Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 3.3 Вымогательство, подстрекательство. 9 класс»
Вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью
В процессе общения происходит эмоциональное воздействие людей друг на друга. Что значит, если, апеллируя к вашим эмоциям и чувствам, собеседник пытается добиться от вас действий, которые вы не планировали совершать (например, дать взаймы денег, которые нужны вам самому)? Такой приём называется манипуляцией, а его применение может повлечь за собой негативные последствия. Поэтому очень важно уметь распознавать манипуляцию и противостоять ей.
Манипуляция легко находит ключ к невежеству, зависти, страхам, отсутствию силы воли. Невеждами легко манипулировать: для этого достаточно привести вымышленные факты, сослаться на «установленные наукой принципы и законы», соответствующим образом интерпретировать наблюдаемые явления.
Именно из-за невежества многие попадают в секты, куда их заманивают псевдонаучными опасностями. Страх болезней и смерти приводит людей к колдунам и целителям, страх потери престижа — к переплате за несущественные и ненужные им вещи, страх разоблачения — напрямую в руки мошенников и вымогателей. Не менее сильными оказываются чувство ревности, желание отомстить и чувство справедливости.
Поскольку манипулятор использует наши слабости, главное правило противодействия манипуляции — не показывать их!
Для этого необходимо следующее. Научиться говорить «нет», как бы сложно это ни было. Лучше оказаться неправым в своём отказе, чем поддаться на уговоры манипулятора и страдать от этого. Смягчить отказ помогает техника, получившая название «внешнее согласие»: вы показываете, что слышите человека, и при этом даёте понять, что не можете выполнить его просьбу (принять приглашение и т. д.).
Вопросы и задания
1. Вспомните события, произошедшие на прошлой неделе. Когда и в каких ситуациях вами пытались манипулировать? Как вы повели себя? Существует ли более эффективная стратегия поведения?
2. Как вы считаете, с какого рода манипуляциями ваши сверстники сталкиваются чаще всего?