Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы в структуре логопедической коррекции.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №27» Комлева Ю.П.
Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др. Работая с детьми-логопатами, я отмечала, что дефекты речи часто бывают осложнены нарушениями нервно-психической деятельности и сопровождаются характерными особенностями: выраженным негативизмом, агрессивностью, конфликтностью, повышенной впечатлительностью. Проведенная мной диагностика выявила, что у 60% детей-логопатов низкий уровень сформированности коммуникативных навыков и 80% детей нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, во многих ситуациях им трудно найти нужный способ поведения, правильно понять намерения сверстника, выразить свои чувства и переживания. Отсюда случаются частые конфликты, негативные эмоциональные реакции на не значительные раздражители. Социально-эмоциональное недоразвитие отрицательно сказывается на качестве коррекционно-речевой деятельности, усвоении детьми общеобразовательной «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», а также на подготовке к обучению в общеобразовательной школе, адаптации в обществе и социализации в целом.
Возникла необходимость введения в структуру логопедической коррекции работы по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы. В ходе изучения методической и психологической литературы, мною были выбраны и апробированы различные методики и технологии работы с детьми с несовершенной эмоционально-волевой сферой. В результате объединения традиционных направлений работы, своих наработок и разрозненных теоретических и дидактических источников в единую систему коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста с нарушением речи мною была разработана авторская/модифицированная программа «В городе Мирограде».
Цель программы - развитие социально-коммуникативной компетенции у детей 5-7 лет с тяжелыми речевыми патологиями.
Программа рассчитана на 2 учебных года, предназначена для воспитателей логопедических групп. Предложенные формы работы помогут воспитателям уточнить и систематизировать знания, методы и приемы развития социально-коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми речевыми патологиями с учетом психологических особенностей. Программа должна помочь детям понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни.
Для развития социально-коммуникативной компетенции используется цикл из 16 занятий-тренингов (8 занятий в старшей группе, 8 занятий в подготовительной группе). Проводятся во второй половине дня, 1раз в месяц, продолжительностью 25 – 30 минут. На занятиях используются: художественное слово, пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, самомассаж, игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам, проигрывание ситуаций, упражнения на релаксацию, дыхание, развитие воображения, продуктивный вид деятельности – рисование.
Работа на развитие социально-коммуникативной компетенции у детей логопатов планируется и проводится во всех режимных моментах, в различных видах деятельности, согласно тематическому плану, в индивидуальной и подгрупповых организационных формах. Выбор формы работы зависят от возраста и уровня эмоционального и речевого развития ребенка, который выявляется диагностическим методом. Любая коррекционная работа с детьми будет мало успешной без поддержки родителей. Работа с родителями проходит в форме индивидуальных бесед, консультаций, наглядной информации (статьи, ширмы, подборки игр и упражнений), родительских собраний.
В завершении работы с детьми по программе «В городе Мирограде» была проведена повторная диагностика, которая показала, что применение системы комплексного коррекционно-развивающего воздействия на детей-логопатов, имеющих речевое заключение: заикание, ОНР, дизартрия, помогает достичь хороших результатов: у детей наблюдается 100% динамика в развитии социально-коммуникативной компетенции. Дети стали активно использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность, извинение); установливать контакт (при помощи речевых и неречевых средств); выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнёров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции); внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня)
Литература
1. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978
2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).