Моё любимое произведение в русской литературе (исследовательский проект)
Автор: Павлова Мария,
7-В класс, МАОУ «СОШ №10»,
г. Миасс
Научный руководитель:
Глебова Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ №10»
Миасс,
2017
Цель исследования
Выявить зависимость между понятиями «любимое произведение» и произведение – открытие.
Задачи
1.Провести анкетирование по данной теме в 7-в классе.
2.Выяснить, что мы подразумеваем под словами «любимое произведение».
3.Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.
4.Определить их значение в данном произведении.
5.Выстроить параллель «книга – исследование - открытие».
Гипотеза
Произведение, которое нравится читать, и любимая книга – не одно и то же.
Экспозиция
«Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль , жара , солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь : ни деревца , ни кустика по дороге».
Завязка
Выбор сделан, но это путь в плен!
Ехали они долго на гору ,
переехали вброд реку , Сумерки -
выехали на дорогу и « безотрадное и безнадёжное » поехали лощиной ». состояние героя
План местности
Масштаб - «на полдни за сарай лощина»
Точка обзора – гора:
- «лощина»
- «аул другой в низочке»
- «другая гора ещё круче»
- «ещё гора »
- «лес синеется , ещё горы - всё выше и выше » - «а выше всех, белые, как сахар , горы, одна снеговая выше других шапкой стоит» .
Тропы
Возможность побега?
«…промеж двух гор синеется ровное место » - «там точно, в этой долине должна быть наша крепость »
Но!
… на ровном месте, далеко-далеко , точно дым стелется .
… Стали снеговые горы из белых — алые ; в черных горах потемнело ; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката…
Символы
Начало ночи ( молодой месяц )
- ясная погода ( месяц кверху рожками )
- надежда на спасение ( туман, как молоко белеется )
НО!
- лес - таинственная и угрожающая природа
- олень, высожары – приближающееся утро
- туман, густой, утренний , уже не помощник, а препятствие
Цвет
- «зарево красное загорелось», ;
- слово «свет» - символ свободы и снятия препятствий:
- « светлее »
- « светлее, светлее »
- « посветлело », « засветилис ь»
- « бело, светло , совсем как днём»
- Природа торопит, помогает: « Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается ».
Развязка
«Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету…»
«… близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется , и люди у костров»
«…Жилин собрался с последней силой , подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:
-Брацы! Брацы! Брацы!»
Выводы
1. Проведя анкетирование учащихся, я узнала, что понятия "любимая книга" и "произведение, которое нравится читать" имеют различное значение.
2. Проанализировав художественные средства в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", определила следующие их значения:
3. Вышеперечисленные тропы и их смысловые значения, помогли мне не только представить местность региона, но и полностью погрузиться в атмосферу, в которой находился главный герой рассказа.
Выводы
4. Перенимая настроение героя, проживая или предвосхищая события, которые могут с ним происходить, я поняла, что книга становится любимой, когда ты полностью погружаешься в события, происходящие в ней, и каждый раз перечитываешь ее на одном дыхании.
5. Так, проведя параллель "книга-исследование-открытие", я узнала, почему рассказ Л.Н.Толстого стал "любимой книгой" для меня .
Выводы
На основе данного исследования можно подтвердить, что произведение, которое нравится читать, и любимая книга - не одно и то же. Следовательно, гипотеза доказана.
Спасибо за внимание !