Родительское собрание
«Как у второклассников повысить интерес к чтению?»
Чтение, как и любовь, – это просто образ жизни.
Даниэль Пеннак
1. Вступительное слово
В настоящее время актуальной проблемой становится воспитание читающего поколения детей. Есть ли выход? Есть! Я считаю, что именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей, способны помочь изменить ситуацию с чтением. Ради успешного настоящего и будущего своего ребёнка родители готовы горы свернуть, в том числе и гору, называемую “Чтение”. От того, что и как читают наши дети, и читают ли вообще, зависят их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
2. Развитие личности ребёнка.
Давайте вместе проследим, как чтение влияет на разные стороны развития личности вашего ребёнка.
- Как вы считаете, как влияет чтение на развитие детей?
(Ответы родителей)
(Одни видят в нём залог развития мысли, другие – залог развития нравственности, третьи – познания самих себя и окружающих, четвёртые – рост духовного начала в человеке.)
Все эти стороны дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны. Давайте воспользуемся кубом.
Во-первых, у куба шесть сторон, или граней, и таково же число аспектов развития ребёнка с помощью книги, которые мы сейчас рассмотрим. Грани разные, но в совокупности они составляют одно целое, дополняя друг друга.
- Выберите первую сторону.
Первый аспект (или первая грань куба) - воображение Книга рождает и развивает воображение ребёнка. Читая книгу, ребёнок учится угадывать развитие событий, освещённых в ней, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Второй аспект – интеллект.
Это формирования знаний в различных областях. Кто смотрит телевизионную передачу “Умники и умницы”, тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. Читающего человека отличает умение внятно излагать свои мысли и богатый оттенками разговорный язык.
Третий аспект - проблемная ситуация
Ещё одна сторона нашего куба, касается знакомства с проблемами, выдвигаемыми жизнью, и их возможных решений. В хорошей книге часто описываются какие-то проблемные ситуации, в которых оказывается герой, и ребёнок вместе с ним учится решать эти проблемы.
Четвёртый аспект – это эмоциональное развитие.
Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Сильные чувства (гнев, страдание, любовь) часто испытывают герои легенд, приключенческих книг, мемуаров, дневников, а вместе с ними и читатель. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию ребёнка.
Пятая сторона - социальное и нравственное развитие.
Один из первых элементов процесса социализации – развитие способности поставить себя на место других людей. Ребёнок учится сотрудничать с другими детьми, завязывать с ними дружбу, учится жить среди людей, понимать их, общаться, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, взятых из литературы. Самое главное то, что книги предлагают ребёнку разные ситуации, ставящие героя перед моральным выбором. Например, охотник, которому королева приказала убить Белоснежку, должен решить, подчиниться или не подчиниться чудовищному приказу.
Наконец мы подошли к последней стороне нашего куба, к последнему важному аспекту развития личности – постепенному формированию “представления” о себе.
Большую роль играют в этом процессе определённые образцы, с которыми сравнивает себя ребёнок. Большинство таких образцов дети выбирают среди реальных людей, но находят их также в литературе. Сравнивание себя с образцом для подражания означает стремление определить, в чём ты схож с ним и в чём отличаешься.
Вывод: Мы с вами выяснили, что чтение действительно влияет на разные стороны развития личности вашего ребёнка.
Давайте подумаем, что мешает чтению детей?
(ответы родителей)
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
Где же взять лишнюю минутку, чтобы почитать?
Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник Даниэль Пеннак, чья книга о чтении школьников “Как роман” во многих семьях, где есть дети, стала настольной.
Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Но как этого добиться?
Во-первых, чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
Во-вторых, чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
И, наконец, в-третьих, чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определённого жизненного стиля. Помните - Вы – образец.
Вспомните-ка эту близость в детстве, с которой, пожалуй, мало, что могло сравниться. Именно вы разожгли читательский аппетит вашего ребёнка. До такой степени, что ему не терпелось научиться читать! Вы составляли с ним в те времена чудесную пару: он, читатель, а вы - книга. Даже если вы вообще ничего не рассказывали, просто читали вслух — вы все равно были единственным в мире рассказчиком. В сущности, он узнал от вас о книге все, когда сам еще не умел читать. Вы открыли ему бескрайний мир фантазий, приобщили к радости путешествий.
Во всяком чтении заложена, как бы ни была она подавлена, радость от возможности читать,
Где найти время читать?
Я предлагаю вам такой приём, как «Вечернее совместное чтение»
Вслух!!! Дети слушают вас, слушают вашу интонацию, стараются подражать вам. И почему именно вечернее? Вечером распускаются все душевные ниточки. Вечернее чтение выполняет функцию и того, что происходит единение детей и родителей.
А хотите, давайте вместе попробуем и почитаем и проверим, как этот метод работает. Представим ситуацию я - родитель, а вы - мои дети, готовы?
( читаю - О. Генри «Последний лист»)
- Понравилось ли вам? Какие эмоции вы испытывали? Чувства? Вам интересно, чем закончилось?
Вот так и с детьми во время вечернего чтения.
- Чтение, как и любовь, – это просто образ жизни.
(раздаю буклеты с советами)