муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская ООШ
Утверждена
Приказ № ____ от____. 09. 2019 год
Директор школы _________________Орлова Т. В.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности
Занимательная
математика (7 класс)
(первое полугодие)
Учитель: Пименова О. Н.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
« Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратить этой работы
в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики»
К.Д. Ушинский.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Поэтому необходимо и целесообразно проводить с учениками 7 класса внеурочную работу по математике.
Цели проведения занятий:
Углубление и расширение знаний учащихся по математике;
Развитие математического кругозора, логического мышления;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
Разностороннее развитие личности.
Задачи:
Развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;
Развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего классного коллектива;
Воспитание настойчивости, инициативы.
В ходе проведения занятий учащиеся должны овладеть следующими умениями и способами действий:
Решения разнообразных задач , требующих поиска пути и способов решения;
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей, доказательности с помощью иллюстраций и аргументаций;
поиска, систематизации, анализа, классификации, использование различных источников информации.
Контроль знаний, умений и навыков включает соревнования и конкурсы, игры, олимпиады.
Обучающиеся должны подготовить 1-2 творческие работы и принять участие в выпуске стенгазеты.
В основе работы кружка лежит принцип эвристики.
Методы:
1.Специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)
2)Продуктивное творческое мышление.
3)Сократические беседы
4.Выведение следствий, установление аналогий.
5.Преобразование задач в равносильные ему путем переформулировки требования задачи, составления промежуточных задач.
Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 16 часов в первом полугодии.
Основное содержание
Признаки делимости. Задачи на делимость. Комбинаторная задача – флаги. Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел.
Решение занимательных задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. История дробей. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение логических задач. Знакомьтесь: Рене Декарт!
Пропорция. Золотое сечение. Задачи с многовариантными решениями. История рациональных чисел. Как возникла алгебра.
Леонард Эйлер и задачи, связанные с его именем. Биография Л.Эйлера.Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. Решение задач по принципу Дирихле.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол – во часов | Содержание деятельности | Учебно- методические средства обучения | Результат занятия (средства контроля) |
теоретическая | практическая |
| | 1 четверть | 8 | | | | |
1 | С. 6 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. | Решение задач | Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы. Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет | тестирование |
2. | 13 | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | | Решение задач | |
3. | 20 | Старинный способ решения задач на смеси и сплавы. | 1 | | Работа в группах: решение задач | |
4. | 27 | Леонард Эйлер и задачи, связанные с его именем. Биография Л.Эйлера. Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. | 1 | | Подготовка сообщения, работа с энциклопедиями и справочной литературой, работа с алгоритмом | выступление |
5. | О. 4 | История дробей. Решение нестандартных задач и старинных задач. | 1 | | Самостоятельная работа | |
6. | 11 | Школьный тур математической олимпиады. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. | 1 | | Решение задач | |
7. | 18 | Разбор заданий школьного тура математической олимпиады. | 1 | | Решение задач | конкурс на лучшую задачу |
8. | 25 | Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел. | 1 | | Решение задач | |
| | 2 четверть | 8 | | | | |
9. | Н. 8 | Решение задач по принципу Дирихле. | 1 | | Решение задач | Учебно-методические пособия по алгебре в 7 классе. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва, «Просвещение» Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение» НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС». Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение» Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. | тестирование |
10. | 15 | Комбинаторные задачи. Комбинаторная задача – флаги. | 1 | | Решение заданий повышенной трудности | |
11. | 22 | Логическая разминка: «Будь точен в вопросах». Логические задачи. | 1 | | Решение заданий повышенной трудности | тестирование |
12. | 29 | Наглядная алгебра. Решение логических задач. | 1 | | Работа в группах: инсценирование Схематическое изображение задач | тестирование |
13. | Д. 6 | Пропорция. Золотое сечение. | 1 | | Творческая работа | тестирование |
14. | 13 | Знакомьтесь: Рене Декарт! | 1 | | | |
15. | 20 | История рациональных чисел. | 1 | работа с информацией презентации | Работа в группе по составлению сообщений | викторина |
16. | 27 | Из истории алгебры. Признаки делимости. Задачи на делимость | 1 | | индивидуальная работа | выступление |
Литература:
1.Балк М, Балк Г.Поиск решения задачи, М-1983г.
2.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 6-8кл, М-Айрис-пресс, 2009г.
3.Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике 5-11кл,М-Глобус,2009г.
4.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11кл.,Волгоград, 2006г.
5. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-7классы, М-Илекса, 2011г.
6.НагибинФ.Ф., Канин Е.С., Математическая шкатулка, М-Просвещение, 1988г.
7.Гусев В.А., Комбаров А.П., Математическая разминка,М.-Просвещение,2005г.
8. Башмаков М.И. Математика в кармане КЕНГУРУ,М._Дрофа,2011г.