СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Россия - Родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 4 классе "Россия - Родина моя"

Просмотр содержимого документа
«"Россия - Родина моя"»

Классный час «Россия – Родина моя»

Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории его образования.


Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

- прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.

Формируемые УУД :

Регулятивные :

- умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные :

- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные :

- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.



Ход занятия

  1. Отгадывание кроссворда.

1. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)



2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)



3. Живёт в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел)



4. Вежливое слово. (Спасибо)



5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)



6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)



- Какое слово получилось по вертикали?

Уч-ся: Родина.

Учитель: Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с Конституцией РФ. О Родине сложено много стихотворений.

2. Чтение стихотворение «Родина»

Ученик 1: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.



Ученик 2: У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.



Ученик 3: В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.



Ученик 4: Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!



- Какое слово получилось? (Родина)

- Что же такое Родина? (Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторона, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.)





Учитель: - А как называется наша страна? Правильно, Россия или Российская федерация.(показать на карте) Это первое и главное значение этого слова. Давным –давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский. У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.

Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150 миллионов человек.

Наше государство называется Российской Федерацией.

«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.

Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной.

- Как зовут президента нашей страны?

Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Наша страна очень красива и богата. А какие прекрасные города есть в нашей стране.

- Назовите, какие города вы знаете.



Повторение государственных символов.

Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Ученик.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.



Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. (Показывается монета). Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?



Ученик 1:

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.



Ученик 2:

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над головами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьём сражённый.



Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.

Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края!»

(Г.Граудин)

Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Рассказ заранее подготовленного ученика.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.

Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.



Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков. (Дети вслух читают текст гимна.)

Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ-основным документа государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции- является государственным праздником. В нашей стране он отмечается 12 декабря. Конституция состоит из 9 глав.



Игра «Собери пословицу».



Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и

поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

Слайд ..

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет в мире краше Родины нашей.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.



У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

Ученик читает стихотворение

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.



2. Учитель:

- Как называется область, в которой мы живём?

- Какой город является областным центром?

- Кто губернатор области?



Ученик читает стихотворение Оренбуржье – мой край родной!

Оренбуржье – мой край родной!

Пролетали века над землёй

Революцию, голод, войну –

Всё ты вынесло вместе с страной

Здесь когда-то гулял Пугачёв

И стонала земля от боли,

Он не смог победить врагов,

Но боролся за счастье и волю



Оренбуржье – мой край родной!

Стал ты вечно моей судьбой

Здесь и Пушкин бывал, и Толстой,

И Аксаков бродил над рекой

Оренбургский пуховый платок,

Славен ты от Урала до моря!

Славен путь твой, земляк – хлебороб,

Повелитель степных просторов.



Оренбургские степи мои!

Как прекрасны вы ранней весной,

Как чудесно поют соловьи,

Наслаждаясь ночною порой

Оренбуржье – мой край родной!

Ты – любовь моя и надежда.

Стало ты путеводной звездой,

Будь же вечно, цвети, как и прежде!

2.3. Рассказ учителя (сопровождается просмотром презентации)

- Мы живём с вами, ребята, в огромной стране, которая называется Россия. (слайд № 3)

- А это наша Оренбургская область на карте России (слайд № 4)

- Обратите внимание на флаг и герб Оренбургской области (слайд № 5-6)

Оренбургская область занимает обширную территорию на юго-восточной окраине европейской части России. Общая протяженность границ области составляет около 3700 км. Территория области вытянута с запада на восток на 750 км. (слайд № 7)

На севере область граничит с Республикой Татарстан, на северо-востоке – с Республикой Башкортостан, на востоке – с Челябинской областью, на юге и юго-востоке – с Казахстаном, на юго-западе – с Саратовской областью, на западе – с Самарской областью.
Территория области характеризуется довольно значительной плотностью речной сети. Наиболее крупная река Урал является транзитной, но основная часть ее стока формируется в области за счет главного притока - Сакмары. Река Урал по своей длине (2428 км) уступает в Европе только Волге и Дунаю. Площадь его бассейна 231 тыс. квадратных км. 

В состав области входят 35 районов (Абдулинский, Адамовский, Акбулакский, Александровский, Асекеевский, Беляевский, Бугурусланский, Бузулукский, Гайский, Грачевский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Красногвардейский, Кувандыкский, Курманаевский, Матвеевский, Новоорский, Новосергиевский, Октябрьский, Оренбургский, Первомайский, Переволоцкий, Пономарёвский, Сакмарский, Саракташский, Светлинский, Северный, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий, Тюльганский, Шарлыкский, Ясненский), 11 городов регионального подчинения (Орск, Медногорск, Оренбург, Новотроицк, Гай, Бугуруслан, Ясный, Соль-Илецк, Сорочинск, Кувандык, Абдулино), 1 поселок городского типа регионального подчинения (Комаровский). (слайд № 7)

На территории области располагается Оренбургский заповедник. Заповедник создан с целью сохранения и восстановления уникальных равнинных, холмисто – увалистых и низкогорных степных ландшафтов Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья. В состав заповедника входят четыре изолированных друг от друга участка общей площадью 21653 га, расположенные в четырех районах области: Первомайском – участок «Таловская степь» (3200 га), Беляевском - «Буртинская степь» (4500 га), Кувандыкском – «Айтуарская степь» (6753 га), Светлинском – «Ащисайская степь» (7200 га).


В структуре промышленного производства преобладают машиностроение – 12,4%. топливная – 28,0 и пищевая промышленность – 9,2% и черная металлургия – 28,0%.
Крупнейшие предприятия:
• ОАО "Оренбургэнерго"
• ОАО "Оренбургнефть"
• ОАО "Нефтемаслозавод"
• ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - мазут топочный, дизтопливо, бензин автомобильный, масла
• ОАО "Носта" - чугун, прокат черных металлов, заготовки стальные, кирпич, кокс
• АООТ "Медногорский медно-серный комбинат"
• ОАО "Орский завод по обработке цветных металлов" - медный прокат, латунный прокат
• ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений" - хромовые соединения, материалы лакокрасочные, натрий сернистый
• ОАО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения" - прокатное оборудование, оборудование для цветной металлургии
• ОАО "Орский машиностроительный завод" - гидроцилиндры, замки буровые, огнетушители
• ОАО "Уралэлектро" - электродвигатели, пускатели магнитные, электропылесосы
• ГУП "Оренбургский локомотиворемонтный завод"
• ОАО "Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов"

Полезные ископаемые – природный газ комплексного состава (запасы 260 млрд. м3), нефть (420 млн. т), соль, сланцы (1 млрд. т), руды черных и цветных металлов комплексного состава (около 200 млн. т), асбест (420 млн. т), строительные материалы.

Памятники федерального значения, расположенные в Оренбургской области (слайд № 8- 56



1) Наша Оренбургская область расположена на Южном Урале. Её соседями являются Челябинская, Саратовская, Куйбышевская области, Казахстан, Татарстан, Башкортостан.

2) Природная зона, где мы живём, лесостепная и степная.

По её территории текут 290 рек, но самыми крупными считаются такие реки: Урал, Самара, Сакмара, Илек, Тобол.

Есть много подземных и минеральных вод, а болот и озёр мало.

3) В нашей области есть крупные города: Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук, Бугуруслан, Медногорск. А ещё Кувандык, Сорчинск, Абдулино, Гай и другие. Крупные районные посёлки: Акбулак, Илек, Тюльган, Саракташ, Светлый, Адамовка и др.

..

1) Богат и разнообразен природный мир нашей области. Есть у нас прекрасный Бузулукский бор, в котором так легко дыши- тся, ведь в нём растут сосны, 26 видов кустарников, много трав, есть и лекарственные. 2) В лесах и степях области растут деревья : дуб, липа, клён, осина, берёза тополь, вяз, карагач; кустарники : орешник, калина, смородина, вишня, шиповник, чилига, сирень и др. Вдоль дорог посажены лесополосы.

3) Мало лесов в нашей области, но они защищают воду и почву нашего края. Их надо беречь, в них водятся много разных животных, среди которых есть и исчезающие виды: дрофа, сайгак, лебедь (у детей в руках рисунки животных).

4) В степях живут суслики, хомяки, тушканчики, зайцы, сурки, перепёлки, волки, лисы, хорьки… В лесах нашей области есть куницы, белки, лоси, косули, зайцы, рыси, кабаны… В гости заходят и медведи.

5) Хищными птицами в нашем краю являются: беркуты, филины, совы. Они защищают поля от грызунов. На территории нашего села водятся и такие птицы: дрозды, скворцы, грачи, удоды, дятлы, поползни, живут и орлы, и совы, много воробьёв и других мелких птиц.

6) В реках и озёрах есть рыба: лещ, судак, карп, щука, окунь.

В наших водоёмах ловят рыбу и местные рыболовы, и приезжие.

7) На землях нашего края можно увидеть жаб, лягушек, змей, ужей, ящериц. Ядовитая гадюка у нас тоже водится.



3.

- В каком районе мы живём?

- Сколько лет району? 81

- Кто глава района? Павленко Г.В.



Акбулакский район наш – бескрайние степи

И открытые в небо глаза родников,

По ковыльному морю бушующий ветер

И бегущие тени седых облаков.

Акбулакский район – это горы из мела,

Что сложились из жителей древних морей,

Караванных дорог позабытые стрелы

И, наверное, родина скифских царей.

Акбулакский район – это нивы пшеницы

И на поле жующее стадо коров,

Это речка Илек, что к Уралу стремится,

Это белой зимою ковёр из снегов

Это милые сердцу резные тюльпаны

И вершина над степью – гора Корсак-Бас

И дорога железная в дальние страны,

И надгробия камень святой- кулпытас

Акбулакский район – это трудные будни,

Что богатство для нашей земли создают,

Акбулакский район – это добрые люди,

Что на самой границе так дружно живут

Светлана Сафронова

- Сколько лет Акбулаку? (111)

4.

- Как называется наше село?

История нашего села.



Нас с детства влекут

Ароматы таинственных стран.

И ветер фантазий

Уносит нас часто туда,

Но рядом и речка, и холмик,

Овражек и пруд

И все это нежно

Родиной малой зовут



Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город, или маленький поселок где-нибудь в степи. С годами, становясь взрослыми и проходя свой жизненный путь, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края; можем сменить место жительства, переехав в провинцию, или в огромный мегаполис, но центр по-прежнему там, на нашей малой Родине. Ее сменить нельзя.

Наша малая Родина — небольшое село на 320 дворов, село Шкуновка Акбулакского района Оренбургской области. Расположилась наше село на южных оконечностях Уральских гор, откуда начинаются бескрайние казахские степи. Село наше является самой южной точкой не только района и области, но и России. Российско-казахская граница проходит в 15 километрах южнее нашего села.

1111 жителей нашего села — это дружная многонациональная семья, со своими традициями и обычаями. Это русские, казахи, татары, украинцы, молдаване, мордва, немцы.

То, о чем Вам нынче расскажем,

Все как следует знать должны.

Ведь история села нашего -

часть истории нашей страны.

Свою историю Шкуновка начинает с 1906 года, когда по решению Царского правительства России началось массовое переселение людей из густонаселенных губерний Украины в Оренбургскую губернию.

В 1906 — 1907 годах приехали первые переселенцы из Херсонской губернии, а позже из Кременчугской.

Они обосновались на левом берегу реки Малая Хобда, так как она была самой полноводной рекой на юге Оренбургской губернии и единственным источником пресной воды засушливых степных условий.

Коренное население нашей местности — казахи. Они вели кочевой образ жизни и занимались в основном животноводством. По словам старожилов, всех переселенцев радушно встречал коренной житель казах Айман. Он размещал переселенцев, занимался распределением земли. Переселенцы получили по десять десятин земли на каждое лицо мужского пола.

«Новые люди», а именно так называли, переселенцев несли с собой обновление культуры и быта кочевников.

В 1910 году село было переименовано и стало называться Шкуновка, в честь первого начальника переселенцев по фамилии Шкунов.

Если коренное население занималось в основном скотоводством, то переселенцы активно занимались возделыванием земли. Суровая засушливая степь с трудом поддавалась им, но «новые люди» не отступали, пахали землю на волах и лошадях, сеяли, убирали урожай. В низовьях реки и по ее берегам раскинулись крестьянские огороды, картофельные поля. Жители села стали жить одной большой дружной семьей, работая на щедрой земле и радуясь результатам своего труда. Жили в небольших землянках. Своими силами построили церковь и мельницу — это были самые большие строения.

Революция, гражданская война не обошли стороной Шкуновку. Были и «белые», и «красные», появились первые коммунисты — Помаз Д и Соломонов П.

В 1926 году на Шкуновскую землю пришла коллективизация, которую жители села приняли по-разному.

Первым председателем колхоза был Тарас Килько, коллективное хозяйство улучшило благосостояние жителей. На заработанные «трудодни» колхоз выдавал зерно, сахар.

Появилась техника и первыми трактористами были Соломонов М, Нагайченко А. Были образованны тракторные бригады. Был создан колхоз «Гигант», в который вместе со Шкуновкой вошли близлежащие села. Председателем был коммунист 25-тысячник Горбылец К.

В 1934 году было решено в здании церкви открыть школу. Первым учителем стал Реут Алексей Трифонович, проработавший в Шкуновской средней школе более 30 лет. Сельские дети, помимо учебы в школе, очень много работали: помогали родителям вести домашнее хозяйство, работали на колхозных огородах, участвовали в сенокосной страде и уборке урожая, тем самым, получая с раннего детства особую закалку. Тяжелые испытания легли на плечи жителей села в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушло 150 человек, из них 125 человек не вернулись. Их имена высечены на памятной плите обелиска Славы, воздвигнутого в честь боевого и трудового подвига земляков в годы войны, их имена записаны в Книгу памяти области и района.

В 1941 году в нашем селе была сформирована знаменитая на всю Оренбургскую область женская тракторная бригада, бригадиром которой была Мельниченко Т. Д.

Множественными правительственными наградами отмечен труд наших женщин — трактористок: Пономаревой В., Иващенко В., Щечка Д., Ушаковой А., Колесник О., Мельниченко Т.Д., Воскобойник В.Т. За свой труд они были награждены орденами Ленина. Трудная была послевоенная жизнь, но сельчане не падали духом, продолжали обеспечивать страну животной и растительной продукцией.

Организовывали МТС (машинотракторную станцию), в которую было собрано огромное количество землеобрабатывающей техники и привлечено множество специалистов. Село росло, и нужна была новая школа. В 1976 году было построено новое типовое здание школы, директором которой была заслуженный учитель — Воронова М.К.

Рассказывая о школе, нельзя не упомянуть о людях, посвятивших ей и детям всю свою жизнь, ветераны педагогического труда Соломонова Л.С., Колесник К.С., Веккер И.А., отличники образования Мезенцев В.П. и Мезенцева Л.В. Менялись политические времена, менялись неоднократно и названия нашего колхоза, а Шкуновка оставалась одноименной. Постоянно изменялась ее инфраструктура, появлялись новые формы коллективной деятельности. Украшением ее истории являются ее люди: заслуженный агроном России Веккер И.И., первоцелинники ветераны труда — Толпекин В.Ф, Козловский Б.Е., участники ВДНХ — заслуженный колхозник Томов И.П., заслуженные механизаторы РФ — Даршт И.А., Никитенко Т.А. и другие.

Здесь каждая былинка на примете,

Вздыхает острый запах чабреца.

Нет ничего прекраснее на свете,

Чем эта степь без края, без конца.

Итог:
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Помните, у Пришвина есть замечательные слова: « Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем беречь лес, степь, горы! Рыбе – вода, птице - воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину».

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

--- Что нового вы узнали на занятии?

--- О чём расскажите своим родным, друзьям?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!