Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественно-научной грамотности выпускника школы, которая определяется (PISA) «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями». Естественно-научная грамотность – важнейшая составляющая эколого-гражданского развития личности учащегося школы.
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность:
– осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
– понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
В России, по данным исследования PISA-2009, не зафиксировано никаких явных изменений по уровням овладения естественнонаучной грамотностью между двумя последними циклами исследования.
Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью предметных знаний.
Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:
- как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);
- как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения ситуационных задач).
В современном образовании, время от времени, принято пользоваться не «сплошными» учебными текстами, а, на первый взгляд, достаточно хаотичным набором разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной и публицистической литературы, информации из СМИ, статистических данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм), описания событий из повседневной жизни и др.
Для чего так «непричёсанно» подаётся обучающая информация? Это
делается специально. Причина в том, что в реальной жизни мы информацию, чаще всего, именно так и получаем.
Модель ситуационной задачи (СЗ)
1. Название СЗ (привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос.
3. Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).
4. Шесть заданий по работе с текстом СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.