ДОКЛАД
«Развитие УУД на уроках русского языка и литературы в соответствии
с требованиями ФГОС»
доклад подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ
«Гимназия №5», г.Тырныауза, КБР Макаренко Г.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование информационно компьютерных технологий (ИКТ) принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия. Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Проблема формирования познавательного интереса к изучению русского языка вызывает необходимость развить у учащихся любовь и интерес к этому предмету, сделать его более радостным и увлекательным.
Основная задача учителя - привить любовь к языку, развить интеллектуальные способности ученика, воспитать творческую личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом, как развить их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы, как добиться высоких результатов. Конечно, интерес к предмету появляется тогда, когда учитель в самом начале урока доводит до сведения учеников, с какой целью будет изучаться предмет, какими знаниями и умениями они должны овладеть, какие требования будут им предъявлены.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия (УУД) разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Рассмотрим, как применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствуют развитию познавательных учебных действий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Методы обучения, для развития познавательных учебных действий применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:
развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
расширить возможности предъявления учебной информации;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
усилить мотивацию учения;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
расширить наборы применяемых учебных задач;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.
Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе, позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета). Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым. Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.
Систематическое использование ИКТ и интерактивной доски на уроке дает нам:
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности урока;
актуализацию познавательных интересов учащихся;
логику подачи учебного материала,
восприятие компьютера в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Учащиеся также учатся анализировать и редактировать тексты, самостоятельно набирают тексты своих творческих работ, публикуют и оформляют свои стихи, составляют сборники, делают компьютерные рисунки, доклады, рефераты с помощью компьютера, схемы, помогают делать тесты, пособия и брошюры по литературе, раздаточный и дидактический материал. На уроках с использованием ИКТ планируется как фронтальная, так и самостоятельная работа, сочетаются задания на компьютере с обсуждением и общением с учениками, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. На уроках русского языка и литературы мы используем следующие варианты применения ИКТ: создание мультимедийных презентаций, слайдов с текстовым изображением, интернет - ресурсы, электронные учебники и электронные конспекты уроков, аудио и кино записи, работа с программой Microsoft Publisher, компьютерные тесты.
Наиболее эффективная и наглядная форма представления материала по литературе - это мультимедийная презентация. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся легко превращаются в фактический материал. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Активно используются в практике Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать каталоги, фонотеку, электронную библиотеку, портретные галереи: найти и прослушать записи произведений в исполнении самих авторов или чтецов, подобрать видеофрагменты. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде буклета, журнала, газеты, книжки, что будет использоваться для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.
Еще в своей практике использую показ экранизации классики. На уроке можно продемонстрировать фрагмент художественного или документального фильма. Здесь можно создать проблемную ситуацию, мотивирующую обращение школьников к литературному источнику, провести сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста;
Современный педагог должен ориентироваться и знать образовательные возможности сети Интернет и быть знакомым с дистанционным обучением, знать педагогические технологии дистанционного обучения, уметь преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения. Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося. Здесь предполагается разработка дистанционных курсов по русскому и литературе, которые дают много возможностей, в том числе и для развития познавательных универсальных действий. Во внеурочной деятельности используем презентационно-иллюстративный материал, который готовит учитель, а также ученики и их родители. Например, можно создать презентации по ключевым темам курса литературы.
Для контроля над уровнем усвоения знаний на этапе закрепления и повторения используются компьютерные тесты, программы тренажеры по русскому языку и литературе. Кроме того, в своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности с помощью ИКТ:
работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема «живой» и «мертвой» души и т. д.) На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьезным обобщениям по предложенным темам;
разнообразие жанров уроков (ролевые игры).
На уроках русского языка в 7-м классе при изучении темы «Деепричастие» с целью развития языкового чутья учеников, творческого мышления проводятся игры «Восстановим истину», «Странные соответствия», «Грамматические кроссворды». При изучении темы «Наречие» – игра «Закончите слово», «7 клеточек», а при повторении в конце года работаем с конструктором «Погадаем на ромашке» (конструирование предложений из слов). Использование дидактических игр дает возможность разрядить обстановку и еще раз поговорить о неисчерпаемых возможностях нашего родного языка.
Подводя итог, можно сказать, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить наглядность и темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, а также огромный потенциал для развития универсальных учебных действия.
Бесспорно, добиться повышения качества на уроках помогают новые педагогические технологии, но применение этих новшеств невозможно без заинтересованности самих учащихся. Лучшие учителя во все времена находятся в поиске и стремятся использовать в своей работе что- то новое, неординарное, творческое. Сегодня учителя все чаще в своей работе используют нестандартные уроки, которые приобретают наряду с традиционными статус организационной формы обучения. В среднем звене мне удаются уроки-экскурсии, игры, путешествия, в старших классах уроки-презентации, дебаты, семинары, зачеты, конференции, уроки-тренинги, урок-суд, урок - форум.
Нестандартные уроки отличаются новизной, неповторимостью: каждый урок оригинален, он представляет собой творческую находку учителя. Работа по станциям, позволяет учащимся работать со словарями, писать словарные диктанты, выполнять фонетико-графические задания. Правильно выполненные задания дают учащимся возможность передвигаться по станциям и получить хорошую отметку. В конце урока ребята анализируют, чему научились, что нового узнали, какие трудности им пришлось преодолеть, знания каких правил позволили им благополучно закончить путешествие. Нетрадиционные формы уроков помогают организовать воспитательный момент на уроках. Итоговые уроки провожу в форме проектной деятельности. При обобщении и повторении по морфологии, ребята делают анализ текстов научного и художественного стиля. В ходе этой работы они должны сделать полный языковой анализ текста. Найти числительные, имена собственные, причастия и отглагольные прилагательные, служебные части речи, ССП, СБП, определить стилистические фигуры. Проектную деятельность можно рекомендовать как дополнение к классно-урочной системе, как способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением предмета. При работе над проектами ребята проявляют фантазию и оригинальность, раскрывают свой творческий потенциал.
Еще один метод повышения интереса - проведение дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету в 5-7 классах. Ведь игры помогают быть не только внимательными, но и тренируют память, развивают орфографическую зоркость. Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Игры самые разнообразные «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Восхождение на Пик орфографии», «Умники и умницы». Благодаря опыту практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что дидактическая игра повышает интерес к русскому языку, стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. В системе уроков можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении школьников. Игра не потеряла своей значимости и постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса. Крайне важно включать занимательные упражнения, которые дают информацию не из учебников. При подготовке к уроку включаю дополнительный материал по рубрикам: «Знаете ли вы?», «Это интересно». Темы могут быть разными «История возникновения фразеологизмов», «Как возникла письменность?», «Из каких частей речи образовались производные предлоги?» и т.д. На уроке обязательно уделяется время развитию речи, а для этого предлагаю задания творческого характера, которые развивают монологическую речь учащихся: сделать прогноз погоды, рекламировать какую-либо продукцию, выступить с речью перед студентами. Хорошим итогом может быть внеклассное мероприятие «Филологическая неделя», на котором конкурсные задания охватывают большой материал, а итоговым творческим заданием служит воспроизведение литературного произведения. Живыми, яркими и интересными уроки будут тогда, когда учитель сам обладает высокими личностными качествами и глубокими разносторонними знаниями, проявляя при этом требовательность к себе и систематически проводя работу над собой.
Таким образом, чем содержательнее урок и высокая подготовка учителя к занятию, тем интереснее и эффективнее проходит урок, тем интереснее учащимся, а значит, интерес к самому русскому языку растёт.