СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока"Изменение существительных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа".

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока"Изменение существительных по падежам"»











Урок русского языка

в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа »

Тема: «Изменение существительных по падежам».







Учитель:

Келлер Елена Александровна



2016 год















Тип урока: урок формирования новых знаний.


Цель:

- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.


Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся, опорные таблицы,

Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.






Ход урока:

I. Орг. момент. (слайд № 2) (1 мин.)



Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

- Начнем скорей урок!



(Проверка готовности к уроку. Запись числа)




II. Минутка чистописания. (слайд № 3) (2 мин.)



ггг го год ог гора, горняк, пригорок

-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).

- По каким признакам определили?

- Фонетический анализ слова гора.(4б,4зв.,2гл.,2согл.,4 слога)











III. Постановка учебной задачи и её решение. (слайд № 4) (5 мин.)



- Прочитайте задание к упражнению № 58.ц2Стр.69

  1. Кошка привыкла к Тиме.

  2. Тима скучает без кошки.

- - - - - - - -

  1. Он налил кошке молока.

- - - - -

  1. Мальчик напоил кошку.

- - - - -

  1. Он подружился с кошкой.

- - - - - - -

  1. Тима рассказал о кошке другу.

- - - - - -

- В каком предложении слово кошка - подлежащее? (1)

- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)

- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (2-6).

- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)

- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)

- В какие словосочетания входит слово кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)

- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)

- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.

- Сколько предложений в тексте?

- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?

IV Введение в тему

3мин.

- Продолжите высказывания: (слайд № 5)



  • Имена существительные могут отвечать на вопросы …

(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:

кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)

  • При изменении существительного по вопросам изменяется его …

( По щелчку мышью открыть запись на слайде: окончание.)

Физминутка 1,5мин.(подвижная)







V. Постановка темы урока. (3 мин.)

Слайд 6

- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существи­тельных по вопросам.)

- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).

- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. (слайд № 6)

-Прочитайте в учебнике на странице 70 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.

- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.

- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.

- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.

Есть кто? что? кот (И.п.)

Нет кого? чего? кота (Р.п.)



VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)

слайд 7

- Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)

VII. Изучение нового материала.

Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)

- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 7)

И.п.

Именительный падеж

Р.п.

Родительный падеж

Д.п.

Дательный падеж

В.п.

Винительный падеж

Т.п.

Творительный падеж

П.п.

Предложный падеж



Грамотное списывание упр.58

6 мин. (слайд 8) Давайте определим падежи у слова кошка. Вспомните что для этого нужно сделать.

Знакомство с алгоритмом определения падежей. (слайд № 13) (2 мин.)



    1. определи словосочетание, в которое входит это слово;

    2. поставь к этому слову вопрос от слова-командира;

    3. проверь, какой именно это падежный вопрос.

Работа у доски. Упр. 58

(5мин.)

Выпишите все словосочетания из этого упражнения.

Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Физминутка для глаз.

1,5мин.

Самостоятельная работа (6 мин.)

(Слайд9)

- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

По труду о человеке судят.

Человек воспевает труд.

Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?





Проверка самостоятельной работы. (слайд № 10)



5. Человек трудом красен. (Т.п.)

1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3. По труду о человеке судят. (Д.п.)

4. Человек воспевает труд. (В.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)



9). Стадия рефлексии. (1 мин.)

А сейчас давайте подведем итог нашего урока.

  • Сколько падежей в русском языке?

  • К какому падежу относится существительное в начальной форме?И.п.


  • Назовите вопросы косвенных падежей. (Все вопросы падежей крое И.п.)




VIII. Итог. (2 мин.) Слайд 11



- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».

- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)

IX. Домашнее задание:. (слайд № ) (1 мин.)



  1. Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.

  2. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  3. Вспомнить алгоритм определения падежей.

  4. Выполнить упражнение в рабочей тетради на стр.



















Информационные ресурсы:



1. Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.

2 . Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига, 2008 г.

3. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.