СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллекта старших дошкольников через ТРИЗ технологию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интеллекта у детей старшего дошкольного возраста черех элементы ТРИЗ технологии

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллекта старших дошкольников через ТРИЗ технологию»

«Развитие интеллекта старших дошкольников через ТРИЗ технологию»


Магистр пед. наук,

Вопитатель ГККП «ясли – сад Гулливер»

Сагалбекова А. В.


В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» определены основные приоритетные задачи в сфере дошкольного образования, где знания, умения и профессиональные навыки работников детских садов являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров в этой сфере. Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.

Данная программа активно разрабатывается и успешно внедряется в жизнь. Увеличивается количество дошкольных учреждений разного типа, совершенствуется педагогический процесс. Вместе с тем наблюдается недостаточная обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Фиксируется применение устаревшей методики и принципов формирования образовательной среды. Названные факторы негативно сказываются на качестве педагогического процесса и развитии познавательного интереса и интеллектуальных способностей дошкольников.

Реформирование казахстанской системы дошкольного образования и воспитания предполагает создание условий, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано, что одной из задач системы образования является развитие и обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности.

Современная система образования в ДУ во многом сохраняет традиционный подход в обучении детей. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному развитию. Выходом из сложившихся противоречий между усложняющимся содержанием образования и старыми методами его реализации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на развитие ребёнка, формирования его творческого потенциала. Что обуславливает необходимость приобщение к ТРИЗ детей старшего дошкольного возраста.

Г. С. Альтшуллер, автор разработанной технологии ТРИЗ, утверждает, что интеллектуальные способности возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

Главная идея технологии состоит в том, что интеллектуальные системы возникают и развиваются по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. Технология превращает производство новых интеллектуальных идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Работы исследователей технологии ТРИЗ А. Страунинг, С.И.Гин,С.И.Крохина И.Н свидетельствуют о том, что использование данной технологии способствует активизации интеллектуального и мыслительного процесса у дошкольников.

Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития интеллектуальных способностей, творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К.Б. Жарыкбаев, М.А. Кудайкулов, М.М. Муканов, Т.Т. Тажибаев, и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей, которые провели казахстанские ученые Б.Ш. Байжуманова , Б.А. Тургунбаева , Л.Г. Дирксен , Т.У. Оспанова и другие.

Исследования показали, что в педагогическом процессе работники ДУ не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности использования технологии ТРИЗ. Анализ теории и практики использования ТРИЗ технологии выявил ряд противоречий:

- между ориентацией нового содержания образования на интеллектуальное развитие способностей дошкольника и традиционными формами обучения;

- между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием интеллекта дошкольников, - между убеждённостью педагогов в необходимости развития интеллектуального потенциала дошкольников и несформированностью способности у самих педагогов к этой важнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду.

Следовательно, возникает необходимость использования таких методов и приёмов, которые полнее содействовали бы развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников с использованием методов и приёмов, элементов ТРИЗ.

Одна из актуальнейших проблем в образовании дошкольников, является не проявление творчества воспитателей в работе с дошкольниками. Для того чтобы дети овладели определенной суммой знаний и умений и могли фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно их приобщать к ТРИЗу – теории решения изобретательских задач. В современном образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ–педагогикой.

Мы решили обосновать и апробировать основные пути использования ТРИЗ - технологии в ДУ, как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.

В соответствии нами были определены следующие задачи:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования ТРИЗ–технологии в деятельности ДУ, как фактора развития интеллекта старших дошкольников;

- выявить пути использования ТРИЗ–технологии в ДУ, как фактора, определяющего интеллектуальное развитие дошкольников;

– обосновать и апробировать в опытно – экспериментальной работе, модель развития интеллектуальных способностей дошкольников, в условиях применения ТРИЗ – технологии в ДУ;

- разработать научно - методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей, в условиях использования ТРИЗ–технологии в ДУ.

Решению поставленных задач будет способствовать применение комплекса методов, соответствующих этапам нашего исследования:

– теоретические методы: анализ физиологической, психологической, педагогической и методической литературы;

– эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование и анкетирование;

– прогностические методы: проектирование модели процесса интеллектуального развития, разработка систем упражнений и технологий их проведения, методических рекомендаций;

– практические методы: проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности модели процесса интеллектуального развития старших дошкольников, с использованием элементов ТРИЗ в рамках констатирующего и формирующего этапов;

– статистические методы: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования, тематическая обработка полученных данных.

Были использованы также исследовательские методики: Г.Н. Матвеев, И.В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления»; «Развитие ассоциативного воображения» А.И. Савенкова; диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф–Харриса; «Развитие творческого воображения» автор О.М. Дьяченко;«Развитие вербального воображения»Г.Н. Матвеев, И.В. Выбойщик.

Исследование проводилось на базе ГККП «ясли – сад Гулливер» г. Петропавловск, которое занимается опытно–экспериментальной работой по внедрению ТРИЗ – технологии в образовательный процесс. Поэтапное внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс проходило в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа со специалистами.

Нами были выявлены психолого-педагогические проблемы использования ТРИЗ – технологии в деятельности ДО, как фактора развития старших дошкольников. Разработаны пути использования ТРИЗ–технологии, как фактора, определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников.

В процессе разработали комплексы учебных материалов для старших дошкольников и методических материалов для педагогов. На основе чего были созданы научно-методические рекомендаций для педагогов ДУ и рекомендаций для родителей старших дошкольников, по использованию ТРИЗ – технологии.

Определены методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Может использоваться в разных видах деятельности



Повышающие

познавательную

активность

Метод фокальных объектов

Типовые приемы фантазирования

«очеловечивание» приемов и явлений, изменение сюжета сказки, изменение эпизода сказки, изменение конца сказки





Можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например, части сказки

Морфологическая таблица




Сравнение по признаку цвета, формы, звука, вкуса

Активизация мыслительной деятельности

Составление сравнений




Составление загадок

Коллективный речевой продукт, сочиненный совместно с взрослыми




Типовые приемы фантазирования, составление загадок, круги Луллия, морфологический анализ, ступенчатый Эвроритм, творческие задачи

Побуждающие к творчеству




Способствующие установлению связи между разными видами деятельности


Методы проб и ошибок, противоречий, морфологического анализа, мозгового штурма, моделирования, метод фокальных объектов





В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность  и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.


Практика работы инновационно - ориентированных дошкольных учреждений, какой, например, является организация образования ГККП «ясли - сад «Гулливер» занимается опытно – экспериментальной работой с внедрением ТРИЗ – технологии в образовательный процесс. Показывала, что систематическая научно-обоснованная работа по организации учебно-воспитательного процесса с использование технологии ТРИЗ оказывается более продуктивной в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников, соответствующей динамично развивающейся системе образования.