1. | Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) | Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь. «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю», – гласит китайская пословица. Сегодня на уроке Вы будете не только слушать, но стараться понять услышанное, оценить, а, чтобы запомнить, выполните практическую работу. | Приветствует учащихся. Организует учащихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку. Эмоционально создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, создает эмоциональный настрой на совместную работу | Готовятся к уроку. Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. Погружаются в благоприятную атмосферу | Личностные: эмоциональный настрой на урок; самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. (10 минут) | 1. В предыдущей четверти мы изучали тему изготовление швейного изделия. А какого изделия? (ночная сорочка). А к какому виду одежды по носке (где или как, или на чём носим). А какой ассортимент изделий вы знаете, не только одежда? Т.е., что мы носим, что у нас в интерьере квартиры? А из чего их можно изготовить, т.е. изделия, которые мы носим, застилаем кровать и т.д.? А что это за материал? (Ткань) А только ли изделие можно изготовить из ткани? Сравните изделия (Слайд 1) Чем они отличаются? (Из ткани и из трикотажа) 2. В 5 классе мы с вами разбирали тему о творчестве, говорили об изделиях, которые создают люди. Карточки с вопросами прикреплены на доске в перевёрнутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос. Ответьте на вопросы: - Что такое декоративно – прикладное творчество, и на какие виды оно делится? - Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? - Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества? | Предлагает ответить на вопросы для проверки знаний. Выявляет уровень знаний. Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. | Отвечают на заданные вопросы. Анализируют, обобщают | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в коллективе Познавательные: умение анализировать объект с целью выделения признаков; выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. (10 минут) | Люди много придумали пословиц, связанных с творчеством. - С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. - Душу вложишь — все сможешь. - Не учи безделью, а учи рукоделью. (Слайд 2). Это ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, или ТВОРЧЕСТВО. А мы чаще называем РУКОДЕЛИЕМ. А всё это одним словом - «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА». Это раздел нашей программы по технологии. Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму на следующем слайде: (Слайд 3, 4). ЯНАЗВЕИ (вязание). Это первое слово темы. А теперь следующий слайд (Слайд 5), что вы видите на слайде, что это? Да, вы правы. Паутина? А что вы можете сказать об увиденном: красиво, оригинально, тонкая ажурная работа. А как вы думаете, почему именно паутина изображена и, чем она может быть связана с темой нашего урока? Обратите внимание на следующий слайд, это тоже паутина или нет? (Слайд 6). Если кто-знает, пока не говорите. А чтобы узнать второе слово, поработайте с буквами, с ними ещё хуже, они разбежались (слово ЧРОКЮК - крючок). (Слайд 7). Кто сложил слово, расскажите всё о предмете, не называя его, так, чтобы все поняли, что это за предмет. Итак, вы узнали второе слово нашей темы урока. (Слайд 8). Какая же тема нашего урока? Тема урока: «Вязание крючком». И так запишем, раздел «Художественные ремёсла», а тема урока: «Вязание крючком». (Слайд 9). Давайте вместе подумаем, чем мы займёмся на уроке, т.е. задачи на уроке. На этом уроке: (Слайд 10) 1. история вязания крючком (сообщение ученицы); 2. инструменты для вязания крючком (сообщение ученицы); 3. материалы для вязания крючком; 4. подбор крючка и пряжи; 5. начало вязания: воздушная петля, цепочка из воздушных петель (практическая работа) | Учитель в позиции консультанта побуждает обучающихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. Организует работу для определения темы урока. Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Просматривают слайды. Формулируют тему и цель урока. Формулируют задачи урока: 1. Изучить материалы и инструменты для вязания крючком. 2. Научится вывязывать начальную петлю и цепочку из воздушных петель. 3. Научиться вязать основные виды петель. 4. Овладеть основными безопасными приёмами работы крючком. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства её осуществления. Познавательные: умение анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, структурировать знания; выделять и формулировать задачи. Коммуникативные: работать индивидуально и в группе: находят общее решение; умение выражать свои мысли в устной форме. Личностные: активное погружение в тему, умение осознавать значимость поставленных учебных задач, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные: закрепление знаний по предыдущим темам |
4. | «Открытие нового знания» (15 минут) | Мотивация учебной деятельности Почему же вязание – это декоративно-прикладное искусство? Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой. Вязание крючком – распространенный вид рукоделия. Какие же изделия могут быть изготовлены в этой технике? Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами. Одним из способов украшения вещей является вязание. Занавески на окна, наволочки на диванные подушки и покрывала на кровати, диваны, кресла, коврики и панно, столовое белье, салфетки, сувениры, аксессуары (сумки, перчатки, шарфы…) и, конечно же, одежда. Головные уборы, обувь, зимняя и летняя, поясная и плечевая одежда (свитера, платья и др.). В настоящее время широко применяются различные вязаные отделки одежды: кружева, пуговицы, цветы, воротники, манжеты, вставки, рукава. Вязаные кружева могут быть использованы также для оформления вышитых салфеток, передников, постельного белья, занавесок на окна и других бытовых вещей (Слайд 10-14). Но прежде, чем продолжить дальше, мне хотелось бы спросить Вас, а кто знает, кто первым придумал вязать изогнутой палочкой, или в какой стране это было? Выступление ученицы. Сообщение, презентация. («История вязания крючком») Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы потребуются инструменты и материалы. (Слайд 15). Выступление ученицы. Сообщение, презентация. («История вязальных инструментов»). И так для работы нам потребуется крючок. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Позже форма, размер и материал крючка менялась вместе с тем как менялось его применение, появлялись новые техники и новые, более тонкие виды пряжи. Раньше крючки изготовлялись из: кости (слоновья кость, бивни, рог крупного рогатого скота), дерева. Позже их стали изготавливать из: меди и бронзы, а к началу прошлого века – из стали, тогда же в моду вошли и крючки с декоративным украшением на них (резьба на деревянных ручках, инкрустация). Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные, но в отличии от предыдущих мастеров, современные производители не менее радуют нас своими новинками, которые облегчают нам работу, такими как, например, крючки с подсветкой. Стоимость такого крючка 40 $. Крючки для вязания делают из различных материалов и различной толщины. Самые тонкие – из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева. Крючки бывают короткие (12-15 см) для обычного вязания и длинные (30 - 45 см), толстые и тонкие (№ 1-6). Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров. Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть. (Слайды 16, 17, 18, 19, 20). Для работы нужны материалы. Качество вязаного изделия зависит от ниток или пряжи, из которых оно выполнено. Нитки или пряжа должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити, а также и пряжу Выбрав нити для вязания, нужно подобрать к ним крючок. Крючок подбирают по толщине нити (нить должна быть в 1,5-2 раза толще углубления рабочей части) (Слайды 22,23). | Предъявляет требования к учебной деятельности учащихся. Направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. Сообщает новые знания. Организует фиксацию нового знания. Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность; Нацеливает на активную работу всех учащихся. Предлагает проанализировать информационные источники; Контролирует и подтверждает правильность выводов. Обобщает полученные результаты. | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, делают сообщения по теме. Работают с учебником. - Фиксируют в тетради основные понятия Формулируют критерии подбора используемого инструмента. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации и извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; структурирование знания; Коммуникативные: умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: умение давать определения новым понятиям по теме. Личностные: проявление интереса к новому содержанию; осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; |
5. | Физминутка (5 мин.) | Устали? Давайте разомнёмся. Поднимите плечи и опустите. Подвигайте плечами 10 раз, а теперь каждым плечом в отдельности, также 10 раз. А теперь повернитесь влево, вправо и так 10 раз. А теперь гимнастика для глаз. Сложите ладошки вместе и потрите их, так чтобы они разогрелись. Закройте разогретыми ладошками глазницы согрейте их, а затем постарайтесь подвигать глазами влево - вправо и так 10 раз, а затем вверх-вниз, а затем кругами. И так по 10 раз. Размялись? (Перемена) | Показывает физические упражнения, Создает условия для снятия переутомления у учащихся. | Выполняют физические упражнения. Учащиеся выполняют несложные движения туловищем, руками и ногами, чтобы размяться. А затем гимнастику для глаз. Высказывают свои мысли о пользе гимнастики. | Личностные: формирование ценности здорового образа жизни |
6. | Первичное закрепление нового материала (3-5 минут) | Ответы на вопросы 1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную? 2. Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно? 3. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? 4. Какие основные петли для вязания крючком, вы знаете? Как они называются? | Актуализирует полученные на уроке новые знания. Предлагает ответить на вопросы. Консультирует, контролирует, направляет, корректирует. | Слушают учителя. Обобщают новые знания. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, структурировать знания; выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. |
7. | Практическая работа (30 минут) | Презентация. | Показывает презентацию. Объясняет технику вязания крючком. Демонстрирует основные приемы вязания крючком. Сообщает учащимся название практической работы. Разъясняет задачи практической работы. Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы. Побуждает к выполнению самостоятельной работы. Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1. контролирует правильность выполнения приемов; 2. контролирует выполнение объема и качество работы, 3. контролирует соблюдение правил безопасной работы; 4. оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. | Организуют рабочее место. Повторяют правила безопасной работы. Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы. Выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, цепочки из воздушных петель, столбиков». Более успешные, осваивают вязание столбиков. | Личностные: осознание своих возможностей; мотивация на творческую деятельность; осознание ответственности за качество своей деятельности; умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; Регулятивные: умение планировать свою деятельность; осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; умение обосновывать критерии качества конечного результата и промежуточных операций Коммуникативные: умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: закрепление полученных знаний на уроке; применение новых знаний на практике. |
8. | Рефлексивная деятельность (3 минуты) | Прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. Целью нашего урока было освоение вами техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня впервые взяли крючок в руки. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома с выполнением основных видов петель. Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям, устаёт рука, значит вы неправильно держите крючок. Довольны ли вы своей работой на уроке? 3. Выставление оценок. | Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока. Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. | Анализируют и оценивают свои достижения, определяют значимость полученных знаний и умений для себя. Проводят самооценку. Оценивают работу одноклассников. | Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать мнение одноклассников; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. |