СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ "Человек и Бог в православии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы  узнаете  ответы  на  такие  значимые  вопросы,  как:

Откуда  появились  небо  и  земля?

Как  устроен  наш  мир?

Задумаемся,  что  такое  душа  человека?

Как  жить  так,  чтобы  стать  счастливым  человеком?

Как  различать  добро  и  зло?

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ "Человек и Бог в православии"»

Ход урока.

слайд 1


I.Организация начала урока. Звучит  музыка ( Г.Гендель «Аллилуйя» )

IIПодготовка к восприятию нового материала.

1.Словарная работа

«Аллилуйя»-еврейское слово, обозначающее хвалите бога, прославляйте бога.

Сегодня  мы  продолжаем   изучение  нового  предмета  «Основы  православной  культуры».  На  этих  занятиях  мы  будем  вести  речь  о  самом  важном,  самом  главном,  что  есть  в  нашей  жизни.

-  Вы  узнаете  ответы  на  такие  значимые  вопросы,  как:

Откуда  появились  небо  и  земля?

Как  устроен  наш  мир?

Задумаемся,  что  такое  душа  человека?

Как  жить  так,  чтобы  стать  счастливым  человеком?

Как  различать  добро  и  зло?

слайд 2

 Прочитайте,  что  станет  темой  нашего  занятия?         (Ученик  читает   слова  на  доске.)

Человек  и  Бог  в  православии.

II.  Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (начало)

- Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

- Задумывались ли вы о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясните своё мнение по этому поводу.


3. Самостоятельная работа.

- Бог...

– А что значит Бог для каждого из вас? Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат солнышки. В центре крупно напишите слово БОГ. Но прежде прочитайте рубрику "Это интересно".

слайд 3

"Это интересно"

(Написано на интерактивной доске)

Большая буква.

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в таком случае пишем это слово с маленькой буквы.

Если мы говорим или упоминаем о Боге как о творце нашего мира, слово "Бог" пишется с большой буквы.



- На лучиках солнышка запиши те слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре солнышка.




- Положите это солнышко на край стола. Мы еще раз обратимся к нему попозже.

слайд 4



             4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

- Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человека.

-    А  откуда  появился  мир?

  Существует две версии. Некоторые люди говорят о теории большого взрыва во Вселенной. Тут на помощь приходят науки: астрономия, физика, биология.

А есть люди верующие и считающие, что Творцом всего явился Бог.

Давайте  подумаем  вместе.   Неужели  всё  возникло  случайно?   Вы  когда-нибудь  строили  дом  из  кубиков?  А  если  кубики  просто  высыпать  на пол, получится дом?

(Нет, его кто-то должен придумать и построить.)

-А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?

(Для того, чтобы появилась сказка, ее надо придумать и написать).

-   А  человек  мог  сделать  небо,  звёзды,  Солнце,  землю?

- Посмотрите мультфильм и ответьте на этот вопрос.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»


5. Работа над новой темой.

(На доске висит ватман. На нем нарисовано солнышко в правом верхнем углу).

-У нас есть солнышко. Чего у него не хватает?

(Лучиков).

- Есть на свете что-нибудь, что Бог сделать не может?

(Он все может).

- Приклеиваем лучик к солнышку: всемогущество.


- Бог - добрый. Что это значит?

(Делает добро миру, человеку).

- Бог нас любит? Он всех любит?

(Да.)

- Клеим лучик: любовь.

- Как вы думаете, было время, когда Бога не было?

(Он был всегда, ведь он сотворил мир. Он живет вне мира. Он всегда был, есть и будет.)

- Клеим третий лучик: вечность.

- Можно ли что-то скрыть от Бога? От мамы мы можем что-то скрыть. Например, тайно сделаем ей в подарок открытку. Но Бог все видит, все знает. Он знает, что в нашем сердце, о чем мы думаем.

Клеим 4-ый лучик: всеведение.


-   Ребята,  знаете  ли  вы,  кто  такие  христиане?

( Христиане - это люди, верующие в Бога Иисуса Христа, от родителей к детям несут христианскую веру уже много лет.)



У  кого  из  вас  мама,  папа,  бабушка,  другие  родственники  считают  себя  православными  христианами,  ходят  в  храм,  произносят  молитву?

-  Кто  из  вас  был  в  храме?

-  О  чём  человек  молится  в  храме?  Что  просит  в   молитвах  для  себя  и  своих  близких?

-  Чтобы  стать  православным  христианином,  человек  должен  креститься.  Кто  из  вас  крещёный?



- Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые верят в Бога и правильно славят его.

Б)   Рассказ  учителя.

-   К  сожалению,  есть  люди,  которые  ничего  не  знают  о  Боге  и  потому  считают,  что  Бога  нет.  Вы  можете  спросить: «А  разве  верующие  люди  видят  Бога?  Откуда  они  знают  о  нём?».

Мы  знаем  из  Библии,  что  Бог  невидим.  Но  ведь  многое  в  мире,  важное для  нас,  невидимо.  Мы  не  видим  воздух,  которым  дышим  и  без  которого  не  можем  жить.

Радость,  доброту,  любовь – прекрасные  чувства – тоже  нельзя  потрогать,  увидеть,  -  мы  их  ощущаем  сердцем.

Присутствие  Бога  верующие  люди  чувствуют  сердцем.  Каждый  православный  христианин  знает,  если  мы  обращаемся  к  Господу  (так  называют  Бога)  даже  мысленно,  про  себя  -  он  слышит  нас.

Обращение  человека  к  Богу  называют  молитвой.      Во  всех  трудных  жизненных  ситуациях  мы  можем  обращаться  к  Богу  с  молитвой,  просить  Его  помочь  нам.  И  эта  вера  придаёт  человеку  силы,  он  преодолевает  все  трудности  на  своём  пути,  совершать  добрые  поступки.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (конец)



Знакомство с Библией.



-  О  Боге  мы  узнаём  из  Библии (  Священного  Писания ).

(Показ Библии для детей).

- Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.

В Библии (Священном писании) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.

Библия  рассказывает  нам,  как  правильно  веровать  в  Бога  и  достойно  чтить  его.  Эта  книга  является  самой  читаемой,  её  читают  больше,  чем   какую- либо  другую  книгу  во  всём  мире.

Вывод:

- Что же значит для нас Бог?

слайд 5

Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.

- Проверьте ваши солнышки. Сверьте свои предположения.



- Что еще нарисовано на ватмане?

(Ромашка).

- Похожа ли ромашка на солнышко? Чем?

-Но она не светит. Образ Божий заключается в силах и свойствах человеческой души, но не в человеке.

На лучиках записаны свойства Бога. А человек может что-то сделать? Например, нарисовать картину, сочинить музыку, дом построить и т.д.

- Приклеиваем лепесток: творчество.

- Что написано на втором лучике?

(Любовь).

- Человек может любить?

(Мы можем очень любить маму, папу, сестренку.)

- То есть, мы можем любить. Клеим: любовь.


- Что написано на 3-ем лучике?

(Вечность).

- Было время, когда нас не было?

Да, например, 100 лет назад. У нас есть начало. А будет время, когда нас не будет?

(Когда мы умрем).

- У человека есть душа. Она бессмертна. Было время, когда ее не было? Тело умирает, а душа остается.

- Клеим лепесток: бессмертие души.

- Что написано на 4-ом лучике?

(Всеведение).

- Бог все знает. А человек может все знать?

- А может что-то узнать?

- У него есть разум, память, способность логически мыслить, думать.

Клеим лепесток: отражение.

Практическая работа.

- Мы разобрали свойства души, которые есть у каждого из нас. Сотворив человека, Бог дал ему особые дары.  Обратите  внимание  ещё  раз  на  тему  урока – «Человек  и  Бог  в  православии».   И  люди  издавна  задумывались,  какими  качествами  надо  обладать,  как  поступать,  чтобы  приблизиться   к  Богу.

-  Давайте  распределим  слова  на  две  группы: "Что  удаляет  человека  от  Бога?"  и  "Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?"

слайд 6

(Слова на листках. Дети выбирают напечатанное на листке слово и становятся в зависимости от ответа с левой или с правой стороны доски.)

(Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора)


      Что   удаляет  человека  

            от  Бога?

ненависть, капризность, ложь, лень, грубость, зависть, злость, клевета, гнев, воровство, жестокость









Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?

трудолюбие, скромность, послушание, честность, смирение, мудрость, доброта, совесть, милосердие, щедрость, любовь.













слайд 7


-   Как  можно  одним  словом   обобщить  слова  из  первой  лесенки?

 (  Добро.)

-   А  легко  ли  на  самом  деле  ежедневно  идти  по  этим  ступенькам?

-  Но  каждый  добрый  поступок  оставляет  след  в  сознании,  в  нашей  душе.  

-  Какие  ваши  поступки  вызывают  радость  родителей  и  окружающих?


Бабочки будут нашими добродетелями. Из какой бумаги будем их делать?

(Из яркой, т.к. они добродетели).

(Можно распечатать контуры бабочек. Дети раскрашивают их яркими карандашами).

- Данила, где твоя бабочка будет сидеть? Как ты ее назовешь? Какое качество тебе нравится в человеке или что ты хотел бы сделать?

-   Как  можно  одним  словом   обобщить  слова  из  второй  лесенки?  

 (  Зло.)

-Если мы в себя заглянем, всегда ли мы послушные, добрые? В нас живут нехорошие поступки. Давайте сделаем каких-нибудь червяков - это будут наши недостатки.

(Из ленточек, к ней приклеивается пасть - техника оригами. Можно распечатать.)

- Какие краски возьмем для червяков?

(Темно-зеленые).

- Куда будем крепить гусениц?

(Внизу ватмана).

- Легко ли нам будет жить с нашими недостатками? Очень тяжело избавиться от них. Давайте построим волшебный забор. Он не позволит гусеницам (нашим недостаткам) прогнать бабочек (наших добродетелей).

- Когда в нас злоба, как мы можем избавиться от нее?

(Сдержать себя).

- Для этого есть пост. - Это одна из штакетин нашего чудесного забора.

- У нас есть покровители, незримые помощники, и мы можем к ним обратиться. С чем?

молитвой).

- Это вторая штакетина.

- Но этого мало. Мы должны трудиться над собой. Когда мы учимся писать, сначала не получается, мы старательно выводим буквы, и потом мы научаемся писать красиво. Мы должны трудиться над собой.

-3-я штакетина забора - труд.

- У нас три штакетины: пост, молитва и труд. Если мы просто будем молиться, это поможет нам?

(Нет).

- Нужно все это делать вместе. Объединяющим началом является вера. Прибиваем планку и объединяем три штакетины.

слайд 8


Пособие "Пост"

(На столе учителя: ножницы, спички, пакетик чая, пустой стакан, баночка)

- Пост и молитва - два крыла. Есть ли такие люди, которые молятся и соблюдают посты?

(Батюшка, верующие...)

- А летать они умеют?

(Нет).

- У меня есть пакетик чая. Умеет он летать?

(Нет, падает).

- Почему он падает?

(Он завернут в фольгу, и она тянет его вниз).

-У нас в душе есть груз, который тянет вниз. Это грех.

А можем мы снять грех с души?

(Можем исповедоваться.)

- Исповедование - это раскаяние в своих грехах. И Господь через священника прощает человеку его грехи.

- Снимаем фольгу. Держим пакетик за веревочку. Он никуда не летит. Веревочка - это забытые человеком долги. Какие? Не выполнил данное обещание, не выучил уроки, не вернул вовремя в библиотеку книгу. С этим можно справиться?

(Да, попросить прощение ...)

- А если обидели и не попросили прощение? Например, наступили на ногу кому-то в магазине. И больше этого человека не встречали. Он был приезжий. Что делать? Как избавиться от этого греха?

- Пост - время помощи нам самим. Накануне Великого поста есть особенный день - Прощеное Воскресенье. Все люди в этот день просят прощение и сами прощают тех, кто их обидел.

- Отрываем от пакетика веревку. Можно избавиться от недостатков. Посмотрите, пакетик белый, чистый. Бог нам всегда готов помочь. Пост - это особое время. Например, стой и смотри на икону. В Храме не бегай. Можно почитать молитву. Если не знаешь молитву, то сделай хоть что-то, чуть-чуть навстречу Богу.

- В пакетике черные чаинки. Это наши грехи, которые тянут нас вниз. Что это? Кто-то смотрит долго мультфильмы - это грех? Кто-то любит сладкое - это грех?

(Нет.)

Просто нужно себя сдерживать: сможешь без конфет - съешь меньше; смотри меньше по времени мультфильмы.

- Высыпаем в стакан чаинки. Пакетик стал чистый, белый.

- Пост - два крыла. Он не нужен без молитвы. Что такое молитва?

(Разговор с Богом).

- Молитва должна быть горячей. Поджигаем пакетик, и пакетик полетел. Там прах. Что это? Это наши грехи полетели.

Рефлексия учебной деятельности.

-   Ребята,  на  какую  тему  мы  размышляли  сегодня  на  занятии?

-   Что  нового каждый  открыл  и  узнал  для  себя?

-   Над  какими  духовно-нравственными  проблемами  заставил  вас  задуматься  этот  урок?

-  Пожалуйста, в  завершении  нашего  урока,   напишите  на  листочках ,  какие  поступки  не  надо  совершать  в  жизни  или  какими  нужно  быть   людьми,  и  прикрепите  этот  листок  на  доску.

(Учащиеся получают листочки бумаги на этап рефлексии и пишут высказывания. Затем прикрепляют их на доску:

                                                               -  никогда  не  злорадствовать;  

нельзя  ненавидеть;

                                                               - не  дразнить  человека  обидными  словами;

                                                               -  не  драться;

                                                               -  не  красть,   не  обманывать;

                                                               -  не  поддаваться  дурным  примерам;

                                                               -  важно  быть  добрым  и  справедливым,  освобождаться  от  зла. )

Гости в это время выполняют творческие задания.

Творческие задания для гостей



  1. Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?

    • Бог Духом Своим находится везде во вселенной

    • Бог может находиться везде, если Он этого захочет

    • Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие

  2. Вера в Бога

    • Никак не отражается на жизни человека

    • Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться

    • Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила



  1. Почему Бога называют Творцом?

    • Бог был Сам сотворен

    • Он сотворил этот мир

    • Он помогает людям в творчестве

  2. Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

    • Он может все, кроме этого

    • Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом

    • Он не хочет избавлять мир от зла



5. распределите слова на 2 группы

грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки



Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Что помогает человеку быть дальше к Богу?









6. Что называют голосом Бога в человеке?

    • Совесть

    • Волю

    • Разум



7. Допиши фразу.

требовании, записке, молитве

В __________________человек может попросить у Бога помощи.



8. Продолжите фразу

явлениях природы, астрологическом прогнозе, Священном Писании

Бог открывает знание о Себе людям в __________________________.



- Что же Бог делает для человека?





слайд 10


Вывод: Что Бог делает для человека?

  • защищает и спасает

  • учит добру

  • помогает стать счастливым

слайд 11

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумилев

слайд 12


слайд 13


Домашнее задание (листы с домашним заданием раздаются детям).

Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему:

"Дорога Добра. Какая она?"

или

создать кадры мультфильма "Дни творения " (рядом с каждым "кадром" поставить цифру - по дням творения; можно кратко записать, что или кто был создан в этот день.)

- Творческие задания, которые получили гости, мы с вами разберем на следующем уроке.


- А сейчас послушайте притчу "Бог и человек".


Притча "Бог и человек" (просмотр видеофильма)


слайд 14