Родительское собрание
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой.
(плакат на доске)
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.
(на интер. доске)
Действующие лица: ведущий1, ведущий2., «директор школы», «мама», «доктор медицины», «учительница», «педагог- новатор», ученики.)
Год за годом проходит в заботах
День собрания снова настал.
И пришли вы, закончив работу
В этот светлый приветливый зал.
За порогом, оставив проблему
Что почем и на что всё купить?
На любимую вечную тему
Будем лучше, друзья, говорить.
Песня « Радость моя».
Сказка о первой семье.
Ведущий1 : Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не мог делиться орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, и очень мудрый.
Куда ты идешь? - спросил старик
Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
Ведущий 2: Но что нужно, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая семья?
Ведущий1: Вместе мы будем искать ответ на один очень важный вопрос.
Презентация «Моя семья»
Методика рисунка «Моя семья».
Учитель:Младшие школьники любят рисовать, и недавно в классе мы провели методику рисунка «Моя семья». Цель этой методики было:
Выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейным делам и то как он определяет своёместо в семье. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью.
При анализе рисунка учитывались :
Содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, отдельных её членов)
Различие стилей рисования (количество деталей, цвета)
Анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии)
(рисунки на доске; родители выходят и забирают рисунок, если затрудняются, им помогают дети)
Выступление психолога
Примерные схемы интерпретации:
Ребёнок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные предметы, которые служат как бы преградой между ними. Нередко можно увидеть, что отец сидит, спрятавшись за газету, около телевизора, мать чаще на кухне.
Общая деятельность семьи ( все читают, делают уборку, мастерят), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребёнка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, - это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребёнка, его тревожном состоянии.
Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием.
Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребёнок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, - это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье. Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает в себе разные стили. Чаще рисовать начинают с того, к кому лучше относится художник.
Тест для родителей «Какие мы родители»
Учитель :Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка?
Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0 баллов.
Менее 6 баллов.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 баллов.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?
(дети в этот момент составляют коллективный портрет мамы)
1. Рисуем глазки Ирине красивые:
Карие, лукавые и смешливые (передают соседу)
2. Реснички взметнулись, аж до бровей,
Взгляд этих глазок стал веселей (передают соседу)
3. Кривой запятой рисуем мы носик....
Забавный, похож на веселый вопросик (передают соседу)
4. И улыбке найдется место в портрете,
Самой приятной улыбке на свете (передают соседу)
5. Щечки румяной немного покрасим (передают соседу)
6. Ушки бриллиантом, конечно, украсим (передают соседу)
7. Голову покроем прической модной,
Чтоб стала Ирина королеве подобной... (передают соседу)
8. Затем рисуем красивое тело (передают соседу)
9. И ручки умелые ко всякому делу (передают соседу)
10. Ножки рисуем Ирине скорей,
Да не какие-нибудь, а постройней (передают соседу)
11. В модные туфли ножки обуем (передают соседу)
12. Платье рисуем, ну очень гламурное,
Сверху в рюшах, а снизу – ажурное (передают соседу)
13. Доброе сердце мы ей нарисуем (передают соседу)
Учитель:на классных часах проводилось анкетирование учащихся с целью изучения отношений«ребёнок – родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители…
Мне кажется, что наша семья…
Я своих родителей люблю потому, что…;
(зачитываются самые интересные работы)
Учитель :Детей учит то, что их окружает. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
Любовь умиления,
Любовь деспотичная,
Любовь откупа.
Любовь умиления
Любовь умиления – это самое печальное. Что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой шаг и к чему он может привести.
Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери и отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует.
Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя счастья детей. Всё это – бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчёркивающую эту мысль, - это значит развращать детей.
Ведущий 2 : Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня ученые, директора школ, учителя, доктора .
Ведущий 1: Сегодня они дадут вам советы как правильно без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы.
(называет фамилию и имя ученика, исполняющего роль директора школы).
Директор: Уважаемые родители! Ваши дети учатся в школе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?
(Посмотреть на родителей). Никогда! (Грозно). Повторяю, никогда не спрашивайте ребенка: Тебя вызывали к доске? Какую оценку получил? Лучше спросите: (доброжелательно, ласково) «Что сегодня интересного было в классе?»
Сценка «Допрашивает мама».
Ну, говори, что натворил ты в школе?
Узнаю все, ведь я туда пойду!
Что значит кашу кушать не хотел?
Зачем её на голову надел?
Ах, не себе! … А почему Сереже?
Он ябеда? А ты каков? О, боже!
А ну-ка в угол! Марш, и не реветь!
Молчи, негодный, вот возьму я плеть!
Ну, погоди до вечера, стервец!
С тобой еще поговорит отец!
Ведущий2 : Слово имеет доктор медицины (Фамилия, имя, отчество ученика).
Доктор медицины: Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте побольше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого большая польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Ученик:
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил,
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.
Ведущий: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, то телевизор должен сломаться, хотя бы на неделю. Вы спросите, а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв.
Ученик (за компьютером):
Я тружусь целый день
И поверьте мне не лень.
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора»,
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами.
«Я - слепой!»
Наши увлечения
Родители мои, мой брат и я –
Мы вместе, в этом наша сила.
Прекрасней, чем слова «моя семья»,
Представить трудно, невообразимо.
Умеем вместе мы работать и гулять.
Мы вместе любим спортом заниматься.
По вечерам мы любим почитать,
А вместе с братом любим мы играться.
Ногами вверх на лестнице висеть,
Как обезьяны лазить по канату,
На кольцах раскачаться и лететь,
Как на качелях, вместе с братом.
Мы ездить любим в настоящий лес,
И вечером сидеть вокруг костра,
Где пахнущие сосны до небес,
Жучки, стрекозы и лесная мошкара.
Мы любим строить из деталей дом,
С конструктора сложили мы корабль.
Машины, роботов мы с мамой соберём,
А с папой соберём мы дирижабль.
В театр дома любим мы играть,
Любимых сказок сцены исполняем.
Стихи и басни можем рассказать,
На фортепьяно, на баяне поиграем.
Я с мамой рассадил цветы,
Копал, полол и убирал травинки,
Повырастали славной красоты
Ромашки, астры, лилии, барвинки.
А летом возле моря загораем.
Ещё мы любим плавать и нырять,
И всей семьёй мы просто обожаем
Гулять в жару вдоль моря и мечтать.
Ведущий 1: Следующий совет даёт заслуженная учительница.(Ф.И.О.)
Учительница: Очень часто в семьях родители не обсуждают проблемы вместе с детьми, не общаются. Родители не хотят понять детей, и решают проблемы просто наказанием. Отсюда нет взаимопонимания, доверия, поддержки. Посмотрите на себя со стороны.
Сценка «Допрашивает отец».
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так «Это что? Откуда эта « двойка»?
Ах, у тебя опять списала Зойка.
Ну, отвечай. Чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
Ах, ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь заводишь какофонию.
О, господи. Я сдам тебя в колонию!
Сценка «Родительское собрание в лесу» (исполняют дети)
Автор: Как то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошёл, кто полетел
На тревожный этот зов….
Енот: Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой лисёнок снова
В школе мучает косого?
Лиса: Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий чёрт!
Ёж: Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха: А скажи ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко…
Автор: Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова: Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа…
Лиса: Что за глупости, Сова?!
Я Лисёнка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь: Про медведей говорят
Он на ухо туговат
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа Заяц на пеньке
Хрумкая морковку
Важно с пафосом изрёк….
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не Ходите на ушах,
Не грызите двери.
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор: Протрещала тут Сорока
Сорока: Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень
Коль трещат они помногу
Я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа
Кто был против
Кто был за
Долго не могла Сова
Донести до них слова.
Сова: Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне»
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: сказал Енот.
Белка: Ну, а мне..
Автор: Всплакнула Белка.
Белка: делать, что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведёт себе глаза
И порхает по поляне,
И танцует до утра
Автор: Тут родительские страсти
Накалились докрасна
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса
Нерешённая проблема
О битье и не битье
Стать должна несовременной
Если мир царит в семье!
СЦЕНКА (все дети выходят к доске)
Учителя хотят видеть нас такими... (руки сложили)
Мамы хотят видеть нас такими... (подметают)
Папы хотят видеть нас такими... (показывают мускулы)
Бабушки хотят видеть нас такими... (надувают щёки и гладят животы)
А МЫ ТАКИЕ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ!!! (подпрыгивают, руки вверх)!
Любовь деспотическая
Учитель: Есть ещё одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.
Одна из газет опубликовала письмо 16-летнего юноши-десятиклассника одной из школ Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям, - моет посуду, полы, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…».
Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.
Гнусный деспотизм невежественных родителей, - это одна из причин, что у ребёнка с малых лет извращается о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков. Маленький человек ожесточается.
Был сын маленьким мальчиком – был добрым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так происходит?
Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его , не злоупотребляйте своей властью. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, их душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Сценка
Мужчина: Алло, дорогая! … Наш Мишка уроки сделал? … да? А в дневнике у него как? Хорошо, да?! Так, а в комнате он убрался?! Да ты что?! А суп ел?! Да ничего… Просто зашел в магазин, а тут распродажа ремней!
Мультфильм «Трудно быть маленьким»
( «Маша и Медведь» 35 серия)
Ведущий 2: Наш следующий вопрос о труде. Выступает педагог-новатор.
Педагог- новатор: У вашего ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнял ваше поручение, подкрепите свои действия вежливыми словами, и гораздо больше сделают ваши дети, если их об этом попросить, а не приказывать. Продуктов набрали – Наверное, тонну! И по пути говорим Оживлённо, И сумки несём мы Легко, не натужно, Недаром мы с папой С гантелями дружим. А мама тащила бы их Еле-еле – Она по утрам Не подходит к гантелям. Зачем ей Железные эти друзья, Когда есть у мамы И папа, и я! папа для мамы сажает цветок. Мама для бабушки вяжет платок. Бабушка гладит Катины платья. Катя стирает панамки для братьев. Братья для всех мастерят самолет. Весело в доме работа идет. А почему? Это дело понятное: Весело делать. Друг другу приятное. Любовь откупа Ещё одна разновидность родительской любви – это любовь откупа. Есть отцы, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть всё необходимое для учёбы – что же вам ещё надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим числом отцов – людей, страдающих неизлечимым пороком – нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной близости, таких людей намного меньше. Но если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, то дети растут в атмосфере духовной пустоты и убожества. Если детям не знакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего, ласка, участливость, сострадание, милосердие, то такие дети вырастут, скорее всего. Эмоционально невежественными людьми. |
Учитель :А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам решить одну воспитательную задачу. |
Товарищи взрослые.
Ведущий 1: Товарищи взрослые. Вы в ответе
За все, что сделали ваши дети!
1. Дело было вечером.
Делать было нечего.
- А у нас в квартире газ. А у вас?
- А у нас водопровод. Вот.
2. А мой папа бегемот.
Его мама так зовет.
3. Бегемотом удивил.
Да я у папы крокодил.
Брат – осел, сестра – свинья.
Зоопарк, а не семья.
4. Ау нас соседка Нюра дура.
У нее извилин мало.
Это мама так сказала.
5. А у нас сосед соседа
Бил вчера велосипедом.
6. Велосипедом – ерунда.
Вот мотоциклом – это да!
7. Ах ты драться? Получи!
Где тут были кирпичи?
8. Петя Вову колотил,
Вова Петю укусил.
Два забора поломали,
Две рубашки изодрали,
Час каталися в пыли,
А потом домой пошли.
9. Папа с мамой от ужаса белые.
Что с ребенком улица сделала?
А ведь улица – дело пятое,
Ведь не улица виноватая
Все вместе: Товарищи взрослые. Вы в ответе
За все, что сделали ваши дети!
Рефлексия собрания.
Учитель: Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое трудное в воспитании человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалось чуткость сердца к окружающему миру. Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому,
родители пример тому!
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит,
Что с лихвой получит он всё то,
чему их учит.
Теперь вести себя прилично
не в моде стало, И обычно,
и женский пол себя позоря,
стал самословить в разговоре.
Мужья - пример для жён своих,
и дети учатся у них.
Когда родители умны
и добродетельно скромны,
то благонравны и сыны!
Коль видят нас и слышат дети:
мы за слова свои в ответе!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом.
Это произведение немецкого сатирика конца 15 века. Себастьяна Бранта
Дорогие вы наши, хорошие!
Как спасибо за все вам сказать?
В наше время, немыслимо сложное,
Очень трудно детей воспитать.
Так несносны порою бывали мы,
Все и сразу хотелось бы нам.
Силы все до конца отдавали вы
Дочерям своим и сыновьям.
Дорогие вы наши родители!
Так любить нас кто будет еще?
Долго-долго на свете живите вы,
Мудро, счастливо и хорошо!
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
В заключение все вместе исполняют песню:
«Радость моя»