно-следственными связями;

-будут отвечать на поставленные вопросы, пытаться отстаивать свою точку зрения, делиться информацией, самостоятельно осуществлять отбор речевых средств;

-в основном грамматически правильно будут строить речевые высказывания;

-в основном будет развита крупная и мелкая моторика, сформированы точность, переключаемость, произвольность и координация движений, графомоторные навыки.

Результаты освоения программы детей с ОНР.

3 уровень речевого развития

У большинства детей будет сформирована потребность в общении со взрослыми и детьми.

Большинство детей смогут выразить просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение.

В основном дети смогут выбирать партнеров по общению, понимать ситуацию, намерения, мотивы общения и эмоциональное состояние партнеров.

Большинство детей будут использовать средства вербального и невербального общения (жесты, мимика, слова и знаки вежливости, эмоции).

В основном дети будут стараться управлять своим поведением в ситуации общения.

У большинства детей сформируются все компоненты устной речи:

- в диалогической речи дети будут:

  • слушать и понимать мысль собеседника;

  • формулировать свое суждение;

  • задавать вопросы и отвечать на них;

- в монологической речи дети будут:

  • определять тему, содержание и форму высказывания;

  • использовать вербальные и невербальные средства выразительности.

У большинства детей улучшится состояние общей и мелкой моторики и состояние психических процессов.

Результаты освоения программы ребенка с ЗПР

  • будет стремиться к речевому общению; участвовать в диалоге;

  • повысится объем понимания речи и звукопроизносительные возможности;

  • повысится познавательная активность;

  • улучшится мелкая и крупная моторика;

  • улучшатся сенсорные эталоны (сможет выделять знакомые объекты из общего количества, по звучанию, на ощупь, будет складывать разрезные картинки с разными видами разрезов из (2-4 частей), сможет выложить предметы по величине, будет собирать пирамидки (4-6 частей) без подсказки взрослого;

  • будет способна показать и назвать части тела, показать предметы вверху – внизу;

  • улучшатся представления о частях суток (сможет показать на картинках);

  • сможет выполнять физические упражнения в коллективе сверстников;

  • будет координировать движения в играх с мячами разных размеров, взаимодействовать с партнером при ловле, катании мяча;

  • улучшится навык выполнения движений и действий с предметами по словесной инструкции;

  • расширятся представления о себе и о своей семье.

Результаты освоения программы детей с УО

  • будет проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям, детям в группе;

  • будет проявлять интерес к познавательным задачам (называть основные цвета и формы, группировать предметы, выделять лишний предмет из ряда других предметов, выполнять задания на классификацию знакомых картинок);

  • может быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками;

  • сможет проявить самостоятельность в быту выполнять основные культурно-гигиенические навыки;

  • будет стремиться к речевому общению; участвовать в диалоге.

1.3 Система оценки результатов реализации рабочей программы

Система оценки результатов реализации рабочей программы осуществляется в ДОУ в соответствии с внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) (смотри приказ, положение по ВСОКО в ДОУ № 97).

Динамика речевого развития ребенка и неречевых психических функций осуществляется на начало и конец учебного года учителем-логопедом на основе речевых карт.




  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе программы представлено:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

Структура содержательного раздела программы




Коррекционно – развивающая деятельность по направлениям логопедической работы.

Коррекционно – развивающая деятельность по образовательным областям.

-


Вариативные методы и приемы.





Взаимодействие участников образовательных отношений.










2.2. Коррекционно – развивающая деятельность по образовательным областям

Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью в различных видах деятельности с учетом характера нарушений.

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Для детей с общим недоразвитием речи необходимо:

- использование различных речевых ситуаций при формировании у детей самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики;

- называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику);

- использование производимых ребёнком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов;

- побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек, сувениров и т. д. (называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы, дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине);

- стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения).

Для детей с ЗПР социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в различных видах деятельности;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для детей с УО социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО направлено на:

- воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников;

- закрепить способность называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников;

- учить называть свой возраст, день рождения, место жительства (город);

-формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта;

- учить обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями («Давай будем вместе играть», «Дай мне игрушку (машинку)»;

- продолжать формировать коммуникативные способности – приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу – доброжелательно взаимодействовать;

- формировать способность осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников;

- формировать потребность, способы участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.);

При обучении хозяйственному труду основными задачами являются:

- воспитывать желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда;

- учить замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его;

- формировать практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде (цветнике), а также в уходе за растениями и животными;

- создать условия для овладения детьми практическими действиями с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории.

  • Образовательная область «Познавательное развитие»

Для детей с общим недоразвитием речи:

- развитие фонематического анализа и синтеза;

-развитие пространственно-временных представлений и оптико- пространственного гнозиса;

- развитие способности к символизации, обобщению и абстракции;

- расширение объёма произвольной вербальной памяти;

- формирование регуляторных процессов, мотивации общения.

Для детей с ЗПР

- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

-усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;

-развитие познавательных интересов.

Для детей с УО

В направлении «Сенсорное воспитание и развитие внимания»

Совершенствовать умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

При формировании мышления основными задачами являются:

-продолжать учить анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;

-формировать навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях;

Формирование элементарных количественных представлений требует реализации следующих задач:

-учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство;

-учить использовать практические способы проверки – приложение и наложение для сравнения и преобразования множеств;

-учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех;

При ознакомлении с окружающим основными задачами обучения и воспитания выступают:

-продолжать расширять ориентировку в окружающей действительности;

-учить наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;

-знакомить предметами окружающей действительности – игрушки, посуда, одежда, мебель;

-формировать временные представления: лето, осень, зима, весна;

-формировать представления о живой и неживой природе.

  • Образовательная область «Речевое развитие»

Для детей с общим недоразвитием речи:

II уровень развития речи:

- активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

- подготовка артикуляционного аппарата для усвоения отсутствующих звуков;

- постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов;

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

III уровень развития речи:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Для детей с ЗПР:

- формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов;

- развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале;

- развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности;

- формирование культуры речи;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень речевого развития ребенка.

Для детей с УО:

- воспитывать потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

- начать формировать процессы словообразования;

- формировать грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлоги, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах);

- учить образовывать множественное число имен существительных;

- учить строить фразы из трех-четырех слов сначала по действиям с игрушками, затем по картинке, употребляя знакомые глаголы;

- учить понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам;

- учить разучивать наизусть стихи, считалки, потешки, скороговорки;

- учить придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;

- поощрять речевые высказывания в различных видах деятельности.

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Для детей с общим недоразвитием речи:

- углублённое развитие музыкально-ритмических движений, музыкального слуха и певческих навыков;

- развитие внимания детей;

- развитие умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д.;

- активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными;

- формирование графомоторных навыков;

- развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги;

- развитие зрительного восприятия;

- воспитание произвольного внимания и памяти;

- развитие произвольности движений пальцев рук и кистей (в ходе занятий и во время физкультминуток).

Для детей с ЗПР:

художественное творчество:

-приобщение к изобразительному искусству;

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества.

конструктивно-модельная деятельность:

-самостоятельная творческая деятельность;

музыкальная деятельность:

-развитие музыкально-художественной деятельности;

-приобщение к музыкальному искусству;

Для детей с УО:

- формировать навык пластического воспроизведения ритмического рисунка фрагмента музыкальных произведений;

- учить петь хором несложные песенки, соблюдая одновременность звучания;

- учить выполнять плясовые движения под музыку (стучать каблучком, поочередно выставлять вперед то левую, то правую ногу, делать шаг вперед, шаг назад на носочках, кружиться на носочках, выполнять «маленькую пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево);

- учить участвовать в коллективной игре на различных элементарных музыкальных инструментах (металлофон, губная гармошка, барабан, бубен, ложки, трещотки, маракасы, бубенчики, колокольчики, треугольник);

- учить внимательно, следить за развитием событий в кукольном спектакле, эмоционально реагировать на его события, рассказывать по наводящим вопросам о наиболее ярком эпизоде или герое;

Ознакомление с художественной литературой:

- учить прослушивать фрагменты знакомых сказок в аудиозаписи, уметь рассказать продолжение сказки или рассказа;

- продолжать обогащать литературными образами игровую, театрализованную, изобразительную деятельность детей и конструирование;

- формировать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать любимую книгу.

При занятиях лепкой основными задачами обучения и воспитания являются:

- учить при лепке передавать основные свойства и отношения предметов (форма – круглый, овальный; цвет – красный, желтый, зеленый, черный, коричневый; размер – большой, средний, маленький; пространственные отношения – вверху, внизу, слева, справа);

- учить лепить предметы посуды (чашка, кастрюля, ваза) способом вдавливания и ленточным способом;

- учить в лепке пользоваться приемами вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания;

- воспитывать оценочное отношение детей к своим работам и работам сверстников.

При занятиях аппликацией основными задачами обучения и воспитания являются:

- развивать умение располагать правильно на листе бумаги заготовки аппликации, рассказывая о последовательности их наклеивания;

- учить самостоятельно создавать предметные изображения, постепенно переходя к созданию сюжетных изображений;

- учить располагать элементы аппликации, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине листа), фиксируя пространственные представления в речевых высказываниях;

- учить создавать сюжетные аппликации по образцу, анализируя образец и рассказывая о последовательности выполнения задания;

- продолжать воспитывать оценочное отношение детей к своим работам и работам сверстников.

При занятиях рисованием:

- создавать условия для развития самостоятельной рисуночной деятельности;

- учить располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь на пространстве листа бумаги: верху, внизу, середина, фиксируя эти пространственные представления в речевых высказываниях;

- учить анализировать образец, создавая рисунку по образцу-конструкции;

- учить закрашивать определенный контур предметов;

- учить создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений или действий, фиксируя впечатления в речевых высказываниях, планируя свою деятельность.

При занятиях конструированием:

- учить выполнять постройки и конструкции по образцу, по памяти и замыслу;

-учить выполнять конструкции из сборно-разборных игрушек, собирать их по образцу и по представлению, формировать целостный образ предмета;

- учить выполнять постройки и конструкции по плоскостному образцу;

-способствовать формированию умений у детей включать постройку в игровую деятельность.

  • Образовательная область «Физическое развитие»

Для детей с общим недоразвитием речи:

- формирование полноценных двигательных навыков;

- нормализация мышечного тонуса;

- развитие статической выносливости, равновесия;

- упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

- развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Задачи для работы с детьми с ЗПР:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т. ч. ограниченных возможностей здоровья);

- оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их детей.

Для детей с УО:

- учить выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи);

- учить ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- учить передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

- учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

- учить подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции;

- учить ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

- учить ходить на носках с перешагиванием через палки;

- формировать желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры.

2.3 Направления логопедической деятельности

- диагностическое,

- коррекционно – развивающее,

- консультативное,

- информационно – просветительское.

Диагностическое направление

В коррекционной практике группы используется диагностика:

- обследование детей в начале учебного года для построения образовательной траектории и профессиональной коррекции с учетом характера речевых нарушений каждого ребенка;

- обследование детей специалистами ПМПк МКДОУ№97 для индивидуального сопровождения;

- отслеживание узкими специалистами динамики реализации АОП по дорожной карте ребенка один раз в квартал;

- обследование детей в конце учебного года для определения оценки качества речевого развития детей и качества реализации адаптированной программы для детей с нарушениями речи;

- динамические наблюдения для реализации индивидуально- ориентированных коррекционно-развивающих задач.

На основании приказа заведующего учителями-логопедами ежегодно проводится диагностическое обследование речи детей ДОУ с согласия родителей (законных представителей). Результаты обследования фиксируются в журнале логопедического осмотра детей. Дети с речевыми нарушениями направляются на РМППК для решения вопроса о зачислении в логопедическую группу.

При обследовании ребенка на РМППК присутствие родителей (законных представителей) обязательно.

Результаты обследования отражаются в заключении комиссии, которое является основанием для направления ребенка в логопедическую группу ДОУ.

Данные обследования фиксируются в индивидуальной речевой карте, протоколах, отчетах (Смотри АООП МКДОУ № 97).

Коррекционно – развивающее направление

Данное направление включает в себя:

- планирование;

- коррекционно – развивающую деятельность с детьми;

- развивающую предметно – пространственную среду.

На основе анализа результатов диагностики осуществляется перспективное, календарное и индивидуальное планирование коррекционно-развивающей деятельности и разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Планирование строится с учетом тематического и комплексного подходов. Тематический подход обеспечивает концентрическое наращивание и изучение лексической темы, многократное повторение речевого материала, что способствует накоплению речевых средств и активному их использованию в коммуникативных целях. При планировании используются базовые и вариативные темы, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

Комплексный подход обеспечивает взаимосвязь учителя – логопеда, воспитателей, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию в коррекционно – развивающей деятельности.

При планировании учитывается зона актуального и ближайшего развития ребенка.

  • Коррекционно – развивающая деятельность с детьми.

Коррекционно - развивающая деятельность в детском саду основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности ребенка и взрослого, целостном подходе к воспитанию ребенка в различных видах деятельности.

Коррекционная работа с детьми осуществляется в совместной, самостоятельной, индивидуальной деятельности, в режимных моментах с применением комплексного подхода, наглядных и игровых приемов, учитывая принцип развития.

Формами организации логопедической работы в группе:

- групповые (утренний, вечерний сбор);

- подгрупповые;

- индивидуальные занятия. (Смотри АООП МКДОУ № 97)

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется по определенной структуре.

Структура индивидуального занятия для ребенка с нарушениями речи

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная, мимическая гимнастика.

  3. Работа с голосом, над просодикой, дыхательные упражнения.

  4. Пальчиковые игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики.

  5. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), звуко-слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий, связной речи.

  6. Игры на развитие психических процессов.

  7. Итог занятия.

Структура подгруппового занятия для ребенка с нарушениями речи

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная, мимическая гимнастика.

3. Работа с голосом, над просодикой, дыхательные упражнения.

4. Пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики.

5. Работа над звукопроизношением.

6. Игры на координацию речи с движением.

  1. Игры: речевые, дидактические, компьютерные на развитие звуко-слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий, связной речи, обучение грамоте.

  2. Игры на развитие психических процессов.

  3. Рефлексия занятия.

В Коррекционно – развивающей деятельности решаются задачи по основным направлениям речи и периодам обучения в соответствии с уровнями развития речи детей.

Взаимодействие участников образовательного процесса

В условиях ДОУ осуществляется взаимодействие специалистов, сопровождающих ребенка с нарушениями речи: учителя – логопеда, педагога - психолога, педиатра, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, воспитателей.

Воспитатель осуществляет работу по развитию речи в разных видах деятельности по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с детьми.

Направления, содержание и анализ проведенной коррекционно – развивающей работы фиксируются в тетради взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности.

Во второй половине дня воспитателем проводится коррекционный час, на котором он осуществляет индивидуальную и подгрупповую деятельность с детьми по рекомендациям учителя – логопеда. Длительность коррекционного часа составляет 25 минут.

Совместная деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда направлена на развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

Музыкальный руководитель и учитель – логопед осуществляют совместную деятельность по планированию и проведению логоритмических занятий.

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию заключается в решении задач психомоторного развития, развития мелкой и крупной моторики, координации движений.

Развитию психических процессов у детей с нарушениями речи способствует совместная деятельность учителя – логопеда и педагога – психолога. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей.

Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии и социальной адаптации, в ДОУ работает психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является формой взаимодействия специалистов ДОУ по коллективной разработке и планированию системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках образовательного процесса.

Логопедическая деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Во взаимодействии с родителями (законными представителями) используются разнообразные формы работы, способствующие эффективному решению поставленных задач (анкетирование, индивидуальные беседы, собрания, семинары - практикумы, мастер – классы, домашние визиты и т.д.).

С целью психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, в том числе по вопросам коррекции и развития речи детей, учитель – логопед проводит индивидуальные и подгрупповые консультации, дает рекомендации по правильному выполнению артикуляционных упражнений, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В коррекционно–развивающей деятельности решаются задачи в соответствии с уровнями развития речи детей. Задачи представлены по основным направлениям речи и периодам обучения.

Консультативное направление

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам коррекции, развития речи и социализации детей.

Учитель – логопед дает рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, коррекционного часа, развитию мелкой ручной моторики.

Консультирование учителем – логопедом способствует организации развивающего общения родителей и детей, обеспечивающее коррекцию и развитие речи воспитанников. Направление детей к специалистам (неврологу, ортодонту, отоларингологу, психиатру, педиатру) позволяет провести необходимое обследование и своевременное лечение. Методические рекомендации учителя – логопеда родители получают в устной форме на вечерних приемах и в письменной форме в индивидуальных тетрадях детей и на информационных стендах, на сайте МКДОУ № 97.

Педагог – психолог дает рекомендации всем участникам образовательного процесса по развитию высших психических функций, СДВГ, ЗПР, УО.

Музыкальный руководитель консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам развития темпо – ритмической стороны речи, нормализации голоса и голосовых модуляций.

Инструкторы по физической культуре и плаванию дают рекомендации по коррекции двигательных нарушений, развитию моторики, речевого и физиологического дыхания, координации движений.

Рекомендации узких специалистов позволяют объединить усилия педагогов и родителей (законных представителей) в коррекционно – развивающей деятельности.

Информационно–просветительское направление

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогами.

В ДОУ существуют различные формы просветительской деятельности: лекции, родительские собрания, дни открытых дверей, тренинги общения, индивидуальные беседы, презентации, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, проведение педагогических советов.

В детском саду используются следующие способы размещения информации по вопросам развития и коррекции речи: на информационных стендах в холлах, группах, кабинетах, в СМИ, на сайте МКДОУ.

На сайте образовательного учреждения создана страничка «Советы специалистов», в которой представлены рекомендации, консультации, отчеты, сведения о педагогических кадрах, результаты коррекционно – развивающей деятельности.


2.4 Вариативные методы и приемы преодоления речевых нарушений

В коррекционно-развивающей деятельности применяются разнообразные методы и приемы в соответствии с характером речевых нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.4.1. Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу

Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии

  • Нарушение произношения не только согласных звуков, но и гласных звуков.

  • «Усредненное» (неотчетливое) произношение гласных звуков.

  • Преобладание межзубного и бокового произношения щелевых согласных.

  • Смягчение (палатализация) твердых согласных.

  • Трудность автоматизации вновь поставленных звуков в связной речи.

  • Нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки.

  • Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении правильных речевых.

Логопедическая работа по устранению дизартрии включает пять этапов. (Архипова Е.Ф.)

1-й этап – подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса;

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,4) нормализация голоса;

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:

1) выработка основных артикуляционных укладов;

2) определение последовательности работы над звуками;

3) развитие фонематического слуха;

4) постановка звука;

5) автоматизация;

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля;

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап – подготовка к обучению в школе.

Направления:

1) формирование графомоторных навыков;

2) развитие связной речи;

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.


2.5. Взаимодействие участников образовательных отношений.

2.5.1. Взаимодействие взрослых с детьми.

Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. Взрослый в этом процессе выступает в роли партнера, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Взрослый предоставляет ребенку самостоятельность, оказывает поддержку, принимает его таким, какой он есть, ориентируясь на его достоинства, привычки, индивидуальные особенности, характер, интересы, предпочтения. Ребенку предоставляется право выбора деятельности, участников совместной деятельности. Взаимодействие взрослого и ребенка осуществляется по всем направлениям логопедической работы.


2.5.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители (законные представители), которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В группе комбинированной направленности логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь их к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и совместная деятельность (домашние занятия) родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями рабочей программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей в домашних условиях родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

План по работе с родителями. Приложение №1.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание материально-технического обеспечения программы

Помещения групп комбинированной направленности и логопедического кабинета соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.

В логопедическом кабинете находится следующее оборудование:

  • столы и стулья для детей, занимающихся в одной подгруппе;

  • полки для методической литературы, учебного материала и наглядных пособий;

  • настенное зеркало размером 38- 65 см для индивидуальной работы по постановке звуков;

  • технические средства обучения;

  • наглядный материал для обследования речи детей;

  • наглядный материал по развитию речи;

  • учебные пособия, карточки с индивидуальными заданиями;

  • речевые игры;

  • методическая литература.

Материалы, находящиеся в логопедическом кабинете подобраны по всем направлениям развития речи, мелкой моторики, психических процессов и находятся в свободном доступе детей. Перечень материалов составлен в паспортах логопедических кабинетов.


3.1.1 Программно - методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Программы:

  1. Адаптированные основные образовательные программы в МКДОУ №97:

-для детей с ОНР, 2018г.

- для детей с ЗПР, 2018г.

- для детей с УО, 2021г.

  1. Мукашева О. В., Тычинина Л. Л., Вартапетова Г. М. Примерная рабочая программа коррекционно – логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО). Новосибирск, 2013г.

  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2010г.

Технологии:

1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. - М.: Книголюб, 2010.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, АРД ЛТД, 2006.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. - Спб.: Образование,1994.

4. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. М., 2000.

7. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.-М.:Айрис Пресс, 2006.

8. Нищева Н.В. Система Коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб.: Детство – Пресс, 2007.

9. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. - Спб.: Детство – Пресс, 2009.

10. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - Спб.: Детство – Пресс, 2011.

11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 1999.

12.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит - Спб.: Детство – Пресс, 1998.

13. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи.-Спб.: Детство – Пресс, 1998.

18. Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение 1999г.

Перечень

практических пособий










  1. Е.Н. Краузе. Логопедия- СПб.: Издательство «Корона. Век», 2013.

  2. И.Ю. Кондратенко. Логопедические упражнения. Произносим звуки правильно. Москва Айрис Пресс, 2010.

  3. Е.М. Косинова. Уроки логопеда тесты на развитие речи для детей от 4 до 7 лет Эксмо лис Москва, 2011.

  4. О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. СПБ, 2006.

  5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежннев. Хочу все знгать: Рабочая тетрадь по развития речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.I: Мир вокруг. - 164 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

  6. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежннев. Хочу все знгать: Рабочая тетрадь по развития речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.II: Мир вокруг. - 164 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

  7. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.

  8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Автоматизация свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1.- М.: Издательство ГНОМ.

  9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Автоматизация свистящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 2.- М.: Издательство ГНОМ.

  10. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Автоматизация свистящих звуков Л, ЛЬ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 3.- М.: Издательство ГНОМ.

  11. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Автоматизация свистящих звуков Р, РЬ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 4.- М.: Издательство ГНОМ.

  12. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Свистелочка. Москва Айрис Пресс, 2015.

  13. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Звенелочка. Москва Айрис Пресс, 2015.

  14. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Цоколочка. Москва Айрис Пресс, 2015.

  15. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Шипелочка. Москва Айрис Пресс, 2015.

  16. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Рычалочка. Москва Айрис Пресс, 2015.

  17. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. Приключения Л. Москва Айрис Пресс, 2014.

  18. Н.С. Жукова. Уроки логопеда; исправление нарушений речи. М.: Эксмо, 2015.

  19. Е.М. Косинова. Домашний логопед. - М. : ЗАО, 2009г.

  20. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: Издательство Гном, 2015.

  21. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: Издательство Гном, 2015.

  22. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: Издательство Гном, 2019.

  23. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: Издательство Гном, 2019.

  24. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 3 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: Издательство Гном, 2019.

  25. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовочки, скороговорки/сост. Т.В. Пятница, 2010.

  26. Н.В. Нищева. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство Пресс СПБ, 2019.

  27. Ю. Б. Жихарева. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. Выпуск 3. Звук Р, 2014.

  28. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные З-С, Изд. ГНОМ, 2018г.

  29. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш, Изд. ГНОМ, 2018г.

  30. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т, Изд. ГНОМ, 2018г.

  31. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные Г-К, Изд. ГНОМ, 2018г.

  32. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф, Изд. ГНОМ, 2018г.

  33. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Парные звонкие-глухие согласные Б-П, Изд. ГНОМ, 2018г.

  34. Н.С. Жукова. Букварь. Москва, 2015.

  35. О.С. Жукова. Я учусь говорить. - Москва: Издательство АСТ, 2015.

  36. Т.Н. Новикова-Иванцова. Ритмы. Слоги. Книга 1 Часть 2., 2019г.

  37. В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. - М.: Академический проект, 2017.

  38. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.СПБ. ДетствоПресс,2007.

  39. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы №1, №2, №3, №4.2 издание. издательство Гном, 2017.

  40. Папки демонстрационный материал по темам.

  41. Папка «Графическая практика» по программе Продетей.

  42. Демонстрационный материал «Ритм».

  43. Карточки на автоматизацию звуков.

  44. Флешка «Мерсибо».

  45. Пикто глаголы.

Диагности-ческий материал

1. Айзман Р.И. ,Жарова Г.Н.,Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Готов ли ребёнок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках, таблицах. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.

2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт- Петербурга. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного обучения. - Спб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2005.

4 Нищева Н. В Альбом для обследования детей 5 - 7 лет 2010 Спб.: Детство-Пресс.

Демонстраци-онный материал

  1. Папки демонстрационный материал по темам.

  2. Папка «Графическая практика» по программе Продетей.

  3. Демонстрационный материал «Ритм».

  4. Карточки на автоматизацию звуков.

  5. Флешка «Мерсибо».

  6. Пикто глаголы.

  7. Фразовый конструктор.

  8. Пицца в коробке.

  9. Д/И Игра «Пингвины и стульчики».

  10. Слушать интересно№1, №2.

  11. Новиковой-Иванцовой. Попевки.

  12. Киндер-сюрприз с крупой.

  13. Вязаная Лягушка.

  14. Лото пластмассовое. Азбука в картинках.

  15. Д/и «Дары лета» (пазлы).

  16. Д/И «Кто чем питается?» (дикие животные).

  17. Д/И «Транспорт» (деревянные палочки).

  18. Вкладыши «Цифры».

  19. Д/и «Четвертый лишний».

  20. Дятел на палочке.

  21. Фасоль с коробочкой.

  22. Пластиковые крышечки с картинками.

  23. Д/И «Цветовой код».

  24. Деревянные монетки «Р».

  25. Деревянные монетки «Ш».

  26. Деревянные пазлы «Мишки».

  27. Пирамидки.

  28. Деревянные силуэты «Семья».

  29. Игровой графический тренажер «Игровизор».

  30. Игра для формирования навыка счета.

  31. Тактильный куб «Парочки».

  32. Муляжи: овощи, фрукты.

  33. Муляжи: лимоны, лаймы.

  34. Деревянные фигуры на автоматизацию.

  35. Деревянные палочки для ритма.

  36. Камни, ракушки.

  37. Перышки, вата, пробки, салфетки на развитие дыхания.

  38. Трубочки для напитков.

  39. Мыльные пузыри.

  40. Свисток. Петушок. – 1 шт.

  41. Мячи мелкие – 2 шт.

  42. Массажеры – 6шт.

  43. Бубен -2 шт.

  44. Погремушки - 2 шт.

Документация учителя – логопеда

- Положение о логопедическом кабинете, утвержденное заведующим МКДОУ № 97.

- Паспорт логопедического кабинета, утвержденный заведующим МКДОУ № 97.

- Рабочая программа учителя - логопеда.

- График работы учителя – логопеда, заверенный заведующим ДОУ.

- Циклограмма деятельности учителя-логопеда.

- Должностная инструкция учителя-логопеда.

- Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

- Тетрадь взаимосвязи в работе учителя – логопеда и воспитателей.

- Журнал консультаций родителей (законных представителей).

- Перспективный план работы на год.

- Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

- Перспективный план работы с родителями (законными представителями).

-Дневниковые наблюдения.

- Речевые карты.

- Карта развития на каждого обучающегося.

- Индивидуальные тетради по коррекции речи дошкольников.

- Списки детей, зачисленных в группу.

- Информационно-аналитическая справка на начало и конец учебного года.

- Индивидуальная программа развития учителя-логопеда.




3.2 Режим дня и распорядок

Режим работы учителя – логопеда

Учитель - логопед работает: общее количество часов работы в неделю – 20ч.

Дни недели

Часы работы

Понедельник

-

Вторник

08.00-12-00

Среда

08.00-12-00

Четверг

08.00-12.00

15.00-19-00 (18.00 – 19.00 работа с родителями)

Пятница

08.00 – 12.00

Индивидуальные занятия проводятся для каждого ребенка 2 раза в неделю.

Непрерывная образовательная деятельность: вторник, среда, четверг, пятница:

1подгруппа 09.00 –09.25; 2 подгруппа 09.25 –09.50

Индивидуальные занятия: 08.00 -08.30, длительность 15 минут

Логоритмика – четверг 15.40-16.00 Консультации для родителей – ежедневно по запросу, четверг с 18.00-19.00.

Циклограмма учителя-логопеда Казаковой Н.М.

в старшей группы комбинированной направленности «Мальвина»

Вторник

08.00 - 08.30 индивидуальная работа

08.30-08.45 деятельность с детьми в режимных моментах

08.45-09.00 индивидуальная работа

09.00– 09.25 подгр. занятие по развитию ЛГК и СР (1 подг.)

09.25-09.50 подгр. занятие по развитию ЛГК и СР (2 подг.)

09.50 – 12.00 индивидуальная работа

Четверг

08.00 - 08.30 индивидуальная работа

08.30-08.45 деятельность с детьми в режимных моментах

08.45-09.00 индивидуальная работа

09.00– 09.25 подгр. занятие по развитию ЛГК и СР (1 подг.)

09.25-09.50 подгр. занятие по развитию ЛГК и СР (2 подг.)

09.50 – 12.00 индивидуальная работа

15.00 - 15.10 деятельность с детьми в режимных моментах

15.10 -15.40 индивидуальная работа

15.40-16.00 логоритмика

16.00-18.00 индивидуальная работа

18.00-19.00 консультация с родителями

Среда

08.00 - 08.30 индивидуальная работа

08.30-08.45 деятельность с детьми в режимных моментах

08.45-09.00 индивидуальная работа

09.00– 09.25 подгр. занятие по обучению грамоте (1 подг.)

09.25-09.50 подгр. занятие по обучению грамоте (2 подг.)

09.50-10.10 индивидуальная работа

10.10-10.35 НОД музыка

10.35.-12.00 индивидуальная работа

Пятница

08.00 - 08.30 индивидуальная работа

08.30-08.45 деятельность с детьми в режимных моментах

08.45-09.00 индивидуальная работа

09.00– 09.25 подгр. занятие по обучению грамоте (1 подг.)

09.25-09.50 подгр. занятие по обучению грамоте (2 подг.)

09.50-12.00 индивидуальная работа




Режим работы старшей логопедической группы детей

Деятельность

Время

Приём детей

7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика

8.05 - 8.15

Подготовка к завтраку

8.15 - 8.20

Артикуляционная гимнастика

8.20 – 8.30

Завтрак

8.30 – 8.45

Утренний сбор

9.00 – 9.25

НОД (бассейн, музыка, Ф/к)

9.25 - 9.50

НОД в центрах активности

9.50 – 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.15 – 11.50

Артикуляционная гимнастика

11.50 – 12.00

Подготовка к обеду

12.00 – 12.15

Обед

12.15 – 12.30

Подготовка ко сну

12.30 - 12.40

Сон

12.40 - 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливание, подготовка к полднику

15.00 – 15.10

Артикуляционная гимнастика

15.10 – 15.20

Полдник

15.20 – 15.30

Вечерний сбор/коррекционный час

15.35 – 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

16.00 – 16.55

Артикуляционная гимнастика

17.00 – 17.10

Подготовка к ужину

17.10 – 17.20

Ужин

17.20 – 17.35

НОД в центрах активности, прогулка

17.35 – 18.45

Уход домой

18.45 – 19.00

НОД на 2022 – 2023 учебный год

старшей группы комбинированной направленности «Мальвина»

День недели

Непрерывная организованная деятельность

Непосредственная организованная деятельность

в центрах активности


Понедельник

Утренний сбор 09.00 – 09.25

Музыка 10.05 – 10.30

Вечерний сбор 15.30 - 15.55

Коррекционный час 17.35 - 18.35

«Искусств»

«Грамоты и письма»,

«Театр»

«Сюжетно-ролевая игра»

«Весёлые нотки»


Вторник

Утренний сбор 09.00 – 09.25

Бассейн 10.40 – 11.05

11.00 – 11.25

Вечерний сбор 15.30 - 15.55

Ф/К 16.40 – 17.05

Коррекционный час 17.35-18.35

«Манипулятивных игр» «Строительства»

«Песок и вода»

«Науки»

«Спорт»


Среда

Утренний сбор 09.00 – 09.25

Музыка 10.10 – 10.35

Вечерний сбор 15.30 - 15.55

Ф/К (ОВЗ) 16.50 – 17.15

Коррекционный час 17.35 - 18.35

«Искусств»

«Грамоты и письма»,

«Театр»

«Сюжетно-ролевая игра»

«Весёлые нотки»


Четверг

Утренний сбор 09.00 - 09.25

Ф/К 11.10 – 11.35

Логоритмика 15.40 – 16.00

Вечерний сбор 16.10 – 16.35

Коррекционный час 17.35 - 18.35

«Манипулятивных игр» «Строительства»

«Песок и вода»

«Науки»

«Спорт»


Пятница

Утренний сбор 09.00 – 09.25

Бассейн 15.45 - 16.00

15.55 – 16.20

Вечерний сбор 16.40 – 17.05

Коррекционный час 17.35 - 18.35

«Искусств»

«Грамоты и письма»,

«Театр»

«Сюжетно-ролевая игра»

«Весёлые нотки»


3.3. Перспективное тематическое планирование в старшей группе комбинированной направленности «Мальвина»

месяц

1 неделя

2 неделя 3 неделя

4 неделя

СЕНТЯБРЬ

«До свидания, лето!»

«Краски осени»

(признаки осени)

«Осень- припасиха,

зима-подбериха»

(овощи)

ОКТЯБРЬ

«Фрукты - полезные продукты»


«Богатства родного леса»

(грибы, ягоды)

«Перелётные птицы нашего края»

«Птичий двор»

(домашние птицы)


НОЯБРЬ

«В мире животных»

(домашние и дикие животные)

«Где гуляет Гиппо-по, по широкой Лимпопо»

(животные жарких стран)

«Обитатели полярных льдов»

(животные холодных стран)

ДЕКАБРЬ

«В гости к нам пришла зимушка-зима»

(признаки зимы)

«По снежным страницам»

(сказки)

«Великий Устюг – Родина Деда Мороза»


«Чудеса под новый год»


ЯНВАРЬ


«Зимние приключения друзей»

(зимние забавы)

«Быт и традиции русского народа»

ФЕВРАЛЬ

«В подводном царстве»

«А что внутри у нас?»

«Быть здоровым я хочу»

«Есть такая профессия – Родину защищать»

МАРТ

«Зазвенели ручьи, прилетели грачи»

(признаки весны)

«Мама, папа я –дружная семья»

«От кареты до ракеты» (транспорт)

«От кареты до ракеты» (транспорт)

АПРЕЛЬ

«По космическим просторам»

«Электроприборы и механизмы – наши помощники»

МАЙ

«Моя малая Родина»

(город, район, улица)

«День победы»

«Путешествие в страну безопасности»




Перспективное планирование учителя-логопеда см. приложение № 2.

Перспективные планы для детей с УО и ЗПР см. приложение № 3.

Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь не менее 2 раз в неделю в зависимости от характера речевого нарушения. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от логопедического заключения, возраста ребенка, индивидуальных возможностей, психофизического статуса.


3.4. Организация развивающей предметно - пространственной среды

Развивающая предметно - пространственная среда МКДОУ № 97 «Сказка» организована в соответствии с ФГОС ДО, ООП, АООП. Она соответствует возрастным, индивидуальным особенностям детей с нарушениями речи и содержанию данной программы.

Среда обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала по развитию разных сторон речи детей в зависимости от задач, этапов коррекционного обучения, с учетом интересов каждого ребенка. Детям обеспечен свободный доступ к играм, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности.



























29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!