Тема: «Права человека» 8 класс
Цели урока:
1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.
2. Познакомить их с международными документами о правах человека.
3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.
План урока:
1. Вступительное слово.
2. Права человека. Что это?
3. Международные документы о правах человека.
4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
5. Заключение.
Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.
Оборудование:
Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
Компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)
Тестовые вопросы для закрепления. (Приложение 2)
Высказывания на плакатах:
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)
«Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)
Выставка правовой литературы.
Ход урока.
1. Вступительное слово.
Уважаемые гости, учащиеся. Наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались. (слайд 1)
Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека. (слайд 2)
Запись темы урока в тетрадь.
2. Права человека
У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться. Но прежде, чем мы дадим определение понятию «право», давайте подумаем с какими словами ассоциируется у вас это словосочетание.
Возможные ответы учащихся.
(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)
Учитель.
Все высказывания ваши верны. Только нужно подчеркнуть, что все эти возможности человека обеспечиваются и охраняются государством.
Вопрос к классу. А что такое свобода?
(различные высказывания)
Учитель. А теперь давайте запишем эти первые понятия.
Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.
Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом. (слайд 3)
Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?
(Возможные ответы:
чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)
Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.
3. Международные документы о правах человека.
На прошлом уроке по обществознанию вы получили творческое задание. Класс был разделен на три группы. Нужно было представить, что вы находитесь на необитаемом острове. А так как человек существо (какое?) биосоциальное то вам нужно создать общество. А для создания идеального общества необходимо составить список прав его граждан. Итак, каждая группа должна представить список прав (представитель группы выходит и представляет на листе свой перечень. Учитель, просмотрев все три списка, здесь же подчеркивает те, которые повторяются. Так составляется итоговый перечень прав.). Итак, права вашего сообщества на необитаемом острове таковы: (перечислить).
А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.
Игра «Полет на воздушном шаре».
5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.
Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:
все равны перед судом и законом;
право на жизнь;
право на свободу;
право на охрану здоровья;
свобода слова;
свобода совести;
право вступать в общественные организации, объединения;
право на свободу труда;
право на жилище;
право на частную собственность;
право вступать в брак;
право на образование;
право на собрание и митинги;
право избирать и быть избранным.
Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).
Вопросы для обсуждения игры.
– Почему вы оставили именно эти 2 права?
(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.
Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)
А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).
– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной , так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)
– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)
– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)
– Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)
– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)
– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)
– 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»
Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.
4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
Мы не зря приводи этот урок именно 10 декабря.
10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов
С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.
Сообщение 1. (слайды 10-14)
Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.
Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.
В 1966г. декларация была дополнена 2 документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.
Сообщение 2. (слайды 15-27)
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.
Сообщение 3 (слайды 28-31)
Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Учитель
Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.
Назовите их?
(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.)
Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)
Учитель.
Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)
1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.
2. Декларация – это рекомендация, провозглашающая основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.
3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.
4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении
4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
Учитель. А теперь давайте поработаем с документами.
У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…
Задание классу.
Откройте ст.3 декларации,ст.6 Конвенции о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ и прочитайте
(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)
Вопрос к классу.
Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?
(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .
Учитель. Сколько статей содержит декларация?
Ответ. 30
Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?
Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.
Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?
Ответ. О свободе выражения своего мнения.
Учитель. Сравните ст.25 Декларации, ст.24 Конвенции, ст.41 Конституции РФ. О чем эти статьи?
Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.
Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?
Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.
Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.
Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)
Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинресен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся)
Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)
5. Заключение.
Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.
Приложение 1
Компьютерная презентация
Приложение 2
Вопросы к теме «Права человека»
Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.
Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.
Свобода есть право делать все, что позволено законом.
Свобода есть независимость от заветов Бога.
Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.
Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Выбери правильный ответ.
А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.
Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Верно только А;
Верно только Б;
Верны А и Б;
Неверны и А и Б.
Ответьте на вопросы «да» или «нет».
Демократия означает народовластие.
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.
Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.
Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.
Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.
Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.
В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.
Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.
В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.