СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Решение задач с использованием химического уравнения, если одно из веществ дано в избытке.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Решение задач с использованием химического уравнения, если одно из веществ дано в избытке.»

Тема урока: Решение задач с использованием химического уравнения, если одно из веществ дано в избытке.


Цель урока: познакомить обучающихся с выполнением расчетов по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

  • приобрести навык решения подобных заданий;

  • повторить химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • закрепить основные ЗУН по алгоритму решения расчетных задач по химии.

  1. Развивающая:

  • развитие логического, абстрактного мышления;

  • развитие навыков быстрого счета;

  • развитие способности концентрироваться при выполнении ответственного задания.

  1. Воспитательная:

  • Воспитание чувства ответственности обучающегося за свою работу.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы.

  3. Алгоритм решения задач.

  4. Подробный разбор задачи.

  5. Отработка навыка решения подобных задач.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Домашнее задание.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Тип урока: урок получения новых знаний и первичного их закрепления.

Методы, применяемые на уроке: объяснительно-иллюстративный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная беседа.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, презентация, ноутбук, проектор, мультимедийный экран.







Ход урока.

  1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте рабочую тетрадь, приготовьтесь к уроку.

  1. Актуализация темы.

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов:

  1. Что такое избыток?

  2. Что такое недостаток?

Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Мы будем решать задачи на избыток и недостаток.

Запишем сегодняшнее число и тему урока «Решение задач с использованием химического уравнения, если одно из веществ дано в избытке».

  1. Изучение нового материала.

Познакомимся с алгоритмом решения задач на избыток и недостаток.

Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:

  1. Записать условие и вопрос задачи (дано, найти).

  2. Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты).

  3. Найти количества исходных веществ.

  4. Определить избыточный и недостаточный реагенты.

  5. Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке.

  6. Правильно записать ответ.

А теперь попробуем решить задачу, пользуясь этим алгоритмом.

Пример решения задачи:

Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3 г хлорида кальция и 16,4 г фосфата натрия. Вычислите массу образовавшегося фосфата кальция.

Запишем условие задачи:

Дано:

m(CaCl2)=33,3 г

m(Na3PO4)=16,4 г

Найти:

m(Ca3(PO4)2)-?

Решение:

  1. Запишем уравнение реакции, расставим коэффициенты:


3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 ↓ + 6NaCl


  1. Найдем количества веществ, масса которых дана в условии задачи:

n=

M(CaCl2)= 1*40 + 2*35,5 = 111 г/моль

M(Na3PO4)= 3*23 + 1*31 + 4*16 = 69 + 31 + 64 = 164 г/моль

n(CaCl2)= = 0,3 моль


n(Na3PO4)= = 0,1 моль

  1. Над формулами веществ запишем данные о количестве веществ, найденных из условия задачи, а под формулами – стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакций

0,3 моль 0,1 моль х моль

3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 ↓ + 6NaCl

3 моль 2 моль 1 моль

  1. Определим, какой из реагентов взят в избытке. Для этого составим пропорцию соотношений количеств реагирующих веществ по условию и уравнению реакций:

˃ ; 0,1 ˃ 0,05 , значит

CaCl2 – в избытке, Na3PO4 – в недостатке.

Расчет ведем по Na3PO4.

  1. Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию:

= ; х = = 0,05

n(Ca3(PO4)2) = 0,05 моль

  1. Найдем массу вещества, которую требуется вычислить:

m = n * M

M(Ca3(PO4)2)= 3*40 + 2*31 + 8*16 = 120 + 62 +128= 310 г/моль

m(Ca3(PO4)2)= 0,05 моль * 310 г/моль = 15,5 г

  1. Запишем ответ:

Ответ: m(Ca3(PO4)2)=15,5 г

  1. Закрепление нового материала

2-59 из задачника.

Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии азотной кислоты массой 6,3 г с раствором, содержащим гидроксид натрия массой 2 г.

Дано:

m(HNO3)=6,3 г

m(NaOH)=2 г

Найти:

m(NaNO3)-?

Решение:

0,1 моль 0,05 моль х моль

HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O

1 моль 1 моль 1 моль

n=

M(HNO3) = 1*1 + 1*14 + 3*16 = 63 г/моль

M(NaOH) = 1*23 + 1*16 + 1*1 = 40 г/моль

n(HNO3)= = 0,1 моль

n(NaOH)= = 0,05 моль

˃ ; 0,1 ˃ 0,05 , значит

HNO3 – в избытке, NaOH – в недостатке.

Расчет ведем по NaOH.

= ; х = = 0,05

n(NaNO3) = 0,05 моль

m = n * M

M(NaNO3) = 1*23 + 1*14 + 3*16 = 85 г/моль

m(NaNO3) = 0,05 моль * 85 г/моль = 4,25 г

Ответ: m(NaNO3) = 4,25 г

2 – 63. Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии серной кислоты массой 9,8г с раствором, содержащим гидроксид кальция массой 14,8 г.

Дано:

m(H2SO4)=9,8 г

m(Ca(OH)2)=14,8 г

Найти:

m(CaSO4)-?

Решение:

0,1 моль 0,2 моль х моль

H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O

1 моль 1 моль 1 моль

n=

M(H2SO4) = 2*1 + 1*32 + 4*16 = 2 + 32 + 64 = 98 г/моль

M(Ca(OH)2) = 1*40 + 2*16 + 2*1 = 40 + 32 + 2 = 74 г/моль

n(H2SO4)= = 0,1 моль

n(Ca(OH)2)= = 0,2 моль

˂ ; 0,1 ˂ 0,2 , значит

H2SO4 – в недостатке, Ca(OH)2– в избытке.

Расчет ведем по H2SO4.

= ; х = = 0,1

n(CaSO4) = 0,1 моль

m = n * M

M(CaSO4) = 1*40 + 1*32 + 4*16 = 40 + 32 + 64 = 136 г/моль

m(CaSO4) = 0,1 моль * 136 г/моль = 13,6 г

Ответ: m(CaSO4) = 13,6 г

  1. Рефлексивно-оценочная часть.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

2 – 55. Смешали два раствора, содержащих соответственно гидроксид калия количеством вещества 3 моль и хлороводород количеством вещества 2,25 моль. Определите количество вещества образовавшейся соли.

2 – 58. Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии азотной кислоты массой 6,3 г с избытком гидроксида калия.

2 – 65. Вычислите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии раствора, содержащего нитрат свинца (II) массой 66,2 г, с раствором, содержащим сульфид натрия массой 31,6 г.

  1. Ребята, мы сегодня с вами познакомились с очень интересным типом задач по химии. Это расчеты по уравнению химических реакций, задачи «на избыток - недостаток». Мы с вами должны понимать, что самое главное – это научиться решать основные типы задач. Тогда любая более сложная задача, сможет быть решена вами с легкостью.

Спасибо за урок. До свидания.