Разработка урока музыки
Тема урока:
«Колокольные звоны России»
Хамуева Екатерина Владимировна
Тип урока: «Сообщение и усвоение новых знаний»
Музыкальный материал:
На вход: колокольный звон (Рождественский Киево-Печерской Лавры);
Аудиозаписи колокольных звонов:(«Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон»);
Д.Тухманов, Ю.Энтин «Колокольчик мой хрустальный».
Цели и задачи:
Цель: Сообшение и усвоение новых знаний об исконно русской традиции колокольного звона.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство с исконно русской традицией - колокольным звоном, его значением и основными видами.
2. Разбор понятий: «Благовест»,«Перезвон»,«Трезвон».
3. Проведение музыкальной викторины по определению видов колокольного звона (с целью закрепления полученных знаний).
Развивающие:
Пробуждение интереса детей к изучению истории православной культуры.
Формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре.
Развитие:
способности творчески реагировать на изученные темы,
кругозора,
познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи),
музыкального слуха (мелодического, темпового, ритмического, динамического),
вокально-хоровых навыков выразительного исполнения (через песенный материал).
Воспитательные:
Формирование культуры слушателя и исполнителя;
учебной дисциплины;
Обогащение словаря детей новыми словами историко-культурологического значения;
Воспитание любви к отечеству и отечественной культуре, к родному краю (региональный компонент).
Методы и приемы:
словесный ( беседа, рассказ, опрос, уточнение);
наглядный (презентация);
наглядно-слуховой (иллюстрации, прослушивание музыкального материала);
собственный показ (пение, игра на фо-но);
практический;
контроля (поведения, участия в обсуждении темы урока);
сравнения, анализа, сопоставления;
музыкального обобщения;
игровой («Звонница»);
поощрения.
Оборудование:
Нотная хрестоматия.
ТСО и КТ оборудование.
Презентация «Колокольные звоны на Руси».
Цветные карточки для викторины (оранжево-розово-голубого цвета).
Карточки с названиями колокольных звонов и связанными с ними новых слов.
Фарфоровый колокольчик, бубенчики.
Структура урока:
Организационный момент;
Музыкальное приветствие;
Беседа по теме;
Прослушивание аудиозаписей;
Музыкальная викторина: «Узнайколокольнй звон!»;
Знакомство с новыми понятиями: колокольня, звонница, звонарь.
Игра: «Звонница»;
Знакомство с песней Д.Тухманова: «Колокольчик мой хрустальный»;
ВХР;
Обобщение, итог урока;
Домашнее задание;
Музыкальное прощание.
ХОД УРОКА:
Оргмомент. Вход учащихся в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие. Настройка на тему урока: спрашиваю о том, что ребята слышали, когда входили в класс и о чем будет сегодня наш урок? (ответы детей).Подтверждаю верные ответы, перехожу на беседу по теме (слайд 1).
Помогаю вспомнить, о каком празднике, который был совсем недавно, напомнил нам этот радостный колокольный звон?(ответы детей). Верно, Рождество Христово!
Показываю детям фарфоровый колокольчик
-Унас сегодня в гостях колокольчик непростой, волшебный. Он всем дарит радость и хорошее настроение и тем, кто будет на уроке хорошо работать, можно будет в него позвонить (использую метод поощрения).
-А вы знаете где и когда появились первые колокола? Рассказываю им удивительную и прекрасную легенду(церковное предание) о том, как возник первый колокол (слайды 2-3).(Приложение)
-Использование колокольного звона самое разнообразное. И не всегда о радостных событиях возвещал колокол. Но сегодня мы будем говорить о самом прекрасном его назначении – возвещать о начале церковной службы, т.е. созывать на молитву в храм!
Рассуждаем вместе о том, как колокол разговаривает (показываю слайд4 об устройстве колокола).Провожу аналогию с человеческой речью (язык колокола). Говорим об основных средствах музыкальной выразительности колокольного звона (темп, ритм, регистр, тембр, динамика) и от чего они зависят (размер, форма, материал, из которого изготавливают колокола).
Знакомлю детей с тремя основными видами церковного звона(слайд5):Благовест, Перезвон, Трезвон. (Аудиозапись, на доске - цветные карточки с названиями).
После прослушивания и сравнительной беседы о том, что услышали дети в каждом из видов церковного звона, провожу небольшую музыкальную викторину на закрепление (на столах у детей приготовлены карточки трех цветов, соответственно обозначающие тот или иной звон). Подвожу итог музыкальной викторины.
-А вы знаете как называется дом, где живут колокола?(ответы детей). Верно,колокольня! Синоним - звонница(слайд 6).Может ли колокол сам звонить? (ответы детей). Кто нужен для того, чтобы колокол зазвонил? (ответы детей).Правильно – звонарь!(слайд 7).Карточки с новыми словами на доске.
Рассказываю о том, что в историческом центре нашего города – Спасской церкви находится школа звонарей(слайд 8). Каждое воскресенье в 12 часов дня проходит занятие для всех желающих научиться этому непростому делу.
Провожу игру в звонницу (слайд 9). Делю класс на две группы(по рядам). Первый ряд имитирует звучание Благовеста (большой колокол): «Дон, Дон, Дон…» (Iст. в C-dur), второй –звучание средних колоколов (Перезвон): «Динь-Дон, Динь-Дон…»(V-Iст.в C-dur). . Показываюкак это должно звучать (на фо-но).Отрабатываю отдельно с каждой группой, затем вместе. Когда увижу, что у детей хорошо получается, вступаю «маленьким колоколом»: «Дон-ди-ли-Дон (V-V-VI-V),Дон-ди-ли-Дон (V-V-VI-V), Дон-ди-ли-Дон-ди-ли-Дон-дили-дон) (V-V-VI-V-V-VI-V-V-VI-V).(Трезвон).
Одобряю детей (хорошая звонница получилась!). Одновременно выясняю, какие виды звонов мы использовали в данной игре (все, с которыми мы познакомились!). (Метод закрепления и частного вывода).
Подвожу детей к мысли о том, что все великие русские композиторы обращались в своем творчестве к колокольному звону. Задаю вопрос: почему, с чем это было связано? (распространенность колокольных звонов на Руси, детские впечатления, национальные черты русского характера и др.). Подтверждаю верные ответы.
Говорю о том, что в своих произведениях композиторы подчеркивали колокольным звоном, как правило, особо значимое сценическое действо. Например, М.И.Глинка в своей опере «Иван Сусанин» в заключительном хоре «Славься». Его по праву называют лучшим гимном России!(Аудио или видеозапись) (наслоение на партию оркестра и хора колокольного звона). Роль колокольного звона: выражение народного торжества, ликования!
Сегодня мы с вами познакомимся с песней композитора Давида Тухманова на слова поэта Юрия Энтина «Колокольчик мой хрустальный».Это песня из музыкальной сказки(слайд 10-11).
Даю детям установку на слушание и задание: о чем эта песня? (Аудиозапись). Беседа с детьми о содержании песни (помогаю наводящими вопросами. (Например: в сказке что с чем борется? – Добро со Злом! Верно!)
Вокально – хоровая работа: проговариваем вместе текст 1-го куплета, в темпе, в котором будет звучать песня. Объясняю значение непонятных слов. При разучивании песни использую метод эха. Слова песни – на экране! (слады12-17).
Итог урока. Благодарю детей за активное участие и хорошую работу! Как и было обещано, разрешаю позвонить в наш «волшебный» колокольчик. Напоминаю, что он дарит всем радость и хорошее настроение!
Д/З: Нарисовать рисунок колокола.
Приложение: легенда(предание) о колоколах.
Любая встреча с колокольчиком, будь то в поле, на лугу, в лесу или в степи приносит настоящую радость, вызывает восторг и пробуждает вдохновение.
По всей видимости, похожие чувства испытал и святой Павлин Милостивый (353-431гг.), епископ Ноланский.
Однажды он возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) после обозрения своей епархии. И присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Удивительное, сказочной красоты место очаровывало, располагая к тому, чтобы прилечь и немного отдохнуть.
В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение.Святой Павлин поспешил в Нолу и сразу заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка.С тех пор все мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.