МОУ СОШ № 3 р.п. Земетчино Пензенской области
Урок по литературе
«Роль пейзажа в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг»
6 класс
Провела учитель русского языка и литературы Никишкова Ольга Васильевна
Тема урока: «Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Цели урока:
образовательные: познакомить обучающихся со своеобразием тургеневского пейзажа, раскрыть его роль в рассказе, показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы;
развивающие: развивать навыки стилистического анализа текста, умение читать, воспринимать, интерпретировать художественное произведение;
воспитательные: способствовать развитию художественного вкуса школьников.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.В. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг», иллюстрации к рассказу «Бежин луг» А. Пахомова; учебник Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций с прил. на электрон. носителе.. В 2 ч. /В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин/; под ред. В.Я. Коровиной. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа, инсценирование.
Эпиграф:
Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета,- это природа. Две-три черты, и пахнет…
Л.Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный момент
Запись на доске:
1. «Прекрасный июльский день» (с.171-172)
2. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» (с. 173-174)
3. «Картина была чудесная» (с. 176-177)
4. «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 190-191)
5. «Утро зачиналось» (с. 196-197)
II. Вступительное слово учителя
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот рассказ – самый поэтичный и волшебный в цикле «Записки охотника»
Наш разговор сегодня важен и необходим, ибо, во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С. Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем, описывая картины природы, вы использовали результаты сегодняшней работы.
И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Это доказывают и слова Л.Н. Толстого: «Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет…»
III. Беседа
- Что называется пейзажем? (Пейзаж – картина природы в художественном произведении)
- И.С. Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.
- Сколько раз автор прибегает к пейзажным зарисовкам? Каковы они? Сколько описаний природы в рассказе?
IV. Анализ эпизода «Прекрасный июльский день» (с. 171-172) (Читает подготовленный ученик)
- Слушаем, как Тургенев рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Вникаем в основную мысль.
- Какова основная мысль описания? («Был прекрасный июльский день».)
- Чем же он прекрасен? Что особенно впечатлило вас?
«заря разливается кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветно лучезарное»,
«весело и величаво … поднимается могучее светило»
«облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
«цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»
(Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений)
V. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.
- Повторим, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
(Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве.
Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия)
- Найдите в описании июльского дня эти изобразительные средства.
Самостоятельная письменная работа по рядам:
I ряд выписывает метафоры и сравнения,
II ряд – эпитеты, относящиеся к солнцу,
III ряд – эпитеты, описывающие облака, небо.
- Обратите внимание на цветовые эпитеты, многообразие красок, разлившихся в воздухе.
- Запомните новое для себя об эпитетах: они могут быть выражены и наречиями (весело, величаво поднимается могучее светило)
Вывод: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы. Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы.
- За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу. Понаблюдаем, как меняется тон рассказа. (Чтение учителем эпизода «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» с . 173-174)
- О чём говорит это сравнение? ( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество. Ночь рождает ощущение таинственности.)
VI. Анализ эпизода «Картина была чудесная» (с. 176-177) (Читает подготовленный ученик)
- А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят.
- А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа?
- Какие изобразительные средства позволяют автору создать картину июльской ночи? (Обучающиеся называют тропы)
- А какие звуки вы здесь услышали?
Вывод: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как? (Ночная природа создает настроение грустное, таинственное).
VII. Инсценировка «У костра».
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории.
Сначала Костя рассказывает про Гаврилу, затем Илюша про Ермила и барашка на могиле утопленника.
- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Обучающиеся читают эпизод «Торжественно и царственно стояла ночь» с. 190-191)
- Какие звуки мы здесь слышим?
VIII. Анализ эпизода «Утро зачиналось» (с. 196-197). (Читает учитель)
Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение учителем эпизода)
- Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Тургеневым в этом описании (Обучающиеся называют тропы)
- Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?
- А какие звуки слышны ранним утром на лугу?
- Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений?
Вывод: Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
- Итак, попробуйте сформулировать, в чём заключается своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”?
1. Описание природы даётся со всех сторон (краски, звуки, запахи).
2. Выбор их не случаен, как не случайно и использование выразительных средств языка.
- Согласитесь ли вы с утверждением Л.Н. Толстого, считавшего И.С. Тургенева мастером изображения картин природы?
IX. Роль пейзажа в рассказе.
- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?
Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.
(Ночь «заставила» рассказывать именно «страшилки»; рассказчику ночью тревожно, а утром спокойно.)
Вывод: Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Вспомните, когда ребята рассказывают свои истории, мы слышим всплеск щуки, видим, как покатилась звезда; слышим «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», удивляемся внезапному появлению белого голубя, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами».
«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.
Домашнее задание: Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы в духе Тургенева.