СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в повышении качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в повышении качества обучения»

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Костина Е. Б., классный руководитель

7 А класса МОУ СОШ № 23


В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.

Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе актуален не только при переходе с одной ступени обучения на другую, но и с введением новых учебных дисциплин на каждой параллели. Для учащихся 7А класса новым предметом в 2016-2017 учебном для изучения явилась физика и информатика. Окунувшись в механический мир с оборудованием, опытами, техникой, учащиеся класса в 1 четверти не совсем успешно смогли всё это усвоить. В результате итоговые результаты по предмету были достаточно невысокие. У классного руководителя возникла идея, как повысить качество и эффективность результатов по физике и информатики? А самое главное, заинтересовать данным направлением и повысить мотивацию к изучению предмета.

Сразу хочу отметить, что для успешного решения данных задач необходимы три составляющих:

  • Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов.

  • Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих результатов.

  • Классный руководитель, который достаточно знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности способствует повышению мотивации к изучению предметов.


Изучая педагогическую литературу, я остановилась на методике Н. Н. Лускановой. Больше всего меня заинтересовал её психологический подход к проблеме. Для этого необходимо провести анкетирование учащихся на выявление причин низкой мотивации к изучению предмета. С помощью этого анкетирования удалось отследить на данном этапе учащихся, которым с трудом удаётся изучение предмета физики и информатики Так же данная методика имеет преемственность для отслеживания результатов в дальнейшем.



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

5-7-й класс

АНКЕТА

Дата__________________Ф.И._______________________Класс____________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок; б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу; г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком; е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы; б) не было учебников; в) родителей; г) хотелось учиться;

д) было интересно; е) мысли о будущем; ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки; б) усилия, трудолюбие; в) мои способности;

г) хорошую работу; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование; б) я пока не знаю; в) стать отличником;

г) состоит в учебе; д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель; б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания; г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать; е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок; б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть; г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание; е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»; з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме; б) объяснение учителя; в) новая тема; г) устные задания;

д) побольше читать; е) общаться с друзьями; ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится; б) он легкий; в) он мне интересен; г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют; е) не дают списать; ж) надо исправить двойку

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

а) они легкие и их мало; б) остается время погулять; в) они интересные;

г) есть настроение; д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем; б) родители и (или) учителя; в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки; д) желание знаний; е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы; б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) хороших знаний; б) везения; в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей; д) упорной работы; е) помощи родителей.


13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения; б) трудности заданий; в) моих способностей;

г) приложенных усилий; д) везения; е) внимания к объяснению учителя;

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;

в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова; б) теряюсь; в) нервничаю; г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание; е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова; б) огорчаюсь; в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его; д) обращаюсь к учебнику; е) не делаю его, потом списываю

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они…

а) сложные и большие; б) с лёгким решением; в) письменные домашние;

г) не требуют усилий; д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону»;


Спасибо за ответы!


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

учебный мотив – 5 баллов.


Выявляются следующие итоговые уровни мотивации школьников7 А;

2 чел. – очень высокий уровень мотивации учения;

6 чел. – высокий уровень мотивации учения;

8 чел. – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

8 чел. – сниженный уровень мотивации учения;

2 чел. – низкий уровень мотивации учения


Мной, как классным руководителем, было принято решение обратится к методу проектной деятельности. Проектная деятельность как метод, повышающий учебную мотивацию обучающихся.

Проектное обучение – вид развивающего обучения, основанного на творческом усвоении знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Проекты могут быть индивидуальными и командными. Проектная деятельность позволяет развить важные личностные качества: склонность к фантазированию, стремление экспериментировать. Кроме того, проектная деятельность способствует личностному росту школьников, развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции в связи с опытом интересной работы и публичной демонстрации ее результатов. ПД позволяет удовлетворить важные потребности подростков, такие как чувство взрослости, проявляющееся в потребности уважения, самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Таким образом, ПД, опираясь на существующие интересы обучающихся, позволяет сформировать высокую учебную мотивацию.

Были предложены направления, по которым учащиеся могли создавать свои работы в более узком понимании.

  1. Физика и медицина – 7 чел. Звирь Е., Шиверских П., Горбачевская Е., Захарова А., Бобровский Н., Шусть М., Козырин Д.

  2. Физика и быт – 6 чел. Бакулина А., Тан Е., Азаров Д. Безродных И., Лобанова Е., Матвиенко Д.

  3. Физика и геометрия –7 чел. Балабанов А., Белан А., Шершень Д., Тимчук Г., Козырев М., Зеленцов Н., Черкасов Р.

  4. Физика и космос – т2 чел. Костыленва В., Калинская М.

В приложении представлены проекты учащихся 7 класса А и результаты защиты своих проектов в рамках урока физики и информатики.




РЕЙТИНГ УЧАЩИХСЯ 7 «А» КЛАССА

МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23

Классный руководитель: Костина Елена Борисовна

п/п



Фамилия, имя, отчество

логичность

доступность

Использование доп. источников

Работа с документами

Практическая часть

презентация

Демонстрация опыта

цель

баллы

Азаров Данил Евгеньевич








Андрос Эдуард Дмитриевич








Бакулина Алла Сергеевна







4

Балабанов Александр Максимович








Безродных Илья Андреевич









5

Белан Алексей Андреевич









5

Бобровский Никита Петрович









5

Горбачевская Елизавета Романовна









3

Захарова Ангелина Александровна










Звирь Екатерина Александровна









4

Зеленцов Никита Николаевич










Калинская Мария Юрьевна










Козырев Максим Андреевич










Козырин Данил Артёмович









5

Костылёва Вероника Дмитриевна










Лебединцев Матвей Дмитриевич










Лобанова Елизавета Алексеевна










Матвиенко Данил Романович










Сапожников Сергей Владимирович









3

Синельников Даниил Ильич










Тан Екатерина Олеговна









4

Тимчук Герман Максимович










Черкасов Роман Дмитриевич










Шершень Дарья Павловна









4

Шиверских Полина Михайловна










Шусть Марина Сергеевна









3


Красный – 5

Жёлтый – 4

Синий – 3

Голубой – 3-

Серый – 2

Светло-серый - 1


И в заключение:


Как видно из таблицы не все учащиеся класса приняли участие в данной работе. Но было приятно отметить, что дети с низкой мотивацией по тестированию, стали первыми и активными в этой работе: Тан Екатерина, Шусть Марина, Шершень Дарья, Сапожников Сергей.

Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал  стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.