Разработка урока внеклассного чтения в 6 коррекционном классе
Тема: внеклассное чтение «Приключение Буратино или золотой ключик».
А. Толстой
Цель: 1. Развитие навыков (качеств) чтения; обучение краткому пересказу;
2. развитие интереса к самостоятельному чтению доступной детской художественной литературы;
3. коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщения; обогащение активного словаря
Предварительная работа: чтение художественного произведения; просмотр кинофильма; прослушивание аудиосказки; рисование иллюстраций к сказке; объяснение слов и выражений
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Как она называется, вы скажите, угадав загадку. Вы читали её самостоятельно дома.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут,
Скажите, как его зовут?
(Приключение Буратино или золотой ключик)
Вводная часть - Кто написал эту сказку?
(Алексей Толстой)
- Я расскажу немного об авторе этой сказки.
Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.
3.- А сейчас я предлагаю вам вспомнить и других героев этой сказки с помощью загадок. (Приложение 1). За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать по одному золотому сольдо. Посмотрим, сможешь ли ты сегодня разбогатеть как Буратино.
Загадки
Алексей Толстой когда-то
Книжку подарил ребятам
«Приключения Буратино».
В ней Пьеро есть и ……………………………(Мальвина)
Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился………………………………….(Буратино)
Кто за дверью жил сто лет
И картины знал секрет…
Этот мудрый старичок
Говорящий был…………………………(Сверчок)
Верный друг у кукол был,
Помогал и сторожил…-
Благороден и умён
Белый пудель…………………..(Артемон)
Никого пёс не боялся:
С крысой Шушарой сражался
И рычал в бою он басом
На злодея …………………..(Карабаса)
Хулиганили в округе
Кот Базилио с подругой…
Притворялась доброй лиской
Хитрая лиса ……………….(Алиска)
Кто пиявки добывал,
Всем леченье предлагал?
Сам был болен он и стар –
Друг злодея……………………(Дуремар)
Помните, как из кувшина
Слушал тайну Буратино?
Как сбежал он, ха-ха-ха…
На хвосте у………………(петуха)
Очутился на беду
Буратино, вдруг, в пруду…
До чего же страшно было,
Приплыла когда………………….(Тортила)
Много приключений было
С Буратино в сказке той:
Дарит старая Тортила
Куклам ключик………………….(золотой)
Он – актёр у Карабаса.
Он грустит, но он не плакса.
А для грусти есть причина –
Нравится ему Мальвина.
Даже больше, он влюблён,
Ей стихи слагает он, взяв бумага и перо.
Как поэта звать?.......................................(Пьеро)
- Давайте каждому персонажу подберём соответствующие черты характера.
Буратино – доверчивый, весёлый
Мальвина – красивая, воспитанная
Пьеро – грустный, влюблённый
Артемон – верный, отважный
Папа Карло – добрый, заботливый
Дуремар – болтливый, корыстный
Карабас-Барабас – злой, подлый
Лиса Алиса – хитрая, жадная
Кот Базилио – глупый, жадный
- А теперь разделим всех героев сказки на две группы. По какому принципу вы разделили героев на группы, объясните. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
4. Речевая разминка
-Сейчас ты прочтёшь небольшие отрывки из разных глав сказки. Постарайся прочесть без ошибок, соблюдая знаки препинания и интонацию. (Первое чтение про себя, второе чтение шёпотом и третье чтение вслух для всех.) (Приложение 2)
Приложение 2
Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.
По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, -маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.
Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей…
Улицу переходил полосатый кот Базилио. Которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался от этого.
Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка.
( Читает согласно инструкции отрывков, полученных от учителя. После чтения вслух нескольких предложений, Ребёнок останавливается и рассказывает дальнейшее содержание своего отрывка)
5.Физминутка(исполнение упражнений танца Буратино под фонограмму песни из кинофильма)
Буратино потянулся. Выполнять движения в
Раз – нагнулся. соответствии с текстом.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл. Жест сожаления.
Чтобы ключик Повороты влево – вправо.
Нам достать Руки вверх.
Нужно
На носочки встать Подъём на носки.
5. Составление плана сказки. Пересказ.
-Ребята, давайте вспомним события, происходящие в сказке. У меня есть план, но все его части перепутались. Как же быть? Чтобы сказка закончилась хорошо, необходимо расставить части плана по порядку. (На доске перепутанные части плана, дети выходят к доске по очереди и составляют план по порядку).
Джузеппе дарит говорящее полено своему другу шарманщику Карло.
Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
Буратино идёт в школу.
И умненький, благоразумненький Буратино не задумываясь продаёт свою азбуку, чтобы попасть в театр.
Буратино попадает в страну Дураков.
Полицейские хватают Буратино и бросают в пруд.
Там он знакомится с черепахой Тортилой и получает от неё Золотой ключик.
Буратино бежит из страны Дураков и встречает товарища по несчастью – Пьеро.
Но все преграды нипочём смелому Буратино. Он узнаёт тайну Золотого ключика у Карабаса и успевает раньше него открыть заветную дверцу за очагом.
8. Пересказ заранее приготовленной главы сказки. Обучающемуся предлагается пересказать понравившуюся главу сказки.
8. Дидактическая игра «Сыщики».
- Назови слова, которые я зашифровала с помощью специального шифра. (У ученика специальная числовая таблица. Приложение 3).
55,85, 2, 95, 66
84, 46, 95, 2, 64, 28, 95
9. Подведение итогов урока. Подсчёт золотых монет. Оценки. (Ребятам предлагается самим поставить себе оценки, оценить свою работу, высказаться о том, что больше всего понравилось на уроке).
Бонус: «Отыщи знакомые имена».
(Каждому ряду выдаётся табличка «Сказочные герои».)
- В клетках таблички записаны имена героев сказки «Золой ключик…». Но буквы имён не всегда записаны в одной строчке. Попробуйте отыскать эти имена. Здесь их восемь.
м | а | л | ь | с | к | а | р | а | р | | м | а | л | ь | | к | а | р | а | |
ъ | з | п | в | о | б | у | ь | б | а | | | | в | | б | у | | б | а |
л | м | п | и | н | а | р | ф | б | с | | | п | и | н | а | р | | | с |
д | м | ь | е | р | т | а | ю | б | б | д | | | е | р | | а | | б | б |
у | в | я | я | о | ю | т | и | а | а | у | | | | о | | т | и | а | а |
р | е | м | а | р | н | к | н | з | р | р | е | м | а | р | | | н | з | р |
ц | ч | п | к | а | р | в | о | и | а | | | | к | а | р | | о | и | а |
д | ж | у | й | з | л | о | ю | л | б | д | ж | у | | | л | о | | л | б |
м | е | з | е | п | п | е | л | и | а | | | з | е | п | п | е | | и | а |
а | р | т | е | м | о | н | б | о | с | а | р | т | е | м | о | н | | о | с |
Домашнее задание.
“Кроссворд”.
Если все слова вы запишите правильно, то в клетках, выделенных красным цветом (по вертикали), вы сможете прочитать очень важное ключевое слово.

Кому принадлежат эти слова: “Глаза-то слепые…Показалось – это собачонка на дереве”.
Куда Мальвина велела Артемону отвести провинившегося Буратино?
Кто спасался бегством от полицейских собак верхом на зайце?
Где Буратино расстался с одним из золотых, подаренных ему Карабасом Барабасом?
Верный пес Мальвины?
Черепаха с золотым ключиком
Что было в руках у разбойника – кота Базилио, гнавшегося за Буратино?
Куда отправился Буратино с азбукой, но так и не дошел?
«Отыщи знакомые имена».
м | а | л | ь | с | к | а | р | а | р | |
ъ | з | п | в | о | б | у | ь | б | а |
л | м | п | и | н | а | р | ф | б | с |
д | м | ь | е | р | т | а | ю | б | б |
у | в | я | я | о | ю | т | и | а | а |
р | е | м | а | р | н | к | н | з | р |
ц | ч | п | к | а | р | в | о | и | а |
д | ж | у | й | з | л | о | ю | л | б |
м | е | з | е | п | п | е | л | и | а |
а | р | т | е | м | о | н | б | о | с |

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.
По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, -маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.
Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей…
Улицу переходил полосатый кот Базилио. Которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался от этого.
Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка.
55,85, 2, 95, 66
84, 46, 95, 2, 64, 28, 95
Джузеппе дарит говорящее полено своему другу шарманщику Карло.
Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
Буратино идёт в школу.
И умненький, благоразумненький Буратино не задумываясь продаёт свою азбуку, чтобы попасть в театр.
Буратино попадает в страну Дураков.
Полицейские хватают Буратино и бросают в пруд.
Там он знакомится с черепахой Тортилой и получает от неё Золотой ключик.
Буратино бежит из страны Дураков и встречает товарища по несчастью – Пьеро.
Но все преграды нипочём смелому Буратино. Он узнаёт тайну Золотого ключика у Карабаса и успевает раньше него открыть заветную дверцу за очагом.