Муниципальное образовательное учреждение
Шипиловская ООШ
Утверждена
Приказ №________от _____. 09. 2019 год
Директор школы _________________Орлова Т. В.
Рабочая программа факультатива по
внеурочной деятельности
«Поклонимся великим
тем годам…»
(2 –е полугодие)
Учитель: Пименова О. Н..
2019 – 2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию для учащихся 5 – го класса
«Поклонимся великим тем годам!»
Нет в России семьи такой, где не славен был свой герой…
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Сегодня, когда такие вопросы гражданского воспитании, как представление о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение ценности и содержания понятий "служение Отечеству"; этических категорий "свобода и ответственность", мировоззренческих понятий "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.; развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, - становятся основными в воспитании и социализации учащихся, данная программа является наиболее актуальной
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями).
Методического пособия для классных руководителей 5-11 класс, «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – Москва, 2008 г.-112 с.
Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения к истории своего народа времен Великой военное время, воспитание гражданской и социальной активности.
Задачи:
формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
развитие навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и историческими документами;
повышение уровеня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся.
воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших.
Формы и методы работы
• познавательная;
• просмотр презентаций и видеофильмов;
• проектная деятельность;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
Ожидаемые результаты:
Личностные
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своей страны, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к истории своего народа;
воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа, воспитание патриотизма;
совершенствование нравственных качеств учащихся.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
организация группового дела;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
стремление к познанию;
На протяжении полугодия учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ и оформляют накопленный материал в виде презентаций.
Содержательные линии программы:
Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест исторических сражений и расположения концлагерей.
Ценностная– предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует созданию объединения мини проектов в единый исследовательский проект.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Колич.часов |
дата | | |
1. | 11.01 | Нападение гитлеровских войск на СССР. Брестская крепость. Песня «Священная война». | 1 |
2. | 18.01 | Битва за Москву. Герои – панфиловцы. Подвиг Зои Космодемьянской. Песни «Москвичи» и «У деревни Крюково» | 1 |
3. | 25.01 | Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Детские дома на территории Мышкинского района Ярославской области. | 1 |
4. | 1.02 | Сталинградская битва. Песня «Горячий снег» | 1 |
5. | 8.02 | Курская дуга. Песня «Соловьи» | 1 |
6. | 15.02 | Партизанское движение. Герои – партизаны. Песня «В землянке». | 1 |
7. | 22.02 | Мышкинцы – Герои ВОВ. Мышкинский мемориал Победы. | 1 |
8. | 1.03 | Нацистские концентрационные лагеря: «Бухенвальд», «Освенцим». Песня «Бухенвальдский набат» | 1 |
9. | 8.03 | Детство, опаленное войной. Пионеры – герои ВОВ: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Зина Портнова, Володя Дубинин. | 1 |
10. | 15.02 | Подвиги на всех фронтах ВОВ (Н. Гастелло, А. Матросов и др. ) Песня «В лесу прифронтовом» | 1 |
11. | 5.04 | Хатынь и другие преступления фашистов. | 1 |
12. | 12.04 | Трудовой подвиг народа. | 1 |
13. | 19.04 | Взятие Берлина. Победа советских войск над фашистскими захватчиками. | 1 |
14 | 26.04 | Первые послевоенные годы. | 1 |
15. | 3.05 | Великие полководцы ВОВ. Знакомство с книгами о земляках «Бессмертный полк», «Для жизни вечной» | 1 |
16. | 10.05 | Знакомство с сайтами «Подвиг народа» и «Мемориал» | 1 |
17. | 17.05 | Работа над проектом «ВОВ в жизни моей семьи». | 1 |
18. | 24.05 | Не гаснет Памяти свеча. Защита проектов. | 1 |
| Итого: | 18 |
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.
4. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005. – 512 с., ил.
5. Великая Отечественная война и Ярославский край. Библиотека ярославской семьи. ; М. В. Александрова. – Рыбинск, Медиарост, 2015 – 224 с. ил.
Литература для учащихся:
Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. – 478 с.
Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
Алексеев, С. П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага).
Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.
Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев; худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. – 509 с. - (К 50-летию Великой Победы).
Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).
Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
зы/ Г. Я. Бакланов. - М. :Моск. рабочий, 1995. - 491 с.
Баруздин, С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск :Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. – 63 с.
Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата :Жальн, 1991. – 381 с. – Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?
Богомолов, В. О. Иван ;Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.
Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. – 429 с. – (Стражи побережья. Граница).
Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл.возр.] / Л. Ф. Воронкова ;худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. – 223 с.
Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993. – 431 с.
Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.
Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет.лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет.лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. – 446 с. : ил.
Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.
Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол.гвардия, 1991. - 415 с. - (Библиотека юношества).
Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ;худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит., 1991. – 240 с.
Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. :Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ; Предела нет.
Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. - (Отрочество. Серия книг для подростков).
Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова. – Л. : Дет.лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
Погодин, Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов.писатель, 1990. – 413 с.
Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. - М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).
Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл.возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. – 191 с.
Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).
Чернявский, М. Огненная баллада [для мл.возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.