Внеклассное мероприятие по чтению для учащихся 5-6 классов
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!
( сценарий конкурса чтецов)
Ход мероприятия
Ведущий:
- Ребята, сегодня мы с вами собрались поговорить о прекрасном времени года, которое воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники. Сегодня мы подведем итоги конкурса чтецов по теме «Здравствуй, гостья-зима!». Я хочу представить конкурсантов, которые одержали победу в классе и сегодня примут участие в празднике.
(представление конкурсантов)
- А помогут выбрать лучшего из лучших, достойного из достойных уважаемые члены жюри.
(представление членов жюри)
Итак, начинаем конкурс. Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте, о каком месяце идет в ней речь.
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
- Ребята, как называют ноябрь в народном календаре?
Ноябрь – предзимник.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зимы родной батюшка.
Ноябрь – ворота зимы.
- Почему так говорят?
Действительно, в ноябре до обеда – осень, а после обеда – зима. Поэтому, именно, в этом месяце мы встречаем зиму. А я приглашаю 1конкурсанта__________________ , который прочтет стихотворение «Здравствуй, гостья-зима!»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Ведущий:
С наступление зимы большие изменения происходят в природе.
- Какие перемены в природе вы заметили?
(ребята называют приметы зимы)
Многие писатели описывают зимнюю природу. Вот, например, как делает это Скребицкий в рассказе «Четыре художника».
«Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесная получилась картина»
- А как видят зимнюю природу поэты, об этом нам расскажет _____________, в стихотворении «____________________________» __________________________________________________________________.
Ведущий:
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
- Русский народ о зиме придумал много загадок, мы с вами сейчас постараемся их отгадать. Загадки написаны на снежинках, которые летят в нашем волшебном лесу (на доске).
(ребята подходят к доске,
снимают снежинку,
читают загадку и отгадывают ее)
Скатерть бела, все поле одела.
(Снег)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим.
(Коньки)
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
(Замерзший ручей)
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.
(Снежинки)
Ведущий:
Звенят сосульки в тишине —
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует по утру мороз
Узоры на окне,
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
- О том, как преобразил землю мороз, нам расскажет __________________,
в стихотворении «Не ветер бушует над бором…» А. Н. Некрасова.
Ведущий: С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая все кругом
Мягким бархатным ковром.
- Знаменитый русский композитор П. И. Чайковский в своем музыкальном альбоме «Времена года» зиме посвятил несколько композиций, я предлагаю вам прослушать одно из них и постараться нарисовать словесные картины, которые вы себе представили, слушая музыку.
(прослушивание музыкальной композиции «У комелька»)
- Расскажите, какие картины вы представили.
Ведущий:
Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой.
(выходит ученик и читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою-зимою»):
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой,—
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ведущий:
Все мы рады проказам матушки-зимы. Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, играют в снежки, катятся с горы на санках и на лыжах.
- А в какие игры любите играть зимой вы, ребята?
- О зимних забавах нам расскажет ____________________________________
в стихотворении
(ученик читает стихотворение Н. Белякова «На санках»):
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках’
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем.
Учитель: (на партах пословицы и поговорки о зиме)
Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Учащиеся:
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Новый год к весне поворот.
Ведущий: Изменила зима и жизнь животных: одни звери легли в спячку, другие - приготовили на зиму запасы еды и утеплили гнезда, третьи – сменили летнюю шубку на зимнюю, теплую. Перелетные птицы улетели в теплые страны, но не все птицы покинули свои родные места.
- Назовите птиц, которые остались зимовать на родине.
Тяжело им приходится суровой зимой. Об этом нам расскажет (ученик читает стихотворение С. А. Есенина «__________________________» ).
- Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам пережить холодную зиму?
(ребята рассказывают о том,
что нужно мастерить кормушки
и насыпать в них корм)
Ведущая:
Белым снегом все покрыло:
И деревья, и дома,
Свищет ветер легкокрылый.
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Вьется снег замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал .
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Мы для птиц кормушки ставим.
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях .
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Этими словами Г. Ладонщикова я хочу завершить наш конкурс, а жюри предлагаю подвести итоги и объявить результаты. А пока жюри работает, я предлагаю ребятам поиграть в игру «Зимние слова». Правила игры: ребята называют слова на зимнюю тему.
Жюри: (объявление результатов конкурса и награждение победителей)
Ведущий: Ребята, я поздравляю вас с началом зимы и желаю вам больше читать, любоваться природой, помогать птицам и играть с друзьями в веселые зимние игры.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
Скатерть бела, все поле одела.
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим.
Всю зиму лежал
у плетня за избой
В серебряных ножнах
кинжал голубой.
Покружились звездочки
в воздухе немножко,
Сели и растаяли
на моей ладошке.