СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 3 классе "Колокольные звоны"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема четверти: «О чем рассказывает музыка» Тема урока «Колокольные звоны России» Тип урока: «Сообщение и усвоение новых знаний» Музыкальный материал: На вход: колокольный звон (Рождественский Киево-Печерской Лавры); Аудиозаписи колокольных звонов:(«Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон»); Д.Тухманов, Ю.Энтин «Колокольчик мой хрустальный». Цели и задачи: Цель: Сообшение и усвоение новых знаний об исконно русской традиции колокольного звона. Задачи: Образовательные: 1. Знакомство с исконно русской традицией - колокольным звоном, его значением и основными видами. 2. Разбор понятий: «Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон». 3. Проведение музыкальной викторины по определению видов колокольного звона (с целью закрепления полученных знаний). Развивающие: Пробуждение интереса детей к изучению истории православной культуры. Формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре. Развитие: способности творчески реагировать на изученные темы, кругозора, познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи), музыкального слуха (мелодического, темпового, ритмического, динамического), вокально-хоровых навыков выразительного исполнения (через песенный материал). Воспитательные: Формирование культуры слушателя и исполнителя; учебной дисциплины; Обогащение словаря детей новыми словами историко-культурологического значения; Воспитание любви к отечеству и отечественной культуре, к родному краю (региональный компонент). Методы и приемы: словесный ( беседа, рассказ, опрос, уточнение); наглядный (презентация); наглядно-слуховой (иллюстрации, прослушивание музыкального материала); собственный показ (пение, игра на фо-но); практический; контроля (поведения, участия в обсуждении темы урока); сравнения, анализа, сопоставления; музыкального обобщения; игровой («Звонница»); поощрения. Оборудование: Нотная хрестоматия. ТСО и КТ оборудование. Презентация «Колокольные звоны на Руси». Цветные карточки для викторины (оранжево-розово-голубого цвета). Карточки с названиями колокольных звонов и связанными с ними новых слов. Фарфоровый колокольчик, бубенчики. Структура урока: Организационный момент; Музыкальное приветствие; Беседа по теме; Прослушивание аудиозаписей; Музыкальная викторина: «Узнайколокольнй звон!»; Знакомство с новыми понятиями: колокольня, звонница, звонарь. Игра: «Звонница»; Знакомство с песней Д.Тухманова: «Колокольчик мой хрустальный»; ВХР; Обобщение, итог урока; Домашнее задание; Музыкальное прощание.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 3 классе "Колокольные звоны"»





Разработка урока музыки

Тема урока:

«Колокольные звоны России»















Хамуева Екатерина Владимировна


Тип урока: «Сообщение и усвоение новых знаний»

Музыкальный материал:

  • На вход: колокольный звон (Рождественский Киево-Печерской Лавры);

  • Аудиозаписи колокольных звонов:(«Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон»);

  • Д.Тухманов, Ю.Энтин «Колокольчик мой хрустальный».

Цели и задачи:

Цель: Сообшение и усвоение новых знаний об исконно русской традиции колокольного звона.

Задачи:

Образовательные:

  • 1. Знакомство с исконно русской традицией - колокольным звоном, его значением и основными видами.

  • 2. Разбор понятий: «Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон».

  • 3. Проведение музыкальной викторины по определению видов колокольного звона (с целью закрепления полученных знаний).

Развивающие:

  • Пробуждение интереса детей к изучению истории православной культуры.

  • Формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре.

Развитие:

  • способности творчески реагировать на изученные темы,

  • кругозора,

  • познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи),

  • музыкального слуха (мелодического, темпового, ритмического, динамического),

  • вокально-хоровых навыков выразительного исполнения (через песенный материал).

Воспитательные:

  • Формирование культуры слушателя и исполнителя;

  • учебной дисциплины;

  • Обогащение словаря детей новыми словами историко-культурологического значения;

  • Воспитание любви к отечеству и отечественной культуре, к родному краю (региональный компонент).

Методы и приемы:

  • словесный ( беседа, рассказ, опрос, уточнение);

  • наглядный (презентация);

  • наглядно-слуховой (иллюстрации, прослушивание музыкального материала);

  • собственный показ (пение, игра на фо-но);

  • практический;

  • контроля (поведения, участия в обсуждении темы урока);

  • сравнения, анализа, сопоставления;

  • музыкального обобщения;

  • игровой («Звонница»);

  • поощрения.

Оборудование:

  • Нотная хрестоматия.

  • ТСО и КТ оборудование.

  • Презентация «Колокольные звоны на Руси».

  • Цветные карточки для викторины (оранжево-розово-голубого цвета).

  • Карточки с названиями колокольных звонов и связанными с ними новых слов.

  • Фарфоровый колокольчик, бубенчики.

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. Музыкальное приветствие;

  3. Беседа по теме;

  4. Прослушивание аудиозаписей;

  5. Музыкальная викторина: «Узнайколокольнй звон!»;

  6. Знакомство с новыми понятиями: колокольня, звонница, звонарь.

  7. Игра: «Звонница»;

  8. Знакомство с песней Д.Тухманова: «Колокольчик мой хрустальный»;

  9. ВХР;

  10. Обобщение, итог урока;

  11. Домашнее задание;

  12. Музыкальное прощание.

ХОД УРОКА:

Оргмомент. Вход учащихся в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие. Настройка на тему урока: спрашиваю о том, что ребята слышали, когда входили в класс и о чем будет сегодня наш урок? (ответы детей).Подтверждаю верные ответы, перехожу на беседу по теме (слайд 1).

Помогаю вспомнить, о каком празднике, который был совсем недавно, напомнил нам этот радостный колокольный звон?(ответы детей). Верно, Рождество Христово!

Показываю детям фарфоровый колокольчик

-Унас сегодня в гостях колокольчик непростой, волшебный. Он всем дарит радость и хорошее настроение и тем, кто будет на уроке хорошо работать, можно будет в него позвонить (использую метод поощрения).


-А вы знаете где и когда появились первые колокола? Рассказываю им удивительную и прекрасную легенду(церковное предание) о том, как возник первый колокол (слайды 2-3).(Приложение)

-Использование колокольного звона самое разнообразное. И не всегда о радостных событиях возвещал колокол. Но сегодня мы будем говорить о самом прекрасном его назначении – возвещать о начале церковной службы, т.е. созывать на молитву в храм!

Рассуждаем вместе о том, как колокол разговаривает (показываю слайд4 об устройстве колокола).Провожу аналогию с человеческой речью (язык колокола). Говорим об основных средствах музыкальной выразительности колокольного звона (темп, ритм, регистр, тембр, динамика) и от чего они зависят (размер, форма, материал, из которого изготавливают колокола).

Знакомлю детей с тремя основными видами церковного звона(слайд5):Благовест, Перезвон, Трезвон. (Аудиозапись, на доске - цветные карточки с названиями).

После прослушивания и сравнительной беседы о том, что услышали дети в каждом из видов церковного звона, провожу небольшую музыкальную викторину на закрепление (на столах у детей приготовлены карточки трех цветов, соответственно обозначающие тот или иной звон). Подвожу итог музыкальной викторины.

-А вы знаете как называется дом, где живут колокола?(ответы детей). Верно,колокольня! Синоним - звонница(слайд 6).Может ли колокол сам звонить? (ответы детей). Кто нужен для того, чтобы колокол зазвонил? (ответы детей).Правильно – звонарь!(слайд 7).Карточки с новыми словами на доске.

Рассказываю о том, что в историческом центре нашего города – Спасской церкви находится школа звонарей(слайд 8). Каждое воскресенье в 12 часов дня проходит занятие для всех желающих научиться этому непростому делу.

Провожу игру в звонницу (слайд 9). Делю класс на две группы(по рядам). Первый ряд имитирует звучание Благовеста (большой колокол): «Дон, Дон, Дон…» (Iст. в C-dur), второй –звучание средних колоколов (Перезвон): «Динь-Дон, Динь-Дон…»(V-Iст.в C-dur). . Показываюкак это должно звучать (на фо-но).Отрабатываю отдельно с каждой группой, затем вместе. Когда увижу, что у детей хорошо получается, вступаю «маленьким колоколом»: «Дон-ди-ли-Дон (V-V-VI-V),Дон-ди-ли-Дон (V-V-VI-V), Дон-ди-ли-Дон-ди-ли-Дон-дили-дон) (V-V-VI-V-V-VI-V-V-VI-V).(Трезвон).

Одобряю детей (хорошая звонница получилась!). Одновременно выясняю, какие виды звонов мы использовали в данной игре (все, с которыми мы познакомились!). (Метод закрепления и частного вывода).

Подвожу детей к мысли о том, что все великие русские композиторы обращались в своем творчестве к колокольному звону. Задаю вопрос: почему, с чем это было связано? (распространенность колокольных звонов на Руси, детские впечатления, национальные черты русского характера и др.). Подтверждаю верные ответы.

Говорю о том, что в своих произведениях композиторы подчеркивали колокольным звоном, как правило, особо значимое сценическое действо. Например, М.И.Глинка в своей опере «Иван Сусанин» в заключительном хоре «Славься». Его по праву называют лучшим гимном России!(Аудио или видеозапись) (наслоение на партию оркестра и хора колокольного звона). Роль колокольного звона: выражение народного торжества, ликования!

Сегодня мы с вами познакомимся с песней композитора Давида Тухманова на слова поэта Юрия Энтина «Колокольчик мой хрустальный».Это песня из музыкальной сказки(слайд 10-11).

Даю детям установку на слушание и задание: о чем эта песня? (Аудиозапись). Беседа с детьми о содержании песни (помогаю наводящими вопросами. (Например: в сказке что с чем борется? – Добро со Злом! Верно!)

Вокально – хоровая работа: проговариваем вместе текст 1-го куплета, в темпе, в котором будет звучать песня. Объясняю значение непонятных слов. При разучивании песни использую метод эха. Слова песни – на экране! (слады12-17).

Итог урока. Благодарю детей за активное участие и хорошую работу! Как и было обещано, разрешаю позвонить в наш «волшебный» колокольчик. Напоминаю, что он дарит всем радость и хорошее настроение!

Д/З: Нарисовать рисунок колокола.

Приложение: легенда(предание) о колоколах.

Любая встреча с колокольчиком, будь то в поле, на лугу, в лесу или в степи приносит настоящую радость, вызывает восторг и пробуждает вдохновение.

По всей видимости, похожие чувства испытал и святой Павлин Милостивый (353-431гг.), епископ Ноланский.

Однажды он возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) после обозрения своей епархии. И присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Удивительное, сказочной красоты место очаровывало, располагая к тому, чтобы прилечь и немного отдохнуть.

В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение.Святой Павлин поспешил в Нолу и сразу заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка.С тех пор все мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!