СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

ТЕМА: «Восточные славяне в древности»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, верованиях славян.

Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Задачи развивающие: продолжить формирование умения извлекать необходимую информацию, используя иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.

Образовательные ресурсы Учебник «История России. Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; рабочая тетрадь к учебнику, карта «Расселение славян», проектор, презентация «Восточные славяне в древности», кластер «Занятия славян».

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Основные понятия: летопись, бортничество, долбленка, язычество, идолы, волхвы, системы земледелия: подсечно-огневая, переложная (залежная).















Ход урока.

Этапы урока, виды работы

Содержание урока

Примечание

I. Оргмомент


Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готовы к уроку.

Итак, давайте начнем.

1 Слайд

II.Мотивация учебной деятельности





















1.Мотивационная беседа

Россия - наша Родина. Она имеет тысячелетнюю историю. Россия по-прежнему остается самой большой страной в мире, а русский народ – одним из самых многочисленным. Россия – это страна, в которой живут более двухсот национальностей, различающихся по внешнему облику, языку и вероисповЕданию. Наша страна обладает огромными природными богатствами: полезными ископаемыми, лесами, плодородными почвами, большими и малыми реками.

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Но с чего же все начиналось?

Откуда есть пошла земля Русская?

Это та проблема, которую мы с вами рассмотрим на сегодняшнем уроке.


«Откуда есть пошла земля Русская» именно так начинается самая первая летопись, дошедшая до нас, называвшаяся «Повесть временных лет».

Написанная монахом Нестором в 12 веке.

Ребята, а вы знаете, что такое летопись?

Подумайте, какие 2 корня содержит слово летопись?

Лето и пис, а что же обозначают эти корни?

Поскольку год на Руси начинался летом, то и эти записи по годам именовались летописями.

Летопись – это изложение исторических событий, расположенных по годам.

Летопись расскажет нам сегодня о

расселении, занятиях и верованиях









2 Слайд














3 Слайд




4 Слайд









5 слайд



6 слайд

III. Изучение нового материала


Именно Повесть временных лет рассказывает нам о существовании союзов племен восточных славян.

Ребята, посмотрите пожалуйста на карту!

На территории Руси насчитывалось 12 союзов «племен» я их сейчас перечислю, а вы постарайтесь запомнить как можно больше их названий. Поляне, древляне, волыняне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи, северяне, уличи, хорваты, тиверцы, словене (Ильменские или Новгородские).

Как вы думаете почему племена так назывались?

О чем нам говорят их названия?

Где жили поляне?

А где жили древляне?

Их названия говорят об их расселении. Поляне жили в поле, древляне (от слова дерево) жили в лесу, дреговичи (дрягва - болото) жили на болотах.

Подумайте что влияло на расселение славян?

Посмотрите на карту, какие географические объекты видим?

1.Географические условия

2.Обилие рек (связь с древним миром Ребята, вы наверно помните, что первые цивилизации в древнем мире образовывались именно по берегам рек Нил, Тигр, Евфрат)

А теперь обратите внимание на картину «Славянский поселок».

Какие занятия жителей вы видите на картине?

А) земледелие

Б) скотоводство

В) рыболовство

Г) бортничество

Д) ремесло

Е) огородничество

И все же главное занятие славян - земледелие. Возделывать землю было сложно. Поэтому существовало 2 системы земледелия: залежная и подсечно- огневая. Первая использовалась в полях (поджигали траву и золой удобряли почву), вторая в лесах(срубали деревья, остатки оставляли сохнуть до лета, потом поджигали и золой удобряли почву).

А теперь, хотелось бы проверить насколько вы внимательно слушали. Приглашаю к доске самых внимательных! Соотнесите занятие славян и соответствующую занятию картинку

Игра на закрепление занятий славян

занятие

картинка

А) земледелие


Б) скотоводство


В) рыболовство


Г) бортничество


Д) ремесло


Е) огородничество










Ребята, проверьте насколько правильно выполнено задание у доски.

Молодцы! Надеюсь вы усвоили основные занятия славян.

А как вы думаете были ли верования у восточных славян?

Чему они поклонялись?

У восточных славян не было единого бога, как и у многих народов того времени. Вспомним древний Египет или древнюю Грецию. Все они обожествляли силы природы, поскольку не могли объяснить себе многие природные явления. Такие верования и называются языческими.

Как и в древней Греции у славян был верховный бог грома и молнии звали его Перун. Бог солнца Даждьбог, бог ветра Стрибог, бог огня Сварог, бог скотоводства Велос, богиня плодородия (другие источники покровительница ткачества и прЯдения) Мокошь.

Часто славяне делали изображения богов из дерева и камня и называли их идолами. К ним обращались за помощью, приносили жертвоприношения. А за правильностью выполнения обрядов следили волхвы - языческие жрецы.

Был еще и нижний мир. А чтобы понять, кто в него входил, давайте посмотрим несколько видеороликов.

Действительно, нижний мир состоял из леших, русалок, домовых, водяных.

Почему они до сих пор популярны и используются в кинематографе?

А вы согласитесь со мной, что в нашем сознании еще остались элементы язычества, а все потому что до нашего времени сохранились языческие праздники. Знаете какие?

Масленица и рождественские колядки и многие приметы.

И хотелось бы вам показать, как проходили колядки раньше.

Внимание на экран!

7 Слайд
































8Слайд









































9Слайд











10Слайд






11Слайд





12-15Слайд




16Слайд











17Слайд

IV.Заключение

Итак, вспомним ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке.

О том откуда есть пошла русская земля.

1.Что такое летопись?

2.Перечислите племена, которые вы уже запомнили…..

3.Какие системы земледелия существовали у славян?

4.Что такое идолы?

5.Кто такие волхвы?


VI. Домашнее задание.

§ 4, рабочая тетрадь №20-22

18Слайд

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята и напоследок.

Перед вами на экране картина, найдите на ней лишнее то, что не соотносится с занятиями восточных славян.

Ребята, что вам сегодня больше запомнилось на нашем уроке? А что понравилось?

Все сегодня молодцы, отлично поработали! Большое спасибо! Оценки за урок……

19Слайд