Ход урока.
слайд 1
I.Организация начала урока. Звучит музыка ( Г.Гендель «Аллилуйя» )
II. Подготовка к восприятию нового материала.
1.Словарная работа
«Аллилуйя»-еврейское слово, обозначающее хвалите бога, прославляйте бога.
Сегодня мы продолжаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». На этих занятиях мы будем вести речь о самом важном, самом главном, что есть в нашей жизни.
- Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы, как:
Откуда появились небо и земля?
Как устроен наш мир?
Задумаемся, что такое душа человека?
Как жить так, чтобы стать счастливым человеком?
Как различать добро и зло?
слайд 2
Прочитайте, что станет темой нашего занятия? (Ученик читает слова на доске.)
Человек и Бог в православии. |
II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.
Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (начало)
- Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».
- Задумывались ли вы о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясните своё мнение по этому поводу.
3. Самостоятельная работа.
- Бог...
– А что значит Бог для каждого из вас? Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат солнышки. В центре крупно напишите слово БОГ. Но прежде прочитайте рубрику "Это интересно".
слайд 3
"Это интересно"
(Написано на интерактивной доске)
Большая буква. Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в таком случае пишем это слово с маленькой буквы. Если мы говорим или упоминаем о Боге как о творце нашего мира, слово "Бог" пишется с большой буквы. |
- На лучиках солнышка запиши те слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре солнышка.

- Положите это солнышко на край стола. Мы еще раз обратимся к нему попозже.
слайд 4
4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»
- Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человека.
- А откуда появился мир?
Существует две версии. Некоторые люди говорят о теории большого взрыва во Вселенной. Тут на помощь приходят науки: астрономия, физика, биология.
А есть люди верующие и считающие, что Творцом всего явился Бог.
Давайте подумаем вместе. Неужели всё возникло случайно? Вы когда-нибудь строили дом из кубиков? А если кубики просто высыпать на пол, получится дом?
(Нет, его кто-то должен придумать и построить.)
-А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?
(Для того, чтобы появилась сказка, ее надо придумать и написать).
- А человек мог сделать небо, звёзды, Солнце, землю?
- Посмотрите мультфильм и ответьте на этот вопрос.
Просмотр мультфильма «Сотворение мира»
5. Работа над новой темой.
(На доске висит ватман. На нем нарисовано солнышко в правом верхнем углу).
-У нас есть солнышко. Чего у него не хватает?
(Лучиков).
- Есть на свете что-нибудь, что Бог сделать не может?
(Он все может).
- Приклеиваем лучик к солнышку: всемогущество.
- Бог - добрый. Что это значит?
(Делает добро миру, человеку).
- Бог нас любит? Он всех любит?
(Да.)
- Клеим лучик: любовь.
- Как вы думаете, было время, когда Бога не было?
(Он был всегда, ведь он сотворил мир. Он живет вне мира. Он всегда был, есть и будет.)
- Клеим третий лучик: вечность.
- Можно ли что-то скрыть от Бога? От мамы мы можем что-то скрыть. Например, тайно сделаем ей в подарок открытку. Но Бог все видит, все знает. Он знает, что в нашем сердце, о чем мы думаем.
Клеим 4-ый лучик: всеведение.
- Ребята, знаете ли вы, кто такие христиане?
( Христиане - это люди, верующие в Бога Иисуса Христа, от родителей к детям несут христианскую веру уже много лет.)
У кого из вас мама, папа, бабушка, другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм, произносят молитву?
- Кто из вас был в храме?
- О чём человек молится в храме? Что просит в молитвах для себя и своих близких?
- Чтобы стать православным христианином, человек должен креститься. Кто из вас крещёный?
- Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые верят в Бога и правильно славят его.
Б) Рассказ учителя.
- К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».
Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.
Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, - мы их ощущаем сердцем.
Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя - он слышит нас.
Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.
Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (конец)
Знакомство с Библией.
- О Боге мы узнаём из Библии ( Священного Писания ).
(Показ Библии для детей).
- Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.
В Библии (Священном писании) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.
Библия рассказывает нам, как правильно веровать в Бога и достойно чтить его. Эта книга является самой читаемой, её читают больше, чем какую- либо другую книгу во всём мире.
Вывод:
- Что же значит для нас Бог?
слайд 5
Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.
- Проверьте ваши солнышки. Сверьте свои предположения.
- Что еще нарисовано на ватмане?
(Ромашка).
- Похожа ли ромашка на солнышко? Чем?
-Но она не светит. Образ Божий заключается в силах и свойствах человеческой души, но не в человеке.
На лучиках записаны свойства Бога. А человек может что-то сделать? Например, нарисовать картину, сочинить музыку, дом построить и т.д.
- Приклеиваем лепесток: творчество.
- Что написано на втором лучике?
(Любовь).
- Человек может любить?
(Мы можем очень любить маму, папу, сестренку.)
- То есть, мы можем любить. Клеим: любовь.
- Что написано на 3-ем лучике?
(Вечность).
- Было время, когда нас не было?
Да, например, 100 лет назад. У нас есть начало. А будет время, когда нас не будет?
(Когда мы умрем).
- У человека есть душа. Она бессмертна. Было время, когда ее не было? Тело умирает, а душа остается.
- Клеим лепесток: бессмертие души.
- Что написано на 4-ом лучике?
(Всеведение).
- Бог все знает. А человек может все знать?
- А может что-то узнать?
- У него есть разум, память, способность логически мыслить, думать.
Клеим лепесток: отражение.
Практическая работа.
- Мы разобрали свойства души, которые есть у каждого из нас. Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии». И люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.
- Давайте распределим слова на две группы: "Что удаляет человека от Бога?" и "Что помогает человеку быть ближе к Богу?"
слайд 6
(Слова на листках. Дети выбирают напечатанное на листке слово и становятся в зависимости от ответа с левой или с правой стороны доски.)
(Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора)
Что удаляет человека от Бога? |
ненависть, капризность, ложь, лень, грубость, зависть, злость, клевета, гнев, воровство, жестокость |
|
|
|
|
|
|
Что помогает человеку быть ближе к Богу? трудолюбие, скромность, послушание, честность, смирение, мудрость, доброта, совесть, милосердие, щедрость, любовь. |
|
|
|
|
|
|
слайд 7
- Как можно одним словом обобщить слова из первой лесенки?
( Добро.)
- А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?
- Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.
- Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?
Бабочки будут нашими добродетелями. Из какой бумаги будем их делать?
(Из яркой, т.к. они добродетели).
(Можно распечатать контуры бабочек. Дети раскрашивают их яркими карандашами).
- Данила, где твоя бабочка будет сидеть? Как ты ее назовешь? Какое качество тебе нравится в человеке или что ты хотел бы сделать?
- Как можно одним словом обобщить слова из второй лесенки?
( Зло.)
-Если мы в себя заглянем, всегда ли мы послушные, добрые? В нас живут нехорошие поступки. Давайте сделаем каких-нибудь червяков - это будут наши недостатки.
(Из ленточек, к ней приклеивается пасть - техника оригами. Можно распечатать.)
- Какие краски возьмем для червяков?
(Темно-зеленые).
- Куда будем крепить гусениц?
(Внизу ватмана).
- Легко ли нам будет жить с нашими недостатками? Очень тяжело избавиться от них. Давайте построим волшебный забор. Он не позволит гусеницам (нашим недостаткам) прогнать бабочек (наших добродетелей).
- Когда в нас злоба, как мы можем избавиться от нее?
(Сдержать себя).
- Для этого есть пост. - Это одна из штакетин нашего чудесного забора.
- У нас есть покровители, незримые помощники, и мы можем к ним обратиться. С чем?
(С молитвой).
- Это вторая штакетина.
- Но этого мало. Мы должны трудиться над собой. Когда мы учимся писать, сначала не получается, мы старательно выводим буквы, и потом мы научаемся писать красиво. Мы должны трудиться над собой.
-3-я штакетина забора - труд.
- У нас три штакетины: пост, молитва и труд. Если мы просто будем молиться, это поможет нам?
(Нет).
- Нужно все это делать вместе. Объединяющим началом является вера. Прибиваем планку и объединяем три штакетины.
слайд 8
Пособие "Пост"
(На столе учителя: ножницы, спички, пакетик чая, пустой стакан, баночка)
- Пост и молитва - два крыла. Есть ли такие люди, которые молятся и соблюдают посты?
(Батюшка, верующие...)
- А летать они умеют?
(Нет).
- У меня есть пакетик чая. Умеет он летать?
(Нет, падает).
- Почему он падает?
(Он завернут в фольгу, и она тянет его вниз).
-У нас в душе есть груз, который тянет вниз. Это грех.
А можем мы снять грех с души?
(Можем исповедоваться.)
- Исповедование - это раскаяние в своих грехах. И Господь через священника прощает человеку его грехи.
- Снимаем фольгу. Держим пакетик за веревочку. Он никуда не летит. Веревочка - это забытые человеком долги. Какие? Не выполнил данное обещание, не выучил уроки, не вернул вовремя в библиотеку книгу. С этим можно справиться?
(Да, попросить прощение ...)
- А если обидели и не попросили прощение? Например, наступили на ногу кому-то в магазине. И больше этого человека не встречали. Он был приезжий. Что делать? Как избавиться от этого греха?
- Пост - время помощи нам самим. Накануне Великого поста есть особенный день - Прощеное Воскресенье. Все люди в этот день просят прощение и сами прощают тех, кто их обидел.
- Отрываем от пакетика веревку. Можно избавиться от недостатков. Посмотрите, пакетик белый, чистый. Бог нам всегда готов помочь. Пост - это особое время. Например, стой и смотри на икону. В Храме не бегай. Можно почитать молитву. Если не знаешь молитву, то сделай хоть что-то, чуть-чуть навстречу Богу.
- В пакетике черные чаинки. Это наши грехи, которые тянут нас вниз. Что это? Кто-то смотрит долго мультфильмы - это грех? Кто-то любит сладкое - это грех?
(Нет.)
Просто нужно себя сдерживать: сможешь без конфет - съешь меньше; смотри меньше по времени мультфильмы.
- Высыпаем в стакан чаинки. Пакетик стал чистый, белый.
- Пост - два крыла. Он не нужен без молитвы. Что такое молитва?
(Разговор с Богом).
- Молитва должна быть горячей. Поджигаем пакетик, и пакетик полетел. Там прах. Что это? Это наши грехи полетели.
Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?
- Что нового каждый открыл и узнал для себя?
- Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?
- Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках , какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.
(Учащиеся получают листочки бумаги на этап рефлексии и пишут высказывания. Затем прикрепляют их на доску:
- никогда не злорадствовать;
нельзя ненавидеть;
- не дразнить человека обидными словами;
- не драться;
- не красть, не обманывать;
- не поддаваться дурным примерам;
- важно быть добрым и справедливым, освобождаться от зла. )
Гости в это время выполняют творческие задания.
Творческие задания для гостей
Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?
Бог Духом Своим находится везде во вселенной
Бог может находиться везде, если Он этого захочет
Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие
Вера в Бога
Никак не отражается на жизни человека
Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться
Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила
Почему Бога называют Творцом?
Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?
Он может все, кроме этого
Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом
Он не хочет избавлять мир от зла
5. распределите слова на 2 группы
грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки
Что помогает человеку быть ближе к Богу? | Что помогает человеку быть дальше к Богу? |
| |
6. Что называют голосом Бога в человеке?
7. Допиши фразу.
требовании, записке, молитве
В __________________человек может попросить у Бога помощи.
8. Продолжите фразу
явлениях природы, астрологическом прогнозе, Священном Писании
Бог открывает знание о Себе людям в __________________________.
- Что же Бог делает для человека?
слайд 10
Вывод: Что Бог делает для человека?
слайд 11
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай Гумилев
слайд 12
слайд 13
Домашнее задание (листы с домашним заданием раздаются детям).
Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему:
"Дорога Добра. Какая она?"
или
создать кадры мультфильма "Дни творения " (рядом с каждым "кадром" поставить цифру - по дням творения; можно кратко записать, что или кто был создан в этот день.)
- Творческие задания, которые получили гости, мы с вами разберем на следующем уроке.
- А сейчас послушайте притчу "Бог и человек".
Притча "Бог и человек" (просмотр видеофильма)
слайд 14