СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мышления детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления детей дошкольного возраста в процессе проблемного обучения»

«Развитие мышления детей дошкольного возраста

в процессе проблемного обучения»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Приобретаются навыки взаимодействия с предметами, дети учатся говорить, думать, воспринимать, усваивают определенные правила, делают первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и мышления.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Для развития мышления детей необходимо целенаправленное обучение и воспитание взрослым. В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

В связи с этим важно использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.

Технология проблемного обучения является:

  • Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

  • Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

Основными целями проблемного обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребенка.

Технология проблемного обучения всегда направлена на результат:

  • дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

  • учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинноследственные связи;

  • способствует развитию познавательной активности;

  • предупреждает появление формализма, бездумности;

  • более прочное усвоение знаний;

  • делает деятельность детей более привлекательной.

Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Способы создания проблемных ситуаций:

  • сообщение информации;

  • сопоставление фактов;

  • анализ фактов и явлений;

  • постановка вопросов;

  • предъявление заданий.

Методика создания проблемных ситуаций:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности взрослого и ребенка. Родители вовлекают ребенка в совместный умственный поиск, оказывают помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Родители должны ставить вопросы, которые побуждают ребенка на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, соглашаются или спорят, услышав другое мнение.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются ребенку. Необходимо использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Так как все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению. Особенно такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание.

Родители для развития мышления детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях могут следовать следующим рекомендациям:

  • Не стоит допускать скуки ребенка во время занятий. Только если ребенок с интересом подходит к занятию, он сможет творчески и интеллектуально проявить себя.

  • Упражнения необходимо повторять. Время и практика определяет развитие умственных способностей детей. Если у ребенка не получается что-то, нужно сделать перерыв, и вернуться к этому упражнению позднее, или преподнести его в более легкой форме.

  • Занимаясь рисованием, лепкой, изготавливая различные поделки, следует не только копировать образцы и отрабатывать отдельные графические навыки, но и развивать исследовательские навыки, умение фантазировать, воображать.

  • Мышление активно развивается в процессе беседы с детьми о природе, социальных явлениях. Также можно обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей.

  • Не стоит проявлять излишней тревоги относительно немногочисленных успехов или не слишком быстрого продвижения вперед, а порой даже небольшого регресса.

  • Важно проявлять терпение, и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности на данном этапе.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он усталый или расстроенный. В этом случае следует предоставить ребенку возможность позаниматься тем, что ему нравится.

  • В первую очередь нужно акцентировать внимание на успехах ребенка, поддерживать его, избегать недоброжелательной оценки. Важно поощрять такие качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость. Ни в коем случае нельзя подчеркивать слабости ребенка в сравнении с другими детьми, а напротив, формировать у него уверенность в собственных силах.

Игровые упражнения, способствующие развитию мышления,

которые можно применить дома

Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

«Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Найди лишнее слово»

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков. Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним». Апельсин, ананас, помидор, абрикос. Вилка, сковорода, кастрюля, шкаф. Футболка, платье, шапка, шорты. Клен, дуб, клубника, ель. Сапоги, кепка, тапки, ботинки.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он зеленый, овальный (Огурец). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

«Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

«Отвечай быстро»

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры. Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

«Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.


Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Саакян Е. Н. Советы родителям по развитию мышления у дошкольников. – 2013. - [Электронный ресурс],режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2013/05/02/sovety-roditelyam-po-razvitiyu-myshleniya-u

3. Урунтаева Г. А. Детская психология. - М.: Академия, 2006.