СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной речи у учащихся средствами пересказа. виды пересказов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ  тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся. Для  того,  чтобы  речь  развивалась,  учащиеся  должны  чётко  понимать,  что  от  них  требуется  в  том  или  ином  задании.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи у учащихся средствами пересказа. виды пересказов»

ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА. ВИДЫ ПЕРЕСКАЗОВ».

Пересказ тесно связан с развитием речи учащихся. Для того, чтобы речь развивалась, учащиеся должны чётко понимать, что от них требуется в том или ином задании. В пересказе художественных произведений важно учитывать виды пересказа и требования к ним.

В школьной практике применяются следующие виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями.

Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче. Но благодаря другим своим достоинствам. Во-первых, он служит средством закрепле-ния в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассужде-ния.

Учителю при подробном пересказе необходимо стремиться избегать возможных недостатков. А недостатки подробных пересказов – это, во-первых, неумение начать, во-вторых, подробное и точное воспроизве-дение первых частей и искажение заключительных, в-третьих, резкое обеднение языка. Первую фразу дети пытаются заучить наизусть; нуж-но рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно. Второй недостаток подробного пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста. Особенно его главных частей, кото-рые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой час-ти и пересказать каждую из них более подробно. Иными словами, полезен выборочный пересказ, который приучает детей быть вниматель-ными к последовательности изложения, где надо выделить одну тему.

Выборочный пересказ бывает следующих видов:

  • Пересказ по вопросу или заданию ( один из простейших);

  • Пересказ по иллюстрации ( нужно пересказать ту сцену, которой соответствует иллюстрация – эта работа сложней предыдущей);

Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой ( особенно тех предложений с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.

Сжатый пересказ. Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В сжатом пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Учащийся должен отобрать из текста основ-ное. Передать его связно, последовательно. Без пропусков фактов, со-бытий. Естественно, что сокращение текста не может проходить меха-ничесим путём, путём отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Если школьник пойдёт по этому пути, то неизбежны логические разры-вы. Учение должен сказать о главном по-своему, своими словами. Сжа-тый пересказ не может быть столь же близок к тексту образца как подробный. Особенно трудно кратко пересказать высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из песни не выкинешь. Обучать крат-кому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко просле-живается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанно-го выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в раз-боре других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, нако-нец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста должны осуществляться постепенно: сначала учащиеся овладевают умением подробно пересказывать, лишь затем переходят к сжатому, который в свою очередь связан с обучением составлять план, а краткое выражение мысли – результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развёрнут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. Хотя сжатые пересказы – необходимая ступень развития речи, чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Существуют и другие виды пересказов, с перестройкой текста и с творческими дополнениями, которые тоже основываются на ранее сфор-мированных умениях в передаче содержания. Это такие виды, как:

  • Пересказ с изменением лица рассказчика;

  • Пересказ от лица одного из персонажей;

  • Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями;