СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Республиканская конкурсная работа на тему : "Здоровые дети - здоровая нация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа на тему : "Здоровые дети - здоровая нация"

Просмотр содержимого документа
«Республиканская конкурсная работа на тему : "Здоровые дети - здоровая нация"»

Содержание

Введение        

Глава I.  Понятие «Здоровый образ жизни и его составляющие»

Глава 2. Влияние Арт-терапии на формирование здоровья подростков

Глава III.   Отношение к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте (практический аспект). 

Заключение       

Список использованных источников       

Приложения        



























Введение

Здоровье – одно из самых главных и важнейших составляющих счастья, драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет. Ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

Актуальность ведения здорового образа жизни подростка вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

К сожалению, большинство подростков не понимает, какие проблемы могут начаться из-за ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе, вредному продукту вместо полезного. Я считаю, что нужно рассказать современному поколению, что такое здоровый образ жизни, и показать, как влияет арт-терапия на формирование здоровья.

Я занимаюсь арт-терапией с раннего возраста и отразила проблему ЗОЖ на рисунке. [Приложение 6]

Цель работыизучить возможности использования арт-терапии как помощника в здоровьесбережении.

Арт-терапия является компонентом здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса. Технологии арт-терапии включают в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействующих правильному физическому развитию и повышению работоспособности, способствующих формированию двигательных качеств, мелкой и крупной моторики, гармонизации психоэмоционального состояния, формированию устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, обучающих детей навыкам самооздоровления.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

- Изучить понятие о здоровом образе жизни;

- Показать влияние Арт-терапии на формирование здоровья подростков;

- Анализировать отношение к здоровью в подростковом возрасте;

- Провести первичное исследование и анкетирование «Оценка уровня отношения учащихся к проблемам здорового образа жизни».

Методы исследования: метод анализа и синтеза, методы изучения литературы, сравнение и сопоставление, сбор и обработка полученных результатов, социологический опрос: анкетирование, арт-терапия.

Гипотеза: большая часть современных подростков мало времени уделяют здоровому образу жизни. 

Работа состоит из введения,  3 глав  , заключения, списка используемых источников, приложения.  

Глава I.  Понятие здоровый образ жизни и его составляющие

Ретроспективный анализ литературы показал, что понятие «здоровье»

имеет большое количество определений.

Одним из первых дал определение понятию «здоровье» Алкмеон:

«Здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [4]

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – деятельность человека, направленная на укрепление физического, психического, нравственного здоровья.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • Режим труда и отдыха;

  • Режим сна;

  • Распорядок дня;

  • Рациональное питание;

  • Закаливание;

  • Личная гигиена;

  • Искоренение вредных привычек;

  • Двигательный режим;

  • Физическое воспитание.

Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Когда подросток взрослеет, забота о здоровье становится его личной задачей: он уже в состоянии самостоятельно оценить свое самочувствие, сформулировать жалобы, попросить родителей о помощи. В подростковом возрасте человек может контролировать свое питание, выбирать здоровую еду, быть физически активным, следовать режиму дня без помощи взрослых. Ребенок может следить за чистотой своей одежды, постельного белья, за порядком в комнате.

В этом возрасте важно начать заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни. 

Сохранить здоровье и укрепить защитные силы организма поможет соблюдение принципов здорового образа жизни.

По статистике Роспотребнадзора, в 2021 году каждый восьмой мальчик школьного возраста и каждая двадцатая девочка имели ожирение.[6]

По словам эндокринологов, в большинстве случаев к ожирению приводит переедание. Вопреки распространенному мнению, фастфуд не играет главной роли. По данным Росстата, в сельской местности и небольших городах, где нет заведений быстрого питания, ожирение встречается даже чаще, чем в мегаполисах.

Дети набирают вес из-за нездоровой культуры питания. Согласно данным Роспотребнадзора, большинство несовершеннолетних (94%) знают о правилах здорового питания, однако не всегда им следуют. Они редко соблюдают режим питания. Белковой пищи и свежих овощей в их ежедневном рационе меньше нормы, а углеводов, наоборот, слишком много.

 Распространенными причинами, способствующими появлению избыточного веса у детей, являются переедание, недостаток физической активности, наследственность, нарушения обмена веществ, эндокринная патология (гипотиреоз, избыток гормонов надпочечников), неправильный режим дня, недостаток сна, прием некоторых лекарств в течение длительного времени (гормональные средства, антидепрессанты), избыток потребляемого сахара, курение.

В Дагестане стало больше людей, страдающих ожирением. Об этом говорят данные Министерства здравоохранения РФ. В ведомстве назвали регионы, где люди больше всего страдают от ожирения. Так, согласно опубликованному списку, в Дагестане число людей, подверженных такому заболеванию, за 2017 год выросло на 13%.[7]

Выводы: В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний и поддержку здорового образа жизни.  К ним относятся:

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ Основы законодательства об охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;[8]

- Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.;[9]

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ранее Законопроект № 163560-6) -закон, вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака; «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», определившие правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, обязавшие федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и культуры регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака через средства массовой информации;[10]

Глава 2. Влияние Арт-терапии на формирования здоровья подростков

Я несколько лет с научным руководителем исследую новое направление Арт-терапии. Она дает прекрасные результаты. Подростки на занятиях освобождаются от негативных эмоций, стрессов, «зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести, угловатости, неуравновешенности. Мы решили изучить методы и приемы изотерапии, которая способна влиять на эмоции, чувства, настроение.  Рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребенка. Возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.

 В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей: удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Выводы:

Наиболее успешно, как показывает личный опыт, формированию у подростков представлений о здоровом образе жизни способствует методика Арт-терапии. Методика эта предполагает привлечение к участию каждого подростка, подготовка демонстрационного материала, направленного на борьбу с вредными привычками, проведение самого мероприятия. Такое мероприятие было проведено моим научным руководителем с моей помощью.

После мероприятия был проведён социальный опрос среди учащихся 7-11 классов, который показал, что более 92% респондентов никогда не будет употреблять различные вещества, пагубно влияющие на здоровье человека.

Глава III.   Отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте (практический аспект)

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на такие стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях.

 Для осуществления результатов анкетирования мною последовательно, поэтапно были проделаны следующие операции:

-составлен список вопросов;

-создана анкета на сайте [5];

-проведено в онлайн формате анкетирование;

-обработана и проанализирована полученная информация;

-составлена диаграмма.

Моими респондентами стали обучающиеся 7 –8 классов МКОУ «Левашинская гимназия». Задавались вопросы анкеты для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здорового образа жизни. (См. Приложение 1).   В опросе приняло участие 56 человек: 19 мальчиков и 37 девочек. [см. 5. ссылка на онлайн анкету]

Проанализировав результаты анкеты, мы выяснили, что на вопрос «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»  62,0 % ответили «Да», 38% - «Удовлетворительно».

Состояние своего здоровья ученики оценивают как хорошее, но более половины не соблюдают режим сна.

Большинство учащихся занимаются разными видами спорта: волейбол, каратэ, бокс, гимнастика, футбол. Только 10 человек из всех опрошенных не занимаются никаким видом спорта. (Приложение 1)

Большинство детей любит в свободное от учёбы время гулять, читать книги, смотреть телевизор, играть в компьютер. Причём, мальчики уделяют компьютеру больше времени, чем девочки, а девочки больше времени уделяют домашним делам. (Приложение 2)

С помощью метода анкетирования выявлены вредные привычки, чаще всего наблюдаемые в нашей сельской местности. 76,0 % опрашиваемых ответили переедание.

Респонденты считают, что вред здоровью наносят нарушение питания, вредные привычки, малоподвижный образ жизни. Несколько человек отметили курение, алкоголь, диеты и компьютерные игры. (Приложение 5)

Выводы:

Хотя большинство учащихся ответили, что ведут здоровый образ жизни, на самом деле было выявлено, что режим дня ими не соблюдается. Очень много ребят устают после нагрузки в школе.

Почти половина детей не соблюдает режим питания. Также можно отметить, что многие ребята посвящают время компьютеру, меньше книгам, что не способствует отдыху. Если бы в семье родители больше времени уделяли активному отдыху вместе с детьми, то это имело бы положительный эффект.  

Рекомендации:

Важно соблюдать режим дня, правильно питаться, вовремя ложиться спать, меньше проводить время у компьютера, больше гулять.

Заключение

Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает продолжительность жизни, но и избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.

Исполь­зование арт-терапевтических методов позволяет нормализовать эмоциональ­ное состояние подростков, развивать коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегча­ет интеграцию в обществе. Это является ис­ключительно важным для всех людей.

























Список использованных источников

1. Даудова Р.Д. Гасанов А.Н. «Состояние здоровья детского населения Республики Дагестан». Статья https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-detskogo-naseleniya-respubliki-dagestan/viewer

2. К. В. Чедов, Г. А. Гавронина, Т. И. Чедова . «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Учебное пособие Пермь, 2020

4.Бороненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Учебник.М. Альфа-М 2003

5. https://wellemo.com/quiz/take/1ee673e6-4c6a-6580-bb91-7584a5330d68/ru/

6.https://34.rospotrebnadzor.ru/content/281/13428/

7.http://minzdravrd.e-dag.ru/news/item/1060

8. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=453581

9. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=453805

10. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70221478/

11. Сборник статей Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт  /  Сборник статей —  «КогитоЦентр»,  2012

12. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. – М.: Когито-Центр, 2014. – 208 с

13. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие  /  А. И. Копытин —  «Когито-Центр»,  2015 — (Университетское психологическое образование)

14. https://nemkova.pro/articles/art-terapiya-chto-eto-takoe/



Приложение 1

Онлайн анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здорового образа жизни.

Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ.

Ваше имя

Здоровый образ жизни

Ответьте на вопросы

Вопросы

Вопрос 1

Соблюдаете ли вы режим сна?

Да

Нет

Вопрос 2

Ведете ли вы здоровый образ жизни?

Да

Нет

Вопрос 3

Хотели бы вы знать больше о сохранении своего здоровья?

Да

Нет

Вопрос 4

Какие вредные привычки вы чаще всего наблюдаете?

Курение

Употребление алкоголя

Переедание

Вопрос 5

Следите ли вы за своим питанием?

Да

Нет

Стараюсь следить

Вопрос 6

Занимаетесь ли вы спортом?

Да

Нет

Вопрос 7

Сколько времени вы проводите за компьютером?

1 час

2-3 часа

Больше 3 часов





Приложение 2





















Приложение 3







Приложение 4





Приложение 5