Семинар для родителей по теме «Психическое здоровье детей».
Цель: систематизировать знания родителей о психологическом здоровье и создании условий в семье по сохранению психического здоровья детей.
Задачи:
- обозначение актуальности проблемы.
- выработка и принятие родителями механизмов и принципов эффективного сохранения психического здоровья ребёнка;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
Форма проведения – родительская гостиная в виде передачи « Пусть говорят»
Дети и родители – участники передачи;
Ведущий – классный руководитель;
Гости передачи - психолог детского центра « Созвездие»; врач – психиатр ЦРБ???
Слайд №1 (заставка передачи « Пусть говорят»)

В: Добрый вечер, здравствуйте! Я рада нашей сегодняшней встречи с вами.
Сегодня, хочу я вас просветить.
А может быть и озадачить…..
Поразмышлять, поговорить.
Немного посудачить.
Известно всем давным-давно,
Что есть у нас огромное богатство,
Оно человеку с рожденья дано.
Наверное, кто-то уже догадался, что же это за богатство?
(ответы родителей или детей)
Да, сегодня, мы будем говорить о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о здоровье, о детях, о здоровье наших детей.
Поэтому заседание нашей родительской гостиной, я хочу продолжить словами Эммануила Канта:
«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком – умным, красивым и здоровым».
Уважаемые родители, дети как вы понимаете смысл этих слов?
(ответы родителей и детей)
В: А сейчас настало время услышать о здоровье от гостьи нашей программы врача – невролог ЦРБ
(выступление)
- В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного и психологического здоровья.
О физическом здоровье мы уже много говорим и много делаем для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психологическом здоровье.
- Какая наука его изучает? (Психология)
Психология – это наука о душе. Значит, психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.
«Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:
-физическое здоровье
-психологическое здоровье: социальное здоровье; моральное здоровье; духовное здоровья.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека.
Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют по меньшей мере следующие, независимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает душой и телом);
б ) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Сегодня наша с вами задача научить детей быть здоровыми душой и телом.
В: Из сказанного, становится понятно, что психологическое здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А можем ли мы предположить какой фактор является главным в укреплении психологического здоровья. Об этом нам подробнее расскажет психолог центра « Созвездие».
(Выступление)
Важнейшим фактором укрепления психологического здоровья является СЕМЬЯ. Здоровье ребёнка на 100% зависит от родителей, от их мироощущения, образа мыслей. Существующие проблемы детско-родительских отношений могут привести к следующим последствиям:
снижение самооценки ребенка, для которого оценка результатов его учебы выступает как критерий оценки его личности в целом. Истоки проблем подростка лежат в младшем школьном возрасте, а вот проблемы нарушения психологического здоровья лежат в подростковом возрасте и это связано с самооценкой детей. В этом возрасте происходит кризис идентичности – подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Подросток начинает сопротивляться всем социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину и.т.д. Они надевают защитную маску « У меня всё хорошо», пряча чувство тревоги. В сложных случаях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днём. При пассивном варианте, при внешнем соблюдении правил и приличий, тоже наблюдается отказ от будущего в виде страха самоопределения - боязни думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремление цепляться за родителей, нежелание принимать самостоятельные решения.
Это является следствием неумения родителей демонстрировать ребенку свою безусловную любовь. Часто потребность в учебных достижениях не формируется, когда ребенок учится, ориентируясь только на поощрение.
Отставание в развитии самостоятельности и ответственности. Чаще всего это происходит при гиперопеке или гипоопеке со стороны родителей, которое приводит к формированию страха самостоятельных действий.
Слайд

Взрослым очень важно иметь целостную картину поведения ребёнка и на основании этой картины строить взаимоотношения с ним. Важно не потерять нить доверия, понять ребёнка, для этого надо увидеть его разным
В: Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни. Что семья может отдать ребенку? В чем её психологическая сила? Дом и предки играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Скажем, несколько сот лет назад этот вопрос вообще не возникал. Гармоническое развитие ребенка и его успешная социализация в обществе обеспечивались с помощью обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Можно сказать, что существовал внешне невидимый контроль семьи за приобретаемыми ребенком качествами. Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психологическая поддержка взросления ребенка исчезла. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
А дом, заставленный хорошим, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И окно с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.
В: Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя проймут, посочувствуют, поддержат? Как же выстроить такой Дом? С чего начать?
Давайте попытаемся построить такой дом. И приглашаю наших следующих участников ( входят дети)
Сейчас все мы разделимся на «строительные бригады», кждая брига будет выполнять своё задание:
* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые вы связываете с понятием «Дом». (Дом изображён на доске, слова вписываются в кирпичики)
Дом- это….(крепость, очаг…)
* Задание для 2-ой бригады: предложить несколько понятий, которые составляют «фундамент» Дома (например взаимопонимание), так же заносятся в рисунок, где находится фундамент
Вот мы и построили с вами настоящий уютный дом, в котором в котором вместе с вашей семьёй живут любовь, понимание, доброта, нежность, доверие.
Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом.
А дети это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Ведь недаром говорят, что дети – это цветы жизни, а уютному и прочному дому необходим ухоженный и красивый сад.
(Детям с помощью цветных маркеров предлагается на доске изобразить себя в виде растения (5–10минут), т.о. получается общий сад.
Сад и растения в нем”
получился общий сад.
Обсудите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, что они пожелают себе для собственного развития.
!!!!Очень важно учить детей ощущать радость жизни, чувствовать себя счастливым.
Период школьного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель нашей совместной работы, работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями.
“Чемодан со стрессами”
Обсудите с детьми широкий спектр причины стресса в жизни современного человека. Предложите технику “первой помощи” для самопомощи, которая призвана успокоить и не дать попасть во власть отрицательных эмоций. Дайте такую инструкцию: “представь, что в твоей комнате есть большой чемодан, который закрывается на ключ. Это волшебный чемодан, в который ты будешь класть все, что вызывает у тебя стресс. В чемодане будет храниться то, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Ничто не может вырваться оттуда само по себе. Но ты можешь достать сам свою проблему, сделать с ней что-нибудь и положить обратно, когда хочешь.Нарисуй свой волшебный чемодан и ключи к нему.Потом нарисуй все проблемы, которые вызывают у тебя стресс: это может быть внутри чемодана или возле него”. Через 15-20 минут дети показывают свои рисунки и обсуждают их:
что меня беспокоит, волнует?
что я делаю, когда нервничаю?
с кем я могу поговорить о своих стрессах?
когда я испытываю стресс в школе?
как мне удается справляться со стрессом?
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Кто же такой гармонично развивающийся человек? Мы полагаем, что гармонично развивающийся человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм и использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на Земле. Оно осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять необходимые социальные и семейные функции, то есть будет адаптирован к окружению и сумеет творчески. Мне представляется, что метафорой восприятия проблемы ребенка может стать сказка Г. Кононенко «Я иду к своей звезде», используемая нами в работе с детьми, которая могла бы быть интересной и для взрослых.
Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.
Однажды Ветерок гулял над полем, Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним пошучу, — подумал Ветерок. — Посмотрим, как быстро он мне повинуется».
Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть... Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее — но человек все шел и шел. «Это уж слишком», — подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле — давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять... Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.
— Да что же это такое? — воскликнул Ветерок. — Как такое может быть?
Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.
— Э-эй, Человек, почему ты меня не слушаешься?
— Я иду по дороге, — ответил тихо человек.
— Ну и что! Я тоже иду по дороге, Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.
— Я иду к своей звезде, — сказал в ответ человек.
— Интересно... — Ветерок некоторое время помолчал — Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нету, только солнце светит.
— Да, я знаю, но я иду к своей звезде.
«Что это за звезда такая? — подумал Ветерок. — Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу».
— Спасибо тебе, — неожиданно сказал человек.
— За что? — удивился Ветерок.
— За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче, и она освещает мой путь.
«Ну ничего себе, — подумал Ветерок, — за бурю еще и спасибо!»
— Послушай, Человек, а где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.
Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.
— Я понял!!! — закричал радостно Ветерок. — Я понял, где твоя звезда! Я все понял!
И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.
А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.
Взволновал ли вас этот текст? Чем?
Это мои собственные цели?
Почему так важно ставить цели?
Что нужно делать, чтобы стать оптимистом?
Скажите, уважаемые взрослые, а какое у вас было самое любимое занятие в детстве?
А у вас, дети?
В: Ну, конечно, же игра!
(Идёт игра по презентации)
В ней всегда есть элемент несовершенства, спонтанности, и она активизирует наш творческий потенциал , способности находить решения, делать правильный выбор.
Подведение итогов
Семья – это место приземления для старших,
стартовая площадка дл младших
и полигон взаимоотношений для каждого.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «я»
Кто платье сошьёт, постирает бельё
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя?
-«Я,я,я,»-Ева молвила –«я»
Сказала она знаменитых семь «я»
Итак, на земле появилась семья
Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от своих отцов.
Идёт презентация, девочки дарят подарок – песню, затем все дети дарят подарок мамам.
КОГДА уйдут дети
ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!
Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что сделали ваши дети.
Дело было вечером.
Делать было нечего.
— А у нас в квартире газ.
А у вас?
— А у нас водопровод.
Вот!
— А у нас сегодня папа
Пришел домой навеселе.
Кошку выбросил в окошко,
Вместо кошки стало две.
— А мой папа, между прочим,
Не ночует дома ночью.
— А мой папа—бегемот.
Его мама так зовет.
— Бегемотом удивил,
Да я у папы — крокодил.
Брат — осел, сестра—свинья.
Зоопарк, а не семья.
— А у нас соседка Нюра - дура,
У нее извилин мало.
Это мама так сказала.
— А у нас сосед соседа
Бил вчера велосипедом.
— Велосипедом - ерунда,
Вот мотоциклом — это, Да!
— Ах, ты драться? Получи!
Где тут были кирпичи?
Петя Вову колотил,
Вова Петю укусил.
Два забора поломали,
Две рубахи изодрали,
Час каталися в пыли,
А потом домой пошли.
Папа с мамой от ужаса белые:
«Что с ребенком улица сделала».
А ведь улица - дело пятое,
Ведь не улица виноватая!
- Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что делают ваши дети
Стихотворение «Для вас, родители».
Если ребенка лишь критиковать,
Он научится все отрицать!
Если он видит вокруг лишь врагов,
Будет драться вечно готов.
Если все время над ним издеваться,
Будет собственной тени стесняться.
Если взрослых поступки постыдные,
За себя постоянно ему будет стыдно!
Но если взрослые проявляют терпение,
Будет и он терпелив без сомнения!
Если поддержка его окружает,
В себе он уверенность приобретает.
Щедро хвалите его и тогда
Будет он жизнью доволен всегда!
Будьте к нему справедливы, люди,
И справедливым ребенок Ваш будет!
Любите его таким, каков он есть,
Ему не нужны заигрывания и лесть,
И он, как это свойственно детям,
Любовью горячей на это ответит.
Дороти Ло Нолте
Всё, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно. Януш Корчак.
Не забывайте эту мудрость
Истина должна быть пережита, а не преподана