СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль пейзажа в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет провести урок литературы по теме "Пейзаж  в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", расширяющий знания учеников о роли пейзажа в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»

  Моё любимое произведение  в русской литературе  (исследовательский проект) Автор: Павлова Мария, 7-В класс, МАОУ «СОШ №10», г. Миасс   Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ №10»  Миасс,  2017

Моё любимое произведение в русской литературе (исследовательский проект)

Автор: Павлова Мария,

7-В класс, МАОУ «СОШ №10»,

г. Миасс

 

Научный руководитель:

Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «СОШ №10»

Миасс,

2017

Цель исследования Выявить зависимость между понятиями «любимое произведение» и произведение – открытие.

Цель исследования

Выявить зависимость между понятиями «любимое произведение» и произведение – открытие.

Задачи 1.Провести анкетирование по данной теме в 7-в классе. 2.Выяснить, что мы подразумеваем под словами «любимое произведение». 3.Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа. 4.Определить их значение в данном произведении. 5.Выстроить параллель «книга – исследование - открытие».

Задачи

1.Провести анкетирование по данной теме в 7-в классе.

2.Выяснить, что мы подразумеваем под словами «любимое произведение».

3.Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.

4.Определить их значение в данном произведении.

5.Выстроить параллель «книга – исследование - открытие».

Гипотеза  Произведение, которое нравится читать, и любимая книга – не одно и то же.

Гипотеза

Произведение, которое нравится читать, и любимая книга – не одно и то же.

 Экспозиция  «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль , жара , солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь : ни деревца , ни кустика по дороге».

Экспозиция

«Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль , жара , солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь : ни деревца , ни кустика по дороге».

Завязка Выбор сделан, но это путь в плен!        Ехали они долго на гору ,  переехали вброд реку , Сумерки -  выехали на дорогу и « безотрадное и безнадёжное » поехали лощиной ». состояние героя

Завязка

Выбор сделан, но это путь в плен!

Ехали они долго на гору ,

переехали вброд реку , Сумерки -

выехали на дорогу и « безотрадное и безнадёжное » поехали лощиной ». состояние героя

План местности  Масштаб - «на полдни за сарай лощина» Точка обзора – гора: «лощина» «аул другой в низочке» «другая гора ещё круче» «ещё гора »  - «лес синеется , ещё горы - всё выше и выше » - «а выше всех, белые, как сахар , горы, одна снеговая выше других шапкой стоит» .

План местности

Масштаб - «на полдни за сарай лощина»

Точка обзорагора:

  • «лощина»
  • «аул другой в низочке»
  • «другая гора ещё круче»
  • «ещё гора »

- «лес синеется , ещё горы - всё выше и выше » - «а выше всех, белые, как сахар , горы, одна снеговая выше других шапкой стоит» .

Тропы Возможность побега?  «…промеж двух гор синеется  ровное место » - «там точно, в этой долине должна быть наша крепость » Но! … на ровном месте, далеко-далеко , точно дым стелется . … Стали снеговые горы из белых — алые ; в черных горах потемнело ; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката…

Тропы

Возможность побега?

«…промеж двух гор синеется ровное место » - «там точно, в этой долине должна быть наша крепость »

Но!

на ровном месте, далеко-далеко , точно дым стелется .

Стали снеговые горы из белых — алые ; в черных горах потемнело ; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката…

Символы Начало ночи ( молодой месяц ) ясная погода ( месяц кверху рожками ) надежда на спасение ( туман, как молоко белеется ) НО! дорога плутает - лес - таинственная и угрожающая природа олень, высожары –  приближающееся утро - туман, густой, утренний , уже не помощник, а препятствие

Символы

Начало ночи ( молодой месяц )

  • ясная погода ( месяц кверху рожками )
  • надежда на спасение ( туман, как молоко белеется )

НО!

  • дорога плутает

- лес - таинственная и угрожающая природа

  • олень, высожары – приближающееся утро

- туман, густой, утренний , уже не помощник, а препятствие

Цвет  «зарево красное загорелось», ; слово «свет» - символ свободы и снятия препятствий: « светлее » « светлее, светлее » « посветлело », « засветилис ь» « бело, светло , совсем как днём» - Природа торопит, помогает: « Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается ».

Цвет

  • «зарево красное загорелось», ;
  • слово «свет» - символ свободы и снятия препятствий:
  • « светлее »
  • « светлее, светлее »
  • « посветлело », « засветилис ь»
  • « бело, светло , совсем как днём»

- Природа торопит, помогает: « Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается ».

Развязка   «Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету…»  «… близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется , и люди у костров»  «…Жилин собрался с последней силой , подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:  -Брацы! Брацы! Брацы!»  

Развязка

«Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету…»

«… близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется , и люди у костров»

«…Жилин собрался с последней силой , подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:

-Брацы! Брацы! Брацы!»

 

Выводы 1. Проведя анкетирование учащихся, я узнала, что понятия

Выводы

1. Проведя анкетирование учащихся, я узнала, что понятия "любимая книга" и "произведение, которое нравится читать" имеют различное значение.

2. Проанализировав художественные средства в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", определила следующие их значения:

3. Вышеперечисленные тропы и их смысловые значения, помогли мне не только представить местность региона, но и полностью погрузиться в атмосферу, в которой находился главный герой рассказа.

Выводы 4. Перенимая настроение героя, проживая или предвосхищая события, которые могут с ним происходить, я поняла, что книга становится любимой, когда ты полностью погружаешься в события, происходящие в ней, и каждый раз перечитываешь ее на одном дыхании. 5. Так, проведя параллель

Выводы

4. Перенимая настроение героя, проживая или предвосхищая события, которые могут с ним происходить, я поняла, что книга становится любимой, когда ты полностью погружаешься в события, происходящие в ней, и каждый раз перечитываешь ее на одном дыхании.

5. Так, проведя параллель "книга-исследование-открытие", я узнала, почему рассказ Л.Н.Толстого стал "любимой книгой" для меня .

Выводы  На основе данного исследования можно подтвердить, что произведение, которое нравится читать, и любимая книга - не одно и то же. Следовательно, гипотеза доказана.

Выводы

На основе данного исследования можно подтвердить, что произведение, которое нравится читать, и любимая книга - не одно и то же. Следовательно, гипотеза доказана.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!