Урок русского языка
в 3 классе
по программе «Перспективная начальная школа »
Тема: «Изменение существительных по падежам».
Учитель:
Келлер Елена Александровна
2016 год
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель:
- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся, опорные таблицы,
Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.
Ход урока:
I. Орг. момент. (слайд № 2) (1 мин.)
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
- Начнем скорей урок!
(Проверка готовности к уроку. Запись числа)
II. Минутка чистописания. (слайд № 3) (2 мин.)
ггг го год ог гора, горняк, пригорок
-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).
- По каким признакам определили?
- Фонетический анализ слова гора.(4б,4зв.,2гл.,2согл.,4 слога)
III. Постановка учебной задачи и её решение. (слайд № 4) (5 мин.)
- Прочитайте задание к упражнению № 58.ц2Стр.69
Кошка привыкла к Тиме.
Тима скучает без кошки.
- - - - - - - -
Он налил кошке молока.
- - - - -
Мальчик напоил кошку.
- - - - -
Он подружился с кошкой.
- - - - - - -
Тима рассказал о кошке другу.
- - - - - -
- В каком предложении слово кошка - подлежащее? (1)
- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)
- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (2-6).
- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)
- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)
- В какие словосочетания входит слово кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)
- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)
- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.
- Сколько предложений в тексте?
- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?
IV Введение в тему
3мин.
- Продолжите высказывания: (слайд № 5)
(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
( По щелчку мышью открыть запись на слайде: окончание.)
Физминутка 1,5мин.(подвижная)
V. Постановка темы урока. (3 мин.)
Слайд 6
- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существительных по вопросам.)
- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).
- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. (слайд № 6)
-Прочитайте в учебнике на странице 70 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.
- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.
- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.
- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.
Есть кто? что? кот (И.п.)
Нет кого? чего? кота (Р.п.)
VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)
слайд 7
- Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)
VII. Изучение нового материала.
Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)
- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 7)
И.п. | Именительный падеж |
Р.п. | Родительный падеж |
Д.п. | Дательный падеж |
В.п. | Винительный падеж |
Т.п. | Творительный падеж |
П.п. | Предложный падеж |
Грамотное списывание упр.58
6 мин. (слайд 8) Давайте определим падежи у слова кошка. Вспомните что для этого нужно сделать.
Знакомство с алгоритмом определения падежей. (слайд № 13) (2 мин.)
определи словосочетание, в которое входит это слово;
поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
проверь, какой именно это падежный вопрос.
Работа у доски. Упр. 58
(5мин.)
Выпишите все словосочетания из этого упражнения.
Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Физминутка для глаз.
1,5мин.
Самостоятельная работа (6 мин.)
(Слайд9)
- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Проверка самостоятельной работы. (слайд № 10)
5. Человек трудом красен. (Т.п.)
1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. По труду о человеке судят. (Д.п.)
4. Человек воспевает труд. (В.п.)
6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)
9). Стадия рефлексии. (1 мин.)
А сейчас давайте подведем итог нашего урока.
VIII. Итог. (2 мин.) Слайд 11
- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».
- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)
IX. Домашнее задание:. (слайд № ) (1 мин.)
Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Вспомнить алгоритм определения падежей.
Выполнить упражнение в рабочей тетради на стр.
Информационные ресурсы:
1. Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.
2 . Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига, 2008 г.
3. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.