Реализация требований ФГОС на уроке английского языка
(Урок отработки умений и рефлексии)
Вайсбанд М.Г.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова,
первая квалификационная категория
В соответствии с требованиями ФГОС современный урок -это урок деятельностного типа. Задача учителя заключается в организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника на рефлексивной основе.
Рассмотрим урок деятельностного типа на примере урока по теме «The Earth Is In Danger» (Планета в опасности) в 5 классе (УМК И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык. 5 класс» для школ с углубленным изучением английского языка) (ФГОС). Тип урока – урок отработки умений и рефлексии
(типология системно-деятельностного подхода). В соответствии с типом урока дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе отработки умений и рефлексии средствами технологии проблемно-диалогического обучения и системы заданий для самостоятельной работы с использованием ИКТ .
Модель урока разработана с учетом требований ФГОС: планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) являются образовательными целями урока: Предметные: знать образование и употребление грамматической структуры Present Simple Passive; использовать грамматическую структуру Present Simple Passive в устной и письменной речи при выполнении заданий; выбирать информацию из текста в соответствии с заданием; использовать лексику по теме«The Earth Is In Danger» в устной и письменной речи при выполнении заданий Метапредметные: познавательные: определять цели деятельности и составлять планы деятельности; выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, коммуникативные: вести диалог;
учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий. Особое внимание уделяется регулятивным УУД: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию деятельности. (Слайд 2)
Использование на уроке программы «Notebook» (интерактивная доска), документ- камеры, мультимедийного сопровождения, дидактических карточек для учащихся способствовует достижению планируемых результатов урока.
Основные этапы урока отработки умений и рефлексии
этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
этап актуализации и пробного учебного действия
этап локализации индивидуальных затруднений
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
этап реализации построенного проекта
этап обобщения затруднений во внешней речи
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
этап включения в систему знаний и повторения
этап рефлексии учебной деятельности на уроке (Слайд 3).
Особенность урока в том, что на большинстве этапов для учащихся создаются условия для работы в индивидуальном режиме: подобраны разнообразные задания для самостоятельной работы, которые включают самостоятельную работу №1, самостоятельную работу №2 с эталонами для самопроверки, задания повышенного уровня (на выбор) для самостоятельной работы учащихся, индивидуальную работу по составлению и реализации плана коррекционной работы по исправлению ошибок в самостоятельной работе №1.
Следующей особенностью урока является рефлексивная деятельность учащихся по ходу всего урока на основе работы с «Таблицей фиксации результатов и исправления ошибок» (Слайд 4) и самопроверка правильности выполнения заданий по эталону учителя.
Важной технологической составляющей урока является характер взаимодействия учителя и ученика: диалог с учащимися в ходе подготовки к коррекционной деятельности, в процессе коррекционной деятельности, в ходе обсуждения результатов самостоятельной и коррекционной работы по ходу урока.
На этапе мотивации к коррекционной деятельности учитель создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность, для этого учитель предлагает учащимся назвать причины плохой экологической обстановки на нашей планете с использованием грамматической структуры Present Simple Passive .
На этапе актуализации и пробного учебного действия учащиеся вспоминают грамматический материал, необходимый для дальнейшей работы ( формы страдательного залога в настоящем времени) (Слайд 5). Таким образом, учащиеся готовятся к выполнению самостоятельной работы № 1 репродуктивного уровня, с целью дальнейшего осуществления коррекционных действий. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы по готовому образцу и фиксируют полученные результаты (без исправления ошибок) в «Таблице фиксации результатов и исправления ошибок» (Слайд 4)
Особое внимание на уроке уделяется учащимся, которые допустили ошибки в выполнении заданий для самостоятельной работы №1. Учитель помогает учащимся в индивидуальной работе по выявлению ошибок на основе алгоритма исправления ошибок, помогает определить место затруднения; способы исправления ошибок, выстроить и реализовать индивидуальный план коррекции.
Алгоритм исправления ошибок:
1.Прочитай предложение, переведи его на русский язык.
2.Посмотри схему образования PassiveVoice
3.Проверь правильность образования глагольных форм в пассивном залоге по схеме образования PassiveVoice.
4.Прочитай предложение еще раз, убедись, что порядок слов и глагольные формы соответствуют правилу.
5.Еще раз переведи предложение на русский язык.(Слайд 6)
Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе №1 отмечают причину ошибки в «Таблице фиксации результатов и исправления ошибок»(Слайд 4) и определяют, как можно ошибку исправить в соответствии
с алгоритмом.
Важными этапами урока является самостоятельное планирование собственных учебных действий и реализация разработанного проекта а) для учащихся, допустивших ошибки -коррекционная работа по исправлению ошибок, с фиксацией исправления ошибок в таблице (Слайд 4), б) для учащихся, не допустивших ошибок- самостоятельная 10-минутная работа на основе выбора заданий повышенного уровня с самопроверкой (Слайд 7).
На этапе обобщения затруднений во внешней речи продолжается работа с учащимися, допустившими ошибки в форме диалога-обсуждения.. Учащиеся вслух обсуждают типовое затруднение: правило образования пассивного залога на примере конкретных предложений, что позволяет учащимся перейти к следующему этапу самостоятельной работе№2 с самопроверкой по эталону (аналогичной самостоятельной работе №1), и зафиксировать результаты в ‘’Таблице фиксации результатов и исправления ошибок’’(Слайд 4).
Важная часть совместной работы учителя и учащихся на данном этапе связана с обсуждением результатов коррекционной работы (выполнения заданий самостоятельной работы №2) и самостоятельной деятельности учащихся по выполнению заданий повышенного уровня. Форма совместной работы: диалог-обсуждение, что, по сути, завершает работу учащихся в индивидуальном режиме.
На этапе включения в систему знаний и повторения» учащиеся работают в парах, обсуждая, как люди планеты принимают участие в Дне Земли, предлагают варианты своего участия в этом глобальном проекте с использованием фраз-клише для диалогов), обосновывют свой выбор. (Слайд 8).
На этапе рефлексии учащиеся выбирают утверждения для анализа собственной самостоятельной деятельности на уроке:
Выберите утверждения, соответствующие вашей работе на уроке:
1. У меня всё сегодня всё получилось, я не допускал ошибок («+» или «-»)
2. Я допустил ошибки в самостоятельной работе № 1 (перечислить ошибки)
3. Я исправил свои ошибки самостоятельно) с помощью эталона («+» или
«–»)
4. Я без ошибок выполнит самостоятельную работу № 2 («+» или «–»)
5. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)
6. Я выполнил задания повышенного уровня без ошибок(перечислить
выполненные задания)
7. В задании повышенного уровня я допустил ошибки (перечислить их).
8. Мне необходимо поработать над…. (Слайд 9).
Таким образом, урок отработки умений и рефлексии способствует развитию у учащихся учебных действий самоконтроля, самооценки, рефлексии в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что обеспечивает достижение планируемых результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС.